Интегрированный урок по музыке и ОПК "Колокольные звоны на Руси"
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Лаптева Светлана Юрьевна
Интегрированный урок по музыке и ОПК "Колокольные звоны на Руси"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolokolnye_zvony.docx34.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по музыке и ОПК

Тема: «Колокольные звоны на Руси»

Цели н задачи: познакомить учащихся с историей возникновения колокольных звонов на
Руси, с видами колокольных звонов, способствовать развитию любви и уважения к русской культуре и традициям.                                                                        
Художественный материал: слайды, репродукции картин, виды колоколен, инструмент (фортепиано), иллюстрации.

       Ход урока.

Звучит «Херувимская песнь» М. Глинки.

Слайд № 6.

Красота храмов, красота колокольного звона и церковных песнопений... По летописному сказанию, именно эта красота стала причиной выбора киевским князем Владимиром православия государственной религией Руси. Послал князь умных людей в разные земли, где они познакомились с верой каждого народа. Побывали послы и в Царьграде (Константинополе) в храме Святой Софии, в котором православная служба греков явила им такую красоту, такое великолепие, что по возращении они рассказали следующее: «Одежды священников чудесны, служба хороша, и люди все стоят в благоговении, пение же такое сладостное, какого мы никогда не слышали. И объяла нас какая-то радость, и мы не чувствовали себя и не знали, на земле мы находимся или на небе. И нет такой красоты и столь превосходного богохваления во всей поднебесной, какие у греков. И потому мы полагаем, что вера их истина и что только с теми людьми истинный Бог.

Слайды №7 - № 8.

Репродукции: Храм Святой Софии Константинопольской, В. Васнецов. «Крещение Руси».

Слайд № 9.

В православной Руси с собой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Вспомните песню «Вечерний звон», которую вы слушали в пятом классе, вспомните «Вечерний звон» И. Левитана... Может быть эти старинные образы помогут вам почувствовать, что колокольный звон на Руси был чем-то большим, чем простое явление колокольного звона: в нем словно отразилась русская душа, русская жизнь.

Песня: «Вечерний звон» 

Репродукция: И. Левитан «Вечерний звон»

Вспомните, какими средствами музыкальной выразительности композитор рисует картину теплого спокойного вечера? (спокойный темп, мажорный лад, тихая динамика, песенная мелодия)

Изобразительный момент: бас имитирует звучание колокола

Вспоминаются темы: «изобразительность и выразительность в музыке» и «можно ли увидеть музыку», «можно ли услышать живопись»?

Очень хорошо озвучивает картину И. Левитана стихотворение Рыленкова «Все в тающей дымке...»

Слайд № 10 - №11.

Здесь мало увидеть                                                                                                          Здесь нужно всмотреться,                                                                                                  Чтоб ясной любовью                                                                                                             Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,                                                                                                           Здесь вслушаться нужно,                                                                                                    Чтоб в душу созвучья                                                                                                   Нахлынули дружно.                                                                                                          Чтоб вдруг отразили                                                                                          Прозрачные воды                                                                                                        Всю прелесть застенчивой                                                                                               Русской природы.

Слайд № 12.

С незапамятных времен бытуют у разных народов колокола. Звон им служил сигналом тревоги при пожаре, предупреждал о приближении врага, а в метели и бураны звоны помогали странникам найти дорогу. Вечевые колокола гудели в дни торжеств и бед народных.

Слушание: «Колокольные звоны»

- А можно ли назвать колокольный звон музыкой?

- Да

- Почему?

- Потому что для нее характерны те же средства музыкальной выразительности, что и для музыки инструментальной: мелодия, ритм, лад, динамика, темп и др.

- А что в колокольной музыке важнее - ритм или мелодия?

- Конечно ритм.

- Верно.

Слайд № 13.

Обратите внимание: на доске обозначены группы колоколов — большие, средние и малые. Чем больше размер колокола, тем ниже его звук и наоборот. Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти. Колокола были неотъемлемой частью и сельского пейзажа, и городской жизни. Под звон колоколов чередовались времена года, рассветы и закаты, колокола звонили и в радостные и горестные дни.

Слайд № 14.

Колокола и сами были словно живые: им как людям давали собственные имена - Гаврила, Георгий, Лебедь, Медведь... В церкви им отводилось видное место. Колокола размещаются обычно над входом в храм, обращаясь к входящим людям. Но колокола могут размещаться и на колокольнях, пристроенных к храму или на отдельно стоящих звонницах.

Репродукции: колокольни н звонницы.

Слайд № 15.

На самой знаменитой в Москве колокольне - Ивана Великого некогда располагалось 52 колокола Московские старожилы хорошо знали их голоса и узнавали как старых знакомых. Высота Ивана Великого 82 метра Весь архитектурный ансамбль очень пострадал в 1812 году во время нашествия Наполеона, но в последствии постройки были восстановлены.

Слайд № 16.

Колокольную симфонию Москвы однажды описал М. Лермонтов в своем ученическом сочинении: «Едва проснется день, как уже со всех ее златоглавых церквей разносится согласный гимн колоколов, подобно чудной фантастической увертюре Бетховена... И мнится, что бестелесные звуки принимают видимую форму... О какое блаженство внимать эту неземную музыку!»

Слушание: М. Мусоргский «Рассвет на Москве реке» вступление к опере «Хованщина».

Иллюстрации: М. Воробьев «Вид Московского кремля» и Ф. Алексеев вид кремля и каменного моста.

Слайд № 17 - № 18.

Музыкальный критик Э. Фрид: «Вот она древняя и вечно юная, Б лучах восходящего солнца. Такова страна, такова неизъяснимая прелесть природы, таков народ с таящимися в нем силой и красотой... Несется над Красной площадью колокольный перезвон. Тают в чистой утренней прохладе серебристые звуки стрелецких труб. Город просыпается».

Слайд № 19.

- Как рисует композитор картину рассвета? (усиление динамики).

У колоколов, как и людей, своя судьба Их одушевляли, сравнивали с человеком. Даже части колокола называли: тулово, ухо, язык. О судьбах колоколов рассказывать можно долго, но я остановлюсь на судьбе одного.

Слайд № 20.

С XII века в Новгороде для решения всех вопросов собиралось народное собрание -вече. А созывал новгородцев вечевой колокол. Он столетиями был символом новгородской вольности.

Слайд № 21.

Но, покорив свободный Новгород, царь Иван Грозный приказал снять вечевой колокол и доставить в Москву, чтобы звенел в лад московским.

Слайд № 22.

Но когда колокол везли через Валдай, на. одном из склонов опрокинулись сани, и колокол свалился в овраг. Тогда царь приказал разбить его.

Слайд № 23.

Холмы и тела! Глушь лесная!

И ту размыло!.. Как тут быть?

И царь, добравшись до Валдая,

Приказ дал: колокол разбить.

Разбили колокол, разбили!

Сгребли валдайдь.1 медный сор,

И колокольчики отлили,

И отливают до сих пор.

И, быль старинную вещая,

В тиши степей, в глуши лесной,

Тот колокольчик, изнывая,                                                                                        Гудит и бьется под дугой!..

Слайд № 24.

В Валдае летом 1995 года открыли единственный в России музей колоколов.

Слушание: «В лунном сиянии», «Вот мчится тройка удалая...», «Однозвучно гремит колокольчик...».

Слайд № 25.

Звоны могут быть праздничными, набатными, вечерними, погребальными. Для каждого звона характерен свой образ, свои средства музыкальной выразительности. Если бы вы были звонарями каким был бы у вас праздничный звон?

  • Мажорным, громким, быстрым, радостным.
  • А погребальный звон?
  • Печальный, скорбный медленный минорный.

Сейчас мы познакомимся с вами с видами церковного звона.

Слайд № 26.

  1. Благовест — звон в один большой колокол перед началом службы.  
  2. Трезвон - звон в несколько колоколов в три приема
  3. Перезвон - поочередно перебирают все колокола (печальный).
  1. Затравка — нечастый звон в маленький колокол перед началом звона
  2. Переборы - довольно скорые удары во все колокола по порядку {перед красным звоном)
  3. Погребальный - медленные размеренные одиночные удары в колокол.
  4. Будничный — используются малые колокола (мелодичный спокойный)
  5. Праздничный:
  • Великий - во все колокола.
  • Средний - без больших колоколов.

  -   Красный - в несколько колоколов, без самых больших, в 5 - 7 колоколов звонит один звонарь.

9.        Малиновый — звон в отборные колокола


Слушание: А. Морозов «Малиновый звон»

Слайд № 27.

До нашего времени нас поражают своим величием и красотой колокола Кремлевских, Суздальских курантов, Псковские и Ростовские колокола И, наверное, нигде голоса колоколов не встречаются так часто, как в творчестве русских композиторов.

Слайд № 28 - № 29.

Мы слышали их у М. Глинки, А. Бородина, М Мусоргского, С. Рахманинова.

Давайте сравним звучание колоколов в двух произведениях русских композиторов (таблица).

Колокола Кремля звучат у М. Мусоргского не только в «Хованщине», но и в прологе оперы «Борис Годунов», в сцене венчания Бориса на царство. Слушание: пролог к опере «Борис Годунов» М. Мусоргский.

Сергей Рахманинов одно из лучших своих произведений - поэму для солистов, хора и симфонического оркестра «Колокола» - посвятил теме «колокола в жизни человека». Слушание фрагмента.

Можно вспомнить и хор «Слава» М. Глинки из оперы «Иван Сусанин», где звучат колокола празднично радостно ж торжественно. И кантату С. Прокофьева «Александр Невский», где колокола звучат как тревожный набат, призывающий к борьбе с иноземными захватчиками.

Очень хорошо чувства русского человека, чью. душу наполняет благостный колокольный звон, выразил А.К. Толстой в стихотворении «Благовеста.

Слайд № 30.

Среди дубравы

Блестит крестами

Храм пятиглавый

С колоколами.

Их звон призывный

Через могилы

Гудит так дивно

И так уныло.

К себе он тянет

Неодолимо,

Зовет и манит

Он в край родимый, -

В край благодатный,

Забытый мною, -

И непонятной

Томим тоскою.

Молюсь - и каюсь я,

И плачу снова,

И отрекаюсь я

От дела злого.

Далеко странствуя

Мечтой чудесною,

Через пространства я

Лечу небесныя.

И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

Не замирает.

Слайд № 31.

Колокола – это символ России, ее голос, ее глас, который вновь обрел силу. Это душа русского человека – открытая и широкая. И я желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучит самый светлый колокольчик.

Слайд № 32.

Давайте и мы с вами споем песню о колокольном звоне «Благовест».

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес...

Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по музыке и ОПК, урок-исследование. Тема. Колокола на Руси.

Урок знакомит учащихся с колокольными звонами как ярким явлением в русской православной культуре. Путем исследования дети  определяют, какой след оставили звоны в русском искусстве....

Интегрированный урок. ИЗО-Музыка. Тема: "Героическое прошлое нашего народа в произведениях музыки и изобразительного искусства"

Данный урок позволяет на примере произведений музыки, живописи раскрыть нравственные понятия, связанные с любовью к Родине....

Интегрированный урок преподавателей музыки и изобразительного искусства "Русский сарафан в музыке и живописи"

Разработка интегрированного урока учителей музыки и изобразительного искусства для 5 класса...

Интегрированный урок по музыке и ОПК "Колокольные звоны на Руси"

Интегрированный урок по музыке и ОПК "Колокольные звоны на Руси"...

Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ, МУЗЫКИ И ИЗО.  2 класс. Тема: «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.Цели: 1.Образовательная - ...

Интегрированный урок по музыке. Тема: «В чём сила музыки В.А.Моцарта?»

             Тема: «В чём сила музыки В.А.Моцарта? Цель: расширить  у учащихся     представление о творчестве В.А.Моцарта, показ...

Интегрированный урок (история + литература) по теме: «Культура Древней Руси»

Интегрированный урок (история + литература) по теме: «Культура Древней Руси»...