СТАТЬЯ На тему: Теоретические основы реализации культурологического подхода в классе специального фортепиано (на примере занятий фортепиано в начальных классах гимназии)
статья по музыке

Пикина Эльвира Юрьевна

В данной статье рассматриваются такие понятия, как "культура", "культурологический подход", "культурология". Возникновение культурологии, ее методы, направления,разновидности, цели и содержания, проблемы. Вопросы культурологической подготовки учителя музыки находятся сегодня в центре внимания отечественной педагогической науки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_nsportal.docx36.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 271 Красносельского района Санкт-Петербурга

имени П.И. Федулова

СТАТЬЯ

На тему:

Теоретические основы реализации культурологического подхода

в классе специального фортепиано (на примере занятий

фортепиано в начальных классах гимназии)

            Автор:

Пикина Эльвира Юрьевна

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2021 

Теоретические основы реализации культурологического подхода в классе специального фортепиано (на примере занятий

фортепиано в начальных классах гимназии)

 Сущность понятия  «культурологический подход»

Термин культура стал употребляться как самостоятельное понятие лишь с XVIII века, до этого он употреблялся в словосочетаниях, обозначая качество того или иного явления относящегося к неприродной сфере. Например,  немецкий правовед и историк Пуфендорф называл культурным человеком, человека подвергшегося воздействию цивилизации, в отличие от человека естественного, природного, то есть собственно дикаря. Этим термином так же обозначали, те формы цивилизации которые создавались отдельными народами, мы и сейчас используем термин культура в этом смысле говоря о национальной культуре. Слово «культура» имеет очень древнее происхождение и морфологически происходит из двух слов: «культ» (лат.) – поклонение, почитание, хвала и «ур» - свет. К теории культуры во второй половине 20 века обращалось немало исследователей, а само раскрытие проблемы приобрело глобальный характер, начиная от философской трактовки, кончая прикладными её значениями в области социологии, психологии, искусствознания, лингвистики др. Отечественные культурологи М. С. Каган, Б, С. Ерасов и другие  выделяют три компонента в общем понятии «культура»: материальный, духовный, художественный. Международная конференция «Образование и культура», организованная ЮНЕСКО (1995), считает духовный компонент наиболее значимым для сферы образования и трактует культуру как совокупность идеалов, ценностей, верований, отношений между людьми, норм поведения, этикета, характерных для конкретной нации. Представляется возможным принять эту трактовку в качестве рабочего варианта для раскрытия сущностей, целей, функций культурологического подхода в системе общего (школьного) образования. В нашей программе наибольший интерес представляет культурологический анализ проблем художественной культуры, в частности, музыкальной. Для выражения сущностной характеристики дефиниции «культура» следует помнить, что ЧЕЛОВЕК – глобальная проблема культуры. Другими словами, всё, что рождается и появляется в культуре нового, её достижения и открытия, делаются человеком и для человека.   Именно потому ценностный срез исследования феномена «культура» для нас представляет несомненный интерес, что он включает в себя субъективно – человеческий аспект [Цит. по: 49, с.7]. В контексте антропологического подхода актуален ценностный аспект рассмотрения феномена «культура». Анализ дефиниции «культура» практически невозможен без изучения моральных (общечеловеческих, гуманистических) ценностей: освоение культуры осуществляется в значительной степени в процессе индивидуально – личностного общения, где главный – этический аспект. Проблему культуры, находящуюся в плоскости гуманитарной системы, следует рассматривать только через призму жизненных ориентаций человека, только в качестве всего комплекса нравственных устоев личности. Поэтому истинное общение в культуре возможно лишь с позиции нравственного освоения жизненного опыта другого человека в процессе диалога. Это связано с тем, что диалогичность общения основана на способности понять и пережить культуру, как спектр человеческих надежд, страстей, судеб, ощутить себя соучастником многоликого мира. Культурология или теория культуры – это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре. Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии, антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин. Структура культурологии, ее методы и отношение к тем или другим научным дисциплинам останется предметом дискуссии. Некоторые авторы рассматривают культурологию как совокупность относительно самостоятельных научных дисциплин. Сложность культурологии как научной дисциплины определяется неоднозначностью культуры как объекта анализа, она слишком многогранна, внутренне противоречива, и сложна. В настоящее время культурология отчетливо разделяется на два направления, различающиеся по своим целям, содержанию и методологии. Наш интерес представляет гуманитарное культуроведение, основанное на постижении внутренних закономерностей и структур культуры в ее различных, представительных вариантах: литература, искусство, язык, мифология, религия, идеология, мораль, наука. Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура есть система смыслов, имеющая свою внутреннюю логику, которая постигается путем рационального объяснения. Рациональное объяснение есть мысленная реконструкция культурно-исторического процесса, исходящая из его всеобщей сущности, выделенной и зафиксированной в формах мышления. Это предполагает использование идей и методов философии, которая является общей методологической базой культурологии. Но в качестве гуманитарной дисциплины культурология подразумевает так же элемент человеческой субъективности, поэтому объяснение не достаточно для постижения сущности культуры. Высшим достижением культурологии является полнота понимания, позволяющая проникнуть в жизненный мир иных культур и глубже постичь свою собственную.

Культурология изучает не только культуру в целом, но и отдельные, часто достаточно специфические сферы культурной жизни взаимодействия и даже взаимопроникновения в другие дисциплины занимающиеся изучением различных сторон человеческого общества. Культурология может изучать любой предмет при условии и даже явление природы, что он несет в себе некий смысл значимый для человека, и каким-то образом реализующий творческую энергию человеческого духа. Проблемы современной культурологии связаны, прежде всего, с проблемами перспектив человека, открывающего через культуру, в том числе и чужую культуру смысл собственного существования, его духовную бесконечность и высший смысл. В XIX и ХХ веках понятие культуры вошло в обиход социологов и психологов, публицистов, политиков и даже широких слоев населения. В конце XIX века сложилась характерная для западной культурологии традиция исследовать культурологию в комплексе антропологических дисциплин. Этот подход к культуре был заложен Э. Тайлором, который определил ее как: целостный комплекс, который включает в себя знания, верования, искусство верования, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, приобретаемые человеком как членом общества.  В настоящее время существует порядка 500 зафиксированных подходов к определению сущности культуры. Делались попытки систематизировать этот многообразный методологический аппарат. Выделяют, например:

  1. Антропологические - исходят из того, что культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей противостоящих природе.
  2. Ценностные - трактуют природу как совокупность духовных и материальных ценностей.
  3. Нормативные - исходят из того, что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей.
  4. Адаптивные - трактуют культуру как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый вид деятельности, посредством которой они приспосабливаются к природным условиям.
  5. Исторические подчеркивают, что культура есть продукт истории общества и развиваются путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.
  6. Функциональные характеризуют культуру через функции, которые она выполняет в обществе, и рассматривают, прежде всего, как единство и взаимосвязанность этих функций в ней.
  7. Семиотические - рассматривают культуру как систему знаков используемых обществом.
  8. Символические - акцентируют внимание на использовании символов в культуре.
  9. Герменевтические – видят главный путь изучения культуры во множестве текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми.
  10.  Идеационные – определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной памяти.
  11. Психологические - указывают на связь культуры с психологией поведения людей и видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики.
  12. Дидактические - рассматривают культуру как то, чему человек научился, а не унаследовал генетически.
  13. Социологические - предлагают изучать культуру как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.

Существуют достаточно экзотические определения, например, В. Оствальд определяет культуру как преобразование энергии природной в человечески полезную энергию. Йохан Хейзенга предлагает рассматривать культуру как игру. Авторы, дающие то или иное определение как правило, не отрицают и определений данных другими исследователями. Но которые даже предлагают все вышеперечисленные определения рассматривать как одно развернутое определение, каждая отдельная часть которого характеризует один из аспектов целостного явления культуры. Интерес к культуре сопровождает всю историю человечества. Но никогда ещё она не вызывала такого пристального внимания, как в наши дни. Поэтому не случайно и появление особой отрасли человеческого знания, изучающей культуру,  культурологии.  Культурология изучает общество и человека, но взятых в их "культурном" бытии, их отношения по поводу культуры, её возникновения, развития и изменения в будущем.

Культурология – это, прежде всего, наука о культуре. Часть слова "-логия" применяется для характеристики научного знания, науки, такого типа знания, которое позволяет на основании уже имеющихся данных и логической структуры данного знания делать дедуктивные выводы.

Культурология - это наука, изучающая культуру. Это её специфический предмет, отличающий её от других социальных, гуманитарных дисциплин, делающий необходимым её существование как особой отрасли знания. Поскольку у социальных и гуманитарных наук имеется один, единый, объект исследования, изучения, то все эти науки тесно взаимодействуют друг с другом в изучении этого объекта. Это предопределяет то обстоятельство, что культурология имеет тесные связи с другими науками: философией, историей, литературоведением, искусствоведением и т. д. Все эти науки обмениваются друг с другом знанием, методиками, взаимно обогащая, дополняя друг друга, утверждая в познании человека картину мира и общества, наиболее соответствующую реальным процессам, характеризующим человеческие сообщества в их функционировании и развитии. Факт единства, взаимодействия разнообразных наук об обществе и человеке в нём не должен закрывать от нас и сохраняющиеся различия в предметах этих наук, а значит, и специфику тех рекомендаций, которые они вырабатывают для практики, чувственной деятельности человека. Все науки имеют свой единый объект, но рассматривают его под своим углом зрения, или выделяют в нём относительно обособившиеся области человеческого общественного бытия или сознания. В этом плане они рассматривают общество как такое образование, которое противостоит природе, отличается от природы; изучают общество как особую, социальную форму материи и сознания. Соответственно, и человека они изучают в его социальном качестве, относительно независимом от его природных, физических, химических, биологических характеристик. Культурология изучает культуру общества, человека.

Заняв достойное место в фундаментальных науках XX века, культурология явилась методологическим вкладом в гуманитарное знание. [49, с.13]. Впервые понятие «культурологический подход» в рассмотрении вопросов высшего музыкально-педагогического образования было сформулировано в исследовании Л. А. Рапацкой. Культурологическая концепция образования, изложенная в трудах учёного, опиралась как на теорию, так и на практику отечественного музыкального образования. До настоящего времени проблема культурологического подхода в музыкальном образовании остаётся малоисследованной. Изучена лишь только та часть вопроса, которая выходит на интеграцию теории художественной культуры и теории музыкально – педагогического образования [Цит. по: 49, с.6].

Образование выполняет важную роль в процессе становления личности. Образование, обращённое к человеку и ориентированное на культуру и личные смыслы, мы называем культурологическим, личностно-ориентированным. Его цель  - человек, познающий и творящий культуру путём диалогичного общения, обмена смыслами, создания «произведений» индивидуального и коллективного творчества, реализующий себя в текстах (М. М. Бахтин) [Цит. по: 49, с.12]. Такое образование обеспечивает личностное развитие учащихся, поддерживает индивидуальность, единственность и неповторимость каждой личности, её способность к самоизменению и культурному развитию.

Вопросы культурологической подготовки учителя музыки находятся сегодня в центре внимания отечественной педагогической науки. Педагогическая наука, откликаясь на перемены в социальной жизни, выдвинула новую парадигму образования – личностно – ориентированный подход в воспитании и обучении детей. Среди ценностей, выступающих основными в этой гуманистической модели образования, наиболее важными являются уважение к воспитаннику или ученику как партнёру в образовательном процессе, отношение к ребёнку не как к объекту, а как к субъекту учебно – воспитательной работы педагога, обязательный учёт возможностей, способностей, склонности и интересов личности воспитанников, утверждение демократического стиля взаимоотношения взрослых и детей, «культуроориентированный» характер обучения.

Тенденции обновления в педагогической науке отразились и на музыкальном воспитании детей. «Ветер перемен» коснулся почти всех категорий музыкальной педагогики: цели, задач, содержания, методов и форм организации музыкально – эстетической работы с детьми.

Среди задач музыкального образования наиболее целесообразно наметить три основных вектора личностного развития детей, независимо от их возраста. Первый вектор направлен на развитие сознания, музыкального мышления детей. Второй вектор – на развитие их эмоциональной сферы, третий – на развитие волевой, активной стороны личности, связанной с освоением различных видов музыкальной деятельности [53, с.46].

Особенно интенсивно ведутся разработки в области содержания музыкального образования. Усиление тенденции к вариантности в обучении и воспитании ведёт к появлению новых программ по музыке, как для дошкольных образовательных учреждений, так и для школ разных типов. Одни авторы основополагающим принципом построения программ по музыке утверждают жанровый подход, предполагающий постижение детьми музыкального искусства как вида творчества человека через осознание жанровых признаков. Другие ставят во главу угла искусствоведческий принцип, как правило, в историческом аспекте который связан с освоением музыкального искусства по эпохам, стилям, направлениям. Третьи предлагают опираться только на практическую деятельность детей, т.е. выдвигают так называемый деятельностный подход в обучении и воспитании. При этом основной упор делается на развитие конкретных умений и навыков учащихся [59, с.46].

 Положительным в создании программ для образовательных учреждений можно считать то, что составители и авторы всё чаще стараются включить в содержание музыкального образования материал фольклорного плана, связанный с национальными традициями песенного и танцевального творчества русского народа.

Культурологическая доминанта – это тот стержень, вокруг которого формируется профессиональная компетентность современного учителя музыки. Актуализация культурологических основ музыкального образования школьников общеобразовательной школы – важная исследовательская задача современных педагогов – музыкантов, культурологов, философов. Культурологический компонент в содержании музыкально – эстетического воспитания и образования имеет духовно – нравственную опору. Когда музыкальное образование обращено к личности школьника как высшей смысложизненной ценности, когда оно ориентировано на духовный контекст и проблему «взращивания Человека», тогда оно способно стать перспективной методолого – методической моделью в музыкально – эстетическом воспитании школьников XXI века [47, с.4].

Сущность культурологического подхода музыкального образования  и воспитания видится нам следующим образом:

- Одной из приоритетных целей музыкального воспитания является развитие личности как человека культуры. Необходимо выделить, что развитие – процесс перехода от одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему [40, с.453]. Таким образом, культурологическое развитие - это развитие, предполагающее рост человека, как личности, духовное и музыкальное совершенствование в аспекте культурологического подхода.

- Эффективность воспитания детей во многом зависит от уровня общей культуры (нравственной, физической, эстетической и т. д.) учителя, а также его профессиональной культуры. Руководящая роль учителя в совместной деятельности требует многих личностных и профессиональных качеств. Педагог должен обладать высокой музыкально – профессиональной квалификацией, эрудицией в области искусства, философии, эстетики, глубокими знаниями и практическими навыками в области психологии и педагогики. Богатство внутреннего мира, широта кругозора, доброта и терпимость, способность к разнообразным творческим проявлениям и способам деятельности – исполнительству, импровизации, яркой и талантливой интерпретации художественных произведений – вот те условия, которые позволяют организовать занятия творческого типа, заинтересовать, увлечь и повести за собой детей, передать им знания и умения, поделиться всем накопленным опытом и добиться результатов высокого качества. В основе же продуктивного общения учителя и ученика должна лежать «педагогика сотрудничества», взаимного обогащения, которая обеспечивается неформальным, живым, эмоциональным поведением той и другой стороны. Гуманные отношения в процессе воспитания, управление обучением детей с позиции их интересов, постоянная убеждённость в потенциальном творческом даре ученика, этическое к нему отношение определяет степень увлечения школьников изучаемым предметом [35, с.23].

Рассматриваемый возраст детей в этой работе - младший школьный. Его особенностью является переход в школьный возраст, связанный с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношении с другими людьми. Ведущей деятельностью является учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребёнка с окружающими. Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно переходит в процесс обучения [55, с.114].

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитические и синтетические функции коры. Быстро развивается психика ребёнка, изменяются взаимоотношения процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и ребёнок в высшей степени возбудим. Повышается точность работы органов чувств. Восприятие младшего школьника отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, созерцательной любознательностью. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытный педагог постепенно приучает школьника  целенаправленно слушать и смотреть, развивать наблюдательность [55, с.227].

Внимание младшего школьника непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объёму, поэтому весь процесс обучения и воспитания ребёнка начальной школы подчинено воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребёнка постоянного упражнения в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. У детей начальной школы мышление развивается от эмоционально – образного к абстрактно – логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», - писал К. Д. Ушинский [60, с.352]. Его память имеет по преимуществу наглядно – образный характер. Он безошибочно запоминает материал интересный, яркий, конкретный.

Программа музыкального образования, составленная педагогами гимназии №271 г. Санкт - Петербурга,  – это установка на развитие каждого ребёнка, независимо от исходного состояния его данных, а подчас это и установка на коррекцию недостатка этих данных. Отсюда происходит достоинство программы – разнообразие педагогической тактики в выборе  «маршрутов» ведения учеников от ступеньки к ступеньке в овладении инструментом и репертуаром [43, с.14].

Большое внимание авторы программы уделяют начальному периоду обучения – тому периоду, на котором закладывается основы всех навыков   и, главное, - формируется  мотивация к занятиям музыкой, радостное отношение к ней. Подготовительный этап  содержательно насыщен, изобилует занимательными дидактическими играми, теоретические понятия выводятся из практики живого музицирования.

Все элементы  знаний и умений в программе даны  дозировано и в перспективе  постепенного их развития. Инструктивный материал  дается продуманно, по мере необходимости, тогда, когда новые звуковые и технические задачи  требуют  соответствующих приемов.

Представленную программу отличает целенаправленность в воспитании самостоятельности ученика. Эта самостоятельность воспитывается  в анализе музыкальных произведений,  как  при прослушивании музыки на занятиях  музыкальной литературы и музыкального лектория, так и в процессе изучения пьес в фортепьянном  классе, она развивается  в ходе выбора пианистических  средств раскрытия  музыкального образа и способов работы над музыкальным произведением [43, с.39].

Все выше перечисленное, а также чтение с листа, игра в ансамбле, ознакомление с элементами гармонии  и большое количество эскизно проходимых пьес (наряду с пьесами, подготавливаемыми к концертному выступлению) формирует в ученике культурного любителя музыки, владеющего творческими навыками и умениями.

Все это в итоге  приближает цель, обозначенную в программе:  «развить индивидуальность ученика и возродить домашнее музицирование как форму культурного досуга».

В целом программа «Обучение игре на фортепиано в условиях гимназического образования» вполне может быть одобрена, она являет собой пример органичной, ненасильственной, развивающей педагогики.  

Общие выводы по данному разделу:

- Культура – совокупность идеалов, ценностей, верований, достижений человека в производственном, общественном и умственном отношении.

- Культурология – наука о культуре;

- Культурологический подход - образование, обращённое к человеку и ориентированное на культуру и личные смыслы.

- Развитие представляет собой переход от одного состояния в другое, более качественное;

- Культурологическое развитие младшего школьника – это развитие, предполагающее рост человека, как личности, музыкальное самосовершенствование  в аспекте культурологического подхода. Цель – воспитание культуроориентированной личности;

- Психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста  можно дать следующую: это сложный и ответственный возраст. Взрослые, в том числе педагоги, обязаны помочь ребёнку адаптироваться и пережить его. От этого зависят будущие установки и мировоззренческие взгляды ученика, его успехи и неудачи, его огорчения и радости;

- Определена сущность культурологического аспекта музыкального образования  и воспитания: приоритетная цель музыкального воспитания - развитие личности как человека культуры, эффективность воспитания зависит от уровня общей культуры (нравственной, физической, эстетической и т. д.) учителя;

- Программа занятий в классе специального фортепиано с младшими школьниками нацелена на развитие индивидуальности ученика и возрождение домашнего музицирования, как формы культурного досуга.

Список литературы

1. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: пособие для учителя / Э. Б. Абдуллин // М.: Просвещение, 1983. – 108с.

2. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе: учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности «Музыка и пение» / О. А. Апраксина // М.: Просвещение, 1983. – 224с.

3. Ахмешев Б. А. Становление личностной профессиональной позиции учителя музыки в процессе методологической подготовки. Дисс. Канд. пед. Наук / Б.А Ахмешев // М.: Просвещение, 1995. – 324с.

4. Баринова, М. Н. О развитии творческих способностей ученика / М. Н.

6. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности / Е. В. Бондаревская // Ростов – на Дону, 1991. – 130с.

8. Введение в культурологию: учебное пособие по теории и истории мировой и отечественной культуры: в 3 ч. Ч 1 / под общей редакцией В. А. Сапрыкина.  М.: ВЛАДОС, 1995. – 210с.

9. Введение в культурологию: учебное пособие для вузов / под ред. В.

17. Воронкова Л. П. Культурная антропология как наука. Учебное пособие. Серия: Науки и культуре и человеке. Вып.4. - М.: Диалог - МГУ, 1997. - 60с.

18. Воронкова Л. П. Словарь культурологов. - М.: Диалог-МГУ, 1998. - 72с.

28. Культурология. 20 век: словарь.  Санкт – Петербург, 1997. – 640с.

30. Кубанцева Е. И. Музыка в курсе культурологии / Е. И.  Кубанцева //  Искусство и образование. 2000.- №5. – С. 5 – 10.

31. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов, под ред. Проф. А. Н. Марковой, 2-е изд., перераб., доп. – М.: ЮНИТИ. 2001. – 600с.

32. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев // М.: Политиздат, 1991. – 524 с.

34. Медушевский В. В. Сущностные силы человека и музыки / Музыка. Культура. Человек // Отв. Ред. М.Л.Мугинштейн. - Свердловск: Изд-во УрГУ, 1988. - С. 49.

 35. Методологическая культура педагога – музыканта: Учеб. Пособие для студ. Высш. пед. Учеб. Заведений // под ред. Э. Б. Абдуллина. – М.: Просвещение, 2002. – 272с.

36. Морозова Т. В. Взаимодействие интеллектуальной и эмоциональной сфер в художественном развитии школьников // Искусство – фактор эмоционально-нравственного развития школьников: Сб. науч. тр.: Отв. ред. Е.К.Чухман. – М.: изд. АПН СССР, 1986. - С. 46 – 70.

43. Программа музыкального образования / сост. О. А. Лисина, О. Н. Колк, И. И. Карпусь И. В. Конова, С. М. Мельник; Гимназия №271. – С. – Петербург, 2004г. – 40 с.

46. Рапацкая Л. А. Подготовка учителя музыки в педагогическом университете (культурологическая концепция) / Л. А. Рапацкая // Творческая педагогика накануне нового века: материалы I научно – практической конференции / отв. ред. А. И. Николаева, А. П. Юдин. – М., 1997. – С. 128-131.

47. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. - М.: Прометей, 1993.- 270с.

48. Рева В. П. Интонационные погружения на уроке музыки / В. П.Рева // Музыка в школе. - 2005. - №3. – С. 23-29.

51. Рудницкая О. П. Культурологический аспект профессиональной подготовки педагога-музыканта // Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: взгляд в XXI век (материалы III международной научно-практической конференции): Отв. ред.: Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. – М., 1996. – С. 38 – 41.

54. Смирнова Л. Н. Феномен духовности в контексте образования / Культура - искусство - образование: Актуальные проблемы. Материалы научно-практической конференции. - М., 1996. - 114 с.

62. Флиер А. Я. Современная культурология: Объект, предмет, структура // Общественные науки и современность. – 1997. - № 2. – С. 8-10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Информационно-коммуникационные технологии как средство реализации культурологического подхода на уроках истории и обществознания»

В данном материале рассматривается перспективность внедрения в историческое образование культурологического аспекта через информационно-коммуникационные технологии. Культурологический подход дает возм...

Методический доклад «Работа над звуком в начальный период обучения в классе специального фортепиано»

Методический доклад«Работа над звуком в начальный периодобучения в классе специального фортепиано»...

Методический доклад «Организация игрового аппарата и развитие игровых навыков на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано»

Методический доклад«Организация игрового аппарата и развитие игровых навыков на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано»...

Статья "Современные подходы к использованию здоровьесберегающих технологий в процессе обучения начальных классах школы"

Тема здоровьесберегающих технологий в начальном образовании детей с важна и актуальна в современном начальном образовании, так как в многочисленных исследованиях ученых убедительно доказывается влияни...

Теоретические основы применения деятельностного подхода в обучении математике в основной школе

Деятельностный подход в обучении как средство достижения нового качества образования....