Урок по музыке в 5-м классе "Волшебная палочка дирижера"
методическая разработка по музыке

Елена Юрьевна Писарева

Дирижёр (от фр. diriger — управлять, направлять, руководить) — руководитель разучивания и исполнения ансамблевой (оркестровойхоровойоперной и т. д.) музыки. Именно дирижёру принадлежит художественная трактовка произведения, он же призван обеспечить как ансамблевую стройность, так и техническое совершенство исполнения. Хотя те или иные формы управления группами музыкантов существовали ещё в глубокой древности, в самостоятельную профессию, требующую специальных навыков и специальной одарённости, дирижирование превратилось лишь во второй половине XIX века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_-_volshebnaya_palochka_dirizhera.docx25.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок по музыке в 5-м классе

"Волшебная палочка дирижера"

Писарева Елена Юрьевна, учитель музыки

Цели урока:

  • Образовательная: показать особое значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки; познакомить с историей возникновения симфонического оркестра; показать выразительные возможности различных групп инструментов, входящих в симфонический оркестр; углубить восприятие симфонической музыки.
  • Развивающая: развивать интерес к предмету, учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы, находить параллели в образах музыки и изобразительного искусства.
  • Воспитательная: воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов других стран; знакомиться с музыкальными традициями своего края.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер с колонками, учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской "Музыка" для 5 класса, творческая тетрадь к данному учебнику.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие в форме вокальной попевки, исполняемой учителем - "Здравствуйте, ребята, здравствуйте!" (поступенное восходящее движение от первой ступени к пятой и возвращение к тонике по звукам тонического трезвучия).

Ответ детей - "Здравствуйте, учитель, здравствуйте!" (полное повторение исходной попевки).

II. Изучение нового материала.

Учитель. Дети, посмотрите, пожалуйста, на экран. Представителя какой творческой профессии вы видите на слайдах? К кому он обращается и что за таинственные знаки он посылает?

Дети (предполагаемые ответы). Это дирижёр! Он главный в оркестре, руководит оркестром.

Учитель. "Дирижирование (от нем.dirigieren, франц.dirigtn- направлять,управлять, руководить) -один из наиболее сложных видов музыкально- исполнительского искусства; управление коллективом музыкантов в процессе разучивания и публичного исполнения ими музыкального произведения". Какими оркестрами может руководить дирижёр?

Дети. Есть дирижёры в военных оркестрах, когда на Красной площади проходит парад Победы.

Учитель. Давайте ещё раз вместе назовём виды оркестров, которыми руководит дирижёр: симфонический, камерный, эстрадно - симфонический, джазовый, духовой, оркестр народных инструментов (слайд 4).

Интересно, что в каждом музыкальном коллективе своего руководителя называют особенно: в хоровом коллективе - хормейстер, в давние времена в старой армии были военные дирижёры - тамбурмажоры. Для того, чтобы вы убедились, насколько важен дирижёр в симфоническом оркестре, я расскажу вам интересную историю. Работая много лет в школе, мы вместе с ребятами в течение всего учебного года посещаем циклы концертов по детским музыкальным абонементам в концертном зале. Итак, мы на первом концерте музыкального абонемента "Приглашает симфонический оркестр". Зрители заняли свои места, оркестр настроил инструменты на ноту "ля", которую берёт деревянный духовой - гобой. Начало концерта почему-то задерживают: Зрители зааплодировали, приглашая музыкантов начать концерт. И вот музыкант, которого называют первой скрипкой, взмахнул смычком и зазвучала музыка. Играть музыканты начали вместе, но их музыка как-то не складывалась: виолончели и скрипки, словно соревнуясь, стали ускорять темп. Ударные исполняли свою партию всё медленнее, а медные духовые играли так громко, что заглушали всех. Получалась не музыка, а хаос звука, шум! Первый скрипач взмахнул смычком, и оркестр перестал играть. Зрители недоуменно переглядывались. Вновь взмах смычка - оркестр начинает играть, но у них вновь ничего не получается, нет слаженной игры, они не могут исполнить первый номер концертной программы! Музыканты и остановить одновременно не могли своё неудачное исполнение: не всем виден взмах смычка первой скрипки. Оркестр в третий попытался начать концерт: Но вот из-за кулис стремительной походкой вышел дирижёр, взмахнул палочкой и оркестр зазвучал слаженно и дружно. Мы слушали увертюру И. Дунаевского «Дети капитана гранта.»

В конце концерта зрители благодарили дирижёра и музыкантов за прекрасную встречу с музыкой и расставались ненадолго, всего на месяц. Дети, что нового из мира музыки узнали зрители, пришедшие первый раз на концерт симфонического оркестра? Из каких групп состоит симфонический оркестр?

Дети. Без дирижёра симфонический оркестр играть не может, потому что это большой коллектив музыкантов. Оркестр состоит из четырёх групп: струнные смычковые инструменты, деревянные духовые, медные духовые и ударные инструменты.

Учитель. Концерты, которыми дирижирует В. Понькин, всегда проходят с большим успехом. А ещё он занимается педагогической деятельностью. Владимир Александрович - профессор Московской консерватории им. П.И.Чайковского, учит искусству дирижирования молодых музыкантов.

"Наличие или отсутствие таланта обнаруживается сразу, как только музыкант впервые поднял руки у дирижёрского пульта. Но из пяти талантливых в лучшем случае один становится настоящим дирижёром" В. Понькин.

Что делает дирижёр, как работает симфонический оркестр, этот уникальный коллектив? На эти вопросы вы должны найти ответы на нашем уроке.

Давайте послушаем, как звучит фортепианная версия симфонической поэмы "Дон Жуан" Рихарда Штрауса (учитель играет на фортепиано). Но это музыка для симфонического оркестра. Ярко ли она звучит? Это красивая музыка. Однако мы не можем услышать тембры музыкальных инструментов, но может " оркестровать" эту мелодию. Теперь послушаем, как эту музыку сыграет оркестр (звучит вступление к симфонической поэме "Дон Жуан" Р.Штрауса).

 Дети, скажите, какие группы инструментов вы услышали и можете назвать?

Дети. Играли все инструменты: струнные, ударные, деревянные духовые и медные. Вели мелодию скрипки, затем вступили медные духовые.

Учитель. Деревянные духовые в этом произведении мало солируют, они украшают игру других инструментов. Это словно бьющееся сердце оркестра. Но если представить, что перестанет играть хоть одна группа оркестра, то распадётся вся ткань музыкального произведения.

Сейчас мы поговорим об истории оркестровой музыки и об инструментах, составляющих первые оркестры. BAROGUE (в переводе с итальянского - причудливый, вычурный) - это художественный стиль, господствующий в музыке, архитектуре, изобразительном искусстве с 1600 - 1750гг. ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ (1685 - 1750) - величайший композитор эпохи Барокко. БРАНДЕНБУРГСКИЙ КОНЦЕРТ № 3, первая часть (звучит фрагмент Бранденбургского концерта № 3 И. С. Баха).

Ребята, какие инструменты вы услышали?

Дети. Играли скрипки и клавесин.

Учитель. Верно. "Интересно как мало струнных использовал Бах по сравнению с современными оркестрами. Огромные современные струнные коллективы начинались с небольших оркестров, состоявших из десяти, двенадцати, четырнадцати инструментов. Состав оркестра зависел от финансовых возможностей королевства, где они создавались. Но Баху это не мешало создавать прекрасную музыку!

Скрипка - самый важный инструмент оркестра, Золушка симфонического оркестра. Это самый совершенный инструмент из всех струнных.У неё чудесное звучание и невероятный диапазон. Не следует забывать, что во времена Баха и до него были сделаны лучшие инструменты в истории. В маленьком итальянском городке Кремона делали прекрасные и неповторимые скрипки. Запомним имена Страдивари, Амати, Гварнери. Маленький городок славился своими мастерами. За последние триста лет никто не смог сделать скрипки лучше, чем мастера Кремоны. Богатство звучания скрипки Страдивари современным мастерам сотворить не удалось. В Бранденбургском концерте № 3 Бах писал партию для каждого инструмента как соло. Для исполнения и прослушивания эта музыка была выбрана потому, что произведение было написано именно для девяти струнных: 3 скрипки, 3 альта, 3 виолончели и клавишные. Со временем было забыто о том, что концерт играли 9 музыкантов. Сто, двести лет спустя его стали играть большие симфонические оркестры, где 50 - 60 струнных. Но сегодня важно сыграть эту музыку так, как написал Бах - для девяти солирующих инструментов".

CLASSICAL (в переводе с латинского - образцовый, правильный) - это художественный стиль в изобразительном искусстве, архитектуре, литературе, музыке с 1750- 1825 гг. Музыкальные произведения, созданные в период существования венской классической школы, к которой принадлежали Й. Гайдн, В. Моцарт, Л.Бетховен, называются классическими. УВЕРТЮРА К ОПЕРЕ "СВАДЬБА ФИГАРО" (звучит фрагмент увертюры В.А.Моцарта). ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙМОЦАРТ (1756 -1791)- гениальный австрийский композитор. Пальму первенства в творчестве мог уступить лишь великому Баху. Ранняя смерть композитора - величайшая трагедия в истории музыки. Работал во всех музыкальных жанрах. Им написаны более 40 симфоний, 25 фортепианных концертов, концерты для скрипки, кларнета, флейты, 17 сонат, для фортепиано, оперы, духовная музыка.

Учитель. Дети, какие инструменты в данном фрагменте солировали?

Дети. Главную мелодию исполняли скрипки, но хорошо была слышна партия деревянных духовых.

Учитель. "В увертюре "Свадьба Фигаро" мы слышим деревянные духовые, которые то по-хорошему соперничают со струнными, то сливаются с ними.Но так бывало не всегда, раньше было по-другому. Первые деревянные духовые играли ужасно, инструменты плохо держали строй. Деревянные духовые "выручали" композиторов, заполняли паузы, играли гармонию, фон и никогда не вели мелодию. Со временем их качество улучшилось, они стали технически более совершенны. И Моцарт, и Гайдн начали писать мелодии для деревянных духовых.

Итак, оркестр со временем расширялся. Росла группа струнных, и в два раза больше стало деревянных духовых. Как правило, было 2 флейты, 2 гобоя. 2 кларнета, 2 фагота. Одной из причин этого - расширение слушательской аудитории. Зарождался новый класс буржуазии, для которых игрались эти концерты. Появилась идея публичных концертов. Это естественное желание людей делиться своей музыкой не с десятками, а с сотнями людей".

Композитор эпохи классицизма ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН (1770-1825 гг.), портрет работы И. Штилера. Симфонии Бетховена уж точно требовали исполнения в больших залах и играть должен был симфонический оркестр.

Учитель. Дети, как вы понимаете, что такое симфония?

Дети. Это большое и серьёзное произведение, в нём несколько частей.

Учитель. Почему композитор обращается к такому масштабному произведению? Что он хочет в нём выразить? С каким литературным произведением можно сравнить жанр симфонии?

Дети. В таком большом произведении композитор будет рассказывать важные события жизни человека. В литературе тоже есть большие произведения. Это повести и романы.

Учитель. Значительную часть жизни композитор посвятил совершенствованию жанра симфонии. Симфония складывалась также долго, как симфонический оркестр.

Классическая симфония состоит из четырёх частей: 1 часть - быстрая, 2 часть- медленная, 3 часть - менуэт или трио, 4 часть - быстрая, финал.

Сейчас вам будет предложено прослушать фрагмент симфонии Л.Бетховена. Попробуйте почувствовать по характеру музыкальных тем, что хотел нам сказать композитор, какую рассказать историю (звучит главная идве побочные темы Симфонии № 3 "Героическая").

Дети. Музыка начинается как будто с толчка, с двух аккордов. В музыке нет покоя, как будто идёт война, сражение.

Учитель. Вы правильно почувствовали, что здесь картина напряжённой борьбы. Прозвучали темы - главная и две побочные из Симфонии № 3 "Героической". В 1789 году началась Великая французская революция, которая оказала огромное влияние на многие европейские страны. Революция позволила выдвинуться многим военачальникам, среди которых был Наполеон Бонапарт. "Эта симфония была задумана в связи с Боннапартом, когда он был ещё первым консулом. - вспоминает ученик композитора Фердинанд Рис. - На заглавном листе стояло слово "Буонапарте", а внизу "ЛуидживанБетховен".Но как только Бетховен узнал, что Бонапарт провозгласил себя императором, он пришёл в ярость, разорвал главный лист и озаглавил симфонию "Героическая" в честь героев, павших в борьбе за свободу. Эта симфония созвучна с картиной художника Э.Делакруа "Свобода на баррикадах". Это настоящий образ революции в искусстве. Во главе сражающихся - классическая богиня с современным оружием в руках. На картине запечатлена возможность изменить ход истории, а так же то, что за революцию расплачиваются кровью. Знаменитый триколор - красный, белый, синий появляется именно в эти дни. Сейчас этот женский образ-символ Франции. Делакруа был в центре восстания, которое произошло в июне 1830 года. Начал работать три месяца спустя после революционных событий. Общая площадь картины около десяти квадратных метров. Это огромное полотно, художник работал быстро. Картина написана крупными мазками, но сохранились наброски и эскизы этой картины, которые дают нам понять, насколько трудна работа над художественным произведением. "Свобода на баррикадах" написана 24 года спустя после написания Симфонии № 3 Л. Бетховена, но их объединяет дух борьбы за свободу, за человеческие права, показывая глубокие потрясения в жизни людей и влияние этих событий на всю дальнейшую историю.

Дети, в учебнике на стр. 118 - 119 есть фотографии дирижёра Г.Рождественского. Как вы считаете, не какой фотографии дирижерский жест соответствует музыке Симфонии № 3 "Героическая". Представьте себя дирижёрами и продирижируйте фрагментом симфонии, передав движениями рук характер музыки (звучитначало экспозиции Симфонии № 3 Л.Бетховена).

Учитель. Изменялись ли ваши жесты придирижировании? Как изменялись и почему?

Дети. Когда музыка звучала громко, то движения рук становились "большими", как будто дирижёр показывал музыкантам, что нужно играть громко и все вместе. Зазвучала музыка более напевная - руки должны передать, что характер музыки другой и продирижировать плавно.

ROMANTIK (в переводе с французского - чувственный) - музыкальное течение, существовавшее в музыке, литературе, изобразительном искусстве с 1825 - 1900 гг. Композиторов влекла благородная революционная идея, мечтательно - утопическая, лирическая. Эпоха романтизма - эпоха расцвета программной музыки. Р.ВАГНЕР "ПОЛЁТ ВАЛЬКИРИЙ" (звучит фрагмент музыки Вагнера).

"Происходят серьёзные изменения: у Вагнера медные духовые звучат намного ярче, чем в ранних оркестрах. Музыка становится более романтической и эпической. Её начали исполнять в больших залах. Придворные симфонии всегда играли во дворцах, теперь музыку стали исполнять в концертных залах, для которых нужен был большой симфонический оркестр. Медные духовые стали более совершенными, они стали солировать".

MODERN (в переводе с французского - новейший, современный) - художественный стиль, формировавшийся с 1900г. Мы живём в эпоху модернизма. И.СТРАВИНСКИЙ. БАЛЕТ "ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ", ФИНАЛ (звучит фрагмент финала балета И.Стравинского).

Музыка 20 век. В это время в полный голос зазвучали ударные инструменты. Значение ударной группы трудно переоценить. Многие композиторы пишут музыку для солирующих ударных. Б. Барток пишет Музыку для фортепиано и ударных, где использует фортепиано в качестве ударного инструмента. Не менее яркое произведение Б. Бартока - Концерт для ударных, струнных и челесты. В музыке И. Стравинского к балету "Весна священная" солируют и ударные инструменты, и медные духовые.

Итак, "даже если представить, что больше не будет написано хорошей симфонической музыки, есть симфоническая музыка за последние 300 - 400 лет. И это прекрасно! Любое произведение можно играть и изучать до бесконечности. В мире музыки столько чудес!"

"КОГДА ИГРАЕШЬ БАХА ИЛИ МОЦАРТА, ВИВАЛЬДИ ИЛИ ГАЙДНА, ШОСТАКОВИЧА ИЛИ ЩЕДРИНА, ГУБАЙДУЛИНУ ИЛИ ШНИТКЕ, ПРОИСХОДИТ РАБОТА ДУШИ. МНЕ ВСЕГДА ХОТЕЛОСЬ, ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК ПОСЛЕ КОНЦЕРТА ЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ ОКРЫЛЁННЫМ". В. Спиваков.

III. Закрепление нового материала. Работа с классом по вопросам:

1. Важна ли профессия дирижёра? В чём она заключается?

2. Назовите виды оркестров.

3. Названия каких художественных стилей, существовавших в музыке, архитектуре, изобразительном искусстве, литературе вы сегодня узнали и запомнили?

4. Какими были ранние оркестры? Почему изменялся оркестр?

5. Назовите имена выдающихся дирижёров.

IV. Домашнее задание: творческая тетрадь, стр. 76 -77.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 5 классе по теме «Волшебная палочка дирижера»

Урок музыки для учащихся пятых классов. На уроке обучающиеся знакомятся с понятиями: симфонически йоркестр, интсрументы симфонического оркестра, дирижёр....

Урок музыки в 5 классе по теме «Волшебная палочка дирижера»

Урок музыки для учащихся пятых классов. На уроке обучающиеся знакомятся с понятиями: симфонически йоркестр, интсрументы симфонического оркестра, дирижёр....

Урок-мультимедиа по музыке в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"

Урок-мультимедиа по музыке в 5 м классе "Волшебная палочка дирижера"...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"

Цели урока:Образовательная: показать особое значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки; познакомить с историей возникновения дирижерской палочки; показать выразительные возможности раз...

Презентация к уроку музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"

История возникновения дирижерской палочки...