Урок музыки. "Волшебная палочка дирижера"
методическая разработка по музыке (5 класс)

Лукичев Андрей Геннадьевич

Традиционный урок с элементами игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx20.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки во 2 классе.

Тема урока: «Волшебная палочка дирижера» (по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской).

Тип урока: Урок углубления знаний.
Вид урока: Традиционный, с элементами игры.
Проблема урока: зачем оркестру дирижер?
Новые понятия: оркестровая яма, дирижерская палочка.

Цель урока: Способствовать формированию ключевых компетенций учащихся в ходе изучения учебного материала по теме урока.

Задачи урока:

Предметные: формировать представление о роли дирижера симфонической музыки, о симфоническом оркестре, о видах оркестров, о группах инструментов симфонического оркестра, об истории возникновения дирижерской палочки.

 Личностные: воспитывать художественно-эстетический вкус, культуру общения при выполнении групповых заданий, развивать интерес к предмету. 

Метапредметные: развивать критическое, образное, рефлексивное мышление, совершенствовать навык работы с информацией.

Планируемый результат:

- знать:

понятия дирижер, оркестр, группы инструментов симфонического оркестра,  историю возникновения дирижерской палочки.

- уметь: различать на слух различные тембры инструментов симфонического оркестра, эмоционально откликаться на музыку во время исполнения и слушания, работать с информацией.  

Оборудование: проектор, компьютер с колонками, раздаточный материал, баян.

Ход урока

1.Организационный момент. Активизация внимания. Музыкальное приветствие.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Учащиеся: Здравствуйте!

2. Основное содержание урока

1). Повторение темы прошлого урока.

Учитель: Сегодня, мы отправимся с вами в удивительное волшебное путешествие. Но для того, чтобы отправиться в путь нужно вспомнить, где мы были на прошлом уроке?

Дети: в музыкальном театре.

Учитель: Что такое музыкальный театр?

Дети: (ответы детей). Музыкальный театр – это мир волшебства, мир удивительных приключений и превращений, историй, мир добрых и злых волшебников, мир в котором живёт музыка.

3. Объяснение нового материала:

Итак, мы отправляемся с вами в путь – в музыкальный театр, в театр оперы и балета. В каждом крупном городе России и мира есть театр оперы и балета.

В столице нашей республике городе Йошкар – Ола тоже есть театр оперы и балета имени Эрика Сапаева.  Этот театр был основан в 1968 году. Художественный руководитель театра Константин Анатольевич Иванов. Лучшие музыканты, певцы, танцоры, режиссёры, художники участвуют в постановке опер и балетов.

Учитель: А теперь мы с вами отправляемся в зрительный зал, где начинается волшебство.

Слушание фрагмента из балета «Щелкунчик» – «Марш» П.И.Чайковского.

Учитель: Как выдумаете, какие инструменты вы услышали? (Ответы детей)

Учитель: Ребята, мы говорим с вами сегодня о музыке в музыкальном театре. А теперь посмотрите на эту фотографию (фотография симфонического оркестра появляется на экране).

Учитель: Кого мы видим? Кто изображён на фотографии?

Дети: На фотографии изображён оркестр.

Учитель: Что такое оркестр?

Дети:  Оркестр – это коллектив музыкантов,  играющих   на различных инструментах.

Учитель: Посмотрите на экран. А как вы думаете, эти исполнители сидят, кто где захочет, или есть определенный порядок?

Дети: Есть порядок, одинаковые инструменты находятся рядом.

Учитель: Верно. Это сделано для того, чтобы исполнители одной группы инструментов хорошо слышали своих соседей и играли одновременно. Взгляните, какой большой оркестр, как много разных инструментов. Интересно, как им удается играть так согласованно? Как вы думаете, есть ли в оркестре главный музыкант?

Учитель: загадывает загадку:

Тонкой палочкой взмахнет –

Хор на сцене запоет.

Не волшебник, не жонглер,

Кто же это?    (дирижер)

 - Что, обычно, у дирижера в руках? (Палочка)

Взмахнет волшебной палочкой,

И музыка звучит,

Палочка застынет,

И весь оркестр молчит.

Палочка подскажет,

Кому пора вступать,

Палочка укажет,

Как  музыке звучать.

- А каким словом называют палочку дирижера в стихотворении ? (Волшебной)

 - Попробуйте назвать тему урока. Дети предлагают свои варианты. Вместе с детьми учитель формулирует тему урока и показывает ее на слайде. Дети записывают тему в тетрадь.

- Почему же палочку дирижера называют волшебной?  На этот вопрос нам придется ответить в конце урока.

- Как вы думаете, какие знания нам сегодня понадобятся, чтобы   ответить на этот вопрос (о том, как возникла дирижерская палочка, о профессии дирижера, об оркестре, инструментах симфонического оркестра). Сейчас вы будете работать в командах. Каждая команда получит свое задание.

         Задания детям;

1 команда: изучить краткую информацию об основных группах симфонического оркестра (Приложение 1)

2 команда: изучить схему расположения инструментов симфонического оркестра на сцене. (Приложение 2)

 3 команда: краткая информация об истории возникновения дирижерской палочки. (Приложение 3)

После работы с информацией представитель от каждой группы   знакомит с ней класс. Ответы ребят сопровождаются иллюстрациями.

Игра “Разбросанный ветром оркестр”.

  Чья команда быстрее выполнит задание, та и выиграет.

По сигналу дети должны сгруппировать хаотично разложенные на столе карточки с названиями инструментов и разместить их так, как они располагаются в оркестре. (Во время игры звучит увертюра к опере М.И.Глинки «Руслан и Людмила»).

Вывод: музыкантам без дирижера трудно исполнять музыку, оркестр звучит несогласованно.

- Для чего нужен дирижер в оркестре?

Вывод: дирижер управляет скоростью звучания (темпом), громкостью звучания (динамикой), характером музыки, а также, показывает вступление инструментам.

Учитель: Как вы думаете, легко быть дирижером?

Нет, дирижеру нужно много знать: ноты, уметь писать партии для голосов, для инструментов, знать, как играю все инструменты, какие должны быть инструменты в оркестре?

Вывод:  Оказывается, дирижер руководит оркестром не только дирижерской палочкой.  Существует своеобразный язык дирижера (жесты, мимика). Дирижерские жесты понятны любому музыканту мира.

-Посмотрите фотографии и представьте, как может звучать музыка под управлением этих дирижеров?                                                

Учитель: А почему же дирижерскую палочку называют волшебной?

Ученики предлагают свои варианты ответов. Словно волшебник, дирижер с помощью маленькой палочки заставляет звучать огромный коллектив музыкантов.

Исполнение песни «Хорошее настроение». Из репертуара группы «Волшебники двора». Работа над песней индивидуально, группами, с дирижером.

Оценочный блок

 Дети сами определяют команду, которая лучше других работала на уроке.

Рефлексия

Продолжи фразу

Я узнал, что…

Я не думал, что…

Я заинтересовался(лась)…

Я обязательно…

Мне  понравилось…

Домашнее задание: Составить кроссворд или вопросы для викторины по теме: «Музыкальный театр. Волшебная палочка дирижера».






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 5 классе по теме «Волшебная палочка дирижера»

Урок музыки для учащихся пятых классов. На уроке обучающиеся знакомятся с понятиями: симфонически йоркестр, интсрументы симфонического оркестра, дирижёр....

Урок музыки в 5 классе по теме «Волшебная палочка дирижера»

Урок музыки для учащихся пятых классов. На уроке обучающиеся знакомятся с понятиями: симфонически йоркестр, интсрументы симфонического оркестра, дирижёр....

Конспект урока музыки во 2 классе Тема: Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

Конспект урока музыки во 2 классеТема: Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера....

конспект урока . тема " Волшебная палочка дирижера" 5 класс

Конспект урока ( технологическая карта) тема: " Волшебная палочка дирижёра.  Знакомство с группами инструментов в оркестре, с ролью дирижера в оркестре....

Урок-мультимедиа по музыке в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"

Урок-мультимедиа по музыке в 5 м классе "Волшебная палочка дирижера"...

Конспект урока музыки "Волшебная палочка дирижера" 5 класс

Конспект урока музыки "Волшебная палочка дирижера" 5 класс...