Рахманинов С.В. 6 класс
план-конспект урока по музыке

Скиба Татьяна Викторовна

Рахманинов Сергей Васильевич

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rahmainov_6_klass.docx22.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сегодня наш разговор пойдет о жизни и творчестве уже знакомого нам композитора. Большую часть жизни он провел за границей. «Уехав из России, я потерял желание сочинять » - признавал композитор.

Творческий путь одаренного человека далеко не прост, после воодушевляющих успехов он столкнулся с непониманием своего искусства. Его 1-ая симфония провалилась, наступил творческий кризис. А ведь для композитора музыка – своеобразное окно в мир, язык на котором он разговаривает со слушателем, чем композитор жаждет поделиться со всеми.

Звучит 1-ая часть 2-го концерта для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова.

  • Кто же этот композитор?

С.В. Рахманинов 2-й концерт для фортепиано с оркестром (портрет С.В. Рахманинова)

Правильно, это 1-я часть 2-го концерта для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова.

  • Что волновало композитора, чем он хочет поделиться с нами?

 Здесь рассказ о Родине, которую он сильно любил или о судьбе его самого.

Сергей Васильевич Рахманинов был одновременно и композитором, и дирижером, и пианистом.

Он окончил консерваторию сразу по двум специальностям – как пианист и как композитор, а на выпускном экзамене получил 5 +. Учителем Рахманинова в консерватории был П. И. Чайковский.

Опера «Алеко», которую он сочинил как выпускное задание, была сразу же поставлена в Большом театре.

Произведения, написанные им для фортепиано, – концерты, прелюдия -  лучше самого Рахманинова не исполнял никто. Недаром он признан лучшим пианистом – виртуозом XX века.

У Рахманинова были совершенно уникальные руки – с большой и сильной ладонью и длинными пальцами. Его руки включены в мировую Книгу рекордов, а когда во время выступления в Америке Рахманинова так атаковали журналисты, что он закрыл свое лицо руками, на следующий день все газеты вышли с этой фотографией, под которой была подпись: «Руки, которые стоят миллион долларов».

Судьба композитора сложилась трудно, он был вынужден уехать из России в Америку и жил там до самой смерти.

Обратите внимание на годы его жизни, ему не было еще и тридцати лет, а наступил XX век, время переломное для России. Столкновение нового со старым во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве. Время, связанное с первой мировой войной и революциями, охватившими всю Россию.

  • Как вы думаете, как должны были повести себя композиторы, художники, поэты, почувствовав влияние нового времени?

 Идти в ногу со временем, искать новые пути воплощения своего творчества, искать новые средства выразительности.

Вы правы, многие так и поступили, сливаясь с новыми идеями преобразования общества. И многие упрекали С.В. Рахманинова в старомодности за то, что он не отказался от традиций классического искусства. А он говорил: “Не хочу ради того, что я считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий мир”.

  • Как вы понимаете его слова?

Он стремился сохранить свой внутренний мир, сумел отстоять свое мнение, ему не хотелось изменять своему тону, который звучал вместе с ним.

  • Вы абсолютно правы, ведь у каждого человека на душе бывает и радостно и печально, и об этом можно рассказать музыкой.

С.В. Рахманинова называли величайшим композитором и пианистом всех времен, и как пианист он объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему дарили букет белой сирени. Для композитора сирень была символом Родины.

  • Как вы думаете почему?

 Воспоминания детства, много сирени где он родился, любимый цветок. (изображение сирени)

 Вы правы, родина Рахманинова – Новгородский край. Здесь он наполнился старинными напевами, колокольными звонами, здесь в нем пробудилась “бескрайняя любовь к России и ко всему русскому, народному. И даже в своей музыке он использовал образ сирени.

  • Еще раз  вспомним,  что мы называем «романсом»?

 Так называют сольную песню с инструментальным сопровождением.

  • Да, вы правы, в романсе  тонко и глубоко раскрываются чувства человека, его духовный мир, отношение к жизни, к природе.
  • Послушайте романс «Сирень» и скажите, какие чувства, ощущения вложил композитор в музыку?
  • Как композитор выражает контраст между взволнованным чувством человека и образом безмятежной природы?

Слушаем романс «Сирень» Рахманинова.

Учащиеся(ответы). Романс рассказывает о любви, нежности. Музыка выразительная, присутствует элемент изобразительности. В музыке чувствуется прозрачность  воздуха, лёгкое дыхание ветвей сирени. Созданы ясные, спокойные образы, полные душевного покоя. Возможно, композитор испытывал счастливые моменты своей жизни, что нашло отражение в его музыке. 

Вы правы, это была лучшая пора жизни композитора.

Каждую весну и начало лета он проводил в Ивановке. Впоследствии Рахманинов писал: « Именно здесь мне хорошо работалось».

Эти воспоминания композитора легли в основу рассказа Ю.Нагибина «Сирень».

Я хочу зачитать отрывок из этого рассказа.

«Сильные грозовые ливни, неположенные в начале июня… усугубили сумятицу в мироздании. И сирень зацвела вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке…

И когда Верочка Скалон выбежала в сад…он ахнула…поражённая дивным великолепием сиреневого убранства.

Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Серёжу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподнимал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же подымал голову, лоб, нос, щёки и подбородок  были влажными, а к бровям тонкой ниточкой усов клеились лепестки и трубочки цветов. Он выбирал некрупную кисть и осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал её изо рта и что-то проглатывал. Верочка последовала его примеру, и рот наполнился горьковатой холодной влагой. Она поморщилась, но всё-таки повторила опыт. Отведала белой, потом голубой, потом лиловой сирени -  у каждой был свой привкус. Белая – это словно лизнуть пробку от маминых французских духов; лиловая отдаёт чернилами; самая вкусная – голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой…»

  • Как вы думаете, почему Серёжа Рахманинов пытался попробовать сирень на вкус?

Учащиеся: Он пытался сравнить разные оттенки сирени.

  • Заметили ли вы изменения интонации в мелодии романса? В какой части романса звучат более напряжённые интонации? Что они выражают – радость или душевную боль, мечты о счастье или горечь утраты?

Учащиеся: В мелодии было развитие. Во второй части романса звучат более напряжённые интонации. Они выражают чувство взволнованности и мечты о счастье.

Учитель:  Послушайте транскрипцию этого романса в исполнении самого композитора и  ответьте на следующие вопросы: 

  • В чём отличие двух исполнителей романса «Сирень»?
  • Какой образ создаёт каждый из исполнителей?

Слушаем инструментальную версию романса.

Учащиеся: Сам автор исполняет романс. Он передаёт свои чувства, переживания, волнение. Поэтому музыка рисует образ человека. А в первом, вокальном исполнении передаётся безмятежность природы, образ прозрачности, покоя подчёркивается высоким женским голосом – сопрано.

Итог урока:

Учитель:  Подводя итог нашего урока, мы можем сделать следующие выводы:

Композитор, художник, писатель, а так же исполнитель создают каждый свой образ, выражая своё внутреннее состояние.

Зрительные образы усиливают восприятие слушателей, делают музыкальный образ более разнообразным.

У. Часть жизни Рахманинова прошло за границей, но ни на минуту он не забывал о Родине. В трудные дни и годы гонорары от концертов передавал для помощи русскому народу. До конца жизни своей он оставался истинно русским человеком. «Я – русский композитор, и моя музыка наложила отпечаток на мой характер, мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и поэтому это русская музыка» - писал Рахманинов.

В сердцах многих людей живет благодарная и нежная память о нем, как о необычно добром и деликатном человеке. Скромный и замкнутый в жизни, - в музыке, в игре он раскрывал людям прекрасную правду о самом себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий концерта-лекции "С.В.Рахманинов - певец русской души"

Сценарий концерта - лекции из серии "Школьная филармония представляет"  "С.В.Рахманинов - певец русской души" В концерте принимали участие концертный хор ДШИ "Юность", педагоги ДШИ "Юность"...

Музыкально - интеллектуальная игра "С.Рахманинов и музыкальная культура"

Игра  включает конкурсные  задания по творчеству С.Рахманинова. Для  педагогов  музыкальной  литературы ДМШ и ДШИ....

Рахманинов С.В.

презентация творчества С.В.Рахманинова....

Сергей Васильевич Рахманинов (к 140-летию со дня рождения)

Данная презентация используется на классном часе, посвященном 140 летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова. Разработана в соавторстве с учителем музыки Преображенской Верой Васильевной...

С.В.Рахманинов: жизнь и творчество. Презентация.

В презентации кратко изложены основные вехи жизненного пути великиго русского композитора, а также некоторые самые известные его произведения....

"Сергей Рахманинов. Композитор. Гражданин" ( Конспект урока музыки для 8 класса)

Материал можно использовать для музыкального лектория...

Конспект урока "Рахманинов - один из самых выдающихся композиторов 20 века" по предмету "Музыка" 6 класс Критская соответствует ФГОС

Конспект  урока  по  предмету "Музыка"  6класс   Критская  будет интересен  тем ,что  здесь созданы  условия  для  систематизации  полученны...