Интеграция и интегрированные уроки в условиях введения ФГОС
методическая разработка по музыке

Ладина Олеся Александровна

Выступление на городском методическом объединении учителей музыки

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интеграция и интегрированные уроки.

К вопросу интеграции в обучении обращались многие классики педагогической мысли: Я. А.Каменский, А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А.Сухомлинский, Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов, Дж. Дьюи, Г. Фрезинг, Е. Хофман .Согласно толковому словарю Ушакова интеграция – это объединение в целое каких-либо частей или элементов в процессе развития

Актуальность использования интегрированных уроков продиктована новыми запросами, предъявляемыми к школе. Интеграция, на мой взгляд, принадлежит к числу наиважнейших дидактических принципов, позволяющих формировать универсальные учебные действия в рамках введения ФГОС в младшем и среднем звене школы. Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом

Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Интегрированный учебный процесс способен обогатить школьников знаниями, повысить уровень их культурного образования. Межпредметная интеграция может более ярко проявиться именно в гуманитарной области предметов: литература, изобразительное искусство, музыка. «Все три искусства являются гранями единого процесса приобщения ученика к миру искусства, к целостной сфере художественного освоения человеческого мира», - говорит известный педагог М. Каган(Моисей Каган -известен как ведущий в нашей стране специалист в области эстетики..

Сами предметы близки, они несут в себе багаж культурных ценностей, затрагивают те же темы, создают образы. В синтезе они более глубоко могут раскрыть такие понятия как «красота», «сострадание», «сочувствие». Искусство как никакая другая область деятельности человека способно воздействовать на душу. Каждое из направлений искусства имеет свои выразительные средства, они по-своему отражают картину миропонимания, своими средствами передают информацию о людях, событиях, природе, мире

В своей практике, опираясь на теорию синестезии, я использую различные виды искусств для создания целостного представления об исторической эпохе, типе культуры, художественном образе, тем самым включая различные рецепторы учащихся. При этом один психофизический механизм дополняет другой. Так, музыка вызывает слуховые представления, живопись - зрительные, архитектура - пространственные, что создает целостную картину бытия. Использование разных искусств на уроках позволяет "озвучить" и "оживописать" текст, картину и музыку, пробудить у учащихся целую гамму чувств и ассоциаций. Целостную картину мира могут вызвать и синтетические виды искусства - кино, театр.

И сегодня я хотела бы поделиться своим опытом в ведении подобных уроков. Предлагаю вашему вниманию интегрированный урок по ФГОС 2 ого поколения, который мы подготовили вместе с учителями начальной школы по теме  «Красота родной природы глазами поэта, художника и композитора» (он размещен в Интернете на сайте учителя Чуниной Э. Г)

Целью этого урока было ознакомление с образно-поэтическими и музыкальными средствами выразительности, которые используют авторы при изображении природы в литературе, музыке и живописи

Задачи согласно стандартам 2 –ого поколения были как предметные, так и метапредметные.

1).Первый этап работы подготовительный. Он включает в себя следующие элементы:

планирование,

организация творческой группы,

конструирование содержания урока,

В процессе планирования были определены предметы: литература, музыка. Изо, на основе которых будет осуществлена интеграция. А также сформированы творческие группы (по желанию) и выстроена композиция урока

Каждый учитель самостоятельно подбирал материал по своему направлению(учитель литературы – произведение И. Бунина «Детство», учитель Изо картину Ивана Шишкина «Сосны, освещенные солнцем», учитель музыки пьесу С. Прокофьева «Утро»

 Задача состояла в том, чтобы найти по возможности исчерпывающий материал по тематике урока, выявить интересные факты, подобрать необходимые иллюстрации, музыкальные произведения и другой материал подчеркивающий целостную ткань урока.

 Также на этом этапе определяются «роли» учителей на уроке: кто отвечает за технические средства, кто читает стихи и т. д. Необходимо придумать мизансцены: кто, где стоит, как двигается (чтобы не загородить проецируемый слайд или другого учителя), и т. д. Необходимость в такой детальной проработке хода урока обусловлена особенностью работы ансамбля учителей.

Целью второго этапа было вызвать интерес к теме урока. И здесь свою роль сыграли проблемные вопросы и интересные ситуации.

 - Давайте предположим, какими будут интонации музыки, которая сегодня прозвучит на уроке?

- С чего начинается утро человека?

- Как ведут себя в природе листья, цветы, деревья?

Третий этап – рефлексивный. На этом этапе проводится анализ урока.

Вывод: Школа - это главное звено в познании культуры, интеллектуальных и духовных достижений народа. Нас, современных педагогов на данном этапе волнует недостаточное внимание к духовно - нравственному воспитанию детей.  И именно предметы гуманитарно - эстетического цикла должны стать курсами искусства, развития художественного мышления и творчества. Музыка, ИЗО, литература – это наиболее благоприятные предметы  для интеграции, которые делают уроки интересными и познавательными.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеграция и интегрированные уроки Выполнила Ладина О. А. Учитель музыки МБОУ «Средняя школа №14»

Слайд 2

Интеграция (лат.) - объединение в целое каких-либо частей или элементов в процессе развития (толковый словарь Ушакова) А. Макаренко В. Сухомлинский Н. Крупская

Слайд 3

Актуальность интеграции

Слайд 4

Преимущества интегрированных уроков

Слайд 5

Все три искусства являются гранями единого процесса приобщения ученика к миру искусства, к целостной сфере художественного освоения человеческого мира

Слайд 6

Синтез музыки и других видов искусств Музыка Литература Кино Театр Архитектура Изобразительное искусство

Слайд 7

Интегрированный урок по теме « Красота родной природы глазами поэта, художника и композитора»

Слайд 8

Цель интегрированного урока: -Ознакомление с образно-поэтическими и музыкальными средствами выразительности, которые используют авторы при изображении природы в литературе, музыке и живописи

Слайд 9

Задачи: Предметные: - формировать представление о музыке, как об особом взгляде композитора на мир; - выражать представление о картине природы посредством музыкального языка , совершенствовать творческое воображение ребёнка; - развивать наблюдательность, образное мышление, индивидуальные познавательные способности каждого ученика;

Слайд 10

Задачи:

Слайд 11

Задачи: Метапредметные Познавательные - активизировать познавательную деятельность - формулировать проблему, выдвигать гипотезы и их обосновывать - осуществлять анализ объекта с целью выявления признаков и формулировки характеристики изучаемых объектов - под руководством учителя продолжить знакомство с музыкальными терминами - строить логическую цепь рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи - структурировать знания, делать выводы; преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Слайд 12

Задачи: Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале - оценивать вместе с учителем или одноклассниками результат своих действий

Слайд 13

Задачи: Коммуникативные - выражать свою точку зрения - понимать задаваемые вопросы - адекватно относиться к мнению одноклассников, взрослых, принимать их позицию - обеспечивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера - планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, осуществлять взаимоконтроль

Слайд 14

Задачи: Личностные - развивать эмоционально-чувственное отношение к природе. - прививать любовь к музыке русских композиторов - осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности

Слайд 15

Этапы подготовки к уроку: Подготовительный (репетиционный) Основной (исполнительский) Рефлексия 1 этап 2 этап 3 этап

Слайд 16

Подготовительный

Слайд 17

Исполнительский этап Примеры проблемных вопросов - Давайте предположим, какими будут интонации музыки, которая сегодня прозвучит на уроке? С чего начинается утро человека? - Как ведут себя в природе листья, цветы, деревья?

Слайд 18

Рефлексия Музыка и живопись, поэзия и проза – все эти виды искусства связаны между собой, так как любой вид искусства черпает свое содержание из жизни. Музыка рассказывает о жизни в звуках, живопись – в красках, проза и поэзия – в слове. Коллаж

Слайд 19

Используемые интернет-ресурсы : http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=23224&tmpl=lib http://ido.tsu.ru/ss/?unit=199&page=594 http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=5025&tmpl=Thread&BoardId=5028&ThreadId=33571&page=3 http://referatiya.ru/referaty/show_referat.php?referat=62067 http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00043229_0.html http://www.sibuch.ru/article.php?no=426 http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00000043229.html

Слайд 20

Спасибо за просмотр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

Дидактические требования к современному уроку...

Современный урок в условиях введения ФГОС

Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения....

Проектирование урока в условиях введения ФГОС ООО

В выпускной квалификационной работе дистанционных курсов виртуального университета "Просвещение" рассматриваются следующие вопросы: методологические основы инновационного урока, целеполагание как вид ...

«Типы и виды современного урока в условиях введения ФГОС II поколения.»

Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха. У...

Доклад "Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС"

О требованиях в современному уроку в условиях ФГОС...

Интегрированные уроки в условиях введения ФГОС

Межпредметная интеграция может более ярко проявиться именно в гуманитарной области предметов: литература, изобразительное искусство, музыка. Интегрировааные уроки развивают потенциал учащихся, побужда...

Доклад по теме: "Особенности проектирования современного урока в условиях введения ФГОС на основе интеграции педагогических технологий и методического конструктора приемов"

В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В перв...