«Продуктивно-творческая деятельность на уроках музыки»
статья по музыке по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Доклад
«Продуктивно-творческая деятельность на уроках музыки»
Автор: Даровских Н.В
Учитель МХК, искусства, музыки
КОГОБУ СОШ пгт Оричи
2013 г.
Продуктивно-творческая деятельность на уроках музыки
Как и у любого педагога передо мной стоит цель «увлечь, заинтересовать учащихся музыкой». В этом мне помогает технология продуктивно-творческой деятельности, она не только вовлекает детей в этот удивительный мир, но ещё и развивает их, заставляет думать, творить, действовать.
Анализирую литературу по данному вопросу, я натолкнулась на высказывание замечательного швейцарского педагога Песталоцци, он говорил: «Каждый узнает лишь то, что сам попробует сделать».
Нельзя не согласиться с его словами, они достаточно точно выражают основную идею данной технологии.
У детей, как правило, существует потребность в самореализации — как у способных к музыке, так и у не столь одаренных, но желающих приобщиться к творчеству. На уроках используются различные творческие задания, развивающие непосредственные музыкальные навыки , а также навыки актерского мастерства, культуры исполнения, импровизаторского исполнительства, навыки абстрактного изображения.
Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, они должны применяться в проблемно - игровой форме. Важно создать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности.
А что такое творчество? Это свобода, нестандартное видение мира. Характерной особенностью уроков музыки является творческая атмосфера, царящая на уроке, и, как следствие, творческая активность школьников.
С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности помогает развивать вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на прекрасное, воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам выражения. Педагогическая направленность таких уроков очевидна: углубляются знания в области речи, в музыке; уроки проходят интереснее.
Анализируя работу учащихся на моих уроках, я сделала вывод, что все задания, которые выполняются детьми индивидуально и группой можно поделить на три направления, блока:
I блок - слушаем
II блок - действуем
III блок - находим
I блок – слушаем. В данный блок входят задания и упражнения, в которых учащиеся работают со звуком (музыкой) и на поставленный проблемный вопрос (задание) отвечают звуком.
1. «Композитор» - сочинение мелодии на заданный текст (стихи, потешки, загадки)
2. «Переводчик» выражение своих мыслей, чувств звуками (по картине, по заданному образу, по литературному фрагменту)
3. Музыкальная пауза «громко-тихо» (по принципу игры горячо-холодно.)
4. Волшебные звуки. (физкультминутка на уроке музыки)
Можно слышать всё на свете;
Шорох листьев, дождь и ветер.
Лай собаки во дворе,
Пенье птички на заре,
Шум шагов,
Ремонт забора,
Мяч в воротах,
Гул мотора, Ветка стукнула в окошко,
А в углу играет кошка,
Ходят голуби по крыше-
Так учусь я звуки слышать.
Имитировать названные звуки голосом.
5. «Фоноскоп событий» (приготовить различные музыкальные инструменты и просто предметы, из которых можно извлекать звуки постукиванием карандаша.
Ребенку завязывают глаза и изображают ряд разнообразных звуков. Его задача: воссоздать но звукам какую-нибудь невероятную историю. Затем он открывает глаза и рассказывает ее, иллюстрируя соответствующими звуками. Побеждает самая невероятная история. В качестве домашнего задания можно предложить изобрести собственный музыкальный инструмент из подручных материалов и дать ему название, аргументировав свое решение.)
II блок – действуем.
“Пластическое интонирование”- это один из способов, одна из возможностей “
проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой
эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает
особенным свойством обобщать эмоциональное состояние.
- «Пластическая импровизация» (показать героев при помощи движений н-р симфоническая сказка «Петя и волк» )
- Инсценируй песню
- «Художник» - рисуем музыку
- «Дирижёр» ( во время прослушивания муз. произведения жестикулировать)
- «Какую линию выбрать»?
Под звучание музыкального произведения ребенок должен начертить на листе бумаги разные линии: например, плавные, волнообразные — под медленную и спокойную; прямые, изогнутые — под решительную; прерывные — под легкую, отрывистую музыку. Линии могут быть того цвета, который, по мнению ребенка, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента.
- Физкультминутка «Весёлый гном»
1.На лесной опушке есть красивый дом
Там живёт весёлый, аккуратный гном
ПР:
Динь-динь-дон, динь –динь-дон
Вот какой хороший гном.
Динь-динь-дон, динь –динь-дон
Вот какой хороший гном.
2. На лесной опушке есть красивый дом
Там живёт весёлый, аккуратный гном
Любит заправлять по утрам кровать/ 2 р
ПР:
3. На лесной опушке есть красивый дом
Там живёт весёлый, аккуратный гном
Чистит гномик сам зубы по утрам/2 р
ПР:
4. На лесной опушке есть красивый дом
Там живёт весёлый, аккуратный гном
Улыбается, умывается/ 2р
ПР:
- На лесной опушке есть красивый дом
Там живёт весёлый, аккуратный гном
Чисто поет пол, убирает стол/2 р
III блок - находим.
- «Что? Где? Когда?»(групповая работа по новой теме. Изучая самостоятельно материал учащиеся составляют вопросы, разные по значимости…)
- «Сочинение-миниатюра» (перед слушанием учащимся ставится творческая проблемная ситуация, в которой школьники должны выступить в роли драматурга и придумать свою историю, которую, на их взгляд, поведала им музыка. Так, начиная с 5 класса, учащиеся на уроках музыки пишут сочинения-миниатюры на заданное музыкальное произведение. Также они сочиняют сказки и рассказы, где музыка была бы главным героем)
- «Кроссвордист» (составить кроссворд по заданной теме)
- «Коллаж» (составить музыкальный или зрительный коллаж по данной теме)
- Презентация.
- Тест, опрос,
Реализация подобных музыкальных заданий развивает умственную активность детей, формирует у них положительное отношение к учению, развивает познавательный интерес, заставляет стремиться к самостоятельному поиску нужной информации, учит внимательно относиться к явлениям окружающей действительности, обогащает жизненный и музыкальный опыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение по теме "Коррекция психических функций через творческую деятельность на уроках музыки"
Обощение опыта работы по теме "Коррекция психических функций через творческую деятельность на уроках музыки"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/10/picture-548647-1418244752.jpg)
Мастер - класс по музыке на тему: " Музыкально- творческая деятельность на уроках музыки".
Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. Поэтому развитие творческих способностей ребенка было и остае...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/15/picture-456620-1426431027.png)
Мастер-класс на тему "Организация проектной деятельности на уроках музыки и внеурочной деятельности"
Мастер-класс на тему "Организация проектной деятельности на уроках музыки и внеурочной деятельности"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/13/picture-1011260-1518487815.jpg)
Методические рекомендации "Слушание музыки как вид деятельности на уроках музыки"
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/15/picture-1081026-1542274422.jpg)
Интерактивная деятельность на уроке музыки выступление на ШМО учителей музыки, русского языка, литературы и изобразительного искусства
Использование интерактивных технологий на уроке музыки...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/13/picture-641617-1605247763.jpg)
Совместная продуктивная творческая деятельность на уроках музыки
Неудовлетворённость многих стран результатами системы школьного образования привела к необходимости её реформирования. Для этого важно было выработать стратегическое направление развития системы общег...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/22/picture-919044-1492893761.jpg)
Статья.Слушание музыки - один из основных видов деятельности на уроках музыки.
Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, в...