МАЖОРНЫЙ и МИНОРНЫЙ ЛАД.
учебно-методическое пособие по музыке

Останина Ольга Владимировна

Сегодня будет важная тема, разберём, что такое лад и как строятся два основных лада: мажорный и минорный. Это будет основой для понимания тональностей, которые будут в следующий раз.

Лад — это система взаимосвязей звуков на основе тяготения одних звуков в другие. Те звуки мелодии, к которым тянутся другие, называются устойчивыми, а те, которые тянутся, — неустойчивыми. Как это понять? Посмотрим, например, на такую мелодию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mazhornyy_i_minornyy_lady.docx243.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мажорный и минорный лады

Сегодня будет важная тема, разберём, что такое лад и как строятся два основных лада: мажорный и минорный. Это будет основой для понимания тональностей, которые будут в следующий раз.

Лад — это система взаимосвязей звуков на основе тяготения одних звуков в другие. Те звуки мелодии, к которым тянутся другие, называются устойчивыми, а те, которые тянутся, — неустойчивыми. Как это понять? Посмотрим, например, на такую мелодиюhttp://www.kharin.info/wp-content/uploads/2017/12/13-01.png

Последняя нота до здесь самая устойчивая, дальше мелодию можно не продолжать. Эта нота называется тоникой. Можно закончить мелодию на ми в последнем такте или на соль в четвёртом — это относительно устойчивые звуки. А если вы оборвёте её на другой ноте, например, на ля, фа или ре, то появится ощущение незаконченности. Кажется, что должна быть ещё одна нота, соль, ми или до.

Тоника и относительно устойчивые звуки лада образуют тоническое трезвучие. Если это трезвучие получилось мажорное, то и лад мажорный, а если минорное — то лад минорный. Сыграем эту же мелодию на терцию ниже и устойчивыми будут другие звуки: ля, до и ми.

http://www.kharin.info/wp-content/uploads/2017/12/13-02.png

Звуки лада, расположенные по порядку, образуют гамму. Гамма до-мажор выглядит так:

http://www.kharin.info/wp-content/uploads/2017/12/13-03.png

Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами. “Формула” этой гаммы такая: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. По этой же формуле можно построить гамму от другой ноты, например, от ре:

http://www.kharin.info/wp-content/uploads/2017/12/13-04.png

Здесь перед нотами фа и до появляются диезы, чтобы интервалы соответствовали формуле.

Ступени гаммы имеют свои названия: I — это тоника, V — доминанта, IV — субдоминанта. II и VII ступени — это вводные звуки, II — нисходящий, VII — восходящий. III и VI ступени называются медиантами. На ступенях гаммы можно построить трезвучия. Трезвучия тоники, субдоминанты и доминанты называются главными, а остальные — побочными.

http://www.kharin.info/wp-content/uploads/2017/12/13-05.png

Формула минорной гаммы: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон, выглядит она вот так:

http://www.kharin.info/wp-content/uploads/2017/12/13-06.png

Тяготение звуков в гамме такое: II ступень тяготеет к I или III, IV — к III или V, VI — к V и VII — к I. То есть неустойчивые звуки тяготеют к соседним устойчивым.

То, что мы сейчас разобрали,  – это натуральный вид гаммы. Кроме натурального есть ещё гармонический и мелодический виды.

Гармонический вид придаёт гамме некий восточный колорит за счёт появляющегося интервала увеличенной секунды. В гармоническом мажоре для этого понижается шестая ступень, а в миноре повышается седьмая ступень. Вот  так выглядят гармонический до-мажор и до-минор.

http://www.kharin.info/wp-content/uploads/2017/12/13-07.png

Обратите внимание, что перед си в миноре пишется бекар. Это означает, в натуральном миноре здесь был бы си-бемоль, но мы его повышаем и получаем не просто си, а си-бекар. В следующий раз мы будем разбирать тональности, и все основные знаки гаммы уйдут к ключу. А бекар будет встречным знаком и более наглядным.

Ещё есть мелодический вид гаммы. Мелодический вид приближает мажор к минору, а минор к мажору. Для этого в мажоре понижаются шестая и седьмая ступени, а в миноре повышаются шестая и седьмая. Так запишутся мелодические виды до-мажора и до-минора.

http://www.kharin.info/wp-content/uploads/2017/12/13-08.png

Как видим, в мелодическом мажоре верхние четыре ноты, или верхний тетрахорд, совпадают с верхними четырьмя нотами натурального минора. Аналогично верхний тетрахорд мелодического минора звучит как верхний тетрахорд натурального мажора.

Часто мелодическую гамму минора играют так: вверх как мелодическую, вниз как натуральную. Так логичнее, потому что когда движемся вверх, повышать легче, а когда движемся вниз, то проще не повышать.

http://www.kharin.info/wp-content/uploads/2017/12/13-09.png

Попробуйте спеть эту гамму и увидите, что это действительно так 🙂 Вообще, если вы не занимались раньше сольфеджио, то попробуйте петь гаммы в удобном для себя диапазоне, это очень полезно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядный материал_Клавиатура со знаками в мажорных гаммах

Материал  для распечатки и использования на уроке сольфеджио...

"Определение мажорной тональности по знакам при ключе"

Авторский конспект темы по теории музыки:  для дистанционного обучения. Включающий в себя объяснение темы и задания для закрепление пройденного материала...

Игровое занятие по сольфеджио 2 класс на тему: мажорное и минорное трезвучие, знакомство

В игре создаётся ситуация исследования, задаётся алгорит, по которому ученики сами проводят исследование...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Интервалы в мажорном ладу"

Учебное занятие с учениками 2-го класса 5-летнего обучения музыкального отделения МОУ ДОД Киришская ДШИпедагог Кузовникова Р.М....

"Мажорные и минорные аккорды" Их буквенное обозначение (тренажер)

laquo;Мажорные и минорные аккорды" Их буквенное обозначение (тренажер). Данный образовательный ресурс  представляет собой тренажёр, с помощью которого ты сможешь проверить свои знания ...