Урок музыки в 6 классе "Космическая музыка"
план-конспект занятия по музыке (6 класс)

Конспект к уроку музыки в 6 классе "Космическая музыка"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОСМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

Моя музыка — не земная, она космическая, она раскрывает философскую схожесть всего живого. И если многое в симфонии для человека трудно — не беда, может, именно это придётся по вкусу иным мыслящим существам. Кое-что вам понравилось, что-то понравится обитателям Веги, нечто третье порадует пришельцев с Фомальгаута, четвертое придётся по вкусу жителям Плеяд.

Сергей Снегов «Люди как боги»

(слайд 1)

Добро пожаловать на борт нашего космического корабля. До Земли — триллионы километров. Ваше тело парит в невесомости, мозг подключен к бортовому компьютеру. В ушах шелестят неземные звуки... 

А какие именно звуки? Герои «Звёздных войн» слышат бодрый «Имперский марш» Джона Уильямса. Будем, однако, справедливы: при всей гениальности саундтрека ничего космического в нём нет. «Космической» скорее можно назвать музыку, которая передаёт чувство полёта. Гул магнитных полей, попискивание сверхмощных компьютеров... И, может быть, голос, поющий о космосе.

Вопрос, выделять ли «космическую» музыку как отдельный жанр, давно мучает умы критиков. С одной стороны, точного определения космической музыки не существует. Критерии атмосферности и футуристичности у каждого свои. В то же время отрицать широкий пласт исполнителей, ассоциирующих себя с космосом и научной фантастикой, тоже нельзя. Термины спейс-рок и спейс-диско прочно прижились в музыке. Наконец, к научной фантастике обращаются музыканты вполне традиционных жанров, а за этим нередко следуют и перемены в их стиле.

Чтобы избежать разночтений, начнём с формулировки. Космической мы будем называть музыку, которая передаёт чувство космоса или имеет научно-фантастическую концепцию. При ближайшем рассмотрении эти идеи обычно сопутствуют друг другу. С чего же всё началось? Итак, год 1966-й...

СВЕТ ЗВЁЗД СВОДИТ С УМА

(слайд 2)

Шестидесятые стали переломными как в музыке, так и в фантастике. Появились новые жанры, новые молодёжные субкультуры — хиппи, битники. Молодёжь искала откровений в музыке и в литературе, зачитывалась Толкином, Гербертом и Уильямом Берроузом. Чувство новизны витало в воздухе. Появлялись новые инструменты — электроорган Хаммонда, меллотрон, ситар, были разработаны новые технологии звукозаписи. Неудивительно, что фантастика и музыка быстро нашли общий язык. 

Электроорган Лоренса Хаммонда — предок синтезаторов.

(слайд 3)

Психоделик-рок, с которого началась прогрессивная музыка 60-х, обязан своим рождением группе Beatles и галлюциногенам. С помощью рока, книг и ЛСД люди сбегали от серой реальности в мир грёз. Темы научной фантастики, как, впрочем, и фэнтези, быстро пришлись ко двору. 

(слайд 4)

Вершиной психоделик-рока по праву считаются работы английской группы Pink Floyd. С первых же альбомов команда смело экспериментировала. Музыканты не просто писали песни о космосе с названиями типа «Межзвёздная перегрузка» и «Держи курс на ядро Солнца», но и стремились к новому, футуристическому звучанию. 

Не секрет, что, помимо литературы, лидер группы Сид Баррет подстёгивал и без того богатую фантазию ЛСД. До 1971 года этот препарат считался безопасным, и врачи ставили с ним опыты на добровольцах. Сид участвовал в опытах, а впечатления переносил в музыку. Писк морзянки, переливы электрооргана, неземной шелест терменвокса — так микрокосмос головы Баррета превращался в макрокосмос для слушателей. Газеты окрестили жанр «спейс-роком», космическим роком, от чего сами музыканты были не в восторге — фантастика считалась уделом подростков и хиппи.

Pink Floyd. Первый слева — Уотерс, второй — Баррет.

Справка бортового компьютера

Роджер Кит Баррет по прозвищу «Сид» родился 6 января 1946 года в Кембридже. В 1965 году вместе с Роджером Уотерсом он основал группу Pink Floyd и записал с ней два альбома, ставших классикой психоделической музыки. Но из-за наркотических «запоев» Баррета и трений с коллегами по Pink Floyd группа отказалась от его услуг. Состояние рассудка друга так впечатлило Уотерса, что он не раз возвращался к теме человеческого безумия, в том числе на знаменитой «Стене».

Вылечившись от наркомании, Баррет пытался выпускать сольные альбомы, но прежнего успеха не имел. В итоге он бросил музыку и остаток жизни провёл вдали от мира, рисуя картины. Сид скончался 7 июля 2006 года от рака. (слайд 5)

Сид Баррет слишком близко прикоснулся к звёздам.

К несчастью, безумного гения Баррета хватило всего на два альбома, после чего злоупотребление галлюциногенами стало плохо сказываться на психике. Бегство от реальности закончилось для Сида отставкой в 1968 году. Лидером Pink Floyd стал Роджер Уотерс, чей музыкальный талант принес группе ещё больший успех. Но к космосу Роджер был равнодушен и предпочитал песни о социальных антиутопиях. Так, альбом Animals связан с романом Оруэлла «Скотный двор». Алехандро Ходоровский звал Pink Floyd писать саундтрек к его экранизации «Дюны», но этот проект так и остался на бумаге.

(слайд 6)

Певец Дэвид Джонс, взявший псевдоним Боуи, взлетел из безвестности к вершинам славы стремительно, как Гагарин на орбиту. Первая же его песня Space Oddity была использована BBC в трансляции посадки «Аполлона-11» на Луну. Так балладу о пропавшем в космосе астронавте Томе услышал весь мир. И хотя от спейс-рока в ней было немного, а в последующих работах Боуи стало и того меньше, это никого не смущало. 

Что Боуи недобирал в музыке, он с лихвой компенсировал в шоу. Когда этот «чёрт» выходил на сцену, бабушки крестились и убегали, а девушки визжали от восторга. Тонкий, гибкий, со «стеклянным» взглядом — левый глаз Дэвид повредил в драке — он выглядел настоящим марсианином, существом не от мира сего. На альбоме Ziggy Stardust Боуи подвёл под образ легенду: он — музыкант и пророк Зигги Звёздная Пыль, прибыл с Марса спасти Землю песнями о любви и мире.

(слайд 7)

К середине-концу 70-х прогрессивная музыка Англии пошла на спад. Последний из могикан, Алан Парсонс выпускал в 80-е альбомы, сочетавшие прогрессив-рок с электроникой, используя фантастическую тематику. Бывший звукоинженер Pink Floyd понял главное: нельзя вступать в легионы подражателей. Его альбом I Robot — лучшая музыкальная адаптация книги Айзека Азимова.

The Alan Parsons Project: «Я, робот» не только читай и смотри, но и слушай!

(слайд 8)

В Германии дела обстояли иначе: там появилась целая волна групп, которую называют краут-рок (от прозвища немцев «kraut», что-то вроде «фриц-рок»). И хотя фантастикой из них увлекались немногие, краут-рок сыграл другую важную роль — родоначальника электронной музыки.

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ТЕЛО

Если рок и джаз вышли на стадионы из подвалов, то электронная музыка начиналась свысока. Экстравагантные композиторы-авангардисты, гениальные инженеры и их «адские машинки» — первые синтезаторы и вокодеры, как всё это было далеко от нынешних ди-джеев! С появлением в 1970 году мини-синтезатора Moog электроника стала доступным и модным новшеством на сцене. Неудивительно, что многие исполнители нацелились творить музыку будущего.

Малыш MiniMoog произвёл революцию в электронной музыке.

(слайд 9)

(слайд 10)

Корни электронной музыки растут из немецкой психоделии. В начале 1970-х берлинская группа Tangerine Dream выделилась на фоне краут-рока полностью электронным звучанием, в котором практически не было партий гитары. Сложная, лишенная привычной мелодии и композиции, их музыка была так необычна, будто её писали неземные существа. Tangerine Dream с удовольствием заигрывали с фантастикой, называя композиции «Альфа Центавра», «Рождение Плеяд» или «Восход в Третьей Системе». Хотя в своё время группа не была должным образом воспринята массами, со временем она заслужила культовый статус пионера электроники.

(слайд 11)

Пожалуй, первой электронной командой, добившейся коммерческого успеха, стала Kraftwerk из Дюссельдорфа. И немудрено: группа не меньше, чем музыке, уделила внимания имиджу и сценическому шоу. В отличие от берлинцев, Kraftwerk производили куда более простую, минималистичную музыку с «механическим» битом. Это напоминало соло на трансформаторе под стук конвейера — Kraftwerk предвосхитили жанр индастриала. Темы альбомов были соответствующими: роботы, компьютеры, заводы. Всё творчество немцев прошло под девизом «Технология — не враг, а слуга человека». Для фантастики Kraftwerk останутся авторами лучшего гимна роботам — песни The Robots.

Люди-машины Kraftwerk: власть роботам!

К концу 70-х немцев потеснили энтузиасты из Франции, самым ярким из которых, безусловно, стал Жан-Мишель Жарр. Рождённый в семье кинокомпозитора, Жарр, казалось, был обречён жить в мире академической музыки. Вместо этого он увлёкся синтезаторами, в то время ужасно редкими и дорогими. На первых порах француз выводил на них настолько авангардные вещи, что дотерпеть их до конца могли только закоренелые эстеты.

Революция состоялась в 1976 году с выходом альбома Oxygene. Атмосферные переливы синтезатора и терменвокса, поданные с размахом симфонической музыки, быстро полюбились самой широкой публике. А альбомами Equinoxe, Rendez-vous, Chronologie Жан-Мишель окончательно прибил своё имя на доску почета космической электроники. Вдобавок Жарр прославился постановкой фантастических лазерных шоу и использованием футуристичных инструментов — таких, как лазерная арфа на фотоэлементах.

Справка бортового компьютера

  • Жан Мишель Андре Жарр родился 24 августа 1948 года в семье композитора Мориса Жарра.
  • Жарр выпустил диск Music for Supermarkets тиражом всего в одну пластинку, за что попал в книгу Гиннеса. Через неделю Жан проиграл по радио весь альбом со словами: «Грабьте меня!».
  • Второй раз стать рекордсменом Гиннеса французу помогло 850-летие Москвы: его лазерное шоу увидели три с половиной миллиона жителей России.
  • Жан — кавалер Ордена Почётного Легиона, высшей награды Франции.

Партию саксофона для альбома Rendez-vous должен был записать астронавт Рон Макнейр прямо на борту шаттла «Челленджер». К сожалению, шаттл вместе с Роном взорвался при взлёте. Заключительная композиция альбома теперь носит его имя. 

Жарр колдует за лазерной арфой. (слайд 12)

Вскоре музыка сделала ещё один «маленький шажок» в сторону фантастики. В 1977 году на танцплощадках Парижа появились странные люди, одетые в скафандры с глухими забралами. Назывались они Space, а командиром экипажа был Дидье Маруани. Подобно Жарру, Space делали упор на «неземные» звуки синтезатора и научно-фантастическое шоу. Но их ритмичная, бодрая музыка предназначалась не для медитации, а для дискотек. После распада Space Дидье продолжил выступать один. Из его сольных дисков замечателен Space Opera — умудрённый, далёкий от танцевальных ритмов и похожий на лучшие работы Жарра.

Space Opera слушали даже на станции «Мир».

(слайд 13)

Space породили подражателей, играющих так называемое «спейс-диско». Одна за другой создавались поп-группы, в которых «космическими» были разве что костюмы. Большинство из них кануло в Лету, едва ветреная мода повернулась к «спейс-диско» тылом. Отметим разве что советский «Зодиак», подражавший не имиджу Space, а их музыке.

Дидье Маруани с Keytar — синтезатором, стилизованным под гитару.

(слайд 14)

(слайд 15)

Нельзя не сказать и об английских пионерах космической музыки. Экспериментатор Майк Олдфилд смешивал электронику с арт-роком, нередко обращаясь к научной фантастике. Другой англичанин, Брайан Ино, считается отцом жанра эмбиент. Один альбом он посвятил полёту «Аполлона-11» на Луну.

Альбом Майка Олдфилда Songs of the Distant Earth — адаптация одноименного романа Артура Кларка («Песни далёкой Земли»).

НЕ РОКОТ КОСМОДРОМА

О связи металла с фантастикой можно писать целые диссертации. Но, как правило, рокеры посвящают тексты либо фэнтези, либо вампирским ужасам. Передать атмосферу космоса инструментарием тяжёлого металла нелегко. Но те, кто попытался, не прогадали.

Как и в 70-е, романтика будущего притягивает самый авангард рок-музыки — прогрессив-металл, преемник прогрессив-рока. В этом жанре металла не чураются такой «ереси», как синтезаторы и компьютерные эффекты. А двухчасовые альбомы с песнями по десять минут просто обязаны иметь какую-нибудь концепцию.

Сложная музыка накладывает ответственность, и тексты из «космоопер» превращаются в идейные манифесты. Такова многосерийная сага, рассказанная голландским проектом Ayreon. Цикл альбомов повествует о долгом пути человечества к своему концу — вырождению, гибели и новому возрождению. Каждый том не продолжает сюжетную линию, а раскрывает вселенную с новой стороны.

Чтобы публике было легче переварить это философское блюдо, лидер проекта Арьен Лукассен заправляет его уже знакомыми приемами «космической» аранжировки. В ход идут орган Хаммонда, синтезаторы и симфонические инструменты.

Справка бортового компьютера

Арьен Антони Лукассен родился 3 апреля 1960 года в Хильверсуме, Нидерланды. Единственный постоянный участник Ayreon, играет на всех инструментах, кроме ударных. Каждый альбом Ayreon — небольшая рок-опера, и все они связаны общей вселенной. В свободное от «Айреона» время Арьен предаётся экспериментам в своих менее коммерческих проектах: «тяжёлом» Star One, готик-металлическом Stream of Passion и Ambeon, соединяющим атмосферный эмбиент и нью-эйдж.

Арьен Лукассен: от числа проектов голова идёт кругом.

(слайд 16)

Арьен не одинок в своей любви к фантастике. Группа Arcturus, начинавшая как «ортодоксальный норвежский блэк-метал», с годами заиграла космический прогрессив. Но не ждите от суровых норвежцев медитативности Pink Floyd и Ayreon! Arcturus — это ураганный полёт сквозь метеоритное облако, и грохот барабанов прорывается сквозь синтезаторные переливы, как треск обшивки.

Arcturus — космические пираты из Норвегии.

(слайд 17)

(слайд 18)

То же можно сказать и о других норвежцах, The Kovenant. Их поздние работы — антиутопия о самоуничтожении Земли в ядерном апокалипсисе. Тексты Kovenant лишены философии Лукассена, скорее это пощёчина обречённому обществу.

(слайд 19)

Антиутопии и концы света — благодатная, но, к счастью, не единственная тема в металле. Встречаются и лёгкие приключенческие космооперы. Лука Турилли, лидер Rhapsody of Fire, представил такую на сольном альбоме Prophets of the Last Eclipse. Устав от фэнтези-эпосов основного проекта, Лука перенёс действие к гаснущему солнцу планеты Зефир. Впрочем, не считая антуража, альбом вписывается в прежний стиль Турилли.

У Турилли фэнтези и НФ не обходятся без схваток добра со злом.

Адаптации научно-фантастических романов в металле сравнительно редки. Iron Maiden писали отдельные песни по любимым книгам и напоролись на отповедь Фрэнка Герберта — старику тяжёлый рок был не по душе. Можно представить, что сказал бы писатель про целый альбом по «Дюне» Mechanical Poet!

***

(слайд 20)

Наше путешествие окончено. Самое время подвести итоги.

Картина космической музыки у нас получилась хоть и пёстрой, но не такой противоречивой, как казалось поначалу. Едва ли всё разнообразие стилей, связанных с фантастикой, можно свести к одному жанру. Зато приёмы, используемые для погружения слушателя в мир космоса, на удивление похожи у совершенно разных групп. Как и в литературе, в музыке фантастика — больше метод и стилистический приём, чем отдельный жанр.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки .

Тема урока:

 «Космическая музыка»

Класс: 6, урок 21

Цель урока: Способствовать осмыслению обучающимися «звучания космоса» в музыке на примере произведений различных композиторов 20-21 вв, формированию знаний об инструментальной и электронной музыке, реализуя межпредметные связи курсов музыки, физики, астрономии, литературы и изобразительного искусства и истории.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Задачи:

1. познакомить детей с музыкальными произведениями композиторов, пионеров электронной музыки, формирование музыкально-слуховых представлений.

2. развитие творческого воображения в процессе слушания музыки, развитие музыкального мышления.

3. воспитывать любовь к искусству и природе, формировать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость через музыку, изобразительное искусство, литературу.

Планируемые результаты:

  1. Личностные:
  • Уметь объяснять своё отношение к предложенным ситуациям;
  • Формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.
  1. Предметные
  • Воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая свое отношение;
  • Проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение;
  • Использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений
  1. Метапредметные

Личностные

  • Наличие эмоционального отношения к искусству;
  • Осознание жизненного смысла муз. образов;
  • Усвоение жизненного смысла «Космического пейзажа».

Познавательные

  • Извлечение необходимой информации из прослушанного произведения;
  • Учиться давать оценку результатам деятельности;
  • Действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки.

Регулятивные:

  • Постановка и выполнение целей;
  • Оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя.

Коммуникативные:

  • Умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе всех видов работы на уроке;
  • Умение сопоставлять выводы и делать коллективные выводы.

Этап усвоения новых знаний

1.Вступительное слово учителя, настройка на тему урока.

(слушание : STAR WARS SPACE OPERA)

2.Шестидесятые.Перелом в музыке и фантастике. Чувство новизны витало в воздухе.

3.Англия. Рождение психоделик – рока. Битлз. Темы фентези и фантастики.

(Слушание : the beatles yellow submarine)

4. Pink Floyd и Сид баррет

(Слушание: Pink Floyd  «Arnold Layne», Pink Floyd  «The Wall», Pink Floyd  «Signs of life»)

5.Дэвид Боуи (Джонс).Как балладу о пропавшем астронавте Томе, услышал весь мир.

(Слушание : «Space oddity»)

6.Германия. Алан Парсонс и его альбом «Я Робот». Лучшая музыкальная адаптация книги Айзека Азимова.( Слушание: « Alan Parsons, Symphonic project «I Robot».

7.Появление в 1970 году мини синтезатора MiniMoog.

8. Tangerine dream – пионеры электроники.

(Слушание: Тangerine Dream – «Stratosfear»)

 

9. Kraftwerk – предвосхищение индастриала.

(Слушание: Kraftwerk – «Die Roboter»).

10. Франция. Жан Мишель Жарр. Революционер музыкально-космической электроники.

(Слушание: Oxygene)

11. Дидье Маруани. Space.

(Слушание: Didier MAROUANI & Space - «Space opera»)

12. Брайан Ино, отец жанра эмбиент.

(Слушание : «Evening Star» by Robert Fripp and Brian Eno)

13.Голландия. Авангард рок-музыки и музыка космоса. Арьен Лукассен.

(Слушание: Ayreon «Welcome to The New Dimension»)

14. Норвегия. Arcturus – от блек металла к космическому прогрессиву. Kovenant – пощечина обреченному обществу.

(Слушание: Covenant – «Bullet»)

15. Приключенческая космоопера - Rhapsody of Fire, Лука Турилли.

(Слушание: Rhapsody of Fire  - «Prophets of the Last Eclipse»)

16.Iron Maden, Dune.

(Слушание: «Distant Sun  God Emperor (Power Metal) based on Frank Herbert's sci-fi novel Dune»,

Iron Maiden –« To tame a land».

Организация восприятия и осмысление новой информации, усвоение исходных знаний.

Корректировка предположения учащихся.

Создание ситуации успеха.

Поощрение правильных высказываний.

Определение стилей и жанров музыки.

Анализ произведений разных видов искусства посредством музыки.

Познавательные УУД:

*осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Коммуникативные:

*умение полно и точно выражать свои мысли;

*планирование сотрудничества с учителем и сверстниками;

*управление поведением-контроль, коррекция, оценка действия.

Этап закрепления нового материала

Рассмотреть, вслушаться, соотнести со стихами, увидеть физические явления и нарисовать иллюстрацию.

Помощь учащимся в творческой деятельности.

Создание благоприятной обстановки в классе, и ситуации успеха.

Творческое применение новых знаний, самостоятельно создавая свои шедевры

Познавательные УУД:

Выбор наиболее эффективных способов решения задач;

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Рефлексия

Повторение стилей, видов, жанров в различных видах искусства посредством музыки.

Контроль результатов учебной деятельности, оценка работ учащихся

Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Познавательные УУД:

Рефлексия способов и условий действия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Домашнее задание

Создание художественной иллюстрации к понравившемуся музыкальному произведению.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕСНИ О ДАЛЁКОМ БУДУЩЕМ КОСМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

Слайд 2

Электроорган Лоренса Хаммонда — предок синтезаторов.

Слайд 3

Психоделик-рок , с которого началась прогрессивная музыка 60-х, обязан своим рождением группе Beatles и галлюциногенам. С помощью рока, книг и ЛСД люди сбегали от серой реальности в мир грёз. Темы научной фантастики, как, впрочем, и фэнтези, быстро пришлись ко двору.

Слайд 4

Вершиной психоделик-рока по праву считаются работы английской группы Pink Floyd . С первых же альбомов команда смело экспериментировала. Музыканты не просто писали песни о космосе с названиями типа «Межзвёздная перегрузка» и «Держи курс на ядро Солнца», но и стремились к новому, футуристическому звучанию.

Слайд 5

Сид Баррет слишком близко прикоснулся к звёздам.

Слайд 6

Певец Дэвид Джонс , взявший псевдоним Боуи , взлетел из безвестности к вершинам славы стремительно, как Гагарин на орбиту. Первая же его песня Space Oddity была использована BBC в трансляции посадки «Аполлона-11» на Луну. Так балладу о пропавшем в космосе астронавте Томе услышал весь мир. И хотя от спейс-рока в ней было немного, а в последующих работах Боуи стало и того меньше, это никого не смущало .

Слайд 7

Ближе к концу70-х прогрессивная музыка Англии пошла на спад. Последний из могикан, Алан Парсонс выпускал в 80-е альбомы, сочетавшие прогрессив-рок с электроникой, используя фантастическую тематику. Бывший звукоинженер Pink Floyd понял главное: нельзя вступать в легионы подражателей. Его альбом I Robot — лучшая музыкальная адаптация книги Айзека Азимова.

Слайд 8

The Alan Parsons Project: «Я, робот» не только читай и смотри, но и слушай!

Слайд 9

Малыш MiniMoog произвёл революцию в электронной музыке.

Слайд 10

Tangerine Dream заслужила культовый статус пионера электроники.

Слайд 11

Люди-машины Kraftwerk : власть роботам!

Слайд 12

Жарр колдует за лазерной арфой.

Слайд 13

Space Opera слушали даже на станции «Мир».

Слайд 14

Дидье Маруани с Keytar — синтезатором, стилизованным под гитару.

Слайд 15

Альбом Майка Олдфилда Songs of the Distant Earth Нельзя не сказать и об английских пионерах космической музыки. Экспериментатор Майк Олдфилд смешивал электронику с арт-роком, нередко обращаясь к научной фантастике. Другой англичанин, Брайан Ино , считается отцом жанра эмбиент. Один альбом он посвятил полёту «Аполлона-11» на Луну.

Слайд 16

Арьен Лукассен : от числа проектов голова идёт кругом.

Слайд 17

Arcturus — космические пираты из Норвегии .

Слайд 18

То же можно сказать и о других норвежцах, The Kovenant . Их поздние работы — антиутопия о самоуничтожении Земли в ядерном апокалипсисе. Тексты Kovenant лишены философии Лукассена , скорее это пощёчина обречённому обществу .

Слайд 19

Лука Турилли , лидер Rhapsody of Fire, представил такую на сольном альбоме Prophets of the Last Eclipse. Устав от фэнтези-эпосов основного проекта, Лука перенёс действие к гаснущему солнцу планеты Зефир. Впрочем, не считая антуража, альбом вписывается в прежний стиль Турилли .

Слайд 20

Наше путешествие окончено. Самое время подвести итоги.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №472 имени дважды Героя Советского Союза  А.Т.Карпова Выборгского района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

« МУЗЫКА »

для  6 класса

1 час в неделю (всего 34 часа)

на 2021  - 2022  учебный год

        

                             

                                                                                                     

                                                                                                                                         

г. Санкт-Петербург

2021 г.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-7 кл Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2011 г.        

Количество часов по учебному плану:    всего  34   часа   в год; в неделю 1  час

Учебник Музыка. 6 класс Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Планируемые результаты изучения учебного предмета

 В разделе ученик научится:

  • понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
  • анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
  • определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
  •  различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
  • различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
  • производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
  • понимать основной принцип построения и развития музыки;
  • анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
  • понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
  • определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
  • понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
  • понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
  • распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
  • узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
  • различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
  • называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
  • узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
  • определять тембры музыкальных инструментов;
  • называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
  • определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
  • владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
  • определять характерные особенности музыкального языка;
  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  • анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
  • анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;
  • творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
  • различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
  • определять характерные признаки современной популярной музыки;
  • называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;
  • анализировать творчество исполнителей авторской песни;
  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
  • сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
  • понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;
  • понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
  • называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
  • определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
  • владеть навыками вокально-хорового музицирования;
  • применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);
  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
  • передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
  • понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
  • эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
  • приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
  • применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
  • обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
  • использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

Ученик  получит возможность научиться:

  • понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
  • понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
  • понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
  • определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
  • распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
  • различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
  • активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема года:   Музыкальный образ и музыкальная драматургия”.

Тема 1 полугодия:  «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» 17ч.

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.

Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Тема II полугодия:        «Мир образов камерной и симфонической музыки» 18ч.

           Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.

6 класс

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

1

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

17

17

2

Мир образов камерной и симфонической музыки

17

17

3

Итого

34

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Презентация составлена по теме " Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко для 5 класса....

Конспект урока (для презентации) по музыке для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Конспект урока разработан специально для презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" с контрольными вопросами по теме....

Самоанализ урока музыки для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Самоанализ составлен для урока по музыке для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"...

Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»

Урок музыки  в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...

Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

презентация составленна по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе Алеева,Науменка в 5 классе....