Вариации
материал по музыке

Москалева Наталия Николаевна

Вариациям, в отличие от миниатюр, присуще разнообразие содержания и более интенсивное развитие музыкального материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon variatsii.doc40 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Вариации

Музыкальное воспитание - сложный многосоставный процесс, направленный на получение знаний и выработки определённых навыков. В работе над произведением важны постепенность освоения материала и систематические занятия. Овладение навыками должны проводиться последовательно, для чего занятия в ДМШ надо посещаться регулярно.

Работа над музыкальным произведением с учениками любого возраста должна включать в себя целый ряд поставленных задач. Конечная цель – создание учеником собственной интерпретации пьесы. Чтобы добиться максимальных результатов в отношении репертуара и в отношении выполнения художественных и технических требований педагога, нужно проявить усидчивость и внимательность.

Помимо преодоления психологических трудностей, связанных с публичными выступлениями, получения навыков правильной постановки рук и звукоизвлечения, выработки дисциплинированности самостоятельных домашних занятий, ученику нужно научиться исполнять произведения конкретной жанровой принадлежности: сонаты, этюды.

Обязательные для изучения и овладения выбраны не случайно: каждый жанр таит собственные трудности и особенности. Так, исполнение этюдов требует от ученика метроритмической строгости, звуковой дисциплинированности, темповой выверенности и определенного уровня технического мастерства. Полифонические произведения - один из сложнейших пластов образовательной программы юного музыканта. Считается, что полифонию сложнее всего играть, причём на любом инструменте. Именно по качеству исполнения полифонических пьес можно судить об общем уровне исполнительского мастерства музыканта.

На каком бы музыкальном инструменте не начал обучение ребёнок, ему рано или поздно придётся столкнуться с жанром вариаций. Что такое вариации?

Вариационная форма или вариации (тема с вариациями, вариационный цикл) – одна из старейших музыкальных форм, известная с XIII века, состоит из темы и нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений её (вариаций).

Вариациям, в отличие от миниатюр, присуще разнообразие содержания и более интенсивное развитие музыкального материала. Вариационные циклы своеобразны тем, что они сочетают в себе элементы как крупной, так и малой формы. При работе над вариациями ученик приобретает разнообразные исполнительские навыки, поскольку композиторский замысел требует от исполнителя большего объёма внимания, памяти, волевых усилий.

Тема вариаций может быть оригинальной, написанной самим композитором, или заимствованной.

Вариации в теории принято классифицировать по четырем параметрам.

  1. По тому, затрагивает ли процесс варьирования тему или только сопровождающие голоса, выделяют:

а) прямые вариации

б) косвенные вариации

2. По степени изменения:

а) строгие (в вариациях сохраняются тональность, гармонический план и форма темы)

б) свободные (широкий диапазон изменений, в том числе гармонии, формы, жанрового облика и т.д.; связи с темой порой условны: каждая вариация может достигать самостоятельности как пьеса с индивидуальным содержанием).

3. По тому, какой метод варьирования преобладает:

а) полифонические

б) гармонические

в) фактурные

г) тембровые

д) фигурационные

е) жанрово-характерные

4. По количеству тем в вариациях:

а) однотемные

б) двойные (двухтемные)

в) тройные (трехтемные).

Любой вариационный цикл – разомкнутая форма, то есть новые вариации можно в принципе прибавлять бесконечно. Поэтому перед композиторами встает задача создать форму второго порядка. Это может быть «волна» с нарастанием и кульминацией, либо любая типовая форма: наиболее часто это трехчастная форма или рондо. Трехчастность возникает в результате введения контрастной вариации (или группы вариаций) в середине формы. Рондообразность возникает вследствие неоднократного возвращения контрастного материала. Часто вариации объединяются в группы, создавая локальные нарастания и локальные кульминации. Это достигается за счет единой фактуры или за счет ритмического нарастания.

Возникает логичный вопрос: насколько свободно можно себя чувствовать в плане создания собственной интерпретации при исполнении вариаций и насколько далеко от первоисточника можно удаляться в процессе вариационного развития?

Для того, чтобы успешно исполнить вариационный цикл, нужно тщательно проанализировать и грамотно исполнить тему. Педагогу по специальности следует, не жалея потраченного времени, проговорить с учеником строение темы, её ладовую принадлежность, изначальное жанровое наклонение, особенности метроритма и голосоведения. Что нужно подчеркнуть в теме, что выделить, на что обратить внимание - эти и другие вопросы необходимо решить совместно с учеником. Исполняя вариации, необходимо все преобразования соотносить с первоначальным обликом темы, понимая и выразительно исполняя все изменения.

Безусловно, прежде всего, в каждой вариации нужно услышать представленный вариант темы. Не менее важно обратить внимание, что композитор изменил: фактурный облик, ладо-тональное или ритмическое строение, регистр звучания или образно-жанровую природу темы. Каждый новый вариант темы должен отличаться от первоисточника, но быть узнаваемым. Исполняя вариации, тему нужно, что называется, "держать в голове" и ориентироваться её первоначальное звучание.

Содержание произведения связано с постоянными изменениями в каждой вариации, и ученику нужно суметь быстро перестроиться с одного настроения на другое от вариации к вариации.

Исполнение вариационных циклов учащимися способствует приобретению нового качества музыкального мышления, важного для их развития.

Библиография:

1. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. - М.: Советский композитор,1989

2. Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. - К.: Музична Украiна, 1977
3. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М., «Музыка», 1970

4. Вицинский А. Процесс работы над музыкальным произведением. М., 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вариации на тему..." Мльтимедийный поект ко Дню учителя как демонстрация творческих способностей и практических навыков учащихся

К сожалению, на сайте отсутствует  вкладка Проектная деятельность.  Между тем, это направление в работе с учащимися перспективно и полезно. Дело даже не в том, что обучение школьников умения...

Методическая разработка викторины "Семь чудес света: вариации прекрасного"

Материал представляет собой методическую разработку для проведения обобщающего урока МХК по теме "Семь чудес света: вариации прекрасного" в 7 классе гуманитарного профиля....

Вариация песни "Ten green bottles".

Наша вариация известной  детской  английской песенки "Ten green bottles" в рамках факультатива пятиклассников (2011). Творческая деятельность повышает интерес детей к изучению языка, ра...

Поэтическое наследие И.С.Тургенева. Триптих «Вариации» /анализ стихотворения И.С.Тургенева «Утро туманное, утро седое…» («В дороге»)/

Цель урока:               –   познакомить обучающихся с поэтическим наследием И.С.Тургенева–   выявить основн...

Урок-концерт для учащихся ДМШ "Вариации в музыке"

В ходе урока-концерта учащиеся ДМШ получают возможность познакомиться с жанром вариаций, обогатить свой музыкально-слуховой и исполнительский опыт....

Сценарий урока по предмету "Музыка" для учащихся 2 класса на тему "Музыкальная форма – вариации", подготовила учитель музыки Попова Наталия Николаевна

Урок представлени в форме урока-сказки, рассматривается тема "Вариации" , учащиеся активно включены в творческий и учебный процесс благодаря использованию различных форм и методов учебной и творческой...