программа "До-ми-соль-ка" по музыкальному развитию детей 6-7 лет
методическая разработка по музыке

Спиридонова Ирина Николаевна

Развитие музыкально- твоческих способностей у детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл do-mi-sol-ka_2021-2022dop_programma_po_dop_uslugam_pdf.io_.docx230.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 12

ПРИНЯТО

на Педагогическом совете МБДОУ детского сада №63 общеразвивающего вида

Протокол от «30» августа 2021


УТВЕРЖДЕНО

Приказом МБДОУ детского сада от «03» сентября 2021 №

Дополнительная развивающая программа по художественно – эстетическому направлению

 «До-ми-соль-ка»

для детей 6 –7 лет на 2021-2022 учебный год

Сроки реализации программы 1 год Составитель:

музыкальный руководитель

Спиридонова И.Н.

г.Сорочинск 2021

Содержание

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание изучаемого курса. 2.2. Учебный план.

2.3. Календарно – тематическое планирование.

III. Организационный раздел

3.1. Методическое обеспечение и условия реализации программы. 3.2. Список литературы.

3.3. Приложения.

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Исполнительство на детских музыкальных инструментах - важный вид деятельности        детей        в        процессе        музыкально-эстетического        воспитания        в дошкольных учреждениях наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями.

Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре (ансамбле). Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив. В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Дополнительная        общеобразовательная        программа:        дополнительная общеразвивающая программа по художественно – эстетическому направлению «До-ми-соль-ка» разработана в соответствии с:

Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013        №        1008        «Об        утверждении        Порядка        организации        и осуществления      образовательной        деятельности        по      дополнительным общеобразовательным программам»;

Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №12.

Актуальность

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической        структуры        звуковой        среды,        резко        тормозят        формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.

Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем, слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Через элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах формируются ритмические способности, речь становится более совершенной.

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Обучаясь игре на музыкальных        инструментах, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, различают красоту звучания. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности.

Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

В        процессе        игры        ярко        проявляются        индивидуальные        черты        каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. У детей улучшается качество пения, музыкально - ритмических движений, они чётче воспроизводят ритм.

Игра на музыкальных инструментах способствует развитию        у детей эмоциональной отзывчивости, любознательности, активности, свободно владеют средствами общения со взрослыми и сверстниками, способны управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способны решать интеллектуальные и личностные задачи, имеют первичные представления об        элементарной        музыкальной        грамоте, овладеют необходимыми        умениями,     навыками          для        осуществления        музыкальной деятельности.

При создании данной программы был обобщен опыт зарубежной и отечественной музыкальной педагогики, так        же        учитывались        современные        требования дошкольного образования в соответствии с ФГОС, личный опыт автора.

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно – эстетическому направлению «До-ми-соль-ка» сформирована в соответствии с ФГОС:

- содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии        и        дошкольной        педагогики, при        этом        имеет        возможность реализации в практике дошкольного образования;

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- строится        с        учётом        принципа        интеграции        образовательных        областей        в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Новизна и отличительные особенности программы

Новизной        и        отличительной        особенностью        программы        является использование принципа интеграции видов детской деятельности в процессе занятий:        музыкальной,        двигательной,        коммуникативной,        познавательно-исследовательской, продуктивной, чтение художественной литературы.

А        так        же        программа        предполагает использование информационных коммуникационных     технологий: интернет        ресурсы,        CD и DVD        диски        с музыкой, мультимедии, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

ИКТ может быть использовано:

1. В начале занятия для обозначения темы с помощью загадок, стихотворений или создания проблемной ситуации.

2. Как        информационно-обучающее        пособие        в        ходе        объяснения        нового материала        о        музыкальных         инструментах     (история,        происхождение, конструктивные особенности, звучание инструмента, виды).

3. Для контроля за усвоением материала детьми в виде мультимедийной музыкальной игры.

Программа решает одну из актуальных задач современного времени – воспитание чувства патриотизма, уважения к российским традициям через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами и игру на них.

Программа включает сотрудничество с родителями во время праздников, развлечений, открытых мероприятий и т.п.

Программа составлена для детей с уже имеющимися первоначальными навыками и умениями игры на шумовых ударных инструментах, т.к. знакомство с детскими музыкальными шумовыми инструментами        начинается в группах младшего возраста.

Педагогическая целесообразность

Дополнительная        общеобразовательная        программа:        дополнительная общеразвивающая программа по художественно – эстетическому направлению «До-ми-соль-ка » направлена:

- на создание        условий        музыкального развития        ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, развитие мотивации личности ребенка к познанию, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

- на создание развивающей музыкальной образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;

О роли детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорилось        в работах известных педагогов-музыкантов:        Асафьева        Б.В.,        Яворского        Б.Л.,        Ветлугиной        Н.А., Ремизовской Е. Р., Тютюнниковой Т. Э. и др. Одной из интересных форм творческой работы с инструментами стала система детского музыкального

воспитания        Карла Орфа, которая        нашла        своё применение        в        музыкальной педагогической работе с дошкольниками Т.Э.Тютюнниковой.

Использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах плодотворно влияет на музыкальное развитие детей дошкольного возраста.

Цель и задачи программы

Целью обучения детей игре на детских музыкальных инструментах стало -помочь детям войти в игровой форме в мир музыки, сделать её естественной и поэтому необходимой в жизни ребёнка, найти свои собственные формы общения с ней, эмоционально переживать музыку, как радость и удовольствие.

Основными задачами        при обучении детей игре на детских        музыкальных инструментах являются:     формирование        благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей в наиболее сенситивный период их развития, создание положительного эмоционального климата в детском коллективе, что, в свою очередь, позволяет успешно осваивать практический материал, понимание произведений        музыкального        искусства,        формирование         элементарных представлений       о        видах       искусства; восприятие        музыки; реализацию самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей.

В течение учебного года также необходимо решать следующие задачи: Обучающие:

1. Расширять кругозор детей через знакомство с        музыкальной культурой и музыкальными        и шумовыми инструментами оркестра народных инструментов .

2.Знакомить детей с приёмами игры на детских музыкальных инструментах. 3.Знакомить детей с        равномерной        ритмической пульсацией и простейшим

ритмическим рисунком, динамикой и темпом, используя «звучащие жесты» и игру на различных детских музыкальных инструментах.

4.Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля. 5.Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах. 6.Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной

жизни. Воспитательные:

1.Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость.

2.Направлять        детей        управлять        своим        поведением        и        планировать свои действия.

3.Воспитывать творческую инициативу.

4.Формировать сознательные отношения между детьми.

5.Воспитывать        чувство        патриотизма, любовь, уважение        к        российским традициям, через      знакомство        с        русскими        народными      музыкальными инструментами и игру на них.

Развивающие:

1.Способствовать становлению и развитию таких волевых        качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.

2.Развивать память и умение сконцентрировать внимание.

3. Развивать мышление, аналитические способности.

4. Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук. 5.Способствовать координации двигательных функций организма.

6.Развивать        любознательность,        фантазию,        творческие        способности, музыкальный вкус, интерес к русским народным инструментам, инструментам симфонического оркестра.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей

1. «Физическое развитие» - использование физкультминуток в течение занятия, упражнения для расслабления мелкой моторики рук и мышц спины.

2. «Познавательное развитие » - дети усваивают знания о композиторах, музыкальных инструментах, элементах музыкальной азбуки.

3. «Социально-коммуникативное развитие » - применяют знания и умения, полученные на занятиях, в повседневной жизни, и в игровой деятельности.

Возраст детей

Программа рассчитана на детей        подготовительной к школе        группы детского сада. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 6 - 7 лет.

В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления), что является важной предпосылкой для более углубленного и расширенного использования интегративного подхода.

Ребёнок 6-7 лет отличается большей самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развиваются ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности.

У детей данного возраста более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь, значительно улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным.

Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети 6-7 лет ещё требует очень бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности необходимо        учитывать        при        планировании        и        организации

музыкальных образовательных ситуаций. Дети 6-7 лет начинают контролировать слухом исполнение музыки в различных видах музыкальной деятельности, могут сочетать пение с игрой на детских музыкальных инструментах, группами исполняя при этом разные партии. Таким образом, в старшем дошкольном возрасте главными показателями по всем формам деятельности являются желание детей музицировать, общаться с музыкой, радость и удовольствие, которое они получают от совместной исполнительской деятельности

Срок реализации данной программы один год.        Занятия проводятся        один раз в неделю, во второй половине дня продолжительностью 30 минут.

Формы и режим занятий

Формы занятий: индивидуальная (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте), групповая (при игре на однородных музыкальных инструментах), коллективная (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра).

В кружке принимают участие 15 детей.

Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня.

Для снятия усталости и напряжения проводится динамическая пауза. Продолжительность        занятия        -        30        мин.        в        соответствии        с        возрастными особенностями.

Всего занятий – 32

Мониторинг уровня знаний и умений проводится 2 раза в год (октябрь, апрель).

Планируемые результаты освоения воспитанниками содержания Программы В результате знакомства с музыкальными инструментами и игры на них в

оркестре (ансамбле) у дошкольников формируется устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественно-эстетической деятельности и потребность в этой деятельности.

При успешном освоении программы «Оркестр в детском саду», используемые формы и методы работы будут способствовать:

- формированию чувства        коллективизма, сплоченности дошкольников и умению следовать общей идее – «играть музыку»;

- развитию музыкальных способностей;

- развитию интереса к игре на музыкальных инструментах; - знакомству с миром музыкальных инструментов;

- владению приемами игры на различных музыкальных инструментах, выразительными особенностями        звукоизвлечения и звуковедения, навыками оркестрового (ансамблевого) исполнения;

- формированию        первичных представлений об элементарной музыкальной грамоте;

- пониманию дирижерского жеста музыкального руководителя;

- воспитанию патриотического чувства, уважения к традициям русской музыкальной культуры.

- воспитанию у детей веры в свои творческие способности

Способы определения результативности освоения Программы

Мониторинг уровня знаний и умений проводится 2 раза в год (октябрь, апрель).

Педагогическая диагностика оркестровых способностей детей Раздел «Знакомство с музыкальными инструментами»

Основные показатели музыкального развития ребёнка

Предполагаемые действия детей

Уровни

1.Знает названия инструментов: бубен, барабан, колокольчик, бубенцы, деревянные ложки, маракасы, треугольник, кастаньеты, трещотки.

Способы звукоизвлечения.

Называет большинство музыкальных инструментов, способы звукоизвлечения.

Называет некоторые музыкальные инструменты и способы звукоизвлечения.

Затрудняется в названии.

Высокий (3)

Средний (2)

Низкий (1)

2. Знает названия инструментов русского народного оркестра: домра, балалайка, гусли, трещотка, баян, аккордеон, дудочка. Способы звукоизвлечения.

Называет большинство музыкальных инструментов, способы звукоизвлечения.

Называет некоторые музыкальные инструменты и способы звукоизвлечения.

Затрудняется в названии.

Высокий (3)

Средний (2)

Низкий (1)

Раздел «Моделирование элементов музыкального языка»

Основные показатели музыкального развития ребёнка

Предполагаемые действия детей

Уровни

1. Музыкально-слуховые представления: высокие и низкие звуки, динамические оттенки (тихо-громко), сильная доля, темп, пауза, двух и трёх дольный размер, мажор и минор.

Различает звуки по высоте, динамику, двух и трёх дольный размер, слышит сильную долю, паузы.

Затрудняется различать

Не различает.

Высокий (3)

Средний (2)

Низкий (1)

2. Определяет: долгие и короткие звуки. Прохлопывает метроритм.

Определяет долгие и короткие звуки. Прохлопывает (простукивает) их.

Определяет длительности, но затрудняется прохлопывать ритмично.

Высокий (3)

Средний (2)

Определяет, но не прохлопывает

Низкий (1)

Раздел «Музыкально-ритмические игры и упражнения»

Основные показатели музыкального развития ребёнка

Предполагаемые действия детей

Уровни

1.Выполняет простейший ритмический рисунок четвертями с помощью хлопков и ритмодекламации.

Верно передает хлопками ритмический рисунок, четко декламирует одновременно с хлопками.

Затрудняется одновременно ритмодекламировать и прохлопывать.

Затрудняется самостоятельно в ритмической передаче и ритмодекламации.

Высокий (3)

Средний (2)

Низкий (1)

2. Воспроизводит на знакомых инструментах ритм простых потешек и стишков.

Верно передает ритм потешек и стишков.

Передает ритм с помощью педагога.

Затрудняется в передаче ритма с помощью педагога.

Высокий (3)

Средний (2)

Низкий (1)

3. Отгадывает звучание музыкального инструмента и может повторить ритмический рисунок.

Верно отгадывает звучание музыкального инструмента и передает ритм.

Передает ритм с помощью педагога.

Затрудняется в передаче ритма с помощью педагога.

Высокий (3)

Средний (2)

Низкий (1)

Раздел «Игра в оркестре (ансамбле)»

Основные показатели музыкального развития ребёнка

Предполагаемые действия детей

Уровни

1. Играет на ударных шумовых инструментах, металлофоне, ксилофоне.

Владеет игрой на ударных шумовых инструментах, металлофоне, ксилофоне.

Играет только на одном музыкальном инструменте.

Высокий (3)

Средний (2)

Играет только на шумовых инструментах.

Низкий (1)

2. Начинает и заканчивает игру вместе.

Соблюдает общий темп и ритм, динамику.

Понимает дирижерский жест.

Верно начинает и заканчивает игру. Соблюдает общий темп и ритм, динамику. Понимает жест дирижёра.

Начинает и заканчивает игру, соблюдает темпо-ритм и динамику с помощью педагога.

Затрудняется играть слаженно в оркестре (ансамбле). Не всегда понимает жест дирижёра.

Высокий (3)

Средний (2)

Низкий (1)

Раздел «Музыкально-игровое творчество»

Основные показатели музыкального развития ребёнка

Предполагаемые действия детей

Уровни

1. Передает на любом музыкальном инструменте ритмический рисунок своего имени, имени друга.

Самостоятельно передает ритмический рисунок своего имени, друга.

Передает с помощью педагога.

Затрудняется в передаче.

Высокий (3)

Средний (2)

Низкий (1)

2. Подыгрывает музыкальному сопровождению.

Свободно подыгрывает музыкальному сопровождению.

Подыгрывает с помощью педагога.

Затрудняется подыгрывать.

Высокий (3)

Средний (2)

Низкий (1)

3. Играет с дирижёром.

Понимает жест дирижёра. Играет с дирижером. Может выступать в роли дирижёра.

Понимает жест дирижера, но теряется при игре.

Не понимает жест дирижера.

Высокий (3)

Средний (2)

Низкий (1)

3. Звукоподражает голосам животных и птиц. Импровизирует на шумовых инструментах, металлофоне движения различных животных.

Свободно звукоподражает, импровизирует.

Импровизирует частично.

Импровизирует с помощью

Высокий (3)

Средний (2)

Низкий (1)

педагога.

3. Придумывает свой ритмический рисунок, проигрывая на инструментах.

Самостоятельно придумывает свой ритмический рисунок, ритмично передает его при игре на металлофоне, и других музыкальных инструментах.

Придумывает ритмический рисунок, но передает его не на всех инструментах.

Затрудняется в сочинении ритма.

Высокий (3)

Средний (2)

Низкий (1)

Формы подведения итогов реализации программы: - Открытые мероприятия в течение года;

- Выступления детского оркестра на утренниках и развлечениях; - Совместные мероприятия с социальными партнёрами;

- Проведение педагогической диагностики оркестровых способностей детей по разделам        программы        по        художественно-эстетическому        развитию        детей старшего дошкольного возраста «До-ми-соль-ка ».

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание изучаемого курса.

Программа состоит из пяти основных разделов:

I. Знакомство с музыкальными инструментами.

(предполагает наличие музыкальных инструментов, интернет ресурсы) Познакомить детей с миром музыкальных инструментов, их происхождением. Рассказать о музыкальных и немузыкальных звуках,

классификации музыкальных инструментов. Познакомить с оркестром русских народных инструментов.

II. Моделирование элементов музыкального языка. (предполагает наличие дидактических пособий)

Познакомить детей с элементарной музыкальной грамотой:        метроритмом, метрическим пульсом, темпом, двух и трёх дольным размером, сильной долей. Познакомить с понятиями: динамика: форте, пиано,        ускорение и замедление темпа        при        игре        на        инструментах, агогика. Графическое      изображение длительностей, высоты нот, их поступенное движение вверх и вниз.

III. Музыкально-ритмические игры и упражнения.

(предполагает        наличие детских        музыкальных        инструментов, шумовых инструментов)

Закреплять знания элементов музыкального языка в играх и упражнениях посредством        игры        на        музыкальных        инструментах,        исполнять        «звучащие жесты», использовать ритмодекламацию.

IV. Игра в оркестре (ансамбле) (предполагает наличие детских музыкальных инструментов)

Овладевать игрой на ударных инструментах: бубне, барабане, колокольчике, бубенцах, деревянных ложках, маракасах, треугольнике, трещотках. Овладевать игрой на мелодических инструментах: металлофоне, ксилофоне, на одной и нескольких пластинах, в разной последовательности.

Играть и заканчивать игру вместе, понимать жест дирижёра. V. Музыкально-игровое творчество.

(предполагает наличие детских музыкальных инструментов, шумовых инструментов)

Побуждать        детей        к        самостоятельной        импровизации на        музыкальных инструментах. Звукоподражать голосам животных и птиц. Придумывать свой ритмический рисунок и подыгрывать музыкальному сопровождению. Играть с дирижёром, сочинять музыкальное сопровождение.

2.2. Учебный план.

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Знакомство с музыкальными инструментами

8

2

Моделирование элементов музыкального языка

5

3

Музыкально-ритмические игры и упражнения

5

4

Игра в оркестре (ансамбле)

8

5

Музыкально-игровое творчество

6

Всего

32

Основные виды детской деятельности:

- игровая (игровые ситуации, подвижные и дидактические игры, игровые ритмические упражнения);

- продуктивная (изготовление шумовых инструментов, как продукт детского творчества);

- коммуникативная (беседа о музыкальных инструментах, композиторах и т.п.);

- познавательно-исследовательская        (экспериментирование        со        звуком, просмотр мультимедий);

- музыкальная (слушание        музыки, исполнение, импровизация, музыкально-дидактические игры);

- восприятие художественной литературы (ритмодекламация стихотворений)

Занятия имеют следующую структуру:

1. Музыкальная грамота. Цель: расширение представлений о музыке (в частности инструментальной), об основных средствах выразительности.

2. Ритмические и рече-ритмические игры и упражнения. Цель: развитие и тренировка чувства метро - ритма.

3. Разучивание и исполнение музыкальных произведений. Цель: обучение навыкам коллективной игры, развитие чувства ансамбля.

4. Творческое музицирование. Цель: обучение детей импровизационно обращаться со знакомым материалом.

В Программе используется комбинация элементов известных методик, при обучении детей игре на ДМИ; эффективных новых методов и приѐмов игры: активное использование ритмических карточек (выученные ритмические рисунки музыканты умело используют при игре), музицирование в оркестре по карточкам с изображением инструментов (ИК), которые должны звучать в момент показа. Этот метод эффективно использовать как рабочий момент для закрепления полученных навыков и знаний, один из способов яркого выражения творческой активности. Принцип обучения «от простого к сложному » должен сохраняться на всех этапах и во всех видах работы. На нем основаны и порядок введения инструментов, и связь обучения игре на них с другими аспектами музыкальной подготовки. А если ОД проходит живо, интересно и радостно, то дети не устают

успешное освоение материала практически обеспечено. В начале обучения методические приемы руководителя направляются, естественно к тому, чтобы вызвать у ребенка интерес к музицированию и познанию нового. Игра на детских музыкальных инструментах по инструментальным карточкам (далее ИК).

Игра по ИК - этот метод эффективно использовать как рабочий момент, для закрепления полученных навыков и знаний при игре на музыкальных инструментах, а также это один из способов яркого выражения творческой активности.

При игре на музыкальных инструментах звучит музыкальных фон (инструментальная музыка или песня), юные музыканты играют одновременно при показе всех карточек, если руководитель показывает одну карточку - звучат те инструменты, которые изображены на ИК. По мере освоения техники игры в оркестр вводятся новые музыкальные инструменты, что позволяет насытить звучание новыми тембрами и красками, а сочетание определенной группы инструментов, звучащих и одновременно и последовательно – вносят свой колорит, тем самым получается красивый насыщенный музыкальный номер.

Ритмические карточки (РК).

Выученные        ритмические        рисунки,        являются        ритмическими        шаблонами,

которые юные музыканты используют при игре на детских музыкальных инструментах, будь это импровизация или заданный ритм.

Упражнения с карточками позволили сделать работу по развитию чувства ритма более эффективной. Ведь именно ритм и музыкально-ритмическое воспитание занимает ведущую роль в элементарном музицировании.

При работе с карточками эффективен общепринятый прием подтекстовки длительностей, где длинный звук обозначается слогом «та», короткий звук – слогом «ти». Важно, чтобы ритмические карточки были организованы, то есть соответствовали размеру: четыре четверти, три четверти или две четверти. В игровой форме можно моделировать ритмические фразы из попевок. Активная

работа с ритмическими рисунками способствует накоплению различных ритмических шаблонов, которые юные музыканты используют при игре на музыкальных инструментах не только при импровизации, но и при игре в оркестре, стоит только лишь вспомнить тот или иной ритмический рисунок, который был выучен ранее.

2.3. Календарно – тематическое планирование.

Тема занятия

Программные задачи

Всего занятий

Методы и приёмы

Октябрь

1. Вводное занятие: Знакомство с правилами кружка «Оркестр в детском саду». Знакомство с понятием «оркестр», инструментами оркестра.

Ознакомить детей с правилами поведения на занятии кружка, правилами пользования музыкальными инструментами.

1

Рассказать детям О правилах поведения на занятии кружка, правилах пользования музыкальными инструментами.

Показать и дать послушать оркестр русских народных инструментов.

2. Ложки в оркестре.

Освоение приёмов игры на ложках. Постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук.

1

Рассказать о конструктивных особенностях инструмента, показать приёмы игры.

3. Треугольник в оркестре.

Освоение приёмов игры на треугольнике. Постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук.

1

Рассказать о конструктивных особенностях инструмента, показать приёмы игры.

4. Бубен, барабан бубенцы в оркестре.

Знакомство детей с ударными инструментами (бубном, барабаном, бубенцами). Освоение приёмов игры на бубне, бубенцах. Постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук.

1

Рассказать о конструктивных особенностях этих инструментов, их происхождении.

Показать приёмы игры на них.

Ноябрь

5. Ксилофон в оркестре.

Освоение приёмов игры на ксилофоне. Постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук.

1

Рассказать о конструктивных особенностях инструмента, показать приёмы игры.

6. Импровизация на детских музыкальных инструментах: ложках, маракасах, треугольниках, бубне, ксилофоне. (Эстонская народная песня «Если нравится тебе», обр. В. Агафонникова).

Побуждать детей к самостоятельной

импровизации на музыкальных инструментах.

1

Прослушать эстонскую народную песню «Если нравится тебе», обр. В. Агафонникова.

Игра по группам и всем оркестром.

7. Работа над музыкальным произведением. С. Рахманинов.

Итальянская полька

Знакомство с пьесой С. Рахманинова Итальянская полька, разучивание партий.

1

Прослушать пьесу С. Рахманинова Итальянская полька.

Рассказать о композиторе и истории создания пьесы. Игра по группам.

8. Работа над музыкальным произведением. С. Рахманинов.

Итальянская полька.

Закрепление пьесы С.Рахманинова Итальянская полька.

1

Работа над ритмом, темпом, динамическими оттенками. Игра группами и всем оркестром.

9. Знакомство с инструментами русского народного оркестра (домра, балалайка)

Познакомить детей с инструментами русского народного оркестра (домра, балалайка).

1

Рассказать о конструктивных особенностях инструмента, показать приёмы игры.

Декабрь

10. Знакомство с инструментами русского народного оркестра (клавишно-духовые: баян, аккордеон)

Ознакомить детей с клавишно-духовыми

инструментами русского народного оркестра.

1

Рассказать о конструктивных особенностях инструмента, показать приёмы игры.

11. Импровизация на детских музыкальных инструментах: ложках, маракасах, треугольниках, бубне, ксилофоне (пьеса из Детского альбома П.И. Чайковского).

Побуждать детей к самостоятельной импровизации на музыкальных инструментах.

1

Прослушать пьесу из Детского альбома П.И. Чайковского «Игра в лошадки».

Игра по группам и всем оркестром.

12. Закрепление и повторение выученных произведений.

Ознакомить детей с правилами поведения оркестрантов на празднике. Закрепление и повторение выученных произведений.

1

Рассказать детям правила поведения оркестрантов во время выступления.

Работа над выразительностью исполнения.

13. Выступление оркестра на празднике.

Настроить и подготовить детей к выступлению на празднике.

1

Повторить правила поведения оркестрантов на празднике. Игра всем оркестром ранее выученные пьесы.

Январь

14. Импровизация на детских музыкальных инструментах: ложках, маракасах, треугольниках, бубне, ксилофоне. (М.И. Глинка Полька).

Побуждать детей к самостоятельной

импровизации на музыкальных инструментах.

1

Прослушать пьесу М.И. Глинки Полька.

Игра по группам и всем оркестром.

15. Знакомство с духовыми инструментами русского народного оркестра (свирели, жалейки, рожки).

Ознакомить детей с духовыми инструментами русского народного оркестра

(свирели, жалейки, рожки).

1

Рассказать о конструктивных особенностях этих инструментов, их происхождении.

Показать приёмы игры на них.

16. Работа над музыкальным произведением. Русский народный танец «Яблочко».

Знакомство с русским народным танцем «Яблочко»,

разучивание партий.

1

Прослушать русский народный танец «Яблочко» в исполнении оркестра русских народных инструментов, рассказать историю создания. Игра по группам.

Февраль

17. Знакомство с инструментами русского народного оркестра (гусли).

Ознакомить детей с инструментами русского

народного оркестра (гусли).

1

Рассказать о конструктивных особенностях этих инструментов, их происхождении.

Показать приёмы игры на них.

18. Работа над музыкальным произведением. Русский народный танец «Яблочко».

Закрепление русского народного танца «Яблочко».

1

Работа над ритмом, темпом, динамическими оттенками.

19. Закрепление русского народного танца «Яблочко».

Подготовить детей к выступлению на празднике.

1

Игра пьесы всем оркестром.

20. Импровизация на детских музыкальных инструментах: ложках, маракасах, треугольниках, бубне, ксилофоне (пьеса из Детского альбома П.И. Чайковского).

Побуждать детей к самостоятельной

импровизации на музыкальных инструментах.

1

Прослушать пьесу из Детского альбома П.И. Чайковского Вальс.

Игра по группам и всем оркестром.

Март

21. Работа над музыкальным произведением. И. Дунаевский.

Полька с хлопками.

Знакомство с пьесой И.Дунаевского Полька с хлопками. Разучивание партий.

1

Прослушать пьесу И. Дунаевского Полька с хлопками.

Рассказать о композиторе. Игра по группам.

22. Работа над музыкальным произведением. И. Дунаевский.

Полька с хлопками.

Закрепление пьесы И.Дунаевского Полька с хлопками.

1

Работа по группам и всем оркестром над выразительностью исполнения.

23. Знакомство с ударными

инструментами русского народного оркестра (бубенцы, ложки, трещотки, бубен, литавры).

Ознакомить детей с ударными инструментами русского народного оркестра (бубенцы, ложки, трещотки, бубен, литавры).

1

Рассказать о конструктивных особенностях этих инструментов, их происхождении.

Показать приёмы игры на них.

24. Закрепление и повторение выученных произведений.

Подготовить детей к выступлению на празднике.

1

Игра всем оркестром выученных ранее пьес.

Апрель

25. Импровизация на детских музыкальных инструментах: ложках,        маракасах, треугольниках, бубне,        ксилофоне (пьеса из Детского альбома               П.И. Чайковского).

Побуждать детей к самостоятельной

импровизации на музыкальных инструментах.

1

Прослушать пьесу из Детского альбома П.И. Чайковского «Неаполитанская песенка».

Игра по группам и всем оркестром.

26. Работа над музыкальным произведением.

Л. Делиб. Пиццикато (фрагмент из балета «Сильвия»

Знакомство с пьесой Л. Делиб. Пиццикато (фрагмент из балета «Сильвия». Разучивание партий.

1

Прослушать пьесу

Л. Делиб. Пиццикато (фрагмент из балета «Сильвия».

Рассказать о композиторе. Игра по группам.

27. Работа над музыкальным произведением.

Л. Делиб. Пиццикато (фрагмент из балета «Сильвия».

Закрепление пьесы Л. Делиб. Пиццикато (фрагмент из балета «Сильвия».

1

Работа над ритмом, темпом, выразительностью исполнения.

28. Закрепление и повторение выученных произведений.

Подготовить детей к выступлению на родительском собрании.

1

Игра всем оркестром выученных ранее пьес.

Май

29. Импровизация на детских музыкальных инструментах: ложках, маракасах, треугольниках, бубне, ксилофоне (пьеса из Детского альбома П.И. Чайковского Неаполитанская песенка).

Побуждать детей к самостоятельной

импровизации на музыкальных инструментах.

1

Игра на инструментах по желанию детей.

30. Работа над музыкальным произведением. Ю. Саульский. «Черный кот» (фокстрот).

Знакомство с пьесой Ю. Саульского «Черный кот» (фокстрот) Разучивание партий.

1

Прослушать пьесу

Ю. Саульского «Черный кот» (фокстрот).

Рассказать о композиторе. Игра по группам.

31. Работа над музыкальным произведением. Ю. Саульский. «Черный кот» (фокстрот).

Закрепление пьесы Ю. Саульского «Черный кот» (фокстрот).

1

Работа над ритмом, темпом, выразительностью исполнения.

32. Закрепление и повторение выученных произведений.

Подготовить детей к выступлению на празднике.

1

Игра всем оркестром выученных ранее пьес по желанию детей.

Всего занятий в учебном году: 32

III. Организационный раздел

3.1. Методическое обеспечение и условия реализации программы Материально-техническое оснащение: светлое помещение с естественным освещением, стулья для детей, стол для педагога, магнитофон музыкальный центр – караоке Panasonic, музыкальный центр LG, микрофон PHILIPS, видеопроигрыватель LG, мультимедиа - проектор ASK Proxima, экран мобильный Nobo, ноутбук Lenovo, мольберт, аудиозаписи произведений, наглядные пособия. Детские музыкальные инструменты: бубны, ксилофоны        12        тонов, металлофоны 12 тонов, трещетка, маракасы, барабаны, треугольники, бубенчики, колокольчики, колокольчики диатонические, деревянные ложки; для игры на шумовых инструментах: предметы с деревянным, металлическим, стеклянным, пластмассовыми звуками;

для показа и ознакомления: народные инструменты (домра, балалайка, гитара, баян, аккордеон).

Методическая и нотная литература:

1. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2007.

2.Бублей С. Детский оркестр. – Л., «Музыка», 1989.

3.Гульянц Е.И. Музыкальная азбука для детей. - М.: «Аквариум», 1997 4.Журналы «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель»

5.Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах - М, Просвещение, 1990.

6. Каплунова И. Наш веселый оркестр. 1, 2 части. Методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов. – Санкт-Петербург, «Невская нота», 2013.

7.Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры        для        дошкольников. – М.: Просвещение, 1982.

8.Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные        средства        в        музыкальном воспитании дошкольников – М.: Просвещение, 1986.

9.Королёва Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. – М.: Просвещение, 1994.

10.Льговская Н.И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. – М.: Айрис-прес, 2007.

11.Образцова Т.И. Музыкальные игры для детей. – М.: Этрол, ЛАДА, 2005. 12.Тютюнникова Т.Э. Доноткино        I и II часть. Учебное пособие. – М, Педагогическое общество России, 2005.

13.Тютюнникова Т.Э. Бим!Бам!Бом! Сто секретов музыки для детей; Вып 1 Игры со звуками. Учебно-методическое пособие. – СП: ЛОИРО, 2003. Перечень дискографии:

6. Каплунова И. Наш веселый оркестр. 1, 2 части. Аудио- (2 CD) и видео- (DVD). – Санкт-Петербург, «Невская нота», 2013.

1. Качур Е.А. Аудиоэнциклопедия        «Народные        инструменты» - М., Детское издательство Елена», 2004.

2. Качур Е.А. Аудиоэнциклопедия        «Симфонический оркестр» - М., Детское издательство Елена», 2002.

3.Радынова О. Беседы о музыкальных инструментах: Аудиокассеты. – М., 1997. 4.Радынова О. Мы слушаем музыку: Аудиокассеты. – М., 1995.

5.Тютюнникова Т.Э. Аудиодиск «Из чего родилась музыка?» - М., Издательство «Весть-ТДА».

6. СD и DVD диски с музыкой разных жанров, классической, народной, современной музыкой, музыкой народов мира.

Взаимодействие с родителями: Собрания общие и групповые, консультации в форме индивидуальных бесед, итоговый концерт, выставки («Музыка в жизни ребенка», «Дошкольное музыкальное развитие», «Играем сами» и т.д.)

Кадровые условия: Спиридонова Ирина Николаевна- музыкальный руководитель высшей квалификационной  категории. Образование: 1982г. Оренбургское музыкально педагогическое училище. Специальность: музыкальное воспитание Квалификация:        музыкальный         руководитель, учитель музыки; 2008 г.  ВЭГУ г. Уфа           Специальность:        психология   Квалификация: психолог, педагог психологии        

Владение компьютером: на уровне уверенного пользователя (Microsoft Office)

3.2. Список литературы

1. Бублей С. Детский оркестр. – Л., «Музыка», 1989.

2. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. - М., 1982.

3. Ветлугина Н. Музыка в детском саду. – М., 1989. 4. Ветлугина Н. Оркестр в детском саду. – М., 1976.

5. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах - М, Просвещение, 1990.

6. Каплунова И. Наш веселый оркестр. 1, 2 части. Методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов. – Санкт-Петербург, «Невская нота», 2013.

7. Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры. М., Просвещение, 1982.

8. Королёва Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. – М.: Просвещение, 1994.

9. Льговская Н.И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. – М.: Айрис-прес, 2007.

10. Меркулова Л. Р. Оркестр в детском саду. Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование. – М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.

11. Метлов Н. Музыка - детям. М., Просвещение, 1985.

12.Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система Карла Орфа - М, АСТ, 2000. 13.Тютюнникова        Т. Э.        Шумовой оркестр снаружи и изнутри. -        Журнал “Музыкальная палитра” №6, 2006.

14.Тютюнникова        Т. Э.        Доноткино. Учебное пособие. – М, Педагогическое общество России, 2005.

3.3. Приложения. Конспекты занятий

Знакомство        детей        с        игрой        на        детских        музыкальных        и        шумовых инструментах проходит более успешно при условии применения игровых методов, создания        игровых        ситуаций, включения        творческих      заданий, выполнение которых активизирует усвоение детьми различных приёмов игры на детских инструментах.

Для        каждой        игровой        ситуации        подбирается        музыкальный, игровой, мультимедийный материал и оборудование. Игровая ситуация вызывает у детей       интерес, способствует        развитию        музыкальных        и        творческих способностей, ребёнок действует свободно и естественно.

Музыкальные и шумовые звуки

Цель: познакомить детей с музыкальными и шумовыми (немузыкальными) звуками, звуками окружающего мира; развивать способность детей слышать музыкальные и шумовые звуки, упражнять игре на шумовых и музыкальных инструментах; развивать слуховое воображение.

Пособия        и        материалы: детские        музыкальные        инструменты, самодельные шумовые        инструменты; мультимедийное        оборудование;        картинки        с музыкальными и немузыкальными предметами.

Ход и методические комментарии

Пригласить детей в музыкальный зал и попросить посидеть в тишине. Наверняка все услышат какой-то посторонний звук, обратите на это внимание.

Мультимедийная презентация «Музыкальные и шумовые звуки» Прочитать детям стихотворение Сергея Олексяк «Путешествие по звукам»,

как мы слышим звуки? Где живут звуки? То и дело лезут в душу:

«Эй, ты, уши надеру!» «Ты, приятель, видно уши Мыл компотом поутру!»  Или «Вам надули в уши!» Или «Уши навострил!» Или мишка неуклюжий Вам на ухо наступил!»

Что за «Ушки на макушке»? А «Ушастик», а «Лопух». Эти шутки-говорушки Услаждать не могут слух. Прочь – ушей загроможденье! Уши очень нам нужны,

Потому что мы с рожденья Звуками окружены… Каждый звук – кусочек мира.

В каждом звуке – целый мир. В звуках - вся моя квартира, В звуках – тысячи квартир.

В звуках – улица большая И огромная страна… Звукам нет конца и краю, В звуках – Он! Оно! Она! Звуки в радости и скуке, Звуки – свет и звуки - тень. День заканчивают звуки, Звуки начинают день…

Дополнить свой рассказ о звуках окружающего мира, звуках города и природы.        Мы живём в мире звуков. Стук захлопнувшейся двери, гул пылесоса, звон струи водопровода, гул машин, голоса людей. Это звуки города. Стрекотание сверчка, разноголосый хор птиц, шелест листьев, раскаты грома, шум ветра и дождя. Это звуки природы.

Поэтому звуки бывают разные и слышим мы их ушами. Давайте закроем руками наши ушки и что же мы услышим?

(Дети закрывают руками уши).

Была тишина такая, что хотелось быстрее открыть ушки и попасть в мир звуков.

Всё вокруг звучит кроме тишины!

Музыкально-ритмическая игра «Мы поём и хлопаем»

Музыкальный        руководитель        выносит        сундучок        с        музыкальными        и шумовыми инструментами. Предлагает отгадать на слух, какие инструменты там лежат. Поиграть на инструментах, а дети назовут их, определяя шумовой или музыкальный.

Ребенок, отгадавший инструмент, берёт его для дальнейшей игры на нём.

Импровизационная игра на шумовых и музыкальных инструментах

Дети        свободно,        как        чувствуют, передают        ритмическую        игру        на инструментах под музыку («Полька» М.Глинка, пьеса из Детского альбома П.И. Чайковского, Р. Шумана).

Озвучивание стихотворения Е.Королёвой «Звуки разные бывают» Предложить детям озвучить стихотворение с помощью звучащих жестов и

шумовых        инструментов. В        конце        стихотворения        все        берут        только музыкальные инструменты и играют на них.

Все на свете дети знают, Звуки разные бывают: Журавлей прощальный клёкот,

Самолёта громкий рокот, Гул машины во дворе, Лай собаки в конуре, Стук колёс и шум станка, Тихий шелест ветерка. Это звуки – шумовые. Только есть ещё другие: Не шуршания, не стуки – Музыкальные есть звуки.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по программе дополнительного образования художественно – эстетического направления «Оркестр в детском саду»

Подготовительная группа.                                                                   Дата_____________

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

Знакомство с муз. инстр.

Моделирова ние элементов муз. языка

Музыкально-ритмические игры и упражнения

Игра в оркестре (ансамбле)

Музыкально-игровое творчество

Итоговый результат

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Оценка уровня: 1 балл - низкий; 2 балла - средний; 3 балла - высокий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное развитие детей средствами интеграции искусств

В данной методической разработке представлен педагогический опыт по теме: "Музыкальное развитие детей средствами интеграции искусств", где раскрываются основные подходы, приемы и методы, как средствам...

"Элементарное музицирование" образовательная программа по раннему музыкальному развитию детей

Образовательная программа по раннему музыкальному развитию детей. Может быть использована как в рамках занятий с подготовительными группами в детской школе искусств, так и в рамках музыкальных занятий...

Презентация "Использование музыкально-дидактических пособий для музыкального развития детей дошкольного возраста"

В презентации освещены вопросы необходимости использования музыкально-дидактических пособий, вследствии чего развивается общая музыкальность  ребёнка, его творческие способности. Предложены назва...

Музыкально-дидактический материал по музыкальному развитию детей.

Материал представлен ввиде авторских разработок по разделу"Музыкальное развитие детей дошкольного возраста"...

Музыкально-дидактический материал по музыкальному развитию детей.

Презентация  на тему "Музыкальные инструменты" Цель.Закрепить знания детей о  музыкальных инстпументах. Презентация "Веселые нотки" Музыкально-демонстрационный материал по обучению детей нот...

Рабочая программа музыкального руководителя детского сада. Модуль «Музыкальное развитие детей 5–6 лет» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федер...