Конспект урока по музыке 5 класс тема : Вторая жизнь песни
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Куликовская Наталия Геннадьевна

Только в XVIII веке впервые стали изучать и записывать народную  песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Поэты и писатели и композиторы обращались к народной песне, как источнику русской поэзии, русского литературного языка.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vtoraya_zhizn_pesni.docx18.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Вторая жизнь песни

Цель: Углубление представлений учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни.

Задачи урока:

  • Осмысление народных истоков профессиональной музыки;
  • Знакомство с современной интерпретацией  классической музыки;
  • Формирование интереса к различным направлениям музыкального искусства;
  • Умение строить высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей.

Музыкальный материал: П. И. Чайковский, «Симфония №4»

Ход урока.

Вступительная беседа.

Только в XVIII веке впервые стали изучать и записывать народную  песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Поэты и писатели обращались к народной песне, как источнику русской поэзии, русского литературного языка.  

            А как вы думаете, могут ли композиторы использовать народную музыку в своем творчестве?

           Со вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями. Подсказывает сюжеты и темы. Особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались и обращаются композиторы, подобно тому, как писатели и поэты пользуются богатствами народной речи.

Но помимо простых обработок, когда песня остаётся песней, независимо от того сохранена она как вокальное сочинение, или изложена для какого – либо инструмента или оркестра, мы с вами знаем и более сложные типы обработок. Давайте вспомним, как называется музыкальная форма, когда звучит тема с изменениями?

Ответы детей: Музыкальная форма, в которой звучит тема с изменениями, называется вариации.

2. Формулирование темы урока.

- Сформулируйте   тему сегодняшнего урока.

- Ответы детей: Мы будем говорить о связи народной песни с композиторской.

 - Сегодня мы поговорим на тему:  «Вторая жизнь песни».

 - Исходя из темы, определите цель нашего урока.

Ответы детей: Познакомиться с творчеством композиторов в основу которых положены мелодии народных песен.    

  

Прослушивание  П. И. Чайковский №4 часть 4 (финал).

  

СИМФОНИЯ №4 Посвящена «Моему лучшему другу» Четвертая симфония (фа минор, ор. 36) «лирическая исповедь души, на которой многое накипело», первая в творчестве Чайковского лирико-психологическая музыкальная драма. Лирический «исповедальный» характер симфонии был подготовлен в предыдущих сочинениях — Первой симфонии, увертюре-фантазии «Ромео и Джульетта», фантазии «Франческа да Римини», Первом концерте для фортепиано с оркестром. В этой же симфонии, по словам Чайковского, «...нет ни одной строчки... которая быне была мной прочувствована и не служила бы отголоском искренних движений души». Всю жизнь она оставалась для Чайковского одним «из любимейших моих детищ». Симфония создавалась в течение 1877 года, в период исключительно трудный для композитора, в остром, почти болезненном состоянии душевных сил. Она была завершена в СанРемо 26 декабря 1877 года. Ее первое исполнение состоялось в феврале 1878 года в Москве под управлением Н. Рубинштейна, а в ноябре того же года под управлением Э. Направника в Петербурге. Первое зарубежное исполнение состоялось в 1880 году в Париже . За посвящением «Моему лучшему другу» скрывается имя Н. Ф. фон Мекк, которая морально и материально поддержала Чайковского в это сложное для него время. Четвертая симфония — произведение рубежное. Она предвосхищает трагические образы последующих симфоний и является творческим итогом московского периода, обобщившим опыт как в области лирической музыки, так и народно-жанровой. Характеризуя Четвертую симфонию, Чайковский указывал на близость ее концепции Пятой симфонии Бетховена, имея в виду «основную идею». Музыкальный язык симфонии глубоко демократичен. Композитор широко пользуется современным ему «интонационным словарем эпохи» (Б. Асафьев). Тематический материал вырастает из песенно-танцевальных, маршевых интонаций, а в финале вводится одна из самых известных народных песен «Во поле береза стояла».

Четвертая часть — финал — Allegro con fuoco, фа мажор завершает развитие драмы. «Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться, отдаваясь безраздельно радостным чувствам» — так характеризовал Чайковский содержание финала. Четвертая часть симфонии, воссоздающая атмосферу народного праздника, продолжает линию развития народно-жанровых финалов предыдущих циклических произведений — трех симфоний и фортепианного концерта. Но в Четвертой симфонии финал не просто противопоставляет лирико-психологическим образам предшествующих частей картину праздничного веселья. Его драматургия конфликтна, праздник становится фоном и основой для дальнейшего раскрытия личной драмы. «Герой» симфонии остается одиноким сторонним наблюдателем («...другим до тебя нет дела. Они даже не обернулись, не взглянули на тебя и не заметили, что ты одинок и грустен...»). Сложная концепция финала обусловила его сложную форму, рондо-соната с вариациями в эпизодах на тему народной песни «Во поле береза стояла». Рефрен состоит из двух тем. Первая звучит в начале финала в унисоне всей струнной и духовой групп. В финале рефрен приобретает активный, волевой характер, предстает в блестящей оркестровой звучности, сопровождается потоками низвергающихся гамм. Вторая тема появляется не сразу, а лишь во втором проведении рефрена. В ней отчетливо проступают жанровые признаки плясовой песни и марша, но вместе с тем довольно явственно слышны ритмо-интонации темы рока. Развитие лирической линии в финале связано с темой народной песни «Во поле береза стояла». Она имеет интонационное родство с темами всех предыдущих частей, содержит столь любимые Чайковским интонации «вздоха», поэтому очень органично входит в образноинтонационный строй симфонии. Тема звучит в ля миноре, в ней настойчиво подчеркивается лирический секундовый мотив. Дальнейшее развитие темы происходит в двух циклах вариаций. Первый цикл состоит из четырех вариаций и небольшого разработочного раздела. Тема драматизируется, звучит все более экспрессивно, а в третьей вариации у тромбонов, тубы и контрабасов на фоне вихрей шестнадцатых приобрел жестокий, грозный характер. Как реакция на эту агрессивность, воспринимается четвертая вариация в соль-бемоль мажоре. Тема звучит очень трогательно, ласково, у деревянных духовых. Изменяется ладовое положение темы и во втором цикле вариаций. Здесь появляется тональность ре минор, напоминающая о самых драматических моментах первой части, а тема «Во поле береза» начинается теперь с Ш ступени. Ее звучание обостряется малосекундовым хроматическим мотивом и альтерированными плагальными созвучиями. Последующее развитие в этом цикле вариаций приближается к разработочному. Идет колоссальное нагнетание драматизма. Из темы вычленяется вначале первая фраза, затем от нее остается трезвучный мотив. Мучительно-напряженная восходящая каноническая секвенция — перекличка тромбонов, тубы, фаготов, контрабасов с трубами и валторнами на фоне вихрей струнных и деревянных, огромное нарастание динамики приводят в кульминационной точке развития к теме рока в том виде, в котором она звучала в интродукции, но с иным завершением: нисходящая речитативная фраза затихает на звуке повышенной IV ступени сибекар. Праздничное ликование коды. Бурлящий звуковой поток, стремительное движение. «Есть простые, но сильные радости. Веселись чужим весельем. Жить все - таки можно» - вывод Чайковского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки в 5 классе по теме "Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества"

Разработка урока музыки в 5 классе. Цель: знакомство с музыкальными произведениями композиторов в основе которых лежат интонации народных песен и напевов, закрепление знаний о понятиях «обработка»,...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме "Вторая жизнь песни".

Цели: -повысить познавательный интерес учащихся к миру народной музыки -подчеркнуть жизненную основу всех искусств -развитие памяти Задачи:  -показать  связь русской народной песни...

Конспект урока по музыке по теме "Музыкальная живопись сказок и былин. Сказочные герои в музыке."

Конспект урока по музыке для 5 класса по теме "Музыкальная живопись сказок и былин. Сказочные герои в музыке."...

Использование интегрированных уроков в практике работы. Бинарный урок (литература + музыка) по теме «Стихи и песни, звавшие на подвиг».

Межпредметная  интеграция – синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин.Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результа...

Конспект урока по музыке "Вечные темы искусства и жизни" 6 класс.

Цель деятельности: Развитие эстетической эмоциональной отзывчивости к произведениям искусства понимание их художественного образа....

Технологическая карта урока музыки, 5 класс. Тема: «Вторая жизнь песни»

Технологическая карта урока музыки, 5 класс. Тема: «Вторая жизнь песни»...