Два направления в музыке
план-конспект урока по музыке (7 класс)

Урок проходит по методике сингапурских технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dva_napravleniya_po_metodike_singapurskih_tehnologiy.docx21.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка»

Ход урок

Слайд 1

  1. Оргмомент.

Добрый день, уважаемые ребята. Мы сегодня на уроке работаем сидя в группах, сотрудничая и помогая лучше усваивать учебный материал.       Сегодня мы продолжаем углублять знания по основной теме 2- го полугодия, кто мне поможет её озвучить?

 (Особенности музыкальной драматургии камерной и симфонической музыки)

Тема же сегодняшнего урока называется: «Два направления музыкальной культуры…», а название этих направлений, вы узнаете в ходе урока, когда разгадаете кроссворд.  

  1.  Актуализация знаний. Работа по принципу Rally Coach. (Класс поделен на 2 половины ) (Сначала один ученик делает задание, а другой если не знает помогает или хвалит. Потом меняются.)

Итак, у каждой группы есть по 4 задания с вопросами, работаем с партнерами по плечу, партнеры отвечают на два вопроса. В конце задания свои ответы записываем в кроссворд  и у вас должны получиться 4 буквы из направления. Время 7 минут. По сигналу участник №1 встает и говорит ответ группы. У каждой половины должна получиться своя культура.

Вопросы для первой половины класса: (ключевое слово – «светская»)

1)Как называется музыкальное произведение, которое в переводе с греческого, означает эпическая песня в исполнении сказителя, пишется в свободной форме на основе народных песен и танцев?                                                                                                                                               (Рапсодия)

2)Какому композитору принадлежит симфония№4?(П.Чайковский)

3)Какой композитор написал 1-ую американскую оперу «Порги и Бесс»? (Д.Гершвин)                                                                                                                                            4)Как называется вокальный или инструментальный ансамбль, состоящий из 4 исполнителей?(Квартет)                                                                                                            

5)Имя русского композитора – химика 19в., написавшего оперу «Князь Игорь»?(Александр)                                                                                                                                                                                     6)Какому композитору принадлежит Симфония №3 «Героическая»? (Бетховен)                                                                                  7)Кого  в музыке называли мастером полифонии, произведения которого исполняются в обработке и в наше время?(И.Бах)                                                                                                                                                                                                     8)Как называется музыкальный термин (следование) - перемещение мотива, повторение последовательности звуков на разной высоте, в восходящем или нисходящем направлении.(секвенция)

Вопросы для второй половины класса: (ключевое слово – «духовная»)

1)Музыкальный термин, с помощью которого композиторы применяют не только буквальное, точное повторение, но и изменённое.(варьирование)                                

 2) Как называется подражание, повторение темы или мотива в другом голосе музыкального произведения? (имитация)                                                              

 3)Как называется построение целого произведения и его частей, где соблюдаются принципы сходства или различия - в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов? (драматургия)                                                            

 4) Как называется на французском языке ночное произведение лирического настроения в инструментальном исполнении?                                                              

5)Какой русский композитор – химика 19в., написал «Ноктюрн» для квартета и оперу «Князь Игорь»?

6)Как называется музыкальный термин, который является одним из самых распространённых способов развития музыки? (повторение)

7) Имя немецкого композитора, написавшего Симфонию №3 «Героическую».                      

 8) Как называется главное в музыке, так же как и в жизни, изменение интонации, темы, мелодии? (развитие)

Слайд 2 Ответы на кроссворд : светская и духовная.

Дописываем тему урока.

Работа по учебникам стр.88. Сейчас каждая группа самостоятельно работает с учебником.

Первые 2 абзаца читают все, но после делимся : «светская» половина класса, работает на странице 90 – 91,«духовная» половина класса на странице 88 – 89.

Работа по принципу Round Table – (обучающая структура, в которой учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги). 

Берем лист  с заданием №2,  и по кругу каждый выполняет задание. Время выполнения 10 минут.

По сигналу начинаем обмениваться полученными знаниями. На первые четыре вопроса отвечает участник №2,на  следующие вопросы отвечает участник №3. Итак в каждом направлений. Отвечает «светская» половина класса, затем «духовная».

вопросы «духовной» команде

1) - Как вы понимаете духовная музыка?                    

  - Музыка, написанная на религиозный текст.                                                                          

2) – Основная тема духовной музыки?                

 - Духовная музыка всегда была связана с богослужением, обращалась только к темам Священного писания.                                                                                                                      

3) - Что является основой развития религиозной музыки?  

- Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа.

4) - Какие произведения в восточной православной церкви вы можете назвать?                                - Литургия и всенощная, венчание и молебен, в истоках, которых лежит знаменный распев.                                                                                                                                                                     5) - А в западной католической церкви?          

 - Месса, реквием, страсти, кантаты и в их основе–хорал(многоголосное пение в сопровождении органа и оркестра)                                                                                    

6) - Благодаря какому жанру духовная музыка получает глубокое и многогранное развитие?

- Полифонии 

вопросы «светской» команде:                                                                                                              

- 1) На что опиралась светская музыка в своих истоках?                                                                                    - Светская музыка в своих истоках опиралась на народно – песенную, танцевальную культуру.                                                                                                                                            2) - Как называлась в 16веке «комнатная музыка», написанная для небольшого состава исполнителей? (камерная музыка)                                                                                                                    3) Какая музыка звучала при дворах знатных вельмож и в домашней обстановке?                         - Камерная музыка.                                                                                                                                                               4) - Где в основном работали профессиональные музыканты и исполнители вплоть до 18 века?                                                                                                                                                                               - Вплоть до 18 века они служили капельмейстерами и органистами при дворах монархов, князей, архиепископов.                                                                                                                 

5) - С какого  века активизируется их светская концертная жизнь и становится свободной от влияния церкви?                                                                                                    

 - С середины 18 века активизируется их светская концертная жизнь и становится свободной от влияния церкви. Увеличивается количество оркестров, ансамблей и сольных концертов.                                                                                                                      6)- Какие классические виды инструментального ансамбля были созданы венскими композиторами?                                                                                                                                - В творчестве венских композиторов – классиков – Гайдна, Моцарта, Бетховена и других, формируются классические виды инструментального ансамбля: соната, трио, квартет.                                                                                                                                                 7) - Какая музыка звучала при дворах знатных вельмож и в домашней обстановке?                         - Камерная музыка.                                                                                                                                                8) - Когда появилась и чем  отличается от церковной музыки?                                                                                                                             - Камерная музыка появилась в 16 веке, исполнялась инструментально или вокально в небольших помещениях, но постепенно стала исполняться не только в узком кругу знатоков и любителей музыки, но и в больших концертных залах

Слайд 3    Давайте проверим, что у вас получилось.  Вопросы на слайде.

И всё, что вы узнали, о двух направлениях музыкальной культуры, мы закрепим в восприятии музыки. Работа по принципу Simultaneous Round Table, (в которой 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках или в тетради и по окончанию времени передают друг другу по кругу).

Каждый берет листочек с заданием №3. Это слуховой анализ. Вам предстоит расставить цифры, а также нужно дописать название произведений.  По окончании передаем свои листы по кругу. Проверьте правильность результатов с результатами на экране.

Поставьте оценку по следующей шкале: 0-1 ошибок «5» 2-3 ошибки – «4»; 4-5 ошибок – «3». Передайте результаты хозяину листа.

Духовный концерт,1ч. «Не отвержи мене во время старости» М.Березовский

2

«Господи помилуй» («Kyrie, eleison!») из «Высокой мессы» И.Баха

4

Соната №14 «…» Л. Бетховена

1

Романс «…» М. Глинки

3

Баллада «…» Ф. Шуберт

5

Слайд 4 Ответы слухового анализа.

Ребята, у нас ещё одно произведение, которое вам знакомо и поможет нам закрепить ваши полученные знания на сегодняшнем уроке в вокальной музыке, к какому направлению музыкальной культуре её можно отнести              «Как здорово» О.Митяева, определяем (светской)                

3. Вокально-хоровая работа - «Как здорово».

4.Итог урока.- Как вы думаете ребята,  для чего нужна нам и человечеству духовная и светская музыка? (Ответы ребят)                                                                                                                                            

  Я благодарна вам за хорошую работу. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7 КЛАСС. ДВА НАПРАВЛЕНИЯ В МУЗЫКЕ.

КОНСПЕКТ УРОКА, КОТОРЫЙ ОТРАЖАЕТ РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДВУХ НАПРАВЛЕНИЙ: СВЕТСКОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО....

проект по музыке"Народная музыка:истоки направления"

Ученический проект по программе "музыка" 6 класс авторы Критская и Сергеева....

Дополнительная общеразвивающая комплексная программа для детей и подростков с ограниченными возможностями художественно-эстетической направленности «Мир музыки и театра»

Цель: создать условия для социальной реабилитации ребят и развить их творческие и интеллектуальные способности, навыки общения,  посредством театрализовано - игровой и музыкальной деятельно...

Направления современной музыки 9 класс

Рабочая  программа внеурочной деятельности...

Кейс по направлению "Книга(музыка,спектакль,фильм)-про меня

В рамках подготовки к итоговому сочинению составлен кейс по одному из направлений ИС...

Расширенный план сочинения по направлению "Книга(музыка,спектакль,фильм)-про меня

Составлен расширенный план к сочинению"Книга,к которой хочется всегда возвращаться"...

«Новые направления современной музыки и как к этому относиться»?

laquo;Новые  направления  современной  музыки  и как  к  этому относиться»?...