Конспект урока « Романтизм в музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов. М.И.Глинка»
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Тема урока: « Романтизм в музыке.  Стилевые особенности в творчестве русских композиторов.  М.И.Глинка»

Тип урока: комбинированый

Дидактическое обеспечение: мультимедийная презентация

 

Техническое обеспечение: ПК, проектор

Методы: системно - деятельностный подход

 

Виды деятельности учащихся: слушание музыки, пение, инструментальное музицировали, музыкально – пластическое движение

 

Цель  –  познакомить с понятием романтизм,  раскрыть стилевые особенности в произведениях  М.И. Глинки.

 

Задачи:

1.Образовательные:

1) Знакомство с произведениями М.И. Глинки, понятием романтизм.

2)Повторение средств музыкальной выразительности, понятия романс

2.Развивающие

1)Развитие музыкальной отзывчивости.

2)Развитие музыкальных способностей (мелодического, гармонического слуха, чувства ритма)

3) Развитие творческого отношения к музыке.

4)Активизация познавательной деятельности.

3.Воспитательные

1) Воспитание умения работать в коллективе.

2)Воспитание уважения друг к другу.

3)Воспитания любви и интереса к музыке.

 

ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные:

Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Развитие художественного вкуса и интереса к произведениям русских композиторов;

Умение оценивать произведения разных видов искусства;

Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания  музыки в различных видах музыкальной деятельности (пение, слове, пластике, импровизация)

Метапредметные.

Личностные:  ученик научится проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки;

ученик получить возможность научиться  объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.

Познавательные: научится анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;

Получит возможность  научиться  владеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.

Регулятивные: научится исполнять музыку, передавая художественный смысл;  получит возможность  научиться определять и формулировать  тему и проблему урока;

Коммуникативные:  научится организовывать работу в паре, группе;

Получит возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения песни и работы в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otrytogo_uroka_romantizm_v_muzyke_glinka.docx42.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                               Конспект урока по музыке

учителя музыки МБОУ «ООШ ст. Миннибаево»

                                          1 кв. категории Микаловой Л.Ф.

Тема урока: « Романтизм в музыке.  Стилевые особенности в творчестве русских композиторов.  М.И.Глинка»

Тип урока: комбинированый

Дидактическое обеспечение: мультимедийная презентация

Техническое обеспечение: ПК, проектор

Методы: системно - деятельностный подход

Виды деятельности учащихся: слушание музыки, пение, инструментальное музицировали, музыкально – пластическое движение

Цель  –  познакомить с понятием романтизм,  раскрыть стилевые особенности в произведениях  М.И. Глинки.

Задачи:

1.Образовательные:

1) Знакомство с произведениями М.И. Глинки, понятием романтизм.

2)Повторение средств музыкальной выразительности, понятия романс

2.Развивающие

1)Развитие музыкальной отзывчивости.

2)Развитие музыкальных способностей (мелодического, гармонического слуха, чувства ритма)

3) Развитие творческого отношения к музыке.

4)Активизация познавательной деятельности.

3.Воспитательные

1) Воспитание умения работать в коллективе.

2)Воспитание уважения друг к другу.

3)Воспитания любви и интереса к музыке.

ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные:

Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Развитие художественного вкуса и интереса к произведениям русских композиторов;

Умение оценивать произведения разных видов искусства;

Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания  музыки в различных видах музыкальной деятельности (пение, слове, пластике, импровизация)

Метапредметные.

Личностные:  ученик научится проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки;

ученик получить возможность научиться  объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.

Познавательные: научится анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;

Получит возможность  научиться  владеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.

Регулятивные: научится исполнять музыку, передавая художественный смысл;  получит возможность  научиться определять и формулировать  тему и проблему урока;

Коммуникативные:  научится организовывать работу в паре, группе;

Получит возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения песни и работы в группе.

Ход урока

Организационный этап

Музыкальное приветствие «Здравствуйте, добрый день!»

Актуализация знаний

Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лилия Фоатовна,  и этот урок музыки мы проведем вместе с вами.

Вот мы знакомы с вами несколько минут, но мне показалось, что между нами возник… как выдумаете что? (ответ учеников: контакт)

Учитель:  Как думаете благодаря чему это произошло? (ответ учеников: благодаря музыке)

Учитель:  я уверена, что вы убеждены давным - давно, что через музыку можно передать не только  свое настроение, но и более глубокие ….( Ответы учеников: чувства, мысли).

Рассказывать о важнейших событиях.

Учитель:  Надеюсь, что это свойство поможет понять одно музыкальное послание.

Просмотр видеофрагмента.

Учитель:  Ребята, что вы увидели?  Что пел Тимка и робот?

Ответы учеников:  Тимка пел романс.

 Что звучало в этом видеофрагменте? (романс). Кто автор музыки?

 Учитель:  Сегодня мы с вами снова окунемся в прекрасный мир музыки великого русского композитора М.И.Глинки, вспомним его произведения, вспомним все, что узнали о его жизни и творчестве. И, конечно же, проверим свои знания.

 

И темой нашего урока будет сегодня  « Романтизм в  русской музыке.  Стилевые особенности в романсах М.И.Глинка»

Постановка цели  задачи урока:

Учитель: Что мы с вами можем сделать, чтобы узнать о стилевых особенностях в произведениях М.И. Глинки?

(ответы детей:  познакомиться, прослушать произведения М.И. Глинки ).

У: Совершено, верно!

Первичное усвоение новых знаний

    Глинка явился истинным певцом русского народа, а так же основоположником стиля романтизма в русской музыке.

   Очень точную характеристику русского романтизма дал В.Г.Белинский: "Романтизм - это желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченному счастью, которое Бог знает в чем состояло".

Учитель:  Романтизмом наполнены баллады и романсы композитора на стихи русских поэтов.

   К жанру романса Глинка обращался на протяжении всей своей жизни.    Романсы Глинки весьма разнообразны. Есть среди них ряд романсов, в которых сочетаются черты разных жанров.

Задание: вспомнить различия между жанром романса и жанром песня.

Песня – более широкое понятие, романс же – один из ее видов. Песни рассчитаны на массовую аудиторию. Романс – жанр камерный, предназначенный для узкого круга слушателей. В романсе, в отличие от песни, одинаково значимы музыка, слово и манера исполнения. Аккомпанемент не менее важен, чем сама вокальная партия. Романс отличается сочетанием возвышенной поэзии и выразительного музыкального сопровождения. Он обычно написан на стихи знаменитых, выдающихся поэтов. Романс – жанр сентиментальный, он рассказывает преимущественно о любовных переживаниях. Содержание песни может быть различным по смыслу. Чаще всего романс исполняется сольно, под аккомпанемент одного музыкального инструмента. Песня может исполняться хором, в сопровождении инструментального ансамбля. В песне обычно есть повторяющийся припев, в романсе его, как правило, нет.

1 группа подытожит, что характерно для песни.

2 группа подытожит, что характерно для романса.

     

    Высшим достижением Глинки  вокальной лирики считается романс «Я помню чудное мгновенье». Как известно, стихотворение А. С. Пушкина обращено к Анне Петровне Керн.  Глинка же посвятил романс ее дочери, Екатерине Ермолаевне.

Я знаю, что вы опытные слушатели, исследователи, я хочу вам предложить задание по серьезнее смоделировать, сочинить музыку к стихам А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновение».

Как вы думаете, у нас получится сделать это?

 

Слайд со стихами А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновение»

Учитель:  для того что бы сочинить музыку к стихам мы должны их прочитать, узнать о чем говориться в стихотворении.  Сейчас вы прослушаете стихотворение А.С. Пушкина, во время слушания на листочках с текстом отметьте интонационные изменения.

   В стихотворении отражены три важных момента душевной жизни героя: первая встреча, горечь разлуки с любимой и радость вновь наступившего свидания.

«Мы - композиторы».

  Нам нужно еще раз посмотреть на текст, стихотворения и попробовать  ощутить внутри себя интонацию. Которая могла бы стать основой для музыки романса.  

  Взгляните на доску здесь несколько характеристик интонаций. Если среди них  та интонация созвучна  музыке, которая могла бы прозвучать у вас внутри, подберите, пожалуйста,  подходящие характеристики интонации?

Какая интонация будет у нашего произведения?  

- Молодцы, ребята (на экране появляются названия средств музыкальной выразительности).  

2. Какую мелодию можно подобрать к нашему музыкальному произведению? (протяжную или отрывистую?)   - (ответы ребят)

3. Какой темп - скорость будет у нашего произведения. 

- (ответы ребят)

4. А теперь подберите динамические оттенки. (Что такое динамика? – громкость) (ответы ребят)

5. Какие музыкальные инструменты исполнят наше произведение? (ответы ребят)

- Каждый из вас побывал в роли композитора и сочинил лиричное, романтичное музыкальное произведение.

Слушание музыки. 

- А теперь давайте послушаем, какой образ представил,  русский  композитор   М.И. Глинка в романсе «Я помню чудное мгновение»

- Сопоставьте образ  композитора и тот, который получился у нас. (Слушание  романса « Я помню чудное мгновение», на экране – видеофрагмент).

-  Совпало ли настроение музыкального произведения Глинки с тем, что у нас получилось?

   В музыке романса, как и в стихотворении, отражены три важных момента душевной жизни героя: первая встреча, горечь разлуки с любимой и радость вновь наступившего свидания.        Мелодия пленяет своей плавностью и нежной грацией. В средней части становится суровой и тревожной. В 3 части возвращается светлая мелодия. С подвижным трепетным сопровождением, она становится радостно-возбуждённой.

    .

Один из самых известных романсов Глинки «Жаворонок». Это «задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью». Она неразрывно связана с традицией русской  песенности; в ней отражён образ русской природы, её неброских пейзажей и бескрайних полей[

Романсы Глинки – драгоценный вклад в русскую музыку. Его вокальное творчество явилось вершиной и завершением длительного периода развития камерной вокальной культуры, зародившейся ещё в XVIII в. Опираясь на сложившиеся традиции русского бытового романса, он создал классические образцы вокальной лирики

   

Физкультминутка.

Исполнение песни  

Рефлексия  - Тест

    1.   Кто основоположник русских романсов?

         П) П.И. Чайковский

         С) Ф. Шуберт

          Р) М.И.Глинка

      2. Какой инструмент звучит в романсах?

        Е) барабан

        И) оркестр

        О) фортепьяно

     3. Романс это….

         Т) Оперное произведение

        М) камерное произведение

         Б) симфоническое произведение

      4. О чем содержание романса?

          И)  исторические события

           А) сентиментальный жанр, рассказывает о любовных переживаниях

           У) народных праздниках

         5.  XIХ (19) век – век…..

           Б) период развития компьютерной музыки

           Н) периода развития камерной вокальной культуры в русской музыке

            Г)  период развития   политики

           6. Какие произведения М.И. Глинки наполнены романтизмом

              С) романсы, баллады

               Д) оперы

                Ж) рондо

Вы  не могли бы провести  сейчас ассоциацию «Урок музыки – урок…….» какое название вы бы дали сегодняшнему уроку.

И  на этом я  вас благодарю за работу урок окончен.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест

  1. Кто основоположник русских романсов?

П) П.И. Чайковский

С) Ф. Шуберт

Р) М.И.Глинка

     2. Какой инструмент звучит в романсах?

        Е) барабан

        И) оркестр

        О) фортепьяно

     3. Романс это….

  Т) Оперное произведение

  М) камерное произведение

  Б) симфоническое произведение

4. О чем содержание романса?

И)  исторические события

А) сентиментальный жанр, рассказывает о любовных переживаниях

У) народных праздниках

5.  XIХ (19) век – век…..

Б) период развития компьютерной музыки

Н) периода развития камерной вокальной культуры в русской музыке

Г)  период развития   политики

6. Какие произведения М.И. Глинки наполнены романтизмом

С) романсы, баллады.

Д) оперы

Ж) рондо

Ответы впишите в таблицу

1

2

3

4

5

6

Тест

  1. Кто основоположник русских романсов?

П) П.И. Чайковский

С) Ф. Шуберт

Р) М.И.Глинка

     2. Какой инструмент звучит в романсах?

        Е) барабан

        И) оркестр

        О) фортепьяно

     3. Романс это….

  Т) Оперное произведение

  М) камерное произведение

  Б) симфоническое произведение

4. О чем содержание романса?

И)  исторические события

А) сентиментальный жанр, рассказывает о любовных переживаниях

У) народных праздниках

5.  XIХ (19) век – век…..

Б) период развития компьютерной музыки

Н) периода развития камерной вокальной культуры в русской музыке

Г)  период развития   политики

6. Какие произведения М.И. Глинки наполнены романтизмом

С) романсы, баллады.

Д) оперы

Ж) рондо

Ответы впишите в таблицу

1

2

3

4

5

6

   

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Лист самоконтроля                              Ф.И.___________________________________

На каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке знак «+».

Этап

Учебная деятельность

Выполнил безошибочно

Выполнил с ошибками

Испытывал большие затруднения

Начало урока

Настрой на урок

 

 

 

Основная часть урока:

Определение темы  и цели урока

 

 

 

Работа со словарями

 

 

 

«Мы композиторы»

Выполнение проблемно-творческого задания.

 

 

 

Освоение нового материала

Слушание

 

 

 

Физкультминутка

 

 

 

 Исполнение песни  

 

 

 

Заключительная часть.

 

 

 

Выводы.

Рефлексия.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ЖАНРОМ ПЕСНЯ И ЖАНРОМ РОМАНС

ПО ЖАНРУ

АУДИТОРИЯ

ЗНАЧИМОСТЬ МУЗЫКИ, МАНЕРА ИСПОЛНЕНИЯ И СЛОВА

 

ПО СОДЕРЖАНИЮ

КОЛЛИЧЕСТВО ИСПОЛНИТЕЛЕЙ И ИНСТРУМЕНТОВ

Этап урока

(время)

Основной вид учебной деятельности

Содержание.

Музыкальный материал

Методы обучения

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые

УУД

Организационный момент

(1мин.)

Музыкальное приветствие.

Создание мотивации на урок. Позитивный настрой.

Музыкальное приветствие.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Ответ учителю на музыкальное приветствие.

Подготовка, обучающихся к работе.

Личностные:  проявлять эмоциональную отзывчивость.

Коммуникативные:  общаться  и взаимодействовать в процессе коллективного исполнения.

Основная часть урока:

 1.Введение

в тему

Знакомство с           материалом

урока.

Тема урока:

 « Романтизм в музыке.  Стилевые особенности в творчестве русских композиторов.  М.И. Глинка»

Жанр романтизм

Понятие романс

Объяснение.

Наблюдение.

Познакомить учащихся с темой урока.

Организация слушательской деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные:

Расширение представлений о романтизме, композиторской  музыке, ее жанровом многообразии.

Личностные: умение выражать свои мысли.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

     2. «Мы композиторы»

Выполнение проблемно-творческого задания.

Мы композиторы

Наблюдение.

Проблемная ситуация.

 Моделирование проблемной ситуации

Пытаются выполнить задание.

Регулятивные:  учатся размышлять, слушать, отвечать на вопросы.

 3. Освоение нового материала

Восприятие и анализ музыки.

Слушание

Практический.

Слушание романса М.И. Глинки «Я помню чудное мгновение»

Организация слушательской и исполнительской деятельности

Создание условий для творческой деятельности учащихся.

Включаются  в процесс музыкального творчества,  поют главную тему сказки.

Личностные: развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости; творческой активности.

Коммуникативные: общение  и взаимодействие  в процессе  коллективного исполнения.

 4. Физкультминутка  

Музыкально- пластические движения.

Двигательной

импровизации.

Организация слушательской и исполнительской деятельности.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

импровизация учащихся.

Самовыражение в инсценировании (речевой, вокальной, пластической)

Личностные:  формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.

Регулятивные:

умение проявлять активность в разных видах музыкальной деятельности.

 5.  Исполнение песни  

Восприятие и анализ музыки.

Вокально-хоровая работа.

Распевание.

Музыкально- пластические движения.

Романс «Жаворонк».

Хоровое пение, методом  

музыкального эха.

Двигательной

импровизации.

Организация слушательской и исполнительской деятельности.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Исполнение песни, вокально-хоровая работа.

Двигательная импровизация учащихся.

Самовыражение в инсценировании (речевой, вокальной, пластической)

Личностные:  формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.

Регулятивные:

умение проявлять активность в разных видах музыкальной деятельности.

Заключительная часть.

Выводы.

Рефлексия.

Выполнение проблемно-творческого задания.

Обобщение

Подводит итог урока

Проверяет, как усвоили  учащиеся материал урока.

Побуждает обучающихся  к высказыванию своего мнения.

Называют основные позиции пройденного материала. Обобщают полученные знания.  Оценивают результат собственной деятельности и сверстников.

Дают оценку уроку, высказывают свои впечатления.

Регулятивные: умение осуществлять итоговый контроль, выделение и осознание учащимися того, что усвоено.

Личностные:

позитивная самооценка своих творческих возможностей.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока-игры "А,П. Бородин: жизнь и творчество"

Музыкально-интеллектуальная игра- конкурс по предмету «музыкальная литература» ( четвёртый год обучения) «А.П. Бородин. Жизнь и творчество» к 180-летию со дня рождения композитора....

Конспект урока по цветоводству "Сроки и особенности посева семян бегонии клубневой"

Конспект урока по цветоводству (8 класс). Тема: "Сроки и особенности посева семян бегонии клубневой" . С использованием интерактивной доски....

презентация о великом русском композиторе М.И.Глинке

презентация о великом русском композиторе М.И.Глинке для учащихся старших классов.—Родился М.И Глинка в селе Новоспасском – сказочно красивом уголке Смоленской губернии, расположенном на берегу реки Д...

Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 80-х годов", 10 класс

Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-х годов", 10 класс...

Конспект урока в 9 классе "ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ». ЗНАЧЕНИЕ «СЛОВА…» ДЛЯ РУССКОГО ИСКУССТВА"

Урок посвящен художественным особенностям "Слова о полку игореве", значению "Слова..." для русского языка....