Музыкальная живопись и живописная музыка
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Захарова Наталья Вельевна

Всех звуков и цветов соотношенья,

А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

О, как хотелось мне азы науки

Такой постичь!

Герман Гессе

Урок посвящен музыке и живописи.

Цели урока

-обучающая: Создать условия для эмоционального восприятия и передачи звуковых и зрительных образов природы; Показать тесную взаимосвязь музыки и живописи, их общую жизненную основу, взаимовлияние и взаимодополнение на примере живописи И. Левитана, А. Степанова и музыки С. Рахманинова

-развивающая: развить эмоциональную отзывчивость на звуковые образы;

-мотивационная: побудить интерес к изучению музыки о природе и временах года.

Задачи:

 Образовательные:

  • Уметь сопоставлять музыкальный и художественный образы;
  • Дать понять, что музыка и ИЗО не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют   и усиливают наши ощущения и впечатления;
  • Познакомить с замечательными образцами русской живописи и музыки: картинами И. Левитана «Большая вода», А. Степанова «Цугом», Прелюдиями С.В. Рахманинова.

Развивающие:

  • Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке и изобразительном искусстве;
  • Развивать умение анализировать, высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений;
  • Развитие вокально-хоровых навыков, выразительное исполнение при работе с песней.

Воспитательные:

  • Пробуждать интерес к историческому прошлому нашей страны;
  • Обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_zhivopis_i_zhivopisnaya_muzyka.docx386.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки   5 класс

(Программа «Музыка. 5-7 кл.» авт. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская)

Тема полугодия: Музыка и изобразительное искусство

Тема урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка»

Тип урока: общеметодологической направленности

Цель: 

-обучающая: Создать условия для эмоционального восприятия и передачи звуковых и зрительных образов природы; Показать тесную взаимосвязь музыки и живописи, их общую жизненную основу, взаимовлияние и взаимодополнение на примере живописи И. Левитана, А. Степанова и музыки С. Рахманинова

-развивающая: развить эмоциональную отзывчивость на звуковые образы;

-мотивационная: побудить интерес к изучению музыки о природе и временах года.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Уметь сопоставлять музыкальный и художественный образы;
  • Дать понять, что музыка и ИЗО не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют   и усиливают наши ощущения и  впечатления;
  • Познакомить с замечательными образцами русской живописи и музыки: картинами И. Левитана «Большая вода», А. Степанова «Цугом», Прелюдиями С.В. Рахманинова.

Развивающие:

  • Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке и изобразительном искусстве;
  • Развивать умение анализировать, высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений;
  • Развитие вокально-хоровых навыков, выразительное исполнение  при работе с песней.

Воспитательные:

  • Пробуждать интерес к историческому прошлому нашей страны;
  • Обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.

Результаты освоения предмета:

  1. Личностные

- Чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

- Ответственное отношение к учению, готовность и

способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

  1. Метапредметные

- умение определять понятия, обощать. Устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы:

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

  1. Предметные

- Сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотьемлемой части его общей духовной культуры;

- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

- овладение основами музыкальной грамотности: способность эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства: мелодия, рисунок, колорит, ритм, композиция, линия, палитра чувств, гармония красок, выразительность, изобразительность.

Педагогические технологии (элементы):

-Проблемно-    технология: Постановка темы урока                                     - Технология развития критического мышления: Кластер для системы и обобщение темы

 - ИКТ: Показ мультимедийной презентации                                   - Здоровьесберегающие технологии: Дозированность мультимедиа в соответствии с САНПИН, физминутка.

Характеристика деятельности учащихся:

- Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

- Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Оснащение урока: ноутбук, мультимедийный проектор, медиапрезентация по теме урока, учебник «Музыка 5 кл.» Г. П. Сергеева, Е.Д.Критская

Музыкальный материал:

«Форель» Ф. Шуберта, Прелюдия соль мажор, Прелюдия соль-диез минор С.В. Рахманинова.

Ход урока:
I этап

 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

Уч: Добрый день, ребята и уважаемые гости! Сегодня день у нас необычный. У нас сегодня гости, повернитесь и поприветствуйте их улыбкой.

II этап

 МОТИВАЦИЯ И АКТУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Уч: Начнём мы его с замечательного стихотворения Германа Гессе. (на слайде)

Всех звуков и цветов соотношенья,

А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

О, как хотелось мне азы науки

Такой постичь!

Уч : Ребята, скажите, о каких видах искусства идет речь?

Ответ уч–ся:

Уч : Что помогло вам правильно ответить?

Ответ: зачитывают со слайда:

Всех звуков и цветов соотношенья,

А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

Уч: Да, сегодня необычный урок, который будет посвящен музыке и живописи.

Почему мы их объединили вместе?

Ответ уч-ся: Это виды искусства.

Уч: Совершенно верно, и мы попробуем эти два искусства соединить воедино.

Уч: Сегодня мы продолжим тему прошлого урока. Кто ее напомнит?

Ответ уч-ся: «Музыкальная живопись и живописная музыка».

Цель нашего сегодняшнего урока – научиться эмоционально воспринимать и передавать звуковые и зрительные образы природы.

III этап

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

Уч.: Ребята, на предыдущем занятие мы с вами познакомились с творчеством австрийского композитора. Напомните его имя.

Ответ уч-ся: Франц Шуберт

Уч: Назовите основные жанры его творчества?

Ответ уч-ся: Основоположник музыкального романтизма.  романтическая симфония, фортепианная миниатюра, романтическая песня, програмно-сюжетный вокальный цикл.

Уч: Но основной жанр?

Ответ уч-ся: Вокальная музыка.

Ученик: Только за один 1815 год Ф.Шуберт сочинил 150 песен, причём каждая из них яркая, новая, не похожая ни на что другое. Он заканчивал одно произведение и сразу же начинал другое. Бывали дни, когда он записывал до 10 песен.

- Назовите наиболее известны вокальные циклы

Ответ уч-ся: «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»

Ученик : Одна из самых известных песен композитора – «Форель» - написана на стихи близкого друга, немецкого поэта К. Ф. Д. Шубарта.

УчДавайте вспомним это произведение

Исполнение песни Шуберта «Форель»

УчКакие картины помогает увидеть нам песня? Опишите словами из песни. Зачитывают строки из песни

IV этап

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

УчДомашнее задание - передать настроение песни в рисунке. Давайте, посмотрим, как вы с этим справились.

Просмотр дом. задания

Уч: Какие изобразительные приемы песни помогают слушателям представить реальную сценку?

Ответ: мелодия, ритм, аккомпанемент…

V этап

ОТКРЫТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Уч: Сегодня мы продолжим говорить о музыкальной живописи и о живописной музыки и узнаем, Можем ли мы «услышать» живопись и «увидеть» музыку?

Уч: Рассмотрим мы это на примере музыкального произведения и произведения изобразительного искусства.

Звучит музыкальный фрагмент - «Вокализ» - С. Рахманинова.

Учитель читает на фоне музыки:

«Я — русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка…

У меня нет своей страны. Мне пришлось покинуть страну, где я родился, где я боролся и перенёс все огорчения юности и где я, наконец, добился успеха».

Уч: Ребята, вы узнали музыку, под которую я прочла цитату композитора? Как вы думаете, кто её написал, какой композитор мог так о себе сказать?

Ответ: Это Сергей Рахманинов

Слайд – портрет композитора

Уч : Верно. Сергей Васильевич Рахманинов написал много незабываемых музыкальных произведений.

С какими произведениями мы знакомы?

Ответ: Мы познакомились с мелодией 1-ой части Третьего концерта для фортепиано с оркестром С. Рахманинова, с романсами, и с «Вокализом».

Уч: Что такое вокализ?

Ответ: Так называется мелодия, которая поётся голосом без слов.

Уч: Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством замечательного русского музыканта, композитора, дирижера, прекрасного пианиста - С.В. Рахманинова.

Учебник стр.106

Музыка многих произведений Сергея Рахманинова вызывают у слушателей зримые образы: бескрайние дали, просторы России. Его мелодия «стелется, как тропа в полях».

Работа с учебником (Чтение вслух по предложению)

Тропа. Путь, дорога….. Жизненный путь С.Рахманинова, был нелегок. События начала XX века в России заставили его покинуть Родину. Но через долгие годы, проведенные вдали от неё, он пронес светлое чувство любви к родному краю.

Уч : Я предлагаю вам прослушать еще одно произведение С. Рахманинова Прелюдию соль мажор.

Слушание произведения С. Рахманинова.

Уч : Вспомним - что такое прелюдия?

Прелюдия – это вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина, фортепьяно, органа.

Уч: Давайте определим характер произведения.

Ответ:…

Уч : Какие образы, картины возникают в вашем воображении под впечатлением музыки?

Ответ:….(пейзаж)

Физкультминутка

Уч: В жанре «Пейзаж» работали многие художники. Но сегодня мы рассмотрим картину известного русского художника Исаака Ильича Левитана «Большая вода». Полотно Исаака Левитана «Весна. Большая вода» написано в 1897 году и относится к числу самых значительных произведений художника.

Уч изо: Как вы думаете, почему художник назвал картину «Весна. Большая вода»?

Ответ:

Уч муз: Да. «Весна. Большая вода» - лирико-музыкальная поэма художника о половодье в русских полях.

Уч изо: Какие краски использовал художник?

Ответ:

Уч изо: Как автор показал, что на картине весна?

Ответ: лучи искрящегося о солнца, им все озарено.

Уч зо: Какое настроение передает художник?

Ответ:

Уч муз: Скажите подходит ли прелюдия Рахманинова по настроению к картине?

Чем наполнена музыка?

Ответ: Трепетом и восторгом, человеческим теплом и светом.

VI этап

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Уч: Давайте попытаемся с вами провести параллель по средствам художественной выразительности в живописи и в музыке:

Составление кластера и работа в табличках

прелюдия

картина

Лад

мажор

Радость, веселое настроение

Ритм

ровный

Плановое изображение березок

Динамика

контрастность

Усиливает изображение

Уч муз: Каково отношение авторов к тому, о чем они рассказывают своим слушателям, зрителям?

Ответ: ….     ( картина музыкальная)  

Вывод: раз картина музыкальная, значит мы можем «услышать» живопись и «увидеть» музыку

Удивительна эта музыкальность Левитана: березки купаются в водах и отражаются в них, слышится, кажется, мелодичный плеск воды. Зрительный образ как бы дополняется слуховым...

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых, майских дней

 Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Уч: Уточним тему над которой мы работали сегодня

Обозначение темы урока «Музыкальная живопись и живописная музыка»

VII этап

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Дома подберите примеры «музыкальной живописи» и «живописной музыки».

Послушайте музыкальное произведение и подберите для него картину или посмотрите любую картину и подберите для нее музыкальное произведение, чтобы продемонстрировать на следующем уроке своим одноклассникам.

VIII этап

РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На доске висят разноцветные магниты. Это не просто магниты, а веселые нотки. Кому сегодня был интересен урок, прикрепите нотку на нотный стан, а кому нет – посидите на месте.

Прикрепляем нотки к нотоносцу и смотрим настроение класса.

IX этап

ИТОГ УРОКА, ОБОЩЕНИЕ

Уч муз: Кто может сказать, что такое «музыкальная картина?»

Ответ: Музыкальная картина – произведение, которое очень ярко и доступно передает впечатление композитора от картин природы, событий, явлений.

 Художники, поэты и композитор, в разных произведениях искусства – картинах, стихах, музыке – воспели красоту русской природы. Всматриваясь в картины, вслушиваясь в стихи, услышали звучавшую в них музыку. Значит, мы можем услышать живопись. А музыка С. Рахманинова создает музыкальные образы и картины, которые мы можем увидеть. Следовательно, мы можем увидеть музыку и услышать живопись

Живопись рисует образ ……линией и красками,

А музыка – ………..звуком.

Исполнении песни Минкова «Волшебный мир искусства»

                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"

 УРОК МУЗЫКИ  В 5 КЛАССЕ.ТЕМА УРОКА: « Музыкальная живопись и живописная музыка»ЦЕЛЬ УРОКА: Показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.ЗАДАЧИ:1.                 Показать учащимся на...

Урок музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Данный урок раскрывает взаимосвязь музыки с другими видами искусства (с живописью в частности) на примере импрессионизма....

Методическая разработка урока музыки в 5 классе по ФГОС "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Представлена методическая разработка урока в 5 классе по теме "Музыкальная живопись и живописная музыка". Составлена технологическая карта урока.  Урок построен с применением приёмов  технго...

Конспект урока музыки Тема "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Конспект урока музыки в 5 классеТема "Музыкальная живопись и живописная музыка"...

Фрагмент урока музыки на тему: "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Фрагмент урока музыки: презентеция и краткое текстовое описание...