"Колокольный звон на Руси"
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Мялова Юлия Борисовна

Конспект урока в 5 классе (по программе Е.Д.Критская)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_5_klasse.docx21.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока в 5 классе  

Учебный предмет __музыка__

Класс (группа)_5 класс__              

Продолжительность занятия    _40 минут_

Раздел программы_музыка и изобразительное искусство

Тема занятия «Колокольный звон на Руси»

Планируемые метапредметные результаты освоения:

Личностные

  • познакомить с национальными и историческими традициями и обычаями;
  • определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать их в собственном исполнении.                                                            

Регулятивные

  • установить связь музыки с жизнью;
  • узнавать изученные музыкальные примеры, находить в них сходства и различия.

Познавательные

  • понимать термины, обозначающие звучание колокольных звонов;
  • развивать ассоциативно-художественное восприятие.

Коммуникативные

  • формирование умения излагать свою точку зрения;
  • выражать свое мнение о музыке.

Тип занятия___урок-лекция с элементами презентации

Ведущие методы_объяснительно- иллюстративный

Учебно-методическое обеспечение

для учителя: мультимедийное сопровождение, видеозапись, демонстрационный материал, рабочая тетрадь__

Форма организация деятельности учащихся  фронтальная, индивидуальная_

Ход урока:

Деятельность учителя и учащихся

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Приветствие и организационные действия

Приветствие учителя

2

Актуализация. Целеполагание

Слайд 1

- Ребята, прослушайте музыкальный фрагмент и ответьте на вопрос: «Какую картину рисует музыка?»

(звучит «Рассвет на Москва-реке” из оперы «Хованщина» М.П.Мусоргского)

- Какая картина у вас нарисовалась?

- Ребята, а как вы думаете, в какую страну она нас перенесла?

- А почему вы решили, что это страна Россия?

- А как звучал колокол в музыке?

- О чем возвещал колокол?

- Сегодня на уроке мы с вами поговорим, что означает колокольный звон для русских людей.

Тема урока: «Колокольный звон на Руси»

Ответы детей:

Музыка рисует

- картину спокойствия

- картина бескрайнего поля в лучах восходящего солнца;

- утреннего рассвета, с криками петухов;

- картина поля, голубое небо, вдруг налетают тучи, гроза, а затем снова чистое голубое небо;

- в середине музыкального фрагмента зазвучала тревожная музыка, возникло ощущение, что звонит колокол

Ответы детей:

Россия

Ответы детей:

Потому что музыка была величавой, инструменты передают крик петухов, звучали мотивы колоколов

Ответы детей:

Могуче, тревожно, протяжно

Ответы детей:

Возможно о беде

 

3

Первичное усвоение учебного материала

Слайд № 2

«Много лет живете вы, колокола,

Много знаете о жизни на Руси.

Много сможете, наверно, рассказать,

Что нельзя забыть и что нельзя простить»

Слайд № 3

1 ребенок:  С давних пор колокол в России воспринимался как живое существо. Когда отливался большой колокол, летописец заносил это событие в летопись, каждому колоколу давали свое имя

2 ребенок: Колокола – это одно из таинств бытия. Недаром наши предки одушевляли колокола, берегли их как национальную святыню.

3 ребенок: Колокола были известны еще с X века. Но только в XV веке в России появились собственные колокололитейные заводы.

1 ребенок: С древности мастера хранили в секрете рецепты хорошего звона. Принято было перед литьем распускать какой-нибудь нелепый слух, чтобы люди поверили в эту нелепицу. Тогда колокол получался  на славу. Была даже такая поговорка: «Колокола льют», что означает – привирают или выдумывают.

 

Сообщение нескольких  учащихся о появлении колокола на Руси

4

Усвоение учебного материала

- Ребята, а как вы думаете, а зачем нужны были колокола?

- А где они располагались?

Слайд № 4

- Действительно, высоко на холме стояла церковь, а рядом с церковью ЗВОННИЦА.

Звонница – это невысокая колокольня при древнерусских церквях.

Давайте прислушаемся к звону колоколов

(звучит «Благовест»)

- Когда вы слышите колокольные звоны, какие образы возникают в вашем воображении?

- Можно ли колокольный звон назвать музыкой?

- Какими средствами выразительности они передают свою музыку?

- Ребята, как вы думаете, как у колоколов рождается мелодия?

Слайд № 5

- Действительно, мелодия зависит от размера колокола и высоту. Самые голосистые голоса-колокола в Ростове Великом. Их называют – «Ростовские звоны».

Слайд № 6

(звучат «Ростовские звоны № 1»)

- Ребята, а как вы думаете, кто управляет колоколами?

Звонарь – церковный служитель, звонящий в колокола.

Слайд № 7

- Действительно, русским звонарям не было равных. Они изобрели необычный способ извлечения звука: не колокол качался и бил о неподвижный язык, а звонарь управлял языками неподвижных колоколов. Такие способы извлечения послужили появлению различных жанров.

Слайд № 8

Жанры

- Благовест;

- Праздничный перезвон;

- Свадебный;

 - Проводной (погребальный);

- Пасхальный.

- Ребята, если бы вы были звонарями, то каким бы у вас был праздничный перезвон?

- Я предлагаю послушать «Праздничный звон» и сравнить его с нашим.

(звучит «Праздничный звон» (Ярославль))

- Ребята, похожи наше звучание и звучание колокола?

- И в нашем современном мире мы можем слушать отблески колокольных голосов. Как вы думаете, где мы можем их услышать?

- А как вы думаете, где мы могли слышать эти звоны?

Слайд № 9

(звучат «Бой Кремлевских курантов»)

- Конечно. А также еще звон колоколов мы можем встретить в кинофильмах. Помните кинофильм «Приключения Электроника», где поется песня про колокола?

Слайд № 10

(звучит песня «Колокола»)

Ответы детей:

Возвестить о какой-то радости, о беде, помочь путнику найти дорогу, зазывал на праздники

Ответы детей:

В церквях

Дети записывают определение в тетрадях

Ответы детей:

Церковь, колокол, звон

Ответы детей:

Да

Ответы детей:

Темп, ритм, мелодия

Ответы детей:

Может быть используют колокола разных размеров

Ответы детей:

Звонари

Дети записывают определение в тетрадях

Дети записывают определение в тетрадях

Ответы детей:

Громкий, радостный, игривый, переливающийся

Ответы детей:

Да

Ответы детей:

В церквях

Ответы детей:

По телевизору.

На Красной площади. Это Кремлевские куранты

5

Практическая деятельность учащихся

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Синквейн».

Слайд № 11

Синквейн – это стихотворение. Написанное по определенным правилам. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

Правила:

1 строка – заголовок, в который вносится ключевое

                  слово, понимание, тема

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – фраза, несущая определенный смысл

5 строка – вывод, одно существительное

Пример:

  1. Колокола
  2. Звонкий, божественный  
  3. Звучат, гремят, предупреждают
  4. Волшебные звуки, мне нравится звон колоколов
  5. Перезвон

Каждый ребенок в тетради сочиняет синквейн, затем зачитывают желающие

6

Рефлексия учебной деятельности

- В заключении урока давайте вспомним, о чем мы сегодня узнали на уроке.

- О чем может возвестить звон колокола?

- Какие бывают жанры колоколов?

- Кто такие звонари?

Анализируют собственную деятельность

7

Завершение

- Итак, мы сегодня познакомились с жанрами колокольных звонов, определили их музыкальный образ, услышали их звучание.

И мы можем сказать, что колокольные звоны – это человеческое искусство, голоса народа и Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и православной культуры "Колокольный звон Руси" в 9 классе.

Урок повторения сложных вопросов различных разделов языкознания, обобщения знаний по теме "Публицистический стиль" на основе интегративного метода познания традиций православной культуры, духовной жиз...

Интегрированный урок по музыке и ОПК "Колокольные звоны на Руси"

Интегрированный урок по музыке и ОПК "Колокольные звоны на Руси"...

план-конспект урока музыки "Колокольные звоны на Руси"

план-конспект открытого мероприятия "Колокольные звоны Руси"...

Колокольные звоны на Руси

Презентация "Колокольные звоны на Руси"...

Открытый урок "Колокольный звон на Руси"

Цель;Пробуждение интереса к историческому прошлому, воспитание бережного отношения к русской культуре.Задача:                 • Сформировать первонача...

Презентация "Колокольный звон на Руси"

Урок по музыке в 5 классе по теме "Колокольный звон на Руси" (по программе Е.Д.Критская)....

Интегрированный урок по музыке и ОПК "Колокольные звоны на Руси"

Интегрированный урок по музыке и ОПК "Колокольные звоны на Руси"...