«Продуктивно-творческая деятельность на уроках музыки»
статья по музыке по теме

Надежда Владимировна Даровских

советы учителю музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon produktivnaya_tehnologiya.doc43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад

        

«Продуктивно-творческая деятельность на уроках музыки»

        Автор: Даровских Н.В

        Учитель МХК, искусства, музыки

                                                                                                                                 КОГОБУ СОШ  пгт Оричи

2013 г.

Продуктивно-творческая деятельность на уроках музыки

Как  и у любого педагога передо мной стоит цель «увлечь, заинтересовать  учащихся музыкой». В этом мне помогает технология продуктивно-творческой деятельности, она не только вовлекает детей в этот удивительный мир, но ещё и развивает их,  заставляет думать, творить, действовать.

Анализирую литературу по данному вопросу,   я  натолкнулась на высказывание замечательного швейцарского педагога Песталоцци, он говорил: «Каждый узнает лишь то, что сам попробует сделать».

 Нельзя не согласиться с его словами, они достаточно точно выражают основную идею данной технологии.

У детей, как правило, существует потребность в самореализации — как у способных к музыке, так и у не столь одаренных, но желающих приобщиться к творчеству. На уроках используются различные творческие задания, развивающие непосредственные музыкальные навыки , а также навыки актерского мастерства, культуры исполнения, импровизаторского исполнительства, навыки абстрактного изображения.

 Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, они должны применяться в проблемно - игровой форме. Важно создать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности.

А что такое творчество? Это свобода, нестандартное видение мира. Характерной особенностью уроков музыки является творческая атмосфера, царящая на уроке, и, как следствие, творческая активность школьников.

С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности помогает развивать вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на прекрасное, воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам выражения. Педагогическая направленность таких уроков очевидна: углубляются знания в области речи, в музыке; уроки проходят интереснее.

Анализируя работу учащихся на моих уроках, я сделала  вывод, что  все  задания, которые выполняются  детьми индивидуально и группой можно поделить на  три  направления, блока:

I блок - слушаем

II блок - действуем

III блок -   находим

I блок – слушаем. В данный блок входят задания и упражнения, в которых учащиеся  работают со звуком (музыкой) и на поставленный проблемный вопрос (задание) отвечают звуком.

1. «Композитор» - сочинение мелодии на заданный текст (стихи, потешки, загадки)

2. «Переводчик» выражение своих мыслей, чувств  звуками (по картине, по заданному образу, по литературному фрагменту)

3.  Музыкальная пауза «громко-тихо» (по принципу игры горячо-холодно.)

4. Волшебные звуки.  (физкультминутка на уроке музыки)

Можно слышать всё на свете;

Шорох листьев, дождь и ветер.

Лай собаки во дворе,

Пенье птички на заре,

Шум шагов,

Ремонт забора,

Мяч в воротах,

Гул мотора, Ветка стукнула в окошко,

А в углу играет кошка,

Ходят голуби по крыше-

Так учусь я звуки слышать.

Имитировать названные звуки голосом.

5. «Фоноскоп событий» (приготовить различные музыкальные инструменты и просто предметы, из которых можно извлекать звуки постукиванием карандаша.

Ребенку завязывают глаза и изображают ряд разнообразных звуков. Его задача: воссоздать но звукам какую-нибудь невероятную историю. Затем он открывает глаза и рассказывает ее, иллюстрируя соответствующими звуками. Побеждает самая невероятная история. В качестве домашнего задания можно предложить изобрести собственный музыкальный инструмент из подручных материалов и дать ему название, аргументировав свое решение.)

II блок – действуем.

“Пластическое интонирование”- это один из способов, одна из возможностей “

проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой

эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает

особенным свойством обобщать эмоциональное состояние.

  1. «Пластическая импровизация»  (показать героев при помощи движений н-р симфоническая сказка «Петя и волк» )
  2. Инсценируй песню
  3. «Художник» - рисуем музыку
  4. «Дирижёр» ( во время прослушивания муз. произведения  жестикулировать)
  5. «Какую линию выбрать»?

Под звучание музыкального произведения ребенок должен начертить на листе бумаги разные линии: например, плавные, волнообразные — под медленную и спокойную; прямые, изогнутые — под решительную; прерывные — под легкую, отрывистую музыку. Линии могут быть того цвета, который, по мнению ребенка, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента.

  1.  Физкультминутка «Весёлый гном»

1.На лесной опушке есть красивый дом

Там живёт весёлый, аккуратный гном

ПР:

Динь-динь-дон, динь –динь-дон

Вот какой хороший гном.

Динь-динь-дон, динь –динь-дон

Вот какой хороший гном.

2. На лесной опушке есть красивый дом

Там живёт весёлый, аккуратный гном

Любит заправлять по утрам кровать/ 2 р

ПР:

3. На лесной опушке есть красивый дом

Там живёт весёлый, аккуратный гном

Чистит гномик сам зубы по утрам/2 р

      ПР:

  4. На лесной опушке есть красивый дом

Там живёт весёлый, аккуратный гном

Улыбается, умывается/ 2р

ПР:

  1. На лесной опушке есть красивый дом

Там живёт весёлый, аккуратный гном

Чисто поет пол, убирает стол/2 р

III блок -  находим.

  1. «Что? Где? Когда?»(групповая работа по новой теме. Изучая самостоятельно материал учащиеся составляют вопросы, разные по значимости…)
  2.  «Сочинение-миниатюра» (перед слушанием учащимся ставится творческая проблемная ситуация, в которой школьники должны выступить в роли драматурга и придумать свою историю, которую, на их взгляд, поведала им музыка. Так, начиная с 5 класса, учащиеся на уроках музыки пишут сочинения-миниатюры на заданное музыкальное произведение. Также они сочиняют сказки и рассказы, где музыка была бы главным героем)
  3.  «Кроссвордист» (составить кроссворд по заданной теме)
  4. «Коллаж» (составить музыкальный или зрительный коллаж по данной теме)
  5. Презентация.
  6. Тест, опрос,

Реализация подобных музыкальных заданий развивает умственную активность детей, формирует у них положительное отношение к учению, развивает познавательный интерес, заставляет стремиться к самостоятельному поиску нужной информации, учит внимательно относиться к явлениям окружающей действительности, обогащает жизненный и музыкальный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение по теме "Коррекция психических функций через творческую деятельность на уроках музыки"

Обощение опыта работы по теме "Коррекция психических функций через творческую деятельность на уроках музыки"...

Мастер - класс по музыке на тему: " Музыкально- творческая деятельность на уроках музыки".

Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. Поэтому развитие творческих способностей ребенка было и остае...

Мастер-класс на тему "Организация проектной деятельности на уроках музыки и внеурочной деятельности"

Мастер-класс на тему "Организация проектной деятельности на уроках музыки и внеурочной деятельности"...

Методические рекомендации "Слушание музыки как вид деятельности на уроках музыки"

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ...

Совместная продуктивная творческая деятельность на уроках музыки

Неудовлетворённость многих стран результатами системы школьного образования привела к необходимости её реформирования. Для этого важно было выработать стратегическое направление развития системы общег...

Статья.Слушание музыки - один из основных видов деятельности на уроках музыки.

Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, в...