Музыкальная живопись и живописная музыка
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!
Герман Гессе
Урок посвящен музыке и живописи.
Цели урока
-обучающая: Создать условия для эмоционального восприятия и передачи звуковых и зрительных образов природы; Показать тесную взаимосвязь музыки и живописи, их общую жизненную основу, взаимовлияние и взаимодополнение на примере живописи И. Левитана, А. Степанова и музыки С. Рахманинова
-развивающая: развить эмоциональную отзывчивость на звуковые образы;
-мотивационная: побудить интерес к изучению музыки о природе и временах года.
Задачи:
Образовательные:
- Уметь сопоставлять музыкальный и художественный образы;
- Дать понять, что музыка и ИЗО не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши ощущения и впечатления;
- Познакомить с замечательными образцами русской живописи и музыки: картинами И. Левитана «Большая вода», А. Степанова «Цугом», Прелюдиями С.В. Рахманинова.
Развивающие:
- Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке и изобразительном искусстве;
- Развивать умение анализировать, высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений;
- Развитие вокально-хоровых навыков, выразительное исполнение при работе с песней.
Воспитательные:
- Пробуждать интерес к историческому прошлому нашей страны;
- Обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnaya_zhivopis_i_zhivopisnaya_muzyka.docx | 386.69 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки 5 класс
(Программа «Музыка. 5-7 кл.» авт. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская)
Тема полугодия: Музыка и изобразительное искусство
Тема урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка»
Тип урока: общеметодологической направленности
Цель:
-обучающая: Создать условия для эмоционального восприятия и передачи звуковых и зрительных образов природы; Показать тесную взаимосвязь музыки и живописи, их общую жизненную основу, взаимовлияние и взаимодополнение на примере живописи И. Левитана, А. Степанова и музыки С. Рахманинова
-развивающая: развить эмоциональную отзывчивость на звуковые образы;
-мотивационная: побудить интерес к изучению музыки о природе и временах года.
Задачи урока:
Образовательные:
- Уметь сопоставлять музыкальный и художественный образы;
- Дать понять, что музыка и ИЗО не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши ощущения и впечатления;
- Познакомить с замечательными образцами русской живописи и музыки: картинами И. Левитана «Большая вода», А. Степанова «Цугом», Прелюдиями С.В. Рахманинова.
Развивающие:
- Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке и изобразительном искусстве;
- Развивать умение анализировать, высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений;
- Развитие вокально-хоровых навыков, выразительное исполнение при работе с песней.
Воспитательные:
- Пробуждать интерес к историческому прошлому нашей страны;
- Обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.
Результаты освоения предмета:
- Личностные
- Чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
- Ответственное отношение к учению, готовность и
способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
- Метапредметные
- умение определять понятия, обощать. Устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы:
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
- Предметные
- Сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотьемлемой части его общей духовной культуры;
- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
- овладение основами музыкальной грамотности: способность эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства: мелодия, рисунок, колорит, ритм, композиция, линия, палитра чувств, гармония красок, выразительность, изобразительность.
Педагогические технологии (элементы):
-Проблемно- технология: Постановка темы урока - Технология развития критического мышления: Кластер для системы и обобщение темы
- ИКТ: Показ мультимедийной презентации - Здоровьесберегающие технологии: Дозированность мультимедиа в соответствии с САНПИН, физминутка.
Характеристика деятельности учащихся:
- Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
- Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
Оснащение урока: ноутбук, мультимедийный проектор, медиапрезентация по теме урока, учебник «Музыка 5 кл.» Г. П. Сергеева, Е.Д.Критская
Музыкальный материал:
«Форель» Ф. Шуберта, Прелюдия соль мажор, Прелюдия соль-диез минор С.В. Рахманинова.
Ход урока:
I этап
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Уч: Добрый день, ребята и уважаемые гости! Сегодня день у нас необычный. У нас сегодня гости, повернитесь и поприветствуйте их улыбкой.
II этап
МОТИВАЦИЯ И АКТУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Уч: Начнём мы его с замечательного стихотворения Германа Гессе. (на слайде)
Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!
Уч : Ребята, скажите, о каких видах искусства идет речь?
Ответ уч–ся:
Уч : Что помогло вам правильно ответить?
Ответ: зачитывают со слайда:
Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
Уч: Да, сегодня необычный урок, который будет посвящен музыке и живописи.
Почему мы их объединили вместе?
Ответ уч-ся: Это виды искусства.
Уч: Совершенно верно, и мы попробуем эти два искусства соединить воедино.
Уч: Сегодня мы продолжим тему прошлого урока. Кто ее напомнит?
Ответ уч-ся: «Музыкальная живопись и живописная музыка».
Цель нашего сегодняшнего урока – научиться эмоционально воспринимать и передавать звуковые и зрительные образы природы.
III этап
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА
Уч.: Ребята, на предыдущем занятие мы с вами познакомились с творчеством австрийского композитора. Напомните его имя.
Ответ уч-ся: Франц Шуберт
Уч: Назовите основные жанры его творчества?
Ответ уч-ся: Основоположник музыкального романтизма. романтическая симфония, фортепианная миниатюра, романтическая песня, програмно-сюжетный вокальный цикл.
Уч: Но основной жанр?
Ответ уч-ся: Вокальная музыка.
Ученик: Только за один 1815 год Ф.Шуберт сочинил 150 песен, причём каждая из них яркая, новая, не похожая ни на что другое. Он заканчивал одно произведение и сразу же начинал другое. Бывали дни, когда он записывал до 10 песен.
- Назовите наиболее известны вокальные циклы
Ответ уч-ся: «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»
Ученик : Одна из самых известных песен композитора – «Форель» - написана на стихи близкого друга, немецкого поэта К. Ф. Д. Шубарта.
Уч: Давайте вспомним это произведение
Исполнение песни Шуберта «Форель»
Уч: Какие картины помогает увидеть нам песня? Опишите словами из песни. Зачитывают строки из песни
IV этап
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Уч: Домашнее задание - передать настроение песни в рисунке. Давайте, посмотрим, как вы с этим справились.
Просмотр дом. задания
Уч: Какие изобразительные приемы песни помогают слушателям представить реальную сценку?
Ответ: мелодия, ритм, аккомпанемент…
V этап
ОТКРЫТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Уч: Сегодня мы продолжим говорить о музыкальной живописи и о живописной музыки и узнаем, Можем ли мы «услышать» живопись и «увидеть» музыку?
Уч: Рассмотрим мы это на примере музыкального произведения и произведения изобразительного искусства.
Звучит музыкальный фрагмент - «Вокализ» - С. Рахманинова.
Учитель читает на фоне музыки:
«Я — русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка…
У меня нет своей страны. Мне пришлось покинуть страну, где я родился, где я боролся и перенёс все огорчения юности и где я, наконец, добился успеха».
Уч: Ребята, вы узнали музыку, под которую я прочла цитату композитора? Как вы думаете, кто её написал, какой композитор мог так о себе сказать?
Ответ: Это Сергей Рахманинов
Слайд – портрет композитора
Уч : Верно. Сергей Васильевич Рахманинов написал много незабываемых музыкальных произведений.
С какими произведениями мы знакомы?
Ответ: Мы познакомились с мелодией 1-ой части Третьего концерта для фортепиано с оркестром С. Рахманинова, с романсами, и с «Вокализом».
Уч: Что такое вокализ?
Ответ: Так называется мелодия, которая поётся голосом без слов.
Уч: Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством замечательного русского музыканта, композитора, дирижера, прекрасного пианиста - С.В. Рахманинова.
Учебник стр.106
Музыка многих произведений Сергея Рахманинова вызывают у слушателей зримые образы: бескрайние дали, просторы России. Его мелодия «стелется, как тропа в полях».
Работа с учебником (Чтение вслух по предложению)
Тропа. Путь, дорога….. Жизненный путь С.Рахманинова, был нелегок. События начала XX века в России заставили его покинуть Родину. Но через долгие годы, проведенные вдали от неё, он пронес светлое чувство любви к родному краю.
Уч : Я предлагаю вам прослушать еще одно произведение С. Рахманинова Прелюдию соль мажор.
Слушание произведения С. Рахманинова.
Уч : Вспомним - что такое прелюдия?
Прелюдия – это вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина, фортепьяно, органа.
Уч: Давайте определим характер произведения.
Ответ:…
Уч : Какие образы, картины возникают в вашем воображении под впечатлением музыки?
Ответ:….(пейзаж)
Физкультминутка
Уч: В жанре «Пейзаж» работали многие художники. Но сегодня мы рассмотрим картину известного русского художника Исаака Ильича Левитана «Большая вода». Полотно Исаака Левитана «Весна. Большая вода» написано в 1897 году и относится к числу самых значительных произведений художника.
Уч изо: Как вы думаете, почему художник назвал картину «Весна. Большая вода»?
Ответ:
Уч муз: Да. «Весна. Большая вода» - лирико-музыкальная поэма художника о половодье в русских полях.
Уч изо: Какие краски использовал художник?
Ответ:
Уч изо: Как автор показал, что на картине весна?
Ответ: лучи искрящегося о солнца, им все озарено.
Уч зо: Какое настроение передает художник?
Ответ:
Уч муз: Скажите подходит ли прелюдия Рахманинова по настроению к картине?
Чем наполнена музыка?
Ответ: Трепетом и восторгом, человеческим теплом и светом.
VI этап
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Уч: Давайте попытаемся с вами провести параллель по средствам художественной выразительности в живописи и в музыке:
Составление кластера и работа в табличках
прелюдия | картина | |
Лад | мажор | Радость, веселое настроение |
Ритм | ровный | Плановое изображение березок |
Динамика | контрастность | Усиливает изображение |
Уч муз: Каково отношение авторов к тому, о чем они рассказывают своим слушателям, зрителям?
Ответ: …. ( картина музыкальная)
Вывод: раз картина музыкальная, значит мы можем «услышать» живопись и «увидеть» музыку
Удивительна эта музыкальность Левитана: березки купаются в водах и отражаются в них, слышится, кажется, мелодичный плеск воды. Зрительный образ как бы дополняется слуховым...
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Уч: Уточним тему над которой мы работали сегодня
Обозначение темы урока «Музыкальная живопись и живописная музыка»
VII этап
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Дома подберите примеры «музыкальной живописи» и «живописной музыки».
Послушайте музыкальное произведение и подберите для него картину или посмотрите любую картину и подберите для нее музыкальное произведение, чтобы продемонстрировать на следующем уроке своим одноклассникам.
VIII этап
РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На доске висят разноцветные магниты. Это не просто магниты, а веселые нотки. Кому сегодня был интересен урок, прикрепите нотку на нотный стан, а кому нет – посидите на месте.
Прикрепляем нотки к нотоносцу и смотрим настроение класса.
IX этап
ИТОГ УРОКА, ОБОЩЕНИЕ
Уч муз: Кто может сказать, что такое «музыкальная картина?»
Ответ: Музыкальная картина – произведение, которое очень ярко и доступно передает впечатление композитора от картин природы, событий, явлений.
Художники, поэты и композитор, в разных произведениях искусства – картинах, стихах, музыке – воспели красоту русской природы. Всматриваясь в картины, вслушиваясь в стихи, услышали звучавшую в них музыку. Значит, мы можем услышать живопись. А музыка С. Рахманинова создает музыкальные образы и картины, которые мы можем увидеть. Следовательно, мы можем увидеть музыку и услышать живопись
Живопись рисует образ ……линией и красками,
А музыка – ………..звуком.
Исполнении песни Минкова «Волшебный мир искусства»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"
УРОК МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ.ТЕМА УРОКА: « Музыкальная живопись и живописная музыка»ЦЕЛЬ УРОКА: Показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.ЗАДАЧИ:1. Показать учащимся на...
Урок музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"
Данный урок раскрывает взаимосвязь музыки с другими видами искусства (с живописью в частности) на примере импрессионизма....
Методическая разработка урока музыки в 5 классе по ФГОС "Музыкальная живопись и живописная музыка"
Представлена методическая разработка урока в 5 классе по теме "Музыкальная живопись и живописная музыка". Составлена технологическая карта урока. Урок построен с применением приёмов технго...
Конспект урока музыки Тема "Музыкальная живопись и живописная музыка"
Конспект урока музыки в 5 классеТема "Музыкальная живопись и живописная музыка"...
конспект урока музыки в 5 классе"Музыкальная живопись и живописная музыка"
разработка урока музыки для 5 класса...
Фрагмент урока музыки на тему: "Музыкальная живопись и живописная музыка"
Фрагмент урока музыки: презентеция и краткое текстовое описание...