Консультация-практикум муз.руководителя для педагогов: «Роль воспитателя в музыкальном развитии детей дошкольного возраста в режиме ДОУ».
консультация по музыке

Пирогова Ольга Николаевна

Цель: 

 Рассказать педагогам о роли воспитателя на музыкальных занятиях и утренниках.

  1. Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей
  2. Музыкальные занятия и роль воспитателя
  3. Роль ведущего на праздниках и развлечениях

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Консультация-практикум для воспитателей.

«Роль воспитателя в музыкальном развитии детей дошкольного возраста в режиме ДОУ».

 Цель: 

 Рассказать педагогам о роли воспитателя на музыкальных занятиях и утренниках.

  1. Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей
  2. Музыкальные занятия и роль воспитателя
  3. Роль ведущего на праздниках и развлечениях

Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей.

     Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.

    Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях, но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей.

Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей, утренней гимнастике, при проведении некоторых водных процедур, во время прогулки (в летнее время), вечеров развлечений, перед сном. Допускается включение музыки в занятия по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.

 А сейчас, я озвучу задачи, которые может помочь решить воспитатель по муз развитию детей. а также формы их решения.

1. Исправление, закрепление навыков и умений получаемых на занятиях. (Это закреплние текста песен, движений танца, хороводных, речевых игр.)

2. Расширение муз. представлений, кругозора детей.

Это как прослушивание аудио записей, использованных на муз. занятиях, так и по выбору самого воспитателя. Очень интересны детям беседы на тему «Звуки окружающего мира». Воспитатели могут использовать игры со звуком, прослушивание звуков деревянных, метеллических, стеклянных, шуршащих, поэксперементировать с этими звуками. Поиграть в дид. игры по типу игры: «Шумовые и муз. звуки».

Музыкальные занятия и роль воспитателя.

Рассмотрим роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Музыкальное занятие-это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.

Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги должны понимать ее значение для всестороннего развития личности и быть ее активным проводником в жизни детей. Очень хорошо, когда дети в свободные часы водят хороводы, поют песни, подбирают мелодии на металлофоне. Направлять процесс музыкального воспитания  в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно - воспитатель. Но для этого воспитатель должен иметь необходимые знания в области музыки.

Музыкальные занятия  предполагают следующие  виды деятельности:

1.Слушание  –  основной вид музыкальной деятельности.

Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться  о ней, определять  характер прослушанного произведения, научить ребенка различать  танец, марш, колыбельную, познакомить со средствами выразительности: темпом, динамикой, регистром, познакомить с  творчеством русских и зарубежных композиторов.

2.Пение и песенное творчество.  Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения.

3.Музыкально-ритмические  движения -  включают в себя танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы,  упражнения.  Дети учатся двигаться в соответствии  с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. К несложным творческим заданиям относится инсценировка песен.

4.Обучение игре на детских музыкальных инструментах -   развиваются сенсорные музыкальные  способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умению различать звучание инструментов.

     Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, но это ни в коей мере не  снижает активности воспитателя.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

1.Воспитатель сидит с безучастным видом

2.Воспитатель перебивает исполнение

3. Дают словесные указания наравне с музыкальным  руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)

4.Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)

Активность воспитателя зависит от  трех  факторов:

1. От возраста детей:  чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

2.От раздела музыкального воспитания:  самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.

3.От программного  материала: в зависимости новый или старый материал.

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать  в процессе обучения детей:

  • 1.

 При пении воспитатель садится на стул  перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм.

Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения).

 В распевании не участвует.

 Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию

Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.

 При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».

 В группе повторяет с детьми слова песен с правильными ударениями, смягчая безударные окончания в словах.

2.

При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построения или давая отдельные указания в пляске, игре)

3.

Направляет  самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным  руководителем материал.

4.

Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.

5.

Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми.

6.

Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету.

   Итак:

  • На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.
  • Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.
  • На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.
  • Воспитатель с собой приносит тетрадь с твердой обложкой на спирали и ручку, чтобы записывать слова песен, игр, движения танцев, рекомендации и т.д.
  • Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.

Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях.

Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне них. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Допускается включение музыки в занятия по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.  

Роль ведущего на праздниках и развлечениях

Рассмотрим еще одну важную форму музыкально – эстетического воспитания детей – праздничный утренник, который включает в себя практически все виды творческой деятельности детей и педагогического коллектива.

Утренник является частью всей воспитательной работы, проводимой в детском саду. Здесь осуществляются задачи нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья единого педагогического процесса.

От воспитателя в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой  программы.

Основная задача воспитателя – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей.

Этапы подготовки к праздникам и развлечениям:

1. Знакомство со сценарием и его обсуждение. В ходе обсуждения выбираются: ведущий, исполнители взрослых персонажей и дети на ведущие роли. В ходе обсуждения уточняются ключевые моменты праздника.

2. Распределением стихов руководит воспитатель, т. к. он знает, кто выступал на предыдущем празднике и кто лучше подойдет для чтения того или иного стихотворения. Стихи и роли раздаются детям на дом для совместного разучивания с родителями – воспитатель контролирует этот процесс, для последующей отработки выразительного чтения.

 3. Подготовка атрибутов. Музыкальный руководитель отвечает за подготовку музыкальных атрибутов. За подготовку остальных – отвечают воспитатели данной группы. Они могут поручить их изготовление родителям, сделать совместно с детьми или делают сами.

 4. Еще раз подчеркнем, что Ведущий должен очень хорошо знать весь ход праздника, знать все стихи детей и кто конкретно из детей их читает.  Воспитатели, наравне с детьми, должны хорошо знать тексты песен и танцы.

5. Во время праздника Ведущий озвучивает не только тот текст, который дан в сценарии, но и своими словами, по мере возникшей необходимости, должен обыгрывать ситуации.

 6. Перед утренником важно настроить детей на радостное, но ответственное событие в жизни группы, напомнить о правилах поведения на празднике.

  • На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.
  • Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т. д.
  • Перед утренником воспитатель должен  разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.
  • Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.
  • Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.
  • На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.
  • Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.
  • Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.
  • Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.
  • По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).

 Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место).

Ведущий должен быть находчивым! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких  случаях ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений).

         Родители тоже могут принять участие в подготовке праздников: помочь в украшении  помещения, оформления стенной газеты, изготовлении костюмов, в исполнении небольших ролей или  чтении  стихов, исполнении музыкальных номеров со своими детьми.

         Родители – желанные гости на празднике. Заведующая и выделенный ему в помощь воспитатель (родитель) приветливо встречают гостей и размещают их в зале. Родителей обязательно необходимо предупредить о том, что нужно принести сменную обувь. После утренника  воспитатели предлагают родителям записать  свои впечатления в «Книге отзывов».

         Хорошо проводить обсуждения прошедшего праздника на педагогическом совещании, где обсуждаются положительные моменты праздника  и  допущенные  ошибки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида «Антошка» с.Зудилово Первомайского района Алтайского края консультация «Роль воспитателя в музыкальном развитии детей дошкольного возраста в режиме ДОУ». Подготовила: Пирогова Ольга Николаевна Музыкальный руководитель МАДОУ д/с о/в «Антошка» с.Зудилово.

Слайд 2

Цель: Рассказать педагогам о роли воспитателя на музыкальных занятиях и утренниках. Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей Роль воспитателя на музыкальных занятиях Роль ведущего на праздниках и развлечениях.

Слайд 3

Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей Задачи: Исправление, закрепление навыков и умений получаемых на занятиях. Расширение музыкальных представлений, кругозора детей.

Слайд 4

Музыкальные занятия и роль воспитателя Виды деятельности: Слушание Пение и песенное творчество Музыкально-ритмические движения Обучение игре на детских музыкальных инструментах

Слайд 5

Ошибки воспитателя Воспитатель сидит с безучастным видом 2.Воспитатель перебивает исполнение 3.Даёт словесные указания наравне с музыкальным руководителем 4. Нарушает ход занятия

Слайд 6

Активность воспитателя зависит от трёх факторов От возраста детей От раздела музыкального воспитания От программного материала

Слайд 7

Воспитателю важно помнить 1. При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм. Поёт вместе с детьми (не заглушая детского пения). В распевании не участвует. Поёт с детьми разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности. При разучивании песни, подпевает в «трудных местах». В группе повторяет с детьми слова песен с правильными ударениями, смягчая безударные окончания в словах.

Слайд 8

Воспитателю важно помнить 2. При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах)-участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построения или давая отдельные указания в пляске, игре). Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету.

Слайд 9

Воспитателю важно помнить 3. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал. 4. Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.

Слайд 10

Роль ведущего на праздниках и развлечениях Этапы подготовки: Знакомство со сценарием. Распределение стихов. Подготовка атрибутов. Ведущий должен знать весь ход праздника, стихи детей (кто их читает),знать тексты песен, танцы. Уметь импровизировать. Дать установку детям.

Слайд 11

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование музыкально-дидактических пособий для музыкального развития детей дошкольного возраста"

В презентации освещены вопросы необходимости использования музыкально-дидактических пособий, вследствии чего развивается общая музыкальность  ребёнка, его творческие способности. Предложены назва...

Роль воспитателя в музыкальном развитии детей

Консультация для воспитателей...

Консультация "Музыкальное развитие детей дошкольного возраста"

Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот м...

Консультация "Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.Роль воспитателя на музыкальном занятии,его функции, сотрудничество с музыкальным руководителем.Ряд правил, которые не стоит нарушат...

Программы и технологии по музыкальному развитию детей дошкольного возраста

Программы и технологии по  музыкальному развитию детей дошкольного возраста...

Рабочая программа дошкольного образования по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с ЗПР

Ведущая цель Программы - создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, театрализованной деятельности....

Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста

Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста ...