Сценарий урока
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Сценарий урокап темк Музыка в театре. кино нателевидении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt.docx39.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

«Музыка в театре, в кино, на телевидении»

Учитель – составитель урока

Воробьёва Людмила Викторовна

Предмет

Музыка

Образовательная программа

«Музыка» Г.П.Сергеева – Е.Д Критская

Класс

5 класс

Тип урока

Урок – путешествие («открытия» нового знания)

Тема

«Музыка в театре, в кино, на телевидении»

Цель

Показать многофункциональное значение музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме. 

Образовательные:

Сформировать у учащихся представление о специфической роли музыки в театре, кино и ТВ; роли литературного сценария.

Развивающие:

 

Способствовать развитию образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия музыки; развитие вокально-хоровых навыков.

Воспитательные:

Отработать коммуникативные навыки, формировать у обучающихся интерес к предмету, творческую активность, умение аргументировать свою точку зрения, эстетическое развитие.

Задачи:

  1. Учить умению анализировать музыкальные произведения на основе средств музыкальной выразительности. Учить различать с помощью музыкальных тембров эмоциональные характеристики героев и происходящих событий.
  2. Воспитывать любовь к музыке и интерес к творчеству композиторов, артистов театра и кино.
  3. Развивать музыкальный слух и вокальные данные.

Дидактические задачи:

Задачи:

  1. Направленные на достижения личностных результатов:
  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
  • формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;
  • развитие вокально-хоровых навыков;
  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
  1. Направленные на достижения метапредметных результатов:
  • освоение способов решения проблем поискового характера в

процессе восприятия музыки;

  • размышление о воздействии музыки на человека, ее

взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

  • проявление творческой инициативы и самостоятельности в

процессе овладения учебными действиями;

  •  овладение логическими действиями сравнения, обобщения;
  1. Направленные на достижения предметных результатов:
  • знание жанров музыки (опера, балет);
  • осознание значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении;
  • умение эмоционально и осознанно относиться к музыке.

                                      сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих        

                                      проектов и заданий.

 

Основные термины  и понятия

Литературный сценарий, сюита, тапер, саундтрек.

музыкальный фильм,

флайдоновая музыка

Оборудование

ТСО: автоматизированное рабочее место учителя.

Экранно-звуковые пособия: собственная презентация к уроку, видиофрагменты  фильмов, аудиозаписи музыки по теме урока.

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная, в группах, по парам.

Структура и ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.Организационный

(этап мотивации).

Метапредметные  УУД:

личностные:

- осознание ответственности за общее дело;

регулятивные:

осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

- умение слышать себя и других в общем хоре

Музыкальное приветствие.

Сегодня мы отправимся с вами в виртуальное путешествие. Попробуйте определить его маршрут, ориентируясь на слайд и загадки, которые я сейчас прочту:       Слайд 1

 

Поют, танцуют, веселятся дети
И просто слушают, закрыв глаза.
Как хорошо, что есть она на свете!\

Нам без неё прожить никак нельзя!

(музыка)

Здесь все прекрасно – жесты, маски, Костюмы, музыка, игра. Здесь оживают наши сказки, а с ними светлый мир добра!
(театр)

Там можно посмотреть мультфильмы,
Журналы, клипы, кинофильмы.
Идём туда мы целым классом.
Там – хорошо, там просто – классно!
Там что-то не были давно,
Пора бы посетить …
 (КИНО). 

Оно скажет: что же в мире

Происходит каждый день.

Говорить ему не лень.

Папа смотрит там футбол

И кричит все время – «Гол!»,

Мама любит сериалы,

Что идут на всех каналах,

Ну, а я, -  «Спокойной ночи»

И мультфильмы очень, очень!  

( телевизор ТВ)

Слайд 2

Записали тему урока: Музыка в театре, кино и ТВ.  Но запишем мы её не в тетради, а индивидуальные маршрутные листы. В течении урока мы будем заполнять их а дома вы вклеите их в свои тетради. Заполняйте аккуратно.

Давайте определим цель нашего виртуального путешествия.

Какие задачи нам необходимо  решить, чтобы её достигнуть.

Итак, маршрут  выбран, цель поставлена, задачи определены. Пора отправляться

Музыкальное приветствие.

 Определяют тему урока, отгадывая загадки  сопоставляя со слайдом.                    

Определяют цель урока, ставят задачи, которые необходимо решить, чтобы её достигнуть.

2. Актуализация опорных знаний и умений.

3.Постановка учебной проблемы.

Регулятив

ные:

- умение применять знание основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения;

коммуникативные:

- участие в диалоге с учителем и одноклассниками

 

Слайд 3  Первая точка нашего виртуального путешествия «Театральная»  Слайд 4

- Кто из вас, ребята был в театре?

- Какие впечатления оставило у вас театральное представление?

- Как, связаны музыка и литература в театральном искусстве? Слайд 5  Обратите внимание на следующий слайд и скажите знакомо вам это название.

Расскажите сюжет драмы Г. Ибсена.

Рассуждают, анализируют, слушают музыку, называют произведение, имя композитора;

знакомятся с материалом учебника, отвечают на вопросы учителя.

4.Формулирование  учебной проблемы, планирование действий.

5.Открытие новых знаний

регулятивные:

- умение ставить цель, формулировать проблему;

познавательные:

- умение структурировать знания;

сравнивать образцы;

- находить общее и разное;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-умение грамотно ( точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли   с помощью разговорной речи во время ответов.

Предметные УУД:

- правильно владеть художественными, музыкальными терминами.

Давайте посмотрим фрагмент из спектакля и попробуем определить кто перед нами?

- Выберите название пьесы из сюиты подходящее, на ваш взгляд?

- Что вы можете сказать о характере этого героя?

- На что вы ориентировались прежде всего, отвечая на первые два вопроса?

- В своих маршрутных листах отметьте средства выразительности песни Сольвейг.

Обменяйтесь листами и оцените работу друг друга: если средства выразительности выбраны все правильно ставим плюс, если есть одно несовпадение плюс-минус, несколько несовпадений  минус.   Напишите вывод: В театре музыка помогает-------------- Слайд 6  

Пришло время Слайд – Что такое антракт в театре?

Встали все, задвинули стульчики в столы смотрим на экран и повторяем  движения.

Слайд 8  

Физкультминутка.

Наше виртуальное путешествие продолжается

 

Слайд 9

 – точка остановки  Слайд 10 «Синематограф»

- Что это такое? (так раньше называли кинематограф)

- Почему кинематограф раньше называли великий «Немой»??? так что же сеансы кино проходили в полной тишине?

Слайд10

Сопровождали таперы играя на фортепиано. А нужна ли литература для кино?

(сценарий)

С тех пор многое изменилось в кино, в кино появился и звук и музыка и даже музыкальные фильмы- А какие жанры фильмов вы знаете?

-детектив

-мелодрама

-комедия

-приключения

-триллер

Смотрят и анализируют видиофрагмент спектакля, определяют средства выразительности музыки, записывают в маршрутные листы  под руководством учителя и планируют свою деятельность, делают вывод.

Дети выполняют физкультминутку

Отвечают на вопросы учителя , сопоставляют, анализируют, делают выводы.

регулятивные:

сравнивать  предлагаемые образы, находить в них  общее и различное;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

личностные:

умение проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки.

устанавливать связь между целью и мотивом (зачем?) учебной деятельности, обсуждать задание;

создание творческого и реалистичного  объекта;

уметь выражать в своей работе  отношение к образам в музыке.

Слайд 11

 Работа в группах

Скажите, ребята.  А можно ли определить жанр фильма ещё до его начала?

В этом может помочь музыка, которая звучит в начале фильма. Увертюра ? Сейчас мы с вами попробуем по характеру саундтрека  определить жанр фильма . класс мы разделим на три группы. Каждая должна выбрать режиссера, который будет озвучивать результат работы группы и организовывать порядок на площадке. Три карточки. С жанрами вы,  послушав музыку должны определить  какой жанр фильма? За нарушение порядка будем снимать баллы.

 Все садятся на места, режиссеры выходят к доске озвучивают, что получилось у их творческой группы поставьте в своих маршрутных листах оценку своей работы.

 Что же ребята,  какой вывод мы можем сделать о роли музыки в кино она настраивает зрителя на предстоящее действие.  (записали)

Задаёт то н настроение.

Слайд 12 вывод

Слайд 13  Сдайд 14 А виртуальный маршрут в точке ТВ

Назовите мне .ребята передачу в которой нет музыки вообще?

Что ж сейчас мы узнаем, как часто вы смотрите телевизор: Разминка угадай мелодию ( слушаем музыку и называем передачу в которой она звучит) 5 номеров . Молодцы оцените свою работу. А теперь посмотрите на следующий

 Слайд  15 и скажите, какой отношение он имеет к телепередачам?

- Кто эти люди?

Подумайте, как связаны они с телевидением?

Прослушиваем музыку

-Случайно ли авторы программ взяли именно эти произведения как они связаны с содержанием программ? Слайд 16  Выводы для чего нужна музыка на тв

Музыка на тв :

- раскрывает содержание передач,

 -создаёт определённое настроение,

- является визитной карточкой передач и шоу-программ,

- тв даёт возможность по-новому взглянуть на классику. Что ж наше виртуальное путешествие переносит нас в новую точку виртуального пространства  

Работают в творческих группах,  определяют жанры фильмов по характеру музыки.

познавательные:

- действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации,

моделированию изучаемого материала;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- ориентироваться в учебнике;

- находить ответы на вопросы  с помощью своего жизненного опыта,  презентации к уроку;

- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;

- владеть опытом обобщения по теме урока;

регулятивные:

-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;

-анализировать свою творческую деятельность;

Слайд 17 Музыкальный фильмоскопоскоп.

Слайд 18

.

6. Первичная проверка понимания

регулятивные:

- определять и формулировать деятельность на уроке;

- под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий;

-проводить анализ творческой деятельности .

 .

7.Применение новых знаний.

регулятивные:

- построение логической цепи рассуждений;

- определять последовательность своих действий на уроке;

- осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений;

- анализировать правильность выполнения задания;

-осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- умение проводить анализ своей творческой деятельности;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов.

предметные:

- овладение практическими умениями и навыками для реализации творческого потенциала.

8.Рефлексия учебной деятельности

личностные:

- установление связи между целью  деятельности и её результатом;

регулятивные:

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

коммуникативные:

- обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;

уметь точно, развёрнуто и грамотно излагать свои мысли.

Домашнее задание:

Планируемые результаты урока.

Предметные умения: дать представление о том, что музыка в театре, кино, на телевидении может выполнять разные функции.

Расширение музыкального кругозора.

Учебно- творческие умения: слушать и понимать музыку, исполнять мелодии и песни из кино и мультипликационных фильмов.

Речевые умения: работа над артикуляцией, дикцией, звукообразованием.

Личностные  УУД: исполнять песни из кино и мультфильмов,

определять жизненную основу музыкальных интонаций,  передавать их в собственном исполнении. Выполнить задание в творческой тетради.

Регулятивные  УУД: узнавать изученные музыкальные примеры, находить в них сходства и различия.

Познавательные  УУД: выполнение группового исследовательского проекта.

Коммуникативные   УУД: участие в вокально-хоровой работе, выполнение музыкально-ритмических движений.  

 «Мультфильм с приключениями».

Ресурсы: ФЦИОР ресурсы «Музыка в кино 20-40 г.», «Музыка в кино 60-70 годы», фонохрестоматия.

Книгопечатная продукция: учебник «Музыка» 5 класс Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская (стр.64 – 67), сборники песен и хоров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках французского языка в начальной школе.(Сценарий урока-конкурса по теме"осень"во 2 классе.)

Уроки-конкурсы в начальной школе можно использовать для проверки усвоения пройденного материала, для оптимизации процесса повторения, для осуществления принципа коммуникативной направленности изучения...

Сценарий урока "Построение чертежа основы фартука" с презентацией и технологической картой урока

Тема изучается на третьем занятии раздела «Конструирование и моделирование». Урок имеет важней шее значение в дальнейшем обучении учащихся, т. к. изучаются основы черчения и конструировани...

Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)

Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...

Сценарий урока "Первая мировая война". Создаем учебный фильм. Урок-проект. 9 класс.

Конспект урока в 9 классе по теме "Первая мировая война". Урок выстроен с учетом требований новых стандатртов. Включает 4 этапа:этап актуализации знаний, этап - построение учебной задачи, этап - решен...

Сценарий урока в 10 классе «Щелочность мыла. Валеологический подход к выбору туалетного мыла» Проблемный урок с элементами исследования. 10 класс

Рассмотреть роль химии в повседневной жизни человека; выявить причинно-следственную связь между составом, строением и свойствами син­тетических моющих средств (на примере туалетного мыла), действие мы...

Использование традиционных народных праздников как средства воспитания на уроках английского языка. Сценарий урока-праздника.

Урок-праздник как пример использования народных традиций для реализации воспитательной функции урока английского языка....