Доклад на тему «Современные игровые технологии на уроках музыки и ритмики»
статья по музыке по теме

Менщикова Екатерина Вячеславовна

Преподавание ритмики и музыки в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности.

 

Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике и музыке, способствуют общему развитию младших умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_0.doc51.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад

на тему

«Современные игровые технологии на уроках музыки и ритмики»

Выполнила:

Учитель музыки Менщикова Е.В.


1 слайд

Преподавание ритмики и музыки в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности.

2 слайд

Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике и музыке, способствуют общему развитию младших умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

        Музыкальное воспитание в нашей школе, является составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их свои настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности.

        Слайд 3

        Среди проблем можно назвать:

  1. непроизвольность движений;
  2. нарушение координации движений;
  3. речевые нарушения или отсутствие речи;
  4. замкнутость, неактивность детей;
  5. неустойчивые внимание и память.

Одно из главных условий успешного обучения – заинтересованность детей, их живое, эмоциональное отношение ко всему, что они узнают на уроке и во внеурочное время.

        Большое значение на уроке музыки и ритмики имеет игра. Игра – самая близкая форма деятельности детей, в ней ребенок черпает  образы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. С помощью игр решается проблема здоровьясбережения учащихся.

        Музыкальные игры пользуются у детей с большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, ибо в них наряду с музыкально – двигательными заданиями присутствует элемент занимательности, а не редко и соревнования - кто, скорее, кто лучше, кто более ловкий, смелый, находчивый, кто более четко выполнит  то или иное задание.

        Игра дает прекрасную возможность переключить внимание, снять напряжение, сплотить коллектив детей. В игре проявляются те черты характера детей, которые трудно распознать во время исполнения песен, упражнений и танцев.

        Играя с музыкальными сюжетными игрушками, танцуя, ребенок учится действовать подражанию и слову, переносить действия на другие предметы и в другие ситуации, упражняется в понимании речи. При регулярной музыкально-игровой деятельности ребенок учится слышать не только окончание музыки, но и логическое завершение музыкальной фразы; овладевает способностью к элементарным музыкально-слуховым представлениям, сюжетно-образным действиям, ритмичным движениям под музыку.

        Одним из главных признаков игры является её добровольность, приносящая удовольствие. Вторым признаком можно назвать её неопределенность, непредсказуемость, импровизированность, где ребенок проявляет находчивость, сообразительность, творческое начало. А это значит, что игра на уроке не должна стать обязательным элементом, который начинается со слов «А сейчас мы проведем игру». Еще не факт, что состоится именно игра, а неискусственное «сооружение» учителя, которое ученики вынуждены будут поддерживать… Это должно осуществляться как естественная часть урока искусства, как одна из форм работы. Если ученики к концу занятия вдруг придут к выводу, что они играли — значит, игра получилась.

        Игры на уроках музыки и ритмики можно условно разделить на три большие группы: речевые игры, ритмические или игры под музыку и музыкальные.

        [4]

        Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. С помощью таких игр происходит коррекция ритма и темпа дыхания и речи, фонематического слуха, развивается слуховое внимание и память.        

Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.

        Так же речевые игры используются перед исполнением музыкального произведения в качестве подготовки речевого аппарата для пения.

        Хорошо развивают восприятие музыки и вносят в общение элементы новизны игры с различными атрибутами: цветными лентами, флажками, колокольчиками, бубнами и так далее. Цель использования такой атрибутики — подчеркнуть характерные особенности музыкального произведения. Такой подход позволяет активизировать не только слуховое, но и зрительное восприятие, делая слушание музыки более доступным для ребенка с ОВЗ.

        У детей с ОВЗ в раннем возрасте часто наблюдается недоразвитие активной речи. Работа над формированием элементарных певческих навыков стимулирует ее. Стимулируя певческую активность, следует способствовать протяжному повторению звукоподражаний, интонированию отдельных слов, многократному пропеванию словосочетаний, фраз и коротких предложений.

        Тексты, подбираемые для речевых игр, простые, соответствуют возрасту учащихся, легко запоминаются. Простота выбранного текста позволит уделить больше времени не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения.  

        [5]

        Одним из видов речевых игр, используемых на музыкальных занятиях, является ритмодекламация. Это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки или без нее. Так же к произношению текста добавляется использование пальчиковых игр. Зачастую, учащиеся коррекционной школы не могут сложить из пальчиков козу, зайчика и т.д.

[6]

В оформлении этой игры помогает мультимедийное оборудование, где изоюражено положение пальцев. С помощью таких игр происходит развитие мелкой моторики и решается проблема отдыха и оздоровления на уроке.

        [7]

        Солнышко

Солнышко, солнышко, (Рисуем круг руками.)

Выгляни в оконышко. (Руки к глазам)

Твои детки плачут, («Трем» глаза кулочками)

По камушкам скачут. (Легкие прыжки).

Ритмические игры всегда сопровождаются эмоциональным подъемом и благотворно влияют на развитие ребенка. Простота движений и многократное их повторение способствуют формированию и закреплению у ребенка определенных двигательных навыков.  С помощью музыкальных игр учащиеся легче осваивают ходьбу, бег, движения по кругу и элементарные танцевальные движения.

В процессе выполнения специальных упражнений и игр под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться в нем.

[8]

        Для обогащения сенсорного опыта и развития моторики применяются музыкальные игры с предметами: погремушками, бубнами, флажками, платочками и т.д. Они помогут ребенку научиться правильно брать предметы, держать их, перекладывать из одной руки в другую и действовать с ними по назначению.

Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений.

Во время проведения игр под музыку с элементами импровизации перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения, например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т.п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать).

[9]

Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений.

Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие.

На примере игры «Дети и медведь», которая является своего рода музыкальной импровизацией, я покажу как с помощью игры раскрываются творческие способности учащихся.

[10]

«Дети и медведь»

Правила игры: звучит веселая музыка, все дети свободно двигаются по залу, музыка прекращается, и дети замирают в различных позах. Из берлоги (отведенное в зале место) выходит «медведь» - водящий. Ребята могут шевелиться, но если  водящий увидит, то  уводит провинившегося ребенка  к себе в берлогу.

Звучит музыка - «медведь» убегает, а дети исполняют  танцевальные движения  под музыку (в характере музыкального произведения). При подведении итогов  отмечаются не только дети, которые не разу не попади в «лапы медведя», но и те, которые хорошо и красиво исполняли танцевальные движения.

И, наконец, музыкальные игры. Они используются не только на уроках музыки, но и ритмики. В них используется музыкальный материал, который дети изучали на уроках, слышали на слушании музыки или знакомились при выполнении упражнений.

[11]

Музыкальные игры направлены на закрепление знаний о средствах музыкальной выразительности, повторении текстов песен и на развитие творческих способностей. Как правило, это викторины в игровой форме («Угадай мелодию», «Закончи строчку, «Из песни слов не выкинешь», «Вспомни песню»).

Многие из них я оформляю с помощью компьютерных технологий. Трудно переоценить возможности информационных технологий в качестве средств художественного выражения и обучения, эстетического развития и художественного образования детей и подростков. Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий (трехмерность, анимация, видео, звук, имитация традиционных изобразительных техник, интерактивность) позволяют рассматривать компьютер как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самообразования.

[12]

Например, детям очень нравится игра угадай мелодию, в которой после каждой угаданной песни она пропевается всем классом. Это позволяет в игровой форме еще раз повторить текст песни и одновременно скорректировать ее исполнение.

[13]

Таким образом, музыкально-игровая деятельность предоставляет богатые возможности для психического развития учащихся, стимулируя и обогощая его новыми впечатлениями. В игре ребенок учится действовать по подражанию и слову, переносить действия на другие предметы и в другие ситуации. С помощью игры развивается внимание, память, мышление. Изучение развития детей показывают, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого с ребенком, особенно когда отсутствует речь. Создается основа эмоционального контакта ребенка и взрослого. За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "Современные педагогические технологии на уроках английского языка"

Применение  современных технологии на уроках английского языка...

Доклад по теме:"Современные инновационные технологии на уроках истории и обществознания"

Данный доклад содержит различние формы и методы инновационных технологий которые можно использовать на уроках истории и обществознания....

Доклад на педсовете школы "Игровая технология на уроках музыки и музыкальных занятиях"

Доклад на педсовете школы "Игровая технология на уроках музыки  и музыкальных занятиях"...

Доклад на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Доклад на тему: «Применение игровых технологий на уроках литературы для повышения познавательной активности учащихся»

Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые дадут мощный импульс в развитии обучающегося, повысят его самооценку, научат самостоятельно овладевать информацией. А для этого ...