Совместная продуктивная творческая деятельность на уроках музыки
методическая разработка по музыке

Мехоношина Юлия Николаевна

Неудовлетворённость многих стран результатами системы школьного образования привела к необходимости её реформирования. Для этого важно было выработать стратегическое направление развития системы общего среднего образования на перспективу.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Совместная    продуктивная    творческая деятельность

на   уроке   музыки»

Актуальность исследования.

Неудовлетворённость многих стран результатами системы школьного образования привела к необходимости её реформирования. Для этого важно было выработать стратегическое направление развития системы общего среднего образования на перспективу. Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально – экономического и культурного развития общества, потому что именно школы, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества. Поэтому роль школы как базового звена образования чрезвычайно важна, способность школы достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет чрезвычайно важное значение.

Современный и будущий работодатели заинтересованы в таком работнике, который наделён следующими качествами:

– думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, т. е. применять полученные знания для их решения;

– обладать творческим мышлением;

– обладать богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний.

Таким образом, выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, для того чтобы на протяжении жизни иметь возможность найти в ней своё место, должен обладать определёнными качествами личности:

– гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

– самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения, быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

– грамотно работать с информацией, анализировать, выдвигать гипотезы, решения проблем, делать необходимые обобщения,  аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем;

– быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций;

– самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Содержание предмета  «Музыка» это не список изучаемых произведений искусства, не освоение терминологии, понятий, умений – это те особые мысли, чувства, отношение к жизни искусства, которые ребёнок открывает в себе и в других людях, авторах художественных произведений в процессе решения творческих задач, связанных с созданием и воспроизведением художественных образов.

Развитие частных способностей, решение чисто воспитательных задач не может быть главным на уроке музыки–– наше основное направление: зажечь, увлечь, заинтересовать, а самым важным является: формирование внутреннего мира растущего человека, его духовно – нравственного облика.

И именно для организации познавательной деятельности учащихся, на уроке музыки можно считать актуальным применение совместной продуктивной творческой деятельности, так как именно она помогает раскрыть в учащихся те качества, которые так необходимы современному молодому человеку: коммуникабельность, самопознание, общительность, умение думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, обладать творческим мышлением, богатым словарным запасом.

Музыкальные занятия в общеобразовательной школе нацелены на развитие музыкальной культуры учащихся. Важнейшим компонентом музыкальной культуры является восприятие музыки. Вне восприятия нет музыки, т.к. оно является основным звеном и необходимым условием изучения и познания музыки. На нем базируется композиторская, исполнительская, слушательская, педагогическая и музыковедческая деятельность.

Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы, т.к. вне образов музыка, как вид искусства, не существует. Образное мышление – один из основных видов мышления, выделяемый наряду с наглядно-действенным и словесно-логическим мышлением. Образное мышление носит как непроизвольный, так и произвольный характер.  Приемом  1-го  являются  сновидения, грезы; – 2-ое широко представлено в творческой деятельности человека.

Музыка, сама по себе, как явление  настолько сильна, что пройти мимо человека незамеченной она просто не может.

Таким образом, предмет “музыка” в общеобразовательной школе ведется по аналогии с другими гуманитарными предметами – сообщить побольше сведений, классифицировать явления, дать всему названия...

Так как же сделать так, чтобы высокая замечательная классическая музыка, ее лучшие образцы затронули самые глубокие струны души и сердце человека, стала доступна и понятна, помогла, являясь отражением окружающей действительности, понять эту действительность и самого себя в сложных жизненных отношениях.

Итак, на занятиях музыкой дети должны постоянно испытывать радость, что разумеется, составляет предмет тщательной заботы учителя. Затем постепенно приходит чувство удовлетворения от достигнутой цели, от интересного общения с музыкой, радость от самого процесса труда. Именно с этой целью  нами   адаптирована   личностно-ориентированная  технология.

С музыкой надо жить, а не изучать ее.

Мы считаем, что на уроке музыки становится принципиально важным: реализует ли учитель основное направление воспитания – открытие жизни, открытие себя в этом мире. Является ли урок музыки только лишь освоением еще одного вида деятельности, или это урок, формирующий нравственный стержень личности, в основе которого лежит стремление к красоте, добру, правде – к тому, что возвышает человека. Поэтому, ученик на уроке – личность, постоянно ищущая и приобретающая смысл жизни на земле.

Разнообразие музыкальной деятельности на уроках еще отнюдь не показатель глубины духовной жизни. Необходимо стремиться к расширению и углублению у школьников целостного музыкального восприятия, как духовного овладения произведениями искусства, как общения с духовными ценностями; формировать интерес к жизни через увлеченность музыкой. Музыка должна быть не уроком искусства, а уроком Искусства, уроком человековедения.

Путь человека похож на путь цветка, его движение не надо направлять и организовывать. В естественных условиях он сам будет расти таким, каким ему предначертано… Нам, учителям, остаётся лишь предугадать и обеспечить те условия, в которых наиболее полно реализуется дар ученика в изучаемой образовательной области.

На наш взгляд совместная продуктивная творческая деятельность является как раз той деятельностью, в которой дар ученика реализуется в полной мере, так как на таких уроках применяется проблемное, дифференцированное обучение, полихудожественная деятельность, технология обучения в сотрудничестве: обучение в малых группах и метод проекта. Все эти технологии и методы работы помогают раскрыться ребёнку со всех сторон, повысить интерес к предмету, заинтересованность классической музыкой и искусством в целом.

Цель: исследование методов и приёмов совместной продуктивной творческой деятельности  на уроке музыки.

 Цель предопределила решение следующих задач:

  1. Дать общую характеристику совместной продуктивной творческой деятельности.
  2. Рассмотреть историческое развитие и психолого-педагогический аспект личностно-ориентированной технологии.
  3. Определить характеристики содержания и организации музыкально-ориентированной полихудожественной деятельности.
  4. Показать способы практического применения обучения в сотрудничестве и метода проекта.
  5. Обобщить практический опыт работы.

Объектом исследования является процесс музыкального образования с учащимися среднего звена в общеобразовательной школе.

В качестве предмета  рассматривается применение личностно-ориентированной технологии и полихудожественной деятельности на уроке музыки.

Теоретическая база исследования.  Основу теоретического исследования составили труды: Берна Э., Джонсона Р., Дьюи Дж., Корчак Я., Крупской Н. К., Ляудис В. Я.; Макаренко А. С.,; Пирогова Н. П., Роджерса К., Руссо Ж. Ж., Сухомлинского В. А., Толстого Л. Н., Ушинского К. Д., Шацкого С. Т., Юсова Б. П.

Методология: анализ литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, обобщение, историко-культурологический и сравнительный анализ.

Научная новизна. В настоящей работе предпринята попытка теоретического обоснования и как результат практического применения  личностно-ориентированной технологии на уроке музыки.

База исследования: МСОШ №40, города Нижневартовска.

Апробация результатов исследования. Отдельные положения дипломной работы были представлены на заседаниях городского методического объединения «Слушание музыки в старшей школе  по технологии сотрудничества»,  с учителями города проводился практикум: «Виды музыкальной деятельности», на котором был проведён урок по технологии сотрудничества: «Музыкальный образ в музыке Я. Сибелиуса». С докладами по исследованной теме автор выступал на педсовете в школе, на котором была утверждена авторская разработка, «Августовских чтениях», Урок-конспект по технологии сотрудничества, включён в методическое пособие «Помощь студенту НГГУ в педагогической практике» в 2017 году. Обмен опытом проходит  со студентами Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа и НГГУ в ходе прохождения практики и системы открытых уроков.

Личностно-ориентированное обучение предусматривает, дифференцированный подход к обучению с учётом уровня интеллектуального развития школьника, с учётом уровня его подготовленности по данному предмету, его способностей и задатков. Это возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс: работать совместно в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, проявляя определённые коммуникативные умения, возможность широкого общения со сверстниками.

К настоящему времени автором работы накоплен многогранный опыт по включению в содержание музыкального образования взаимосвязи музыки с другими видами искусства как на художественно-образном, так и на вспомогательно-дидактическом уровнях. Некоторые из предлагаемых подходов полихудожественной деятельности показаны и раскрыты в данной работе с помощью  линостно-ориентированной технологии.

Уроки по технологии сотрудничества требуют чёткой поэтапной работы, от этого зависит успех на уроке. Кроме этого уроки проходят на высоком эмоциональном уровне, ярко, учащиеся работают с большим интересом, а главное, что работает весь класс и даже у средних учащихся есть возможность высказать свою точку зрения при решении проблемного вопроса группой. Ведь девиз сотрудничества: «Или выплывем вместе или утонем вместе».

Не менее эффективными в работе является метод «проекта».

Из вышесказанного следует, что обучение в сотрудничеств, метод проекта и полихудожественная деятельность делают уроки музыки более разнообразными, увлекательными, творческими. Тем самым способствуют повышению интереса учащихся к данному предмету, учит их мыслить творчески, самостоятельно решать проблемные ситуации, что немаловажно в сегодняшнее время.

Современный учитель должен обеспечить единство в управлении процессов усвоения знаний и контроля качества усвоения знаний и умений. Для разных возрастных групп учащихся оно должно проводится по-разному.

После проведённой опытно-экспериментальной работы явилось исследование эффективности использования  личностно-ориентированной технологии обучения в процессе музыкального образования с учащимися среднего звена в общеобразовательной школе.

Задачи опытно-экспериментальной работы:

  1. разработка алгоритмов и музыкальных тестов по слушанию музыки;
  2. систематизация тем творческих и практических работ;
  3. введение учащихся в проектную деятельность;
  4. развитие творческих способностей;
  5. воспитание коммуникативных качеств личности учащихся.

Таким образом, была проведена диагностика, тестирование, сравнительный мониторинг ЗУН и представлены результаты качества успеваемости и обученности.

В результате проведённой опытно-экспериментальной работы можно выявить стабильность качества образования и обученности, положительную динамику в развитии эмоционально-ценностного отношения учащихся к предмету «музыка» – это проявилось в активизации творческой активности и самостоятельного мышления.

Итак, мы считаем, что цель опытно-экспериментальной работы достигнута, задачи раскрыты.

Во-первых, учителем разработаны алгоритмы по слушанию музыки, которые способствуют  развитию самостоятельного, творческого мышления; тестовые задания, для отслеживания знаний, умений, навыков.

(Приложение № 6)

Во-вторых, проведена систематизация тем творческих заданий.

В-третьих, разработаны проекты, которые помогают разнообразить уроки музыки и помогают в систематизации знаний, умений, навыков.

В-четвёртых,  анализируя результаты мониторинга мы видим, что происходит развитие творческих способностей.

В-пятых, благодаря личностно-ориентированной технологии воспитываются коммуникативные качества учащихся.

Итак, учитель, выбравший путь инновационного, смыслообразующего обучения, делает установку на развитие творчества как общего качества личности, что предполагает не только характер учебных заданий, но включение учеников в более широкие проблемные социально-коммуникативные ситуации жизненного звучания.

Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка.

Суть нового индивидуального  подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми  располагает ребенок.

Уроки музыки, на наш взгляд должны стать – уроками жизни. Нужно стремиться во что бы то ни стало “достучаться до каждого; помочь задуматься о сложностях жизни, заглянуть в себя.

Сочетание музыки, поэзии, изобразительного искусства дает учителю безграничные возможности сделать урок увлекательным и интересным для учеников. Нам в этом помогает личностно-ориентированная технология – обучение в сотрудничестве, метод проектов и музыкально ориентированная  полихудожественная деятельность – это технологии сегодняшнего дня.

Совместная продуктивная творческая  деятельность способствует стабильно высоким результатам качества знаний и обученности учащихся.

Таким образом – исследование методов и приёмов совместной продуктивной творческой деятельности на уроке музыки является достигнутой, задачи раскрытыми.

Учащиеся на уроках музыки, как нотки, а мы учителя, дирижёры – мы прислушиваемся, направляем, помогаем, даём советы, а дети пытаются самостоятельно искать выход и верные решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение по теме "Коррекция психических функций через творческую деятельность на уроках музыки"

Обощение опыта работы по теме "Коррекция психических функций через творческую деятельность на уроках музыки"...

Статья. Коррекционная педагогика. Коррекция психических функций через творческую деятельность на уроках музыки.

Коррекция психических функций через творческую деятельность на уроках музыкиМузыкальное воспитание в специальной (коррекционной) школе VIII вида является составной частью учебно-воспитательного процес...

Статья. Коррекционная педагогика. Коррекция психических функций через творческую деятельность на уроках музыки.

Коррекция психических функций через творческую деятельность на уроках музыкиМузыкальное воспитание в специальной (коррекционной) школе VIII вида является составной частью учебно-воспитательного процес...

Мастер - класс по музыке на тему: " Музыкально- творческая деятельность на уроках музыки".

Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. Поэтому развитие творческих способностей ребенка было и остае...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей через художественно-творческую деятельность на уроках музыки

Делюсь опытом своей работы, каких результатов я достигла применяя в совей работе данную технологию...

Сборник «Творческая деятельность на уроках музыки как средство развития духовно-нравственной сферы учащихся с помощью внедрения новых образовательных стандартов»

Создания сборника «Творческая деятельность на уроках музыки как средство развития духовно-нравственной сферы учащихся с помощью внедрения новых образовательных стандартов» как результат са...