Культура и искусство в годы ВОВ (внеклассное мероприятие)
методическая разработка по музыке

В годы Великой Отечественной войны борьбы за свободу и независимость Родины стала главным содержание жизни советских людей. Эта борьба требовала от них предельного напряжения духовных и физических сил. И именно мобилизация духовных сил советского народа в годы Великой Отечественной войны главной задачей нашей литературы и нашего искусства, которые стали могучим средством патриотической агитации.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий исторического литературно-музыкального вечера "Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны"

Цели и задачи:

Познакомиться, совместно с учащимися с культурой нашей родины в годы ВОВ.

Показать закономерность развития.

Развивать интерес учащихся к Отечественной культуре.

Дать знания, необходимые для восприятия различных сторон культуры СССР времён ВОВ.

Расширить кругозор учащихся.

Форма работы: коллективная.

Оборудование: магнитофон или караоке, репродукции с картин посвящённых ВОв.

Оформление: На доске записаны: тема, пословицы и поговорки, прикреплены репродукции. Столы расставлены так, чтобы участники рассаживались группами.

Ход проведения

I. Оргмомент.

II. Проведение мероприятия

Песня.

Симфоническая музыка.

Театр.

Кинематограф.

Литература и поэзия.

III. Заключительное слово учителя.

Учитель:

Сегодня мы собрались для того, чтобы отдать дань уважения нашему народу, который не только не удалось поработить немецко-фашистским захватчикам, но не удалось сломить и волю, и дух народа. И во время тяжёлых испытаний, выпавших на их долю, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. И сейчас мы окунёмся в мир искусства времён Великой Отечественной войны.

Учитель зачитывает эпиграф, записанный на доске:

“В искусстве русском, в русской речи есть

И мощь, и тонкость, мысль и страсти пламя,

В нём издавна звучит свободы весть,

И Пушкин предсказал её стихами”.

Ученик:

В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Всё лучшее, что было заложено в культурных традициях народов нашей страны, стремилось проявиться таким образом, чтобы помочь миллионам людей осознать своё место, в общем строю. Характернейшей чертой развития культуры становится углубление интереса к национальному классическому наследию. И это не случайно. Фашизм с его делением народов на “полноценные” и “неполноценные” являл собою пример уничтожения культурного наследия многих народов. “Превосходство арийской культуры”, которое несли с собой завоеватели, неизбежно вызвало обратную реакцию. Фашистское варварство в национальных святынях – Ясной Поляне, Пушкиногорье, Петродворце – ясно показывало, что уничтожение национальных культур – одна из главных стратегических целей фашизма. И миллионы людей, как бы заново обратились к известным духовным ценностям.

Художники

Учитель:

- Советские художники возродили традиции времён Гражданской войны. На первый план вновь вышли агитационные формы: плакаты, политическая карикатура. Тексты к плакатам писали поэты Д. Бедный, В. Лебедев-Кумач, С. Маршак.

Ученик:

Художники Ленинграда за первые полгода войны создали более 300 работ разных наименований, тиражом более 200 000 экз. Они работали в нетопленных мастерских, тускло освещаемых коптилками во время бомбардировок и обстрелов. В начале января 1942 г. они организовали выставку своих произведений, отражавших героическую борьбу с врагом – “Ленинград в дни Отечественной войны”. Было представлено 126 картин и эскизов. Участвовало 37 художников. Температура в выставочном зале не поднималась выше 10 градусов, а организаторы выставки и её участники, еле передвигались от истощения.

3.Художник Герец в состоянии крайней дистрофии принёс с Васильевского острова два эскиза. Один в тяжёлой позолоченной раме. Он сказал: “Я хочу, чтобы картины хорошо выглядели”. В день открытия Герец умер в помещении выставки.

4.Многие художники Ленинграда были тесно связаны с фронтом: Астапов, Казанцев, Кобелев, Курдов, Николаев работали в частях действующей армии; Верейский, Петров, Хигер – на кораблях Балтийского флота; Власов, Прошкин и др. в партизанских отрядах.

1.Зимой 1941-1942 гг. московские художники студии им. Грекова выехали в 16 армию, сражавшуюся под Москвой; в 1942 г. – в Сталинград. Художник Лукомский создал серию портретов героев Сталинграда.

Поэзия.

Учитель:

- Настоящий подъём переживала поэзия.

Ученик:

- Я за тебя врагу навстречу

Иду без страха, мой народ,

И звук твоей прекрасной речи

Всегда в душе моей живёт. (Я. Смеляков)

Учитель:

Особой любовью на фронте и в тылу пользовались поэтические произведения Ольги Берггольц “Февральский дневник”.

Ученик:

- И стыли ноги, и томилась свечка

Вокруг её слепого огонька

Образовалось лунное колечко,

Похожее на радугу слегка.

Когда немного посветлело небо,

Мы вместе вышли за водой и хлебом

И услыхали дальней канонады

Рыдающий тяжёлый, мерный гул,

То армия рвала кольцо блокады,

Вела огонь по нашему врагу.

Учитель:

“Жди меня” Константина Симонова бойцы вырезали из газетных страниц, переписывали, передавали из рук в руки.

А герой поэмы А. Твардовского “Василий Тёркин” стал подлинным любимцем, заняв прочное место во фронтовом фольклоре.

Ученик:

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной

Не шутя, Василий Тёркин,

Подружились мы с тобой.

Без тебя, Василий Тёркин,

Вася Тёркин – мой герой,

А всего иного пуще

Не прожить наверняка –

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька.

Учитель:

В мае 1945 г. подразделения советских войск, штурмовавшие Берлин, ворвались во двор фашистской тюрьмы Маобит. Там уже никого не было, только ветер носил по пустому двору обрывки бумаг - это были страницы из теперь уже знаменитой “Маобитской тетради” Муссы Джалиля.

Ученик читает стихотворение “Варварство”.

Музыка.

Учитель:

- В годы войны были созданы замечательные произведения камерной, оперной и симфонической музыки.

Ученик:

По радио дали тревожный отбой.

Пропел о покое знакомый гобой.

Окно раскрываю, и ветер влетает,

И музыка с ветром. И я узнаю

Тебя, многострунную бурю твою,

Чайковского стон лебединый, - Шестая, -

По-русски простая, по-русски святая,

Как Родины голос; не смолкший в бою. (Н. Крандиевская-Толстая)

Звучит Седьмая симфония Шостаковича

Ученик читает стихотворение М. Матусовского

Была непогода скупа,

Снежком припущенная малость,

Как будто бы это крупа

По карточкам нам выдавалась.

Но город, окованный тьмой,

С уныло ползущим трамваем

Был этой осадной зимой

Прекрасен и незабываем.

Когда композитор бочком

Пробрался к подножью рояля,

В оркестре смычок за смычком,

Проснулись, зажглись, засияли.

Над миром взрывалась гроза.

Ещё никогда на концерте

Так близко не чувствовал зал

Присутствия жизни и смерти.

Ей пламя дышало в лицо,

Глушила её канонада

Она прорывала кольцо

Блокадных ночей Ленинграда.

Учитель:

- С большим подъёмом работали и другие видные советские композиторы: С. Прокофьев создал симфоническую увертюру “1941 год” и оперу “Война и мир”; Ю. Шапорин закончил патриотическую ораторию “Сказание о битве за русскую землю”; А. Хачатурян две симфонии и музыку к балету “Гаянэ”.

В годы войны многие композиторы ушли добровольцами на фронт, многие из них погибли в боях за Родину или в оккупации. "Если бы они были живы, они стали бы гордостью нашей музыкальной культуры. Они отдали за Родину самое дорогое - жизнь",- так писал о них композитор Тихон Хренников.

Они были молоды, но оставили после себя творческое наследие - музыку, которую так и не успели услышать исполненной. Вспомним эти имена.

         Макаров-Ракитин Константин Дмитриевич (1912-1941).

Московский композитор. Закончил консерваторию и аспирантуру по классу композиции Н.Мясковского, был его ассистентом. Среди сочинений композитора опера "Невеста солдата", симфония, концерт для фортепиано, романсы и песни. В 1940 году призван в армию. Погиб в сентябре 1941 года в бою под Ярцевом.

         Гольц Борис Григорьевич (1913-1942).

Ленинградский композитор. Окончил консерваторию по классу фортепиано Л.Николаева и по классу композиции В.Пушкова. В числе его сочинений Праздничная увертюра для симфонического оркестра, квартет, цикл "24 прелюдии для фортепиано", инструментальные пьесы, романсы, песни, музыка к фильму "Шахтеры". Его жизнь оборвалась в дни блокады Ленинграда на одном из кораблей Балтики.

         Тарнопольский Владимир Моисеевич (1897-1942).

Окончил Московскую консерваторию по классу М.Гнесина. Участник многих фольклорных экспедиций в различные районы нашей страны. Творческое наследие композитора составляют одноактная опера "Пир во время чумы", многочисленные песни и пьесы для народных инструментов, обработки народных песен, а также музыка к драматическим спектаклям. Погиб в бою под Сталинградом осенью 1942 года.

         Яруллин Фарид Загидуллович (1914-1943).

Родился в Казани. Учился на рабфаке, затем окончил Московскую консерваторию по классу композиции Г.И.Литинского. Автор первого национального татарского балета "Шурале", обработчик татарских и башкирских народных песен. Он написал музыку для камерно-инструментальных ансамблей ( квартет, трио, сонаты, пьесы), а также песни и романсы. Был призван в армию в июле 1941 года. В 1945 году погиб в боях под Веной.

         Томилин Виктор Константинович (1908-1941).

Окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции В.В.Щербачева. Большую творческую работу он сочетал с общественной. В списке его сочинений опера "Семен Котко", симфонические сюиты ("Эпизоды гражданской войны", "Крымская сюита"), сочинения для оркестра народных инструментов, песни и романсы, мелодии к спектаклям и кинофильмам, музыка для детей и др. В начале войны Виктор Томилин поступил в школу младших лейтенантов, по окончании ее сражался на передовой и погиб в декабре 1941 года под Ленинградом.

         Меликян Грачия (1913-1941).

Родился в Ереване. Окончил Московскую консерваторию по классу композиции В.Я.Шебалина. Композитором написаны симфоническая поэма "Давид Сасунский", струнный квартет, соната для виолончели и фортепиано, сюита для симфонического оркестра, пьесы для скрипки и фортепиано, прелюдии для фортепиано и другие сочинения. В июле 1941 года погиб в бою под Могилевом.

ПЕСНЯ

Ученик:

Оперативнее всех военная тема была использована в песенном жанре. Подлинным событием не только музыкального искусства, но и всей русской культуры, стала песня на слова композитора А. Александрова на слова поэта В. Лебедева-Кумача “Священная война”. Она была впервые исполнена ансамблем песни и пляски Красной Армии на Белорусском вокзале Москвы перед отъезжающими на фронт советскими воинами в первые дни войны.

Звучит песня “Священная война”.

Ученик:

Во времена ВОВ поэты и композиторы создали тысячи песен. Многие из них прочно вошли в устный репертуар народа. Исполнители забывали имена авторов песен, а иногда и не знали их: произведения бытовали анонимно, как и старые народные песни.

Ученик:

- Я стал участником событий,

Которым равных не найти.

О, песни сердца, расскажите,

Что воин чувствовал в пути.

Юноши поют песню “В землянке”.

Учитель:

- Песни распространялись как устно, так и письменно; вкладывались в письма, помещались в боевых листках, заносились в записные книжки, печатались во фронтовых газетах.

Исполняется песня «Катюша», «Темная ночь»,  «Синенький скромный платочек», Б.Окуджава «Ах война, что ты подлая сделала»(СЛУШАНИЕ), «Здесь птицы не поют…» , «…Он не вернулся из боя» В.Высоцкий, (СЛУШАНИЕ)

                                   

Ученик:

Сколько звёзд голубых, сколько синих,

Сколько ливней прошло, сколько грёз.

Соловьиное горло Россия,

Белоногие пущи берёз.

Да широкая русская песня,

Вдруг, с каких то дорожек и троп

Сразу брызнувшая в поднебесье

Породному, по-русски, взахлёб.

 Кинематограф

Ученик:

- Большую популярность в годы войны приобрёл кинематограф. Уже в первые дни войны на фронт выехало более 100 съёмочных групп, они отсняли тысячи метров плёнки, запечатлели самые важные битвы с врагом. Огромный эмоциональный заряд патриотизма и ненависти к врагу несли документальные ленты “Ленинград в борьбе”, “Разгром немецких войск под Москвой”, “Битва за Севастополь”, “Победа на правобережной Украине”, “Освобождение советской Белоруссии”, “Освобождённая Чехословакия”, “Берлин” и др. А последней лентой, завершающей летопись войны, - фильм “Суд народов” о Нюрнбергском процессе, выпущенный в ноябре 1946 г.

Особенной популярностью у зрителей, как фронта, так и тыла пользовались “Боевые киносборники”, составленные из короткометражных художественных фильмов, созданных крупнейшими мастерами советского кинематографа – В. Пудовкиным, С. Герасимовым, М. Донским, С. Юткевичем.

Первый полнометражный художественный фильм военного времени “Машенька” вышел на экраны страны в 1942 г. А затем “Секретарь райкома” И. Пырьева, “Радуга” М. Донского, “Она защищает Родину” Ф. Эмлера, “Нашествие” А. Рома, “Во имя Родины” В. Пудовкина, “Два бойца” Л. Лукова, “Новые похождения Швейка” С. Юткевича.

Кроме военной тематики советское киноискусство продолжало разрабатывать историческую тему: С. Эйзенштейн создал грандиозное полотно об Иване Грозном, В. Петров поставил фильм о Кутузове, В. Пудовкин – о Нахимове.

В кинофильмах военной поры снимались выдающиеся советские актёры: Борис Андреев, Михаил Жаров, Николай Крючков, Марина Ладынина, Валентина Серова, Николай Черкасов, Борис Чирков, Вера Марецкая и др.

Театр.

Ученик:

- Артисты драматических, музыкальных театров, эстрады, также вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. В блокадном Ленинграде не прекращал своей работы Театр комедии. Большим успехом пользовались созданные в годы войны пьесы А. Корнейчука “Фронт”, Л. Леонова “Нашествие”, К. Симонова “Русские люди”, А. Крона “Офицер флота”.

С первых дней войны широкое распространение получил выезд художественных бригад непосредственно на фронт, в заводские цеха, к труженикам сельского хозяйства. Только в Москве было создано 700 таких бригад, в Ленинграде – 500. За время войны на фронте побывало около 4 000 артистических бригад, в которых было занято 42 000 творческих работников. Ими было дано 440 000 спектаклей и концертов. В госпиталях перед ранеными воинами было проведено 530 000 концертных выступлений. Свыше 10 мес. пробыла на фронте бригада Центрального Дома Красной Армии, выехавшая в армию ещё до войны. Артисты всё время находились вместе с частями при отступлении, в походах, на отдыхе. Бригада дала 860 концертов. Большой зрительский успех сопровождал выступления эстрадного оркестра под управлением Л. О. Утёсова, куплетистов Борисова и Набатова, дуэтов Мирова иДарского, Мироновой и Минакера, Лидии Руслановой и Клавдии Шульженко.

Исполняют все вместе песню “Синий платочек”. (Стихи Галицкого, Максимова; муз. Е. Петерсбурского).

Учитель. Заключительное слово.

- Сегодня мы лишь коснулись культуры, созданной нашим народом в годы ВОв. В трудное время наш народ всегда мог сплотиться. Своей культурой и искусством мы доказали врагу, что варварство присуще им, а наша страна осталась страной свободных и талантливых, никому не покорившихся, художников, поэтов и музыкантов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны

Слайд 2

«В искусстве русском, в русской речи есть И мощь, и тонкость, мысль и страсти пламя, В нём издавна звучит свободы весть, И Пушкин предсказал её стихами.»

Слайд 5

Герои Сталинграда

Слайд 6

Поэты Константин Симонов . Ольга Берггольц Александр Твардовский

Слайд 7

Музыканты

Слайд 8

Макаров-Ракитин Константин Дмитриевич (1912-1941). Московский композитор. Закончил консерваторию и аспирантуру по классу композиции Н.Мясковского, был его ассистентом. Среди сочинений композитора опера "Невеста солдата", симфония, концерт для фортепиано, романсы и песни. В 1940 году призван в армию. Погиб в сентябре 1941 года в бою под Ярцевом.

Слайд 9

Гольц Борис Григорьевич (1913-1942). Ленинградский композитор. Окончил консерваторию по классу фортепиано Л.Николаева и по классу композиции В.Пушкова. В числе его сочинений Праздничная увертюра для симфонического оркестра, квартет, цикл "24 прелюдии для фортепиано", инструментальные пьесы, романсы, песни, музыка к фильму "Шахтеры". Его жизнь оборвалась в дни блокады Ленинграда на одном из кораблей Балтики .

Слайд 10

Тарнопольский Владимир Моисеевич (1897-1942). Окончил Московскую консерваторию по классу М.Гнесина. Участник многих фольклорных экспедиций в различные районы нашей страны. Творческое наследие композитора составляют одноактная опера "Пир во время чумы", многочисленные песни и пьесы для народных инструментов, обработки народных песен, а также музыка к драматическим спектаклям. Погиб в бою под Сталинградом осенью 1942 года.

Слайд 11

Яруллин Фарид Загидуллович (1914-1943). Родился в Казани. Учился на рабфаке, затем окончил Московскую консерваторию по классу композиции Г.И.Литинского. Автор первого национального татарского балета "Шурале", обработчик татарских и башкирских народных песен. Он написал музыку для камерно-инструментальных ансамблей ( квартет, трио, сонаты, пьесы), а также песни и романсы. Был призван в армию в июле 1941 года. В 1945 году погиб в боях под Веной.

Слайд 12

Томилин Виктор Константинович (1908-1941). Окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции В.В.Щербачева. Большую творческую работу он сочетал с общественной. В списке его сочинений опера "Семен Котко", симфонические сюиты ("Эпизоды гражданской войны", "Крымская сюита"), сочинения для оркестра народных инструментов, песни и романсы, мелодии к спектаклям и кинофильмам, музыка для детей и др. В начале войны Виктор Томилин поступил в школу младших лейтенантов, по окончании ее сражался на передовой и погиб в декабре 1941 года под Ленинградом.

Слайд 13

Меликян Грачия (1913-1941). Родился в Ереване. Окончил Московскую консерваторию по классу композиции В.Я.Шебалина. Композитором написаны симфоническая поэма "Давид Сасунский", струнный квартет, соната для виолончели и фортепиано, сюита для симфонического оркестра, пьесы для скрипки и фортепиано, прелюдии для фортепиано и другие сочинения. В июле 1941 года погиб в бою под Могилевом.

Слайд 14

«В землянке »

Слайд 16

Владимир Семенович Высоцкий (25.01.1938 — 25.07.1980)

Слайд 17

На миг очутиться бы рядом с тобою, Чтоб всей своей силою, нежностью всей Понять и услышать симфонию боя, Последнюю музыку жизни твоей… М. Алигер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс загадок «Времена года» (цикл внеклассных мероприятий) 1-4 классы

Цикл внеклассных мероприятий о временах года состоит из четырех отдельных конкурсов загадок и игр. Эти мероприятия хороши для работы в каникулы. Дети с большим интересом участвуют в конкурсах, заранее...

"Гроза двенадцатого года..." Разработка внеклассного мероприятия с мультимедийной игрой

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Отечественной войне 1812 г. Представляет собой литературно-историческую композицию с презентацией и музыкальным клипом. Композиция позвол...

Белгород в годы войны (внеклассное мероприятие ко Дню Победы)

Победа народа - победа каждого. Все, вместе и каждый в отдельности, жители нашей страны внесли свой вклад в победу над врагом. Мы свято чтим их подвиг и он навсегда останется в наших сердцах! В предла...

Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели по истории и культуре Тема мероприятия: «Памятники Отечественной войны 1812 года»

Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели по истории и культуре Тема мероприятия: «Памятники Отечественной войны 1812 года»...

Внеклассное мероприятие по истории России на тему «Революция 1917 года через призму искусства»

Внеклассное мероприятие по истории России на тему «Революция 1917 года через призму искусства» для 9 класса.Файл содержит конспект мероприятия, презентацию и материал для работы групп...

Разработка внеклассного мероприятия "Юрий Гагарин. Звездный избранник" в рамках фестиваля "Культура - свет души, слава разума и красота жизни", посвященного Году культуры.

Цель:  активизация познавательной деятельности учащихся. Задачи:- включить учащихся в активное познание истории, духовных ценностей и традиций родной страны;- изучить жизнь и деятельность вы...