Мастер-класс "Внедрение метода пластического интонирования в урок музыки".
план-конспект урока по музыке

Мелехова Елена Вячеславовна

Пластическое интонирование опирается на целый ряд взаимосвязанных движений; отличается от обычных движений своей выразительностью и возможностью передать отдельные средства музыкальной выразительности; является основой музыки и движений, так как привлечение движений помогает активизировать у детей слышание музыки. Жест, движение, пластика обладают особенным свойством передавать эмоциональное состояние слушателя; это один из способов, одна из возможностей «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания и является эффективным методом учебно-музыкальной деятельности школьников. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   Управление народного образования

администрации г.Мичуринска Тамбовской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15»

г. Мичуринска Тамбовской области

Мастер – класс  в 3 классе

по теме  «Внедрение метода пластического интонирования в урок музыки».

                                                                                     Подготовила и провела:

                          Ситникова Елена Вячеславовна

                                       учитель музыки I категории

г. Мичуринск, 2021 г.

Цель:

Освоение учащимисямладшего школьного возраста  метода пластического  интонирования с элементами ритмических движений и жестов для превращения процесса восприятия музыки из пассивной формы в активное сопереживание.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Задачи:

-учить детей понимать музыку;

-развивать творческие способности;

-активизировать память, мышление;

-развивать наблюдательность, целеустремленность, интуицию.

Ход урока

  • (1 и 2 слайд)

Учитель: Как настроение?Добрый день! Или Желаю Вам доброго дня!(поздороваться с жестом). Какое приветствие вам больше понравилось?

Дети: Второй раз

Учитель: А почему?

Дети: Потому, что вы показали движением и мы поняли что это от души. И слова стали выразительней намного.

Учитель: Движением можно иногда гораздо больше объяснить и показать, чем словами. Как часто на уроках музыки, слушая музыкальное произведение или во время исполнения песни нам недостаточно просто сидеть..нас переполняют чувства и эмоции  это потому что вы талантливы…каждый из вас…и ваши движения это просто система выражения ваших эмоций, сидящих внутри у вас.

Учитель: Для того, чтобы день для вас был удачным и позитивным мы постараемся сейчас в этом поучаствовать. Я попрошу вас  поочередно соприкоснуться одноименными  пальцами  рук своего соседа, начиная с больших пальцев и проговорить следующие слова:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Учитель: Ощутили тепло? Каждый пальчик несет определенное пожелание от души чего то доброго и хорошего. И настроение стало намного лучше.

Учитель:Д вижение -это зримая музыка. Если движение и музыку соединить воедино, то можно увидеть как слышит музыку каждый из вас. Сочетая все с музыкой различных композиторов.

«Мои руки- это зеркала, в которых отражается музыка»…Сейчас я попрошу ребята вас с помощью жеста показать движение мелодии, настроение музыки и кульминации фраз. Прозвучит «Утро» Э. Грига. Но вначале давайте вспомним, как начинается новый день. Солнышко сразу появляется на небе?

Дети: Нет.

Учитель: Правильно. Оно медленно поднимается из-за горизонта, постепенно освещая и согревая своими лучами землю, поэтому движение мы начнем с какой позиции?

Дети:  Снизу.

Учитель: Правильно и постепенно медленно по мере восхождения мелодии будем двигаться куда?.

Дети: Наверх.

Учитель:  Правильно. Запомните, вы должны показать не только кульминационные моменты, но и настроение музыки. Если это солнышко, то как будет двигаться наша рука?

Дети: Плавно.

Учитель: Правильно плавно, потому что солнышко какое?

Дети:  Ласковое, доброе, теплое.

Учитель: А я одновременно попробую эмоционально вас настроить на восприятие музыки.

Развитие эмоциональной сферы через движение. (слайд 3)

Э.Григ «Утро» слушание с распускающимся цветком. (В сжатых ладонях учителя в виде бутона скомканная яркая газовая косынка. По мере усиления музыки учитель отпускает пальцы ладоней, цветок распускается.

Учитель: За окном зима, предлагаю всем разогреться.

Учитель предлагает пластически проинтонировать И. Брамс «Венгерский танец». (слайд 4)

 «А» - стремительные движения рук из стороны в сторону, вверх, вниз
имитация: СНЕЖНАЯ ВЬЮГА.

«Б» - круговые движения кистями рук, поочередное замахивание рук,

(rallentando – «замедляя») – наклон вперед, руки вниз круговыми 
движениями, корпус медленно в исходное положение и выбрасывание
обеих рук вперед.

имитация: ИГРА В СНЕЖКИ, СЛЕПИЛИ БОЛЬШОЙ КОМ

«В» - руки за спину, плавные, скользящие шаги. Корпус немного наклонен

вперед, руки в стороны одну ногу поднимают назад («ласточка»).
имитация: КАТАНИЕ НА КОНЬКАХ

«Г» - руками обхватывают корпус, слегка притопывают ногами, легкие
прыжки на одной ноге, затем на другой. Растирание руками туловища

имитация : ГРЕЕМСЯ НА МОРОЗЕ

«Д» - круговые вращения руками с разжиманием и сжиманием пальцев.

имитация: КОЛЮЧИЕ СНЕЖИНКИ

(слайд4)

(слайд5)

Учителем предлагается Ритмический прием «На балу».

Учитель: Мы с вами на новогодней елке. Звучит удивительно красивый марш. Кто начинает этот марш, мальчики или девочки?

Дети:…

Учитель: Правильно, мальчики. Музыка вначале очень бодрая, четкая, энергичная. (Шаг исполняем ладошками по коленям, носочками ног о пол, стоя легко на носочках)

Учитель: Очень трудное задание: послушайте еще раз марш и поднимите руки, когда будут маршировать девочки.

Учитель: Правильно. А девочки маршируют так же четко, бодро, как мальчики?

Дети:…

Учитель: Верно. Очень легко, воздушно, полетно, изящно. (Подушечками пальцев по коленям, игриво; легко касаясь пола носочками ног - сидя; стоя – сначала выставляя носочек правой ноги, разводя руки в стороны, затем – левой ноги).

Учитель: Теперь все сначала, как в произведении, вступают мальчики, девочки, мальчики, девочки.

Учитель: Где танцуют дети под эту музыку: в опере, в балете, в симфонии?

Дети:…

Учитель: Конечно в балете. Мы с вами исполнили марш из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

(слайд7)

А сейчас закройте глаза. Я – волшебница. С помощью музыки мы окажемся где? (Звучит вступление, 6 тактов, на фоне вступления чтение из «Золушки»: «волшебница коснулась Золушки своей волшебной палочкой— и старое, испачканное золой платье превратилось в роскошный бальный наряд. На ногах у девушки засверкали чудесные хрустальные туфельки. Золушка села в карету.
Карета тронулась.
….» (нужно успеть сказать это до конца вступления).

(На фоне звучания вальса Учитель читает, как принц танцевал с Золушкой).

«…Бал был в самом разгаре, когда принцу доложили, что приехала прекрасная неизвестная принцесса. Он сам выбежал встречать ее и повел в зал.
Музыка стихла, все замерли, изумленные ее красотой. 
Молодой принц тут же пригласил гостью на танец. Одно удовольствие было смотреть, как она танцует. Музыка заиграла опять. Золушка танцевала так легко, что все снова залюбовалась ею. Принц не отпускал ее от себя весь вечер, не прикасался к угощению и не сводил глаз со своей дамы…»

Звучит вальс из балета «Золушка» С.Прокофьева

Учитель: О ком шла речь в моем рассказе? Строки из какой сказки прозвучали?

Дети: О Золушке.( слайд8)

Учитель: Верно. Это Золушка.  А как вы думаете , была ли Золушка счастлива в тот миг?

Дети:…

Учитель: Вам понравилась музыка?  Вам всем хорошо? Вы счастливы? А можно сказать, что счастье это когда вам хорошо? Значит музыка – это счастье. Покажем движениями рук, как вы счастливы (плавное движение рук вправо, влево).

Дети:…

Учитель: Вы все сейчас Золушки и принцы. Какой танец вы танцевали?

Дети:…(слайд 9)

Учитель: Правильно. Вальс. А вальс вы будете танцевать где?

Дети:…

Учитель: Да. На балу. При помощи чего? (Учитель исполняет движение).

Дети:…

Учитель: Правильно. Через движение. Как передать чувства Золушки? Ваша душа была переполнена радостью, восторгом, счастьем. Давайте покажем движением счастье Золушки. (Звучит вальс с пластическим интонированием.)

Учитель: Сегодня мы отправимся в оранжерею.  (слайд 10)Оранжерея – это место, где собрано огромное количество самых разных растений. Представьте, что каждая мелодия – это цветок. Обратите внимание на то, какие у них разные стебельки, листики, лепестки. Нам нужно будет собрать букет для самого близкого человека, но не любые цветы для этого годятся. На плакате множество цветущих растений (вьюнок, кактус, колокольчик, незабудка, водяные лилии, роза и т.д.). Нужно услышать в «зеркалах» их мелодии, нарисовать их в воздухе или даже превратиться в цветы – кому как удобнее.

Звучат музыкальные произведения классиков. Дети стараются продемонстрировать образ того или иного цветка или изобразить его в движении и жестах.

Мелодия - колокольчик:       Ф.Шопен «Ноктюрн» № 1 Си-бемоль минор (1 часть)

Мелодия – вьюнок:              И.С.Бах «Шутка» из сюиты № 2 Л.Бетховен «К Элизе»

Мелодия – кактус:               М.Равель «Благородные сентиментальные вальсы» Modere – tresfrank

                                              Т.Хренников – Сюита из балета «Любовь за любовь» Месть

Мелодия – водяная лилия: М.Равель «Благородные сентиментальные вальсы» Assezlent

Мелодия – роза:                   Н.А.Римский – Корсаков – симфоническая сюита «Шехерезада» тема Шехерезады.(слайд9)

 Учитель предлагает послушать фрагмент р.н. песни «Калинка». Дети угадывают название песни

Учитель: Все вы узнали р. н. песню «Калинка». А теперь я предлагаю вам подобрать движение к каждой части композиции.

Дети стараются подбрать определенные ритмические движения…соответствующие характеру и настроению муз. произведения.

Исполнение двухчастной композиции в русской народной песне-пляске «Калинка»

( В лирическом запеве девочки исполняют фразировку движением раскрывающейся руки с платочком (направо – налево) с соответствующим поворотом головы, в плясовом припеве дети на пружинящих ногах подчеркивают стуком каблучков ритмическую пульсацию, исполняют ритм мелодии («топотушки»), присядку. Звучание припева можно также сопровождать игрой на народных инструментах – ложках, бубне).

(слайд11)

ВЫВОД: Сегодня мы активно использовали на нашем занятии метод пластического интонирования.. (ритмические движения, жесты, пластические этюды – это больше помогает раскрыть творческую личность, заинтересовать, сделать наши уроки более познавательными и увлекателными.

Учитель:Ну а теперь так как солнышко взошло…должен наступить новый день.

Учитель предлагает детям исполнить песню «Добрый День» совместно с ним.

Песня «Добрый день» (слайд12)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые методы и приемы на уроках музыки

«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее невыговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце, н...

Использование методов арт-терапии на уроке музыки во 2 классе

Современная школа, ориентированная на новые стандарты образования, побуждает педагогов искать и применять на уроках новые технологии, новые методы, новые подходы.Чтобы создать на уроке благоприятный э...

Использование различных методов и приёмов на уроках музыки позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся:

Использование различных методов и приёмов  на уроках музыки позволяет мне  активизировать познавательную деятельность учащихся:...

Использование различных методов и приёмов на уроках музыки позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся:

Использование различных методов и приёмов  на уроках музыки позволяет мне  активизировать познавательную деятельность учащихся:...

Сущность игрового метода инсценирования песен на уроках музыки в классах КРО.

В современных условиях одной из актуальных задач является повышение эффективности разнообразных форм и методов обучения в начальных классах общеобразовательной школы. Все больше внимания уделяется игр...

Применение методов и приемов на уроках музыки

Методы обучения играют большую роль в учебном процессе, от их совершенства зависит развитие учащихся и качество усвоения ими знаний и овладение навыками самостоятельной работы. Правильное использовани...

Реализация ФГОС в практике преподавания музыки "МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И АЛГОРИТМ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К УРОКУ"

1. Характеристика вертикальной структуры педагогических технологий2. Системность, научность, структурированность и управляемость в технологии развивающего обучения3. Методы активизации обуча...