«Методы и технологии формирования культуры музыкального восприятия в контексте ФГОС»
статья по музыке

Тема: "Инструментальный концерт "Времена года" А. Вивальди.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья

        

«Методы и технологии формирования культуры музыкального  

восприятия в контексте ФГОС»

Тема: «Инструментальный концерт « Времена года» А.Вивальди

Тема раздела « Мир образов камерной и симфонической музыки»

                

Выполнила

Жаворонкова  Светлана Васильевна

Учитель музыки ГБОУ школа № 103

                                                                Выборгского района

Санкт-Петербург

2019 г.

Метод  ассоциаций.

Сегодня мы знакомимся с новым произведением.

Задания для прослушивания:

- Кто исполняет?

 - Музыка обладает изобразительностью  или выразительностью ?

Слушаем А.Вивальди « Весна»

- Исполняет оркестр камерный и солируют скрипки.

-Музыка изобразительная или выразительная?

- Изобразительная.

- Какой образ изображает?

-что рисует ?

-природу.

-какая музыка по характеру?

-Светлая, чистая, прозрачная

-какое время года?

-весна

- Какие весенние картины вы себе представили? Пение птиц, гроза.

 - Как это передается в музыке?

СЛУШАЕМ

-Повторение одной ( главной)темы .

- Какая форма музыки, где главная тема повторяется несколько раз и есть эпизоды.

-Форма рондо.

-Слушаем.  Сколько раз звучит рефрен?

- 4 раза.

- Какой метод развития музыки?

- повтор и контраст тем.

Слушаем с разбором и остановкой.

Рефрен. Радостный мотив ,ликование, вызванное приходом весны. Играет весь оркестр( тутти). Способ развития музыки  повторение. Тема повторяется несколько раз( 4), изменяется динамика.

1 эпизод.  Музыка звучащая в высоком регистре напоминает пение птиц.

-Какие инструменты звучат?

-Скрипки первые и вторые. Легкое, игривое.

-Как чудесно звучат  скрипки!

Рефрен. Приход весны.

-Следующий эпизод напоминает бегущие ручьи.

-Опять рефрен.

Следующий эпизод –гремит гром.  Раскаты грома переданы грозным стремительным звучанием всего оркестра, играющим в унисон. Вспышки молнии в первый раз звучат у всех трех солистов скрипачей во взметающихся гаммообразных пассажах. В следующие разы они переданы пассажами у главного солиста.

Грозу сменяет музыка рефрена - неомраченная радость прихода весны. И вновь - в следующем эпизоде - поют птицы .Это отнюдь не повторение первого эпизода — здесь другое пение птиц

     Произведение написал А.Вивальди . Итальянский скрипач-виртуоз, дирижер и педагог  16-17 века. Стиль в культуре этого периода барокко. А.Вивальди является мастером музыки барокко, а для мастера было важно запечатлеть божественную  красоту жизни.     Это так называемая программная музыка, то есть музыка, соответствующая определенной, в данном случае, литературной программе Необходимость создания программной инструментальной музыки появилось в Италии в 17 веке. Это музыкальные произведения, имеющие словесную, поэтическую программу и раскрывающие в ней содержания.

Всего у Вивальди можно насчитать более сорока программных произведений.

 Написан концерт был в 1723 году и еще при жизни произвел  неизгладимое впечатление. Цикл состоит из четырех концертов для солирующей  скрипки с оркестром. Одно из самых  популярных произведений  А.Вивальди ,вершина его творчества.

     К каждому концерту  соответствует сонет ( стих). « Весна» - это первый концерт из цикла «Времена года» ?  

Прочитайте сонет А. Вивальди в переводе  В Григорьева. В учебнике изображена репродукция картины « Весна» С.Ботичелли. Сонет, предваряющий этот концерт, почти в такой же степени можно отнести картине Боттичелли. Первая часть данного концерта иллюстрирует первые два четверостишия, вторая часть — третье четверостишие, а финал — последнее.

-Читаем .

Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,

Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.


Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.


Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

- Каждый эпизод музыки иллюстрирует строки сонета.

 -Читаем сонет под музыку.

Первая часть концерта открывается необычайно радостным мотивом, иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны — «Весна грядет!»;

1 первый эпизод :ясно, что музыка, звучащая в высоком регистре, изображает здесь «пение птиц» ( «радостно приветствуют ее (весну.) птицы своим пением»). Как чудесно это передано звучанием скрипок!

Следующий эпизод (после рефрена) иллюстрирует слова сонета о бегущих ручьях ( «бегут ручьи со сладким журчаньем в дуновении Зефира»).

Грозу сменяет музыка рефрена — неомраченная радость прихода весны. И вновь — в следующем эпизоде — поют птицы («Потом он (гром) отгремел, и птицы начали снова свое прекрасное пение»). Это отнюдь не повторение первого эпизода — здесь другое пение птиц

В произведении  при помощи музыки знаменитый композитор выразил всю мощь весны, красочно описывает это явления природы, следуя за образами сонета.

- Это не просто описание природы.  - Что с нами происходит весной?

Радостное, возбужденное  чувство пробуждения  человека. Чистота, свет и любовь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: "Приемы, методы и технологии формирования универсальных учебных действий в преподавании начального курса географии"

В материале представлены практические примеры формирования географических понятий и установления причинно-следственных связей....

Проектная технология в работе музыкального руководителя в условиях ФГОС дошкольного образования

Работа в режиме к ФГОС требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, направленных на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей..В данном выступлен...

Педагогические технологии формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

Стандарты второго поколения определяют новые требования к результатам обучения. При этом выделяют личностные, метапредметные и предметные результаты обучения. Особое место, занимают метапредметные рез...

Мастер-класс «Технология «педагогические мастерские», как инструмент формирования метапредметных результатов обучения в контексте ФГОС»

Мастер-класс «Технология «педагогические мастерские», как инструмент формирования метапредметных результатов обучения в контексте ФГОС»...

Использование современных технологий обучения на уроках географии в контексте ФГОС

Статья для учителей - описание технологий для работы на уроках географии....

Использование современных технологий обучения на уроках географии в контексте ФГОС

Статья для учителей - описание технологий для работы на уроках географии....

«Урок физической культуры в школе в контексте ФГОС»

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психическог...