План-конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе. Тема: «Народные праздничные обряды».
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

План-конспект урока  по изобразительному искусству в 5 классе. Тема: «Народные праздничные обряды».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_u.no_12.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

ФГКОУ  «Ставропольское президентское кадетское училище»

План-конспект урока

по изобразительному искусству

в 5 классе

 

 

Тема: «Народные праздничные обряды».

                                                                                             

                                                                                                   

                                                                                                    Преподаватель

                                                                                                 изобразительного искусства:

Бузовская Е.А.

                                                         

2012-2013

ТЕМА: «Народные праздничные обряды».

Преподаватель: Бузовская Е.А.

 Цель: познакомить кадет с национальными особенностями праздничных обрядов, через творческую деятельность передать характерные традиционные особенности одного  из праздников.

Задачи:

1. Развивать навыки составления многофигурных композиций в соответствующем колорите.

2. Формирование взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ. Развивать творческие способности, фантазию, практические навыки выполнения многофигурной композиции.

3.. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности, познавательную и творческую активность.

Оборудование: интерактивная доска, мольберт, ватман.

Ход урока.

                Ход урока.

I.    Организационный момент, цели, мотивация.

II.   Представление новых знаний.

III. Практическая работа (включает фазы: планирование, реализацию, анализ).

IV. Подведение итогов.        

I.   Организационный момент.

Здравствуйте, кадеты. Давайте поприветствуем друг друга. Проверьте, готовы ли вы к уроку изобразительного искусства, все ли принадлежности у вас с собой. Молодцы. Все готовы. Мы можем начать работу.

II. Информационно-поисковый этап. 

В сознании наших предков время было цикличным, а порядок жизни определялся сменой времен года. В определенное время сеяли, пахали, косили и жали. Особое место отводилось праздникам. Человек считал себя частью природы и хотел быть участником всех происходящих вокруг событиях. Календарные праздники являлись одним из способов этого участия. В праздниках и увеселениях люди находили  передышку от всевозможных тягот жизни. Они переносились в беззаботный мир радости и веселья.

Каждый из праздников отмечался особым образом.

Рождество Христово один из главных православных праздников. Как гласит церковное предание, Иисус Христос родился в ночь на 7 января. Именно с этого дня начинаются так называемые святки, которые длятся в течение двух недель. У православных христиан с этим праздником связано огромное количество традиций и обрядов. Один из них рождественские колядки.
Слово коляда произошло от латинского calendae, что означает первый день месяца. Раньше словом коляда славяне называли Рождество, но со временем значение слова изменилось, и колядками стали называть обрядовые песни, с которыми обходились дома в канун Рождества. Колядная дружина (в основном дети и молодежь), выходила на улицу со звездою и вертепом (старинный народный кукольный театр), как только наступали сумерки.
Колядующие наряжались в костюмы и маски, чтобы их нельзя было узнать. Рядились в медведей, коз, лошадей, цыган
Основной смысл колядок восхваление дома, в который пришли колядующие, его семьи, а также различные пожелания богатства и хорошего урожая.
Пришла коляда.

 А еще девушки в эту пору  устраивали святочные гадания, желая увидеть суженого – ряженого…Девушки устраивали посиделки и гадали различными способами на свое будущее.

Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал «родительский день», когда славяне поклонялись душам усопших предков.

В народе каждый день масленицы имеет свое название.

  • Понедельник — встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.
  • Вторник — заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать».
  • Среда — лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
  • Четверг — широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирушкам.
  • Пятница — тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.
  • Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок. 
  • Последний день Масленицы — прощёное воскресенье. Все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в ответ слышат: «Бог простит». В Православной Церкви считается, что смысл Масленицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина.

     Разгуляй – один из дней масленицы. Разгуляй в  солнечный денёк на свежем воздухе  с песнями, плясками и традицией  – сжигание Масленицы (соломенное чучело как символ зимы).

Сейчас красят яйца только в чистый четверг - на Пасху, а в стародавние времена это был целый цикл обрядов, связанных с плодородием природы и человека. Вели эти обряды в основном женщины, потаенно и бережно храня и передавая защитную магию символов, нанесенных на живое яйцо – зародыш будущей птицы. А ведь птица в нашей древней символике означала не что-нибудь, а душу человеческую, воплощенную или невоплощенную в тело. И символы эти работали, лечили и тела и души как самих мастериц, так и тех, кому писанки предназначались. Это был огромный мир символов, иногда показывающих устроение вселенной и путь души по божественным мирам, иногда хранящих здоровье или привлекающих богатство, иногда дарящих силу воинам для битвы или роженицам в рождении ребенка. Огромный красочный мир, где руками были выписаны и ярость, и любовь, и нежность, и стремление ввысь…

На протяжении всей весны происходит раскраска яиц «писанок», «крашенок» - и различные игры с ними. Церковный пасхальный календарь в значительной мере заслонил сущность обрядов, связанных с яйцами, но содержание росписи писанок уводит нас в глубокую старину. Здесь есть и небесные олени, и картины мира, и множество древних символов жизни и плодородия. В этнографических музеях хранится тысячи писанок, являющихся, самым массовым наследием славянских представлений. Яйца, как крашеные, так и белые, играют важную роль в весенней обрядности: выезд на первую пахоту производится «с солью, с хлебом, с белым яйцом»; яйцо разбивают о голову коня или пашущего вола; яйцо и печенье-крест обязательная принадлежность обрядов при посеве. Нередко яйца закапывают в землю, катают по засеянному полю. Яйца кладут под ноги скоту при выгоне на юрьев день и лельник, кладут в ворота хлева, чтобы скот переступил через них; с яйцами обходят скот и дарят их пастуху. Итак, подведем итог: Славянская писанка – древний народный вид искусства, и одновременно – послание к богам, которые оберегают род людской. 

Праздник летнего солнцеворота.

       Парни загодя срубают деревце. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера. Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Под деревце прилаживают изображение Ярилы – куклу. «Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Разжигают костер. Возле этого костра и пойдёт самое веселье. Обережные травы и венки раздаются всем участникам.   Праздник начинается около четырёх часов дня. Девушки заводят хоровод вокруг берёзки и поют. Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеёк», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костёр прогорит да осядет, начинается выбор суженых.
Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит её догонять. Поймав, ведёт её к костру, через который они прыгают…

3.        Самостоятельная работа учащихся.

Воспитанникам предлагается создать тематические многофигурные композиции, раскрывающие особенности одного из  народных праздничных обрядов. Ребята сами могут подобрать композиционное и колористическое решение.

В процессе самостоятельной работы учащихся, оказываю индивидуальную и общегрупповую помощь, чтобы избежать ошибок в выборе формата, точки зрения, центра композиции. Отмечаю качество, интересный замысел и творческий подход.

 4. Рефлексия.        

Спрашиваю ребят, с какими  народными праздничными обрядами мы познакомились, как они связаны с временами года? Поощряю правильные творческие ответы.

5.Домашнее задание.

Ребята, в качестве домашнего задания я предлагаю воспитанникам подготовить небольшие сообщения о народных праздничных обрядах, которые мы не озвучили на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по изобразительному искусству. 7 класс. Тема: «Мой край богат историческими событиями. Село Кошки в годы Великой Отечественной войны».

Завершающий урок из блока уроков по теме: "Мой край богат историческими событиями. Село Кошки в годы Великой Отечественной войны"....

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

План - конспект урока по изобразительному искусству для учащихся 4 класса "Народные праздники"

Нестандартный урок направлен на  развитие  мыслительных способностей учащихся и навыков научно - исследовательского поиска....

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...