ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКЕ МУЗЫКИ
статья по музыке

Дашавская Ольга Михайловна

Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает следующие требования к результатам освоения программы «Музыка»: развитие образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, развитие творческих способностей обучающихся в многообразных видах музыкальной деятельности. Одним из средств достижения этих результатов является игровая деятельность.

Любой урок в школе должен учить человека думать, чувствовать, оставаться человеком. На уроке музыки возможности для такой учёбы безграничны. Ведь помогает в этом музыка, которая во все времена будила в человеке лучшее.
Урок музыки - это урок творчества. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Система творческих заданий  существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка.
И чтобы вовлечь учащихся в этот  процесс, вызвать творческую активность, заинтересованность каждого ребенка я использую  разнообразные формы и методы работы, прежде всего игровые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_na_uroke_muzyki.docx20.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дашавская Ольга Михайловна

Учитель музыки

ГБОУ СОШ № 553

с углубленным изучением

английского языка

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКЕ МУЗЫКИ

Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает следующие требования к результатам освоения программы «Музыка»: развитие образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, развитие творческих способностей обучающихся в многообразных видах музыкальной деятельности. Одним из средств достижения этих результатов является игровая деятельность.

Любой урок в школе должен учить человека думать, чувствовать, оставаться человеком. На уроке музыки возможности для такой учёбы безграничны. Ведь помогает в этом музыка, которая во все времена будила в человеке лучшее.
Урок музыки - это урок творчества. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Система творческих заданий  существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка.
И чтобы вовлечь учащихся в этот  процесс, вызвать творческую активность, заинтересованность каждого ребенка я использую  разнообразные формы и методы работы, прежде всего игровые. 

Использование игровой технологии является неотъемлемой частью методики преподавания музыки. Игра – это наиболее доступный вид деятельности школьника, который способствует расширению поведенческого диапазона ученика, развитию коммуникативных способностей, эмоциональной сферы, побуждает к творчеству. Ну  и, конечно, игра является одной  из любимых  форм  работы учащихся на уроке. Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах товарищей, в целом в обществе, человечестве, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего. Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов. Ну  и, конечно, игра является одной  из любимых  форм  работы учащихся на уроке. Для школьников игра – сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов.

Целью применения технологии игровых форм обучения является для меня  развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету музыка, активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся и повышение мотивации обучения. Игровые методы способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяют их кругозор, развивают творческое мышление, художественное воображение, активизируют память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка и способствуют воспитанию гармоничной личности.

Задачи:

  • повышение качества подготовки детей на основе использования в учебном процессе игровых приёмов;
  • организация самостоятельной работы детей по формированию основополагающих знаний школьного курса;
  • повышение эффективности урока через использование игровых приемов.

Игровые методы способствую:

  • прочному усвоению учащимися учебного материала;
  • расширяют их кругозор;
  • развивают творческое мышление, художественное воображение;
  • активизируют память, наблюдательность, интуицию;
  • формируют внутренний мир ребенка и способствуют воспитанию гармоничной личности.

В практике проведения уроков музыки  получило распространение применение самых различных игр, занимательных заданий. Это и творческие игры самих детей, игры с определенными правилами (предлагаемыми педагогом), подвижные игры (инсценировки, хороводы, ритмические задания), дидактические игры, которые уточняют и расширяют знания, кругозор детей, являются эффективным образовательным средством. Все выше перечисленные приемы используются в тесном «сплетении». Один и тот же прием в контексте урока может решать сразу несколько задач, направленных на развитие творческих способностей учащихся. Общение с музыкальным искусством через игровые методы  дает возможность каждому ученику занять индивидуальную позицию, выделить собственные смысловые и ценностные ориентации.

Существует большое количество игровых методов обучения. Я расскажу о тех, которые наиболее часто использую на уроках:

1. Один из основных видов  деятельности на уроке музыки является пение  и  моя задача заключается  в формировании и развитии певческих навыков.
В обучении детей пению я использую игровую методику. Это различные   упражнения, звукоподражание, речевые зарядки.  Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры и упражнения, игровой показ песни.

 2. Музыкально- дидактические игры - это игры с готовыми правилами. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель.

3. Следующий вид игровой деятельности- это    интеллектуальные игры – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.  «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Угадай мелодию», «Своя игра», «В мире музыкальных инструментов», «Узнай свой жанр», «Угадай инструмент» - эти  игры  расширяют  представления о музыкальных инструментах, их звучании, жанрах музыки, музыкальных  стилях разных эпох  и т. д.  Ученики приобретают  опыт работы в группах  по сочинительству  и исполнению. Игры- путешествия   совершаются школьниками в воображаемых условиях. Такие  игры  применяются  при изучении культуры разных стран, творчества композиторов или основ музыкальной грамоты.

4. Сюжетно-ролевые игры развивают творческое мышление и познавательную активность учащихся. Наиболее популярные – «Я- композитор» , «Я- сочинитель» . Это игры на знание средств музыкальной выразительности.       

5. Игры на логику «Найди пропущенное слово» и, наоборот,  «Найди ненужное слово», «Логические цепочки» и «Ассоциативные сети». Эти   игры  я использую начиная с 5 класса. Эти задания ребята выполняют  как устно, так и письменно. Ребята учатся  совершать логический переход от  одного  понятия  к другому  в  три- четыре  промежуточных  слова.

Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности.  Игровая деятельность, как деятельность творческая захватывает ребенка целиком: его чувственное восприятие, образное мышление, его эмоции и интеллект, его волю и воображение. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни, накопленных знаниях. Игра выступает основой, из которой произрастают различные виды художественной деятельности ребенка и его вхождение в мир музыкальной культуры через пение, слушание музыки, пластическое интонирование, игру на простейших музыкальных инструментах, через элементарное творчество. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры как части его общей духовной культуры.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: Игровые технологии на уроках музыки

laquo;Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки». Может быть использован на заседаниях методических объединений учителей музыки....

"Использование игровых технологий на уроках музыки"

использование игровых технологий на уроках музыки....

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Для школьников младших классов одним из основных видов деятельности продолжает оставаться игра. Иногда с помощью игровых элементов для учащихся этой возрас­тной группы становится доступнее пониман...

Доклад "Применение игровых технологий на уроке музыке»

   Игровые приемы на уроках музыки.  Для школьников младших ...

Доклад и презентация на тему "Игровые технологии на уроках музыки и внеклассных мероприятиях в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида".

Нетрадиционные методы и приёмы обучения на уроках музыки и пения, на внеклассных мероприятиях. В материале представлены доклад и презентация на тему "Активизация познавательной деятельности и развитие...

Доклад на тему «Современные игровые технологии на уроках музыки и ритмики»

Преподавание ритмики и музыки в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умст...

Доклад на педсовете школы "Игровая технология на уроках музыки и музыкальных занятиях"

Доклад на педсовете школы "Игровая технология на уроках музыки  и музыкальных занятиях"...