Сценарий внеклассного мероприятия "Анна Павлова". Жизнь и легенда.
учебно-методический материал по музыке (5, 6, 7 класс)

Атаманова Наталья Юрьевна

ЖизнЖизнь и легенда (посвящается 135-летию со дня рождения великой Анны Павловой).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_vneklassnogo_meropriyatiya.docx28.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ «Ледовская ООШ»

Сценарий внеклассного мероприятия

Тема: «Жизнь и легенда»

 Анне Павловой посвящается

                                                        Разработала учитель музыки

Наталья Юрьевна Атаманова

Ледово  2020

Тема :Жизнь и легенда (посвящается 135-летию со дня рождения великой Анны Павловой).

Цель:1. Познакомить учащихся с биографией и творчеством великой балерины.

           2. Развивать умение анализировать и размышлять о балетном искусстве.

           3. Воспитывать интерес к русскому балету, чувство патриотизма.

Видеоматериал: «Умирающий лебедь» муз. К. Сен-Санса, фрагмент худ. фильма «Анна Павлова», «Калифорнийский мак», «Романс» на муз.А.Рубинштейна.

Оборудование: мультимедийный проектор, видеозаписи, портрет А.Павловой.

Литература:

1. Красовская В. М. Анна Павлова: Страницы жизни русской танцовщицы. — Л.: М.: Искусство, 1964. — 220 с. — (Корифеи русской сцены). 

2.Н. АркинаАнна Павлова (к 100-летию со дня рождения). — М.: Знание, 1981. — 56 с.

3.Виктор Дандре. Анна Павлова. Жизнь и легенда. — М.: Вита Нова, 2003. — 592 с. — ISBN 5-93898-043-7.

4.Альджеранов Х. Анна Павлова: Десять лет из жизни звезды русского балета М.: Центрполиграф, 2006

 

Ход урока

                                                               

Слайд 1 видео+звук

В далеке от ее Родины России и от ее дома в Лондоне, в незнакомой комнате гостиницы в Нидерландах умирает хрупкая балерина, сжимая свой костюм лебедя. Ее последние слова – «Сыграйте последнюю часть, тихо…». Анна Павлова умерла, отказавшись от операции. Она могла бы быть спасена, но никогда бы не смогла танцевать опять. Ее ответ был следующим: «Если я не могу танцевать, так лучше я умру».

Легендарная русская балерина Анна Павлова родилась в 1881 году недалеко от Петербурга в местечке Лигово. Ее мать, Любовь Федоровна, была прачкой.

В своей автобиографии, написанной в 1912 году, Анна Павлова вспоминала о своем детстве и первых шагах на сцене:«Первое мое воспоминание — маленький домик в Петербурге, где мы жили вдвоем с матерью...Мы были очень, очень бедны. Но мама всегда ухитрялась по большим праздникам доставить мне какое-нибудь удовольствие. Раз, когда мне было восемь лет, она объявила, что мы поедем в Мариинский театр. «Вот ты и увидишь волшебниц». Показывали «Спящую красавицу».

С первых же нот оркестра я притихла и вся затрепетала, впервые почувствовав над собой дыхание красоты. Во втором акте толпа мальчиков и девочек танцевала чудесный вальс. «Хотела бы ты так танцевать?» — с улыбкой спросила меня мама. «Нет, я хочу танцевать так, как та красивая дама, что изображает спящую красавицу».Я люблю вспоминать этот первый вечер в театре, который решил мою участь.

«Мы не можем принять восьмилетнего ребенка, — сказал директор балетной школы, куда привела меня мама, измученная моей настойчивостью. — Приведите ее, когда ей исполнится десять лет».

В течение двух лет ожидания я изнервничалась, стала грустной и задумчивой, мучимая неотвязной мыслью о том, как бы мне поскорее сделаться балериной. Поступить в Императорскую балетную школу — это все равно, что поступить в монастырь, такая там царит железная дисциплина. Из школы я вышла шестнадцати лет со званием первой танцовщицы. С тех пор я дослужилась до балерины. В России кроме меня только четыре танцовщицы имеют официальное право на этот титул. Мысль попробовать себя на заграничных сценах пришла впервые, когда я читала биографию Тальони. Эта великая итальянка танцевала всюду: и в Париже, и в Лондоне, и в России. Слепок с ее ножки и поныне хранится у нас в Петербурге». 

Слайд 2

В императорском балетном училище, куда Анечка не без труда поступила — её не хотели брать из-за слабого здоровья. Девочка родилась маленькой, страдала малокровием, частыми простудами и излишней сутулостью. Однако знаменитый Мариус Петипа уже тогда разглядел молодое дарование и не ошибся.

Анна отдавала учебе всю себя, её не страшили ни тяжелые условия обучения, ни многочасовые тренировки, ни многочисленные запреты, ни разлука с родными — она была рождена для балета и думала только о нем. О самоотречении Павловой ходят легенды — она выходила на сцену с температурой, больная, изможденная, с растянутыми связками, а в Америке даже выступала со сломанной ногой.

Устав школы был по-монастырски суров. Павлова вспоминала потом: «Каждое утро в восемь часов торжественный звон большого колокола будил нас, и мы торопливо одевались под надзором надзирательницы, следившей за тем, чтобы мы тщательно мыли руки, чистили ногти и зубы. Одевшись, мы шли на молитву, которую вслух нараспев читала одна из воспитанниц перед иконой, возле которой красной звездочкой мерцала лампада. В девять завтракали чаем с хлебом и маслом; затем следовал урок танцев. Мы собирались в большой комнате, очень высокой и светлой. Мебели было только несколько диванчиков, рояль и огромные, до полу, зеркала… Сначала танцевали маленькие, потом старшие. В полдень по звонку мы завтракали, потом шли на прогулку, потом опять учились до четырех часов, потом обедали. После обеда нам давали немного свободного времени; потом опять начинались уроки фехтования, музыки, иной раз и репетиции танцев… Ужинать давали обыкновенно в восемь, а в девять мы были уже в постели». Впрочем, учили в школе великолепно. В то время Петербургское балетное училище, несомненно, было лучшим в мире. Только здесь и сохранялась еще классическая техника балета, и Академия танца, основанная в Париже, давно уступила свои лавры Петербургскому училищу. 

Слайд 3

Вскоре она участвовала в балете, поставленном Мариусом Петипа для молодых студентов. Годы становления Анны Павловой были трудными. Она не была как все: изгиб ступни, чересчур тонкие щиколотки, длинные ноги и руки совсем не совпадали со стандартами невысоких и коренастых балерин того времени. Ее постоянно обзывали, называя метлой и шваброй за ее длинное тонкое тело.

Слайд 4

Но талант пробил себе дорогу. Она постоянно изучала новую технику от известных учителей того времени как Павел Герд, Иоханесен, но особенно Энрико Чикетти, который стал отцом известного стиля Чикетти, изучаемого по сей день. Из года в год она оттачивала свое мастерство и вскоре стала примой балериной Мариинского театра. Она стала любимицей М. Петипа. Было много разговоров о том, что ее ступни очень слабые и что она подкладывает кусочек дерева в пуанты. Без чего современные балерины просто не танцуют. Балерина очень внимательно относилась к балетной обуви, ее часто приходилось переделывать. Был период, когда итальянский мастер Нинолини изготовлял для Анны Павловой в год в среднем две тысячи пар балетных туфель, и ей их едва хватало.

 Однажды известный итальянский мастер Николини, постоянной клиенткой которого была балерина, даже сказал: «Да, это большая честь, что Анна Павлова моя заказчица. Но если бы у меня было две Павловых, я бы погиб».

Но зрители во всем мире обожали ее за ее трогательность и хрупкость.

Слайд 5                   Слайд 6

 В апреле 1902 г. Петипа поручил ей партию Никии в «Баядерке» - жемчужине своего репертуара. За нее Павлова впервые получила «большую прессу». Но подлинная слава пришла к ней в 1903 г. после исполнения главной партии в «Жизели». (Роль Жизели потом в течение многих лет считалась одной из лучших в ее репертуаре.) Уже будучи весьма популярной в России, Павлова в 1903 г. уехала в Милан брать уроки у знаменитой Беретты. Старая итальянка помогла ей довести технику танца до высочайшей виртуозности. В Петербург Павлова вернулась первой танцовщицей - подлинной балериной. 

В 1905 г. Павловой официально было присвоено звание балерины, а через год - примы-балерины. В 1906 г. она делила с Кшесинской лавры первой российской балерины. С прежней бедностью было покончено навсегда. Павлова переселилась из убогой квартирки на Коломенской, которую снимала после выхода из училища, в недавно отстроенный дом на Английском проспекте и устроила здесь собственный танцевальный зал. 

Слайд 7

В 1905 г. Михаил Фокин создал для нее самую известную роль умирающего лебедя. В ней не было трудных технических пируэтов, это была серия брейз, которую кто-то сравнил с ниткой жемчуга и элегантных взмахов руками, заканчивающихся трогательной смертью лебедя.

Просмотр «Умирающий лебедь» муз. К. Сен-Санса в исполнении А.Павловой.

Сегодня записи балетных миниатюр в исполнении Анны Павловой можно посмотреть в записи. Евгения Образцова, прима – балерина Большого театра, сказала об этом так: «Если мы посмотрим ее знаменитую запись «Умирающего лебедя», то можем, конечно, заметить, что сейчас балерины более техничны, быть может, даже более красивы, выглядят по-другому…Но вот того трепета, который был присущ Анне Павловой, я думаю, сегодня нет ни у одной балерины. Даже из числа самых великих и знаменитых. Ей удалось передать и эпоху, и какое-то одухотворенное внутреннее состояние в своем танце. И я уверена, что любая балерина, посмотрев сегодня ее записи и сравнив со своим танцем, поймет, что все же чего-то не хватает. А это «что-то» - нечто неуловимое, что, несмотря на весь прогресс, есть что-то необьяснимое в танце людей прошлого, чего нам, к сожалению, возможно, уже не обрести…»

Когда Сен-Санс впервые увидел танец, положенный на свою музыку, он был в полном восхищении. Встретив Павлову, он сказал: «Только увидев танец, я понял, что сочинил гениальную музыку».

Слайд 8

Париж. Сергей Дягилев и компания «Палей Рус». Многие были уверены, что именно Сергей Дягилев открыл Павлову миру. Но это не так. Анна Павлова уже танцевала в Швеции, Дании и Германии еще за год до возникновения «Русских сезонов». Более того, именно Павлова предложила Дягилеву включить в оперный сезон и балет. Дягилев вначале не верил в то, что европейцам понравится русский балет. Он долго не соглашался, но после долгих уговоров рискнул и не прогадал.

Но это было короткое сотрудничество, т.к. А.Павлова не соглашалась со всеми условиями его организации. Она не хотела танцевать под авангардную музыку Стравинского, у нее было свое романтичное представление о балете.

Она переехала в Лондон в 1912 и вскоре организовала свою танцевальную труппу. Вскоре у нее уже были собственные балетмейстеры, художники, своя труппа актеров, свой кордебалет (в основном состоявший из английских девушек), свои костюмеры, осветители, техники, множество своих декораций и костюмов, словом, настоящий театр, который кочевал за ней по свету. Делами распоряжался муж Павловой Виктор Дандре, но художественное руководство находилось всецело в ее руках.. Следующие двадцать лет прошли в беспрерывных гастроляхповсемусвету. 

Никакая танцовщица, до или после, не путешествовал столько, сколько Павлова. За 22 года бесконечных турне она проехала более полумиллиона км и дала около 9 тыс спектаклей.

Слайд 9

Павлова привезла балет в части мира, которые даже не знали что такое балет.Сэр Фридрих Аштен, знаменитый хореограф и глава английского королевского балета, стал танцором после того, как увидел А.Павлову когда был ребенком в г.Лима Перу. 

Балерина знакомила всех любителей балета с русским искусством. В труппе работали русские балетмейстеры и преимущественно русские танцовщики. Со своей труппой Павлова с триумфальным успехом гастролировала во многих странах мира. Она первой открыла русский балет для Америки, где впервые балетные спектакли стали давать полные сборы. О том, как ее встретили в далекой Америке. Мы можем узнать из фрагмента худ. фильма «Анна Павлова»

                 Просмотр фрагмента      

Слава Павловой и популярность росли с каждым днем. Очень скоро каждое ее появление в какой-либо стране превращалось в событие первостепенной важности. Короли, президенты, главы правительств устраивали в ее честь торжественные приемы. Однако не эта сторона ее жизни была главной. Основным для нее было искусство, которому она отдавалась до конца. Вплоть до самой смерти Павлова оставалась величайшей труженицей и нигде, даже в самых глухих уголках планеты, даже там, где публика не имела никакого представления о классическом балете, не позволяла себе никакого послабления.  
        Танцы Анны Павловой отличались пластичностью поз и движений, в прыжках она казалась невесомой, воздушной. По словам балерины Тамары Карсавиной, Павлова была олицетворением романтической красоты в танце. Обаяние её личности было так велико, что она производила на публику неизгладимое впечатление.

                 Просмотр «Калифорнийский мак»

Весной 1914 года Павлова последний раз побывала дома. Восторженный прием был адресован новой Павловой - международной «звезде», заезжей знаменитости. На родину она больше не вернулась. Но к положению в России Павлова не была безучастна. Она присылала посылки в трудные послереволюционные годы учащимся Петербургской балетной школы, переводила крупные денежные средства голодающим Поволжья, устраивала благотворительные спектакли с целью поддержать бедствующих на родине.

Во время Первой мировой войны везде, куда приезжала Анна Павлова, устраивались спектакли в пользу Красного Креста. По окончании войны она давала концерты в «Метрополитен-опера» и на всю выручку отсылала посылки с продуктами в Петербургское и Московское училище. В Париже Павлова решила устроить приют для русских детей – сирот. Она была озабочена не только тем, чтобы девочки имели кров, но и получили образование, а затем и работу.

 Под конец жизни Павлова настолько утомлялась, что после спектакля едва держалась на ногах от изнеможения. Несомненно, непосильные нагрузки стали одной из причин ее ранней кончины. До самой смерти Павлова сохраняла верность классической школе и оставалась равнодушна к балетам Прокофьева, Стравинского, Равеля даже в разгар всеобщего увлечения ими.

Павлова была чрезвычайно суеверной. Она истово подмечала приметы: боялась грозы, встречи со священником, пустых ведер, черных котов. То, что для других было пустяком, для нее превращалось в какой-то особый, тайный знак. Однажды в гостях, заглядевшись на огромный куст чайных роз, она сказала: «Вот, когда этот куст умрет, и я умру. Это так. Я точно знаю».

Странно, но слова Анны Павловой по поводу куста роз оказались пророческими. Когда она заболела, цветы покрылись ржавыми пятнами и погибли внесколькодней.
Через три дня, не дожив восьми дней до своего 50-летия, умерла и великая русская балерина.

За 3 недели до своего 50-летия на гастролях в Нидерландах А.Павлова умерла от воспаления легких. По старинной традиции балета, в день ее выступления спектакль не был отменен. Играла музыка, на сцене, где должна была танцевать Павлова, танцевал лучик света. Слайд 10

Михаил Фокин писал: «Для балета, для всех танцующих она была идеалом. Для художников, композиторов, для балетмейстеров она была вдохновением… Павловой нет, нет её искусства. Но влияние её осталось. Павлова будет мечтою многих поколений, мечтою о красоте, о радости движения, о прелести одухотворённого танца».

Павлову похоронили на лондонском кладбище Голдерс-Грин, вокруг — только белые цветы. В Голландии вывели сорт снежных тюльпанов и назвали их «Анна Павлова».

После смерти жены Виктор Дандре создал клуб поклонников любимой балерины. Фотографии, редкие плёнки, костюмы из спектаклей — всё это было принесено на её алтарь. Дандре хотел, чтобы о ней помнили всегда. Увы, клуб просуществовал очень недолго. У нового поколения были свои кумиры. В конце 1950-х взошла звезда французской киноактрисы Брижит Бардо. Однако мало кто знает, что в детстве она мечтала стать балериной и повторить судьбу Анны Павловой, фотография которой стояла на её трюмо…

Павлова уникальна. Она не имела громких званий, не оставила ни последователей, ни школы. После ее смерти была распущена ее труппа, распродано имущество. Осталась только легенда о великой русской балерине Анне Павловой, именем которой названы призы и международные премии. Ей посвящены художественные и документальные фильмы («Анна Павлова», 1983 и 1985). Французский балетмейстер Р. Пети поставил балет «Моя Павлова» на сборную музыку. Номера ее репертуара танцуют ведущие балерины мира. А павловский «Умирающий лебедь» увековечен в исполнении Галины Улановой, Ивет Шовире, Майи Плисецкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь, ставшая легендой (классный час, посвящённый А.В. Суворову)

Человеку всегда было свойственно стремление к идеалу. Молодой человек жадно ищет образец для подражания, эталон, на который хочется быть похожим, с которого следует брать пример. Герои боевиков, участ...

Жизнь,ставшая легендой

Жизнь, ставшая легенда...

Классный час на тему: «Жизнь, ставшая легендой!»

Классный час на тему: «Жизнь, ставшая легендой!»Учитель: Танделова З. А....

Сценарий внеклассного мероприятия " Ради жизни на земле", посвященного 70-ю Победы ВОВ

МОБУ Лицей Тюкалинского Муниципального РайонаСценарий внеклассного мероприятия: «Ради жизни на земле»Авторы: Десятова Василина Александровна, Коновалова Татьяна МихайловнаНа фоне песни: «С чего начина...

Сценарий внеклассного мероприятия " Ради жизни на земле", посвященного 70-ю Победы ВОВ

МОБУ Лицей Тюкалинского Муниципального РайонаСценарий внеклассного мероприятия: «Ради жизни на земле»Авторы: Десятова Василина Александровна, Коновалова Татьяна МихайловнаНа фоне песни: «С чего начина...

Анна Павлова: жизнь и творчество

    Анна Павлова уникальна. Она не имела громких званий, не оставила ни последователей, ни школы. После ее смерти была распущена ее труппа, распродано имущество. Осталась только леген...

«Легенды о цветах» сценарий внеклассного мероприятия в условиях реализации ФГОС (интеграция биологии, экологии и досуга)

Авторы разработки предлагают увлекательную форму интегрированного внеклассного мероприятия в форме музыкального спектакля-сказки, где каждому найдётся дело по душе. Роли в спектакле исполняют пе...