Публикация о Флейте
статья по музыке

Тарасова Светлана Михайловна

О том что такое флейта  о игре нак ней и не только

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ob_igre_na_fleyte.doc71.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Составлена декабрь 2020 года

ОБ ИГРЕ НА ФЛЕЙТЕ

Что такое Флейта (Flute) ?

Европейская история этого небольшого инструмента довольно драматична. Чрезвычайно популярная в античные времена, флейта вышла из употребления в Западной Европе после падения Римской империи в V веке, чтобы вновь возродиться через пятьсот-шестьсот лет.

В эпоху барокко для флейты много писали А. Вивальди, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель и другие, менее крупные мастера XVIII века. На заре музыкального классицизма в 1777-78 годах молодой Моцарт создаёт несколько квартетов для флейты.

В начале XIX века флейты изготовлялись из самшита, черного дерева, кокосовой пальмы или слоновой кости. В 30-е годы XIX века немецкий флейтист, мастер и ювелир Теобальд Бём (1794-1881) начинает совершенствовать инструмент, а к 1847 создаёт флейту Бёма, практически ничем не отличающуюся от сегодняшней. Из конструкции инструмента уходит дерево, которое первоначально заменяется серебром, иногда золотом. Звук флейты становится более сильным и однородным по всему диапазону; исполнение хроматических нот и пассажей существенно облегчается.

С уходом дерева, к сожалению, была частично утрачена теплота флейтового звука. Что делать, не только искусство, но и прогресс время от времени требуют жертв.

Популярность флейты возросла с возникновением публичной концертной жизни в XIX веке, что повлекло за собой расцвет любительского музицирования. Флейта, отличающаяся относительной легкостью звукоизвлечения и богатыми техническими и выразительными возможностями, вошла в моду среди любителей из высоких и средних слоев общества.

В XX веке деликатный и холодноватый тембр флейты особенно привлекал французских композиторов; расширению сольного и камерного репертуара для этого инструмента способствовали Клод Дебюсси, Артюр Онеггер, Дариус Мийо.

Современная оркестровая поперечная флейта, или так называемая большая флейта, имеет прямой цилиндрический канал и изготовляется из металла. Длина инструмента около 66см, диаметр канала – 2 см.

Флейта разбирается на три компактные части: головку с отверстием (дульцем) для вдувания воздуха, находящимся сбоку от закрытого конца инструмента, и подвижным коленом (для регулирования строя) и двух основных колен со звуковыми отверстиями и клапанами.

Звук извлекается путем вдувания струи воздуха по касательной к дульцу. Звукоряд хроматический, диапазон свыше 3 октав, нижний тон – до'. Инструмент имеет 13 основных звуковых отверстий и несколько меньших отверстий, благодаря которым облегчается исполнение трелей и других технически сложных приёмов. Эффективная система клапанов позволяет добиваться виртуозной игры.

Поток вдуваемого воздуха, а следовательно, характер звучания флейты контролируется губами исполнителя, таким образом правильная постановка амбушюра – один из ключевых моментов техники игры на флейте.

Профессиональный флейтист владеет всеми видовыми инструментами флейтового семейства: пикколо (или малой флейтой), а также альтовой и басовой флейтами.

Альтовая флейта звучит на кварту ниже обычной, однако ей доступен диапазон основного инструмента вплоть до верхнего до. Механика такая же, как и у основной флейты, если не считать небольших изменений, обусловленных размерами. Встречается она в очень немногих партитурах, но в произведениях Стравинского, таких, например, как «Дафнис и Хлоя» и «Весна священная», приобретает определенный вес и значительность.

Басовая флейта имеет изогнутое колено, благодаря которому возможно увеличение длины воздушного столба без существенного изменения габаритов инструмента. Звучит на октаву ниже основного инструмента, но требует существенно большего объёма воздуха (дыхания).

Длинные звуки на флейте и не только…


Музыканты-духовики играют длинные звуки (далее - ДЗ) уже сотни лет и ничего лучшего для работы над качеством звучания пока не придумано. Поколения флейтистов по всему свету считали их необходимыми. Не обойтись без ДЗ и современным музыкантам. Не следует воспринимать их исполнение как докучливое упражнение на терпение и выносливость.


Во время игры ДЗ музыкант работает над:
• широтой и управляемостью дыхания,
• стабильностью постановки,
• тембром,
• динамикой,
• интонацией,
• различными типами артикуляции,
• выразительностью.

Ежедневно начинайте свои занятия именно с игры ДЗ. Впрочем, некоторые знаменитые учителя, например Мишель Дебост (Michel Debost), бывший профессор Парижской консерватории – советуют предварительно поиграть гаммы, т. к. считают, что игра ДЗ, возможно, самое трудное из упражнений и к нему надо подготовиться.
Играйте ДЗ, начиная с ноты ДО первой октавы или СИ малой (если она есть на вашей флейте), затем по хроматизму поднимайтесь вверх. Сосредоточьтесь и слушайте внимательно качество звучания каждой ноты, добивайтесь хорошего звука.


Естественно сразу же возникнет вопрос: «А что же такое – хороший звук?» Попробую на него ответить, но обратите внимание - я буду говорить не о красоте звука, т. к. это вещь абсолютно субъективная, а только о свойствах звука воспринимаемых более или менее объективно.


Итак ХОРОШИМ считается звук, когда он:
• появляется немедленно в момент атаки звука,
• мягкий и открытый,
• не содержит шипа и посторонних призвуков,
• не меняет тембровой окраски,
• не меняет высоты,
• не дрожит и исполняется без непроизвольных толчков.


КАК ЖЕ ДОБИТЬСЯ ХОРОШЕГО ЗВУКА?


Ответ на этот вопрос требует написания книги (и вероятно не одной). Для начала я дам некоторые рекомендации насчёт постановки.
Прежде всего, надо стоять, опираясь на две ноги спокойно и свободно, без всякого напряжения. (Необходимо заметить, что в прежние времена считалось правильным несколько выставлять вперёд левую ногу). Руки не следует прижимать к туловищу - это мешает свободному дыханию. Во время игры желательно не раскачиваться т.к. это мешает ровному непрерывному потоку воздуха. Губы должны сохранять естественное положение и не испытывать излишнего напряжения (даже при исполнении нижних и особенно верхних нот). При формировании амбушюра не следует растягивать губы наподобие улыбки или вытягивать их трубочкой. Голова не должна быть опущена вниз. Откройте горло. Опустите нижнюю челюсть. Во время игры ДЗ попробуйте зевнуть - это даст правильное расстояние между верхней и нижней челюстью и правильное положение языка. В нижнем регистре это положение должно быть, как при пении гласной «У», в среднем - как при пении «А», а в верхнем – как при пении «И».
При игре в нижнем регистре, постарайтесь придать звуку яркость верхнего регистра.

При игре в верхнем, дайте ему мягкость и теплоту нижнего.
Посещайте выступления знаменитых флейтистов, внимательно слушайте их аудиозаписи и формируйте представление об «идеальном звуке», которого хотите добиться. Этот звук должен возникать в вашем воображении прежде, чем вы начнёте играть.
Попробуйте записать свою игру на аудиокассету (а ещё лучше используя хороший микрофон - на компьютер) – это очень хорошо помогает понять собственные недостатки.
Следует сказать о нетерпении молодых музыкантов желающих без особого труда иметь приличное звучание. Иным из них скучно тянуть ДЗ, другим жаль тратить своё драгоценное время, и они предпочитают поиграть какие-либо медленные пьесы. На это можно сказать следующее:
во-первых, если играть ДЗ правильно, пристально обращая внимание на наличие всех признаков хорошего звука – скучать не придётся,
во-вторых – игра ДЗ при условии, что каждый из них длится 16 четвертей при темпе 60 ударов в минуту (чего вполне достаточно для эффективной работы), а через каждую октаву вы будете делать перерыв на 10-15 секунд - займёт всего лишь 15 минут.

Конечно, поначалу при отсутствии серьёзного опыта в работе над звуком времени будет уходить несколько больше.


И кстати, насчёт лирических пьес - не существует такого произведения, в котором присутствовали бы все ноты флейтового диапазона - от первой до четвёртой октавы.
Игра ДЗ требует соблюдения нескольких условий. Непосредственно перед ДЗ не следует бегать, прыгать выполнять каких-либо физических упражнений или пить газированную воду – дыхание будет сбиваться и занятия станут бессмысленны. Музыкант должен быть сыт – иначе головокружение и «сосание под ложечкой» не позволит вам заниматься должным образом.
Когда идёт работа над звуком не следует делать продолжительных перерывов – этого требует мышечная двигательная (или моторная) память.

Желательно заниматься ДЗ в отдельном помещении, а не в одном классе с трубой или кларнетом. Работая над ДЗ не надо смотреть телевизор, слушать радио или читать книгу. Не следует расхаживать по комнате из конца в конец или раскачиваться, отмечая каждую долю.

При игре технических упражнений всегда обращайте внимание на качество звука

  Воспроизведение звука соль первой октавы ведется без нот. Ноты будут только отвлекать внимание ученика и создавать дополнительные трудности. Но к изучению нотной записи тех звуков, которые ученик играет, можно уже приступать. У ученика должна быть нотная тетрадь, в которую сначала педагог, а впоследствии и сам обучающийся будут записывать необходимые упражнения, этюды и пьесы. С первых же уроков детей надо приучать писать ноты. Практика показывает, что это является важнейшим средством повышения музыкальной грамотности начинающего ученика. Хороший навык красиво и быстро писать ноты, приобретенный на первых порах обучения, будет полезен молодому музыканту на всем протяжении его творческой деятельности.


  Для объяснения единицы измерения длительности звука на трубе берется целая нота — четыре четверти. Некоторые педагоги, в том числе Н. Платонов, Б. Диков, предлагают в качестве простейшей единицы для ее измерения брать четверть, а не целую ноту. Это, очевидно, вызвано спецификой извлечения первых звуков на флейте и кларнете. На трубе, где первый извлекаемый' учеником звук должен длиться по крайней мере четыре четверти, объяснение метроритма и нотной записи начинается с целой ноты, которая содержит в себе четыре четверти, восемь восьмых и т. д. Для ученика не составляет трудности понять целесообразность группировки нот в такты. Ознакомление с метроритмом лучше всего начинать с объяснения счета на 4/4, 2/4, 3/4. Накопление учеником новых музыкальных, понятий должно быть постепенным. По прошествии нескольких уроков ученик должен научиться извлекать звук соль первой октавы как на одном мундштуке, так и на инструменте, достаточно прочно усвоить указанные выше моменты постановки головы, корпуса, рук, ног, дыхания, языка, губ, точно контролировать своим слухом интонационный уровень первого звука.
Динамический оттенок первого звука соль — mezzo forte. Выработка качественного звука является основной задачей ученика на первом этапе обучения. Извлечь на трубе один звук, красивый и полный по тембру, — это уже своего рода мастерство.
Если ученик обнаружил хорошие способности и успешно справляется с заданием, педагог может показать ему прием извлечения следующего звука — до первой октавы. При этом он должен следить, чтобы ученик брал нижнее до на собранном амбушюре, а не на распущенных губах. Изменение позиции при настройке губ на эти звуки очень незначительное. Язык после атаки звука до занимает более низкое положение, нижняя челюсть и губа немного выдвигаются вперед.
После освоения нижнего до ученик учится играть натуральные звуки (соль и до первой октавы) поочередно и, таким образом, быстро менять усилия губных мышц, языка и дыхания. Все моменты, связанные с постановкой головы, корпуса, рук, ног, инструмента, должны находиться под непосредственным контролем педагога.


На данном этапе обучения педагог уже может обратиться к одному из важнейших принципов советской методики — это неразрывное единство технического и художественного развития учащегося, которое предполагает овладение приемами звукоизвлечения в теснейшей органической связи с выработкой музыкальных представлений при постоянном слуховом контроле. Многие первоначальные приемы звукообразования на трубе наилучшим образом осваиваются учеником именно на художественном материале. Отрыв технической тренировки от художественной цели нередко ведет к ослаблению и притуплению слухового контроля, без которого невозможно успешное овладение какими бы то ни было исполнительскими приемами.
Поэтому как только ученик освоил извлечение двух простейших звуков — соль и до первой октавы, педагогу следует предложить ему сыграть первые несложные пьесы. Они построены на этих двух натуральных звуках, но насыщенная фактура фортепианного сопровождения позволяет ученику не только следить за усвоением первичных приемов звукоизвлечения, но и решать простейшие музыкально-образные задачи.


В составленной автором книги «Хрестоматии для трубы» к таким пьесам относятся «Доброе утро» и «Прогулка» А. Самонова, «Птицы прилетели» и «Рассказ» М. Мильмана, «Напев» Е. Макарова. Каждая из этих пьес — музыкальная картинка, связанная с тем или иным настроением, которое легко передается в музыке начинающим трубачом. Свежесть и торжественность гармонического языка определяют характер пьесы «Доброе утро». Приподнятое весеннее чувство наполняет пьесу «Птицы прилетели»:



Педагогу необходимо следить, чтобы каждый звук в приведенной выше пьесе исполнялся на полном дыхании с соблюдением правильного вдоха; вдох делался через каждые два такта; сила звука находилась в пределах mezzo forte; начало звука было ясным и четким; моменты подачи воздуха и атака звука точно соблюдались.


Изучение художественных произведений начинающими трубачами предполагает присутствие в специальном классе концертмейстера, работа которого начинается с первых же уроков. Игра в сопровождении фортепиано должна быть регулярной и обязательной на всем протяжении обучения трубача в детской музыкальной школе. Распространенная практика приглашения концертмейстера на одну-две репетиции только перед выступлением ученика на зачетном концерте или экзамене порочна. Занятия в сопровождении фортепиано должны вестись планомерно согласно учебным планам ДМШ. Играя с аккомпанементом, ученик глубже проникает в содержание музыки, получает начальные навыки ансамблевого исполнительства, привыкает к четкой атаке звука, к музыкальной фразировке, точнее осуществляет сравнительный контроль за звуковысотным интонированием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – концерт «Золотая флейта России» по творчеству Сергея Есенина.

Урок – концерт«Золотая флейта России»по творчеству Сергея Есенина....

Урок музыки в 3 классе: "Волшебные звуки флейты"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3616212","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...

Музыкальные инструменты: флейта и скрипка

Разработка урока музыки в 3 классе....

Элементы орф педагогики на уроке ансамбля в классе флейты

В статье рассказывается о видах групповой работы с применением элементов орф-педагогики на уроках ансамбля в классе флейты детской музыкальной школы. Описывается работа с гаммой в дуэте и трио....

"Как правильно собрать флейту"

Краткие методические рекомендации в виде портфолио для учащихся в классе флейты о том, как правильно собирать свой инструмент перед занятиями....

Рабочая программа "Ансамбль в классе флейты"

Рабочая программа для ДМШ (1-7 классы)...

Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций

Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...