Открытый урок "Дорога,которая не кончается"В.А.Гаврилин симфония-действо "Перезвоны"
план-конспект урока по музыке (5 класс)

"Перезвоны"-симфония -действо В.А.Гаврилин.Открытый урок.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Дорога ,которая не кончается»

Симфония-действо Валерия Гаврилина «Перезвоны»

                                                                    « Всю жизнь несу Родину в душе, люблю её»    

                                                                                 В. Шукшин «Слово о малой Родине»

Тип урока: изучение нового материала.

Жанр урока: урок-размышление.

Цель урока: формирование ключевых компетенций учащихся в ходе изучения учебного материала по теме урока.

Задачи урока:

Личностные: формировать чувство любви к Родине, интерес к истории и культуре своей страны и малой родины, воспитывать художественно-эстетический вкус и культуру восприятия произведений искусства.

Познавательные: познакомить учащихся с произведением В.А. Гаврилина «Перезвоны», с понятиями: «Симфония-действо», «программная симфония».

Регулятивные: развивать культуру слушания музыки, музыкальное восприятие.

Коммуникативные: развивать умение выразить свое отношение к Родине в процессе слушания, исполнения.

Социальные: воспитание нравственных ценностей.

Планируемые результаты:

Личностные: понимание жизненного содержания народной музыки, выявление связей музыки с литературой.

Метапредметные – размышление о взаимосвязи музыки с жизнью .

Предметные – расширение объема известных знаний учащихся о русской музыке на примере симфонии-действа «Перезвоны» В.А. Гаврилина и их проявлениях в звучащих картинах;

Критерии отбора материала: воспитательная, педагогическая целесообразность.

Виды практической деятельности обучающихся: работа с учебником, музыкальное восприятие, размышление, анализ, обобщение.

Универсальные учебные действия:

Личностные - вхождение обучающихся в мир духовных ценностей; осознание особенностей музыки русских композиторов; личностное освоение музыкальных образов; осмысление взаимодействия искусств.

Познавательные - усвоение терминов и понятий музыкального языка; стремление к приобретению музыкального опыта.

Регулятивные - планирование действий в процессе восприятия; совершенствование действий контроля.

Коммуникативные - решение учебных задач совместно с одноклассниками и учителем; формирование способности вступать в контакт; совершенствование навыков развернутого высказывания.

.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Приветствие.

2. Актуализация знаний.

 В начале урока я хотела бы задать несколько вопросов:

1.Какой жанр называется «Песня без слов»?

Ответы учащихся: это произведения инструментального жанра, которые имеют названия вокальных произведений, например: песня, романс, серенада, вокализ.

2.Давайте скажем тему урока.На доске подсказки.

Ответы: «Дорога,которая не кончается». Симфония-действо «Перезвоны» Валерий Гаврилин.

Слайд№1

3. Изучение нового материала:

Учитель:Речь сегодня пойдёт о композиторе Валерии Александровиче Гаврилине.

Слайд№2

Ученик--Судьба будущего композитора складывалась трагически: во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, погиб его отец, чуть позже он лишился матери и воспитывался в детском доме. В школьные годы мальчик пел в хоре, играл в оркестре народных инструментов и занимался на фортепиано. Потом был рекомендован к обучению в Ленинградской школе-десятилетке при консерватории. Учился будущий композитор увлечённо. Ленинградскую консерваторию он закончил по двум специальностям: сначала как музыковед-фольклорист, потом как композитор.

-В студенческие годы Валерий Гаврилин неоднократно ездил в этнографические экспедиции по Русскому Северу, где изучал песенный фольклор. Благодаря этому голос стал главным и любимым инструментом композитора и раскрыл вокальную природу его дарования.

Слайд№3

Ученик--Родственным по мироощущению Валерию Александровичу Гаврилину был Василий Макарович Шукшин. Он был выходцем из народа, из российской глубинки, человеком с непростой судьбой – порождением тревожного времени… Семья Валерия Гаврилина жила в городе Кадников Вологодской области. Так что с ранних лет мальчик впитывал жизнь российской деревни, народный колорит.

Слайд№4

Учитель--вершиной творчества композитора стало монументальное сочинение «Перезвоны» – симфония-действо, написанная для солистов, большого хора, гобоя и ударных. Симфония (от древнегреческого – «созвучие, стройность») – музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава.

Слайд№5

Ученик-   Музыкальное действо– это древняя форма музыкально-поэтического театра, соединяющая в себе ораторию и сценическое представление. В русском фольклоре хорошо известна традиция «играть песню». По замыслу композитора, артисты хора должны двигаться по сцене, выражать содержание музыки жестами и мимикой. В произведении 13 хоровых частей и 7 инструментальных. В них предстаёт жизнь героя-это собирательный образ, от колыбели до могилы.

Слайд№6

Учитель--В произведении есть подзаголовок «По прочтении

В. Шукшина», где Валерий Гаврилин указал источник вдохновения – рассказы Василия Шукшина.

Он писал: «То, что Шукшин исповедывал,над чем мучительно думал, постоянно отзывается во мне. Корни его искусства глубоко уходят в родную землю. По моему замыслу сочинение должно передать душевную жизнь народа через судьбу одного человека-от рождения через, детство и юность, зрелость. К концу бесконечная дорога, по которой идут люди, поколение за поколением, образы дороги, пути, реки жизни».

«ПЕРЕЗВОНЫ»

 Уже в названии слышится характер Руси! Испокон веков вся жизнь русских людей сопровождалась звоном колоколов: они и созывали народ в лихую годину, и наполняли землю светлыми переливами в дни больших праздников, и мчались по дорогам России в упряжках под дугой.

Давайте споём такую богатую интонациями русских народных песен- песню «Конь».

Слайд№7

Пение песни.

«Каждый человек воспринимает Родину по своему: для кого-то это бескрайние цветущие поля, для кого-то это опустевшие деревни с покосившимися, а порой полуразвалившимися домиками.»

(С. Романовский.)

 Слайд№8

«Русь! Короткое – в один слог всего! – а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

Положа руку на сердце, я считаю, что у слова «русь» много значений, как много притоков у великой реки.

Русь. Русские. Россия. Россияне.

Русло, то есть ложе реки, по которому она течет. Русалка – сказочная обитательница рек и озер. Роса и росяница – обильная роса, лежащая поутру на травах и деревьях. Иными словами, Русь – это страна, где много рек и озер, а русский – это человек, живущий у воды.

Есть у слова «русь» еще одно значение, которое я услышала из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Моя хозяйка,где мы временно жили, Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости.

− Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь, − он и зацвел.

− Анна Ивановна, а что такое – русь?

− Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да все светлое, почитай, так зовем. Русый парень, русая девушка. Русая рожь – спелая. Не слыхал что ли никогда?

Я слова вымолвить не могу.

Русь – светлое место.

Русь – страна света.

Милая, светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя!».

Учитель-вопрос: «А что для вас ребята Родина?

Ответы детей. 
4. Физкультминутка: на Руси очень любили повеселиться и на нашей физкультминутке мы это сделаем

Слайд№9

Учитель—Давайте послушаем первый номер симфонии-действа.

Он называется «Весело на душе». Создаётся противоречие между многократно повторяющимися словами» Весело на душе» и внутренним напряжением, заключённым в музыке, в её мелодии, звучащей на одной высоте. Барабанный бой, как сигнал привлекает наше внимание и в какой-то мере тоже вызывает напряжение и тревогу.

Учитель вопрос—о чём хотел сказать Валерий Гаврилин своей музыкой?

Слайд№10

Слушание номера «Весело на душе».

Ответы учащихся.

Учитель--музыка одновременно и грустная и весёлая. Композитор хотел показать внутреннее противоречие, которое есть у каждого человека. Нет только добрых людей и нет только злых И добро и зло есть в каждом человеке. И эта внутренняя борьба проходит через всю жизнь человека.

Следующий номер, который мы послушаем-это «Вечерняя песня».

Слайд №11

Это удивительный по своей красоте пейзаж. Искренность бессловестного высказывания людей, наблюдающих красоту уходящего дня, создаётся композитором благодаря красочности хоровой ткани, выразительному голосу сопрано, словно парящему над звучанием смешанного хора.

 

Вопрос—определить жанр, в котором написана «Вечерняя песня».

Ответы: жанр- «Песни без слов», вокализ.

Слушание «Вечерней песни».

Слайд№12

Учитель— завершает симфонию –действо «Перезвоны»

номер, который называется «Молитва». Он является смысловой кульминацией всего произведения торжественный монолог чтеца на фоне ударов большого колокола и песнопения хора с закрытым ртом. Здесь произносятся слова «Поучения», не утратившие своей значимости и в наше время. Боязнь встать на путь зла, убить в себе духовное, утратить восприятие красоты жизни- эта мысль всегда волновала Валерия Гаврилина, являлась главной идеей всего его творчества.

 Гаврилин включил в «Перезвоны» молитву, когда умирающий разбойник обращается к Богу с раскаянием и благодарностью.

 

Слушание «Молитвы».

Учитель вопрос—какой вывод мы можем сделать, прослушав «Молитву»?

Ответы учащихся: нужно жить в согласии со своей душой.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Слайд№13

Давайте подведём итоги и ответим в тетрадях на вопросы.

  • .сегодня я узнал (а)...

  • я понял(а), что…

  • было интересно узнать, что…

  • мне захотелось… и т.д.

6.Домашнее задание:

Слайд№14

Сделать музыкальный анализ «Вечерней песни» из симфонии-действо «Перезвоны».

7.Ресурсы:

Гаврилин В. Услышать музыку в душе…: Монолог с отступлениями //

 Литературная газета, 1985 г.  24 апреля  – Шиверская Ирина Александровна Исследовательская работа на тему: В. Гаврилин. Хоровая симфония-действо «Перезвоны». Некоторые вопросы своеобразия жанра и стиля https://narkom-pros.ru/publikacii/124-v-gavrilin-horovaja-simfonija-dejstvo-perezvony-nekotorye-voprosy-

Статья «Творец,мыслитель, человек Гаврилин о музыке и не только…»voeobrazija-zhanra-i-stilja.https://resh.edu.ru/subject/lesson/7423/conspect/255278/

Мисбахова Р.Р. https://open-lesson.net/4455/

http://music-fantasy.ru/materials/valeriy-gavrilin-perezvony

https://cyberleninka.ru/article/n/tvorets-myslitel-chelovek-valeriy-gavrilin-o-muzyke-i-ne-tolko/viewer ЩербаковаА.И.статья.

https://cofemuzik.pro/search/физкультминутки



Предварительный просмотр:

«Дорога ,которая не кончается»

Симфония-действо Валерия Гаврилина «Перезвоны»

                                                                    « Всю жизнь несу Родину в душе, люблю её»    

                                                                                 В. Шукшин «Слово о малой Родине»

Тип урока: изучение нового материала.

Жанр урока: урок-размышление.

Цель урока: формирование ключевых компетенций учащихся в ходе изучения учебного материала по теме урока.

Задачи урока:

Личностные: формировать чувство любви к Родине, интерес к истории и культуре своей страны и малой родины, воспитывать художественно-эстетический вкус и культуру восприятия произведений искусства.

Познавательные: познакомить учащихся с произведением В.А. Гаврилина «Перезвоны», с понятиями: «Симфония-действо», «программная симфония».

Регулятивные: развивать культуру слушания музыки, музыкальное восприятие.

Коммуникативные: развивать умение выразить свое отношение к Родине в процессе слушания, исполнения.

Социальные: воспитание нравственных ценностей.

Планируемые результаты:

Личностные: понимание жизненного содержания народной музыки, выявление связей музыки с литературой.

Метапредметные – размышление о взаимосвязи музыки с жизнью .

Предметные – расширение объема известных знаний учащихся о русской музыке на примере симфонии-действа «Перезвоны» В.А. Гаврилина и их проявлениях в звучащих картинах;

Критерии отбора материала: воспитательная, педагогическая целесообразность.

Виды практической деятельности обучающихся: работа с учебником, музыкальное восприятие, размышление, анализ, обобщение.

Универсальные учебные действия:

Личностные - вхождение обучающихся в мир духовных ценностей; осознание особенностей музыки русских композиторов; личностное освоение музыкальных образов; осмысление взаимодействия искусств.

Познавательные - усвоение терминов и понятий музыкального языка; стремление к приобретению музыкального опыта.

Регулятивные - планирование действий в процессе восприятия; совершенствование действий контроля.

Коммуникативные - решение учебных задач совместно с одноклассниками и учителем; формирование способности вступать в контакт; совершенствование навыков развернутого высказывания.

.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Приветствие.

2. Актуализация знаний.

 В начале урока я хотела бы задать несколько вопросов:

1.Какой жанр называется «Песня без слов»?

Ответы учащихся: это произведения инструментального жанра, которые имеют названия вокальных произведений, например: песня, романс, серенада, вокализ.

2.Давайте скажем тему урока.На доске подсказки.

Ответы: «Дорога,которая не кончается». Симфония-действо «Перезвоны» Валерий Гаврилин.

Слайд№1

3. Изучение нового материала:

Учитель:Речь сегодня пойдёт о композиторе Валерии Александровиче Гаврилине.

Слайд№2

Ученик--Судьба будущего композитора складывалась трагически: во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, погиб его отец, чуть позже он лишился матери и воспитывался в детском доме. В школьные годы мальчик пел в хоре, играл в оркестре народных инструментов и занимался на фортепиано. Потом был рекомендован к обучению в Ленинградской школе-десятилетке при консерватории. Учился будущий композитор увлечённо. Ленинградскую консерваторию он закончил по двум специальностям: сначала как музыковед-фольклорист, потом как композитор.

-В студенческие годы Валерий Гаврилин неоднократно ездил в этнографические экспедиции по Русскому Северу, где изучал песенный фольклор. Благодаря этому голос стал главным и любимым инструментом композитора и раскрыл вокальную природу его дарования.

Слайд№3

Ученик--Родственным по мироощущению Валерию Александровичу Гаврилину был Василий Макарович Шукшин. Он был выходцем из народа, из российской глубинки, человеком с непростой судьбой – порождением тревожного времени… Семья Валерия Гаврилина жила в городе Кадников Вологодской области. Так что с ранних лет мальчик впитывал жизнь российской деревни, народный колорит.

Слайд№4

Учитель--вершиной творчества композитора стало монументальное сочинение «Перезвоны» – симфония-действо, написанная для солистов, большого хора, гобоя и ударных. Симфония (от древнегреческого – «созвучие, стройность») – музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава.

Слайд№5

Ученик-   Музыкальное действо– это древняя форма музыкально-поэтического театра, соединяющая в себе ораторию и сценическое представление. В русском фольклоре хорошо известна традиция «играть песню». По замыслу композитора, артисты хора должны двигаться по сцене, выражать содержание музыки жестами и мимикой. В произведении 13 хоровых частей и 7 инструментальных. В них предстаёт жизнь героя-это собирательный образ, от колыбели до могилы.

Слайд№6

Учитель--В произведении есть подзаголовок «По прочтении

В. Шукшина», где Валерий Гаврилин указал источник вдохновения – рассказы Василия Шукшина.

Он писал: «То, что Шукшин исповедывал,над чем мучительно думал, постоянно отзывается во мне. Корни его искусства глубоко уходят в родную землю. По моему замыслу сочинение должно передать душевную жизнь народа через судьбу одного человека-от рождения через, детство и юность, зрелость. К концу бесконечная дорога, по которой идут люди, поколение за поколением, образы дороги, пути, реки жизни».

«ПЕРЕЗВОНЫ»

 Уже в названии слышится характер Руси! Испокон веков вся жизнь русских людей сопровождалась звоном колоколов: они и созывали народ в лихую годину, и наполняли землю светлыми переливами в дни больших праздников, и мчались по дорогам России в упряжках под дугой.

Давайте споём такую богатую интонациями русских народных песен- песню «Конь».

Слайд№7

Пение песни.

«Каждый человек воспринимает Родину по своему: для кого-то это бескрайние цветущие поля, для кого-то это опустевшие деревни с покосившимися, а порой полуразвалившимися домиками.»

(С. Романовский.)

 Слайд№8

«Русь! Короткое – в один слог всего! – а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

Положа руку на сердце, я считаю, что у слова «русь» много значений, как много притоков у великой реки.

Русь. Русские. Россия. Россияне.

Русло, то есть ложе реки, по которому она течет. Русалка – сказочная обитательница рек и озер. Роса и росяница – обильная роса, лежащая поутру на травах и деревьях. Иными словами, Русь – это страна, где много рек и озер, а русский – это человек, живущий у воды.

Есть у слова «русь» еще одно значение, которое я услышала из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Моя хозяйка,где мы временно жили, Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости.

− Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь, − он и зацвел.

− Анна Ивановна, а что такое – русь?

− Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да все светлое, почитай, так зовем. Русый парень, русая девушка. Русая рожь – спелая. Не слыхал что ли никогда?

Я слова вымолвить не могу.

Русь – светлое место.

Русь – страна света.

Милая, светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя!».

Учитель-вопрос: «А что для вас ребята Родина?

Ответы детей. 
4. Физкультминутка: на Руси очень любили повеселиться и на нашей физкультминутке мы это сделаем

Слайд№9

Учитель—Давайте послушаем первый номер симфонии-действа.

Он называется «Весело на душе». Создаётся противоречие между многократно повторяющимися словами» Весело на душе» и внутренним напряжением, заключённым в музыке, в её мелодии, звучащей на одной высоте. Барабанный бой, как сигнал привлекает наше внимание и в какой-то мере тоже вызывает напряжение и тревогу.

Учитель вопрос—о чём хотел сказать Валерий Гаврилин своей музыкой?

Слайд№10

Слушание номера «Весело на душе».

Ответы учащихся.

Учитель--музыка одновременно и грустная и весёлая. Композитор хотел показать внутреннее противоречие, которое есть у каждого человека. Нет только добрых людей и нет только злых И добро и зло есть в каждом человеке. И эта внутренняя борьба проходит через всю жизнь человека.

Следующий номер, который мы послушаем-это «Вечерняя песня».

Слайд №11

Это удивительный по своей красоте пейзаж. Искренность бессловестного высказывания людей, наблюдающих красоту уходящего дня, создаётся композитором благодаря красочности хоровой ткани, выразительному голосу сопрано, словно парящему над звучанием смешанного хора.

 

Вопрос—определить жанр, в котором написана «Вечерняя песня».

Ответы: жанр- «Песни без слов», вокализ.

Слушание «Вечерней песни».

Слайд№12

Учитель— завершает симфонию –действо «Перезвоны»

номер, который называется «Молитва». Он является смысловой кульминацией всего произведения торжественный монолог чтеца на фоне ударов большого колокола и песнопения хора с закрытым ртом. Здесь произносятся слова «Поучения», не утратившие своей значимости и в наше время. Боязнь встать на путь зла, убить в себе духовное, утратить восприятие красоты жизни- эта мысль всегда волновала Валерия Гаврилина, являлась главной идеей всего его творчества.

 Гаврилин включил в «Перезвоны» молитву, когда умирающий разбойник обращается к Богу с раскаянием и благодарностью.

 

Слушание «Молитвы».

Учитель вопрос—какой вывод мы можем сделать, прослушав «Молитву»?

Ответы учащихся: нужно жить в согласии со своей душой.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Слайд№13

Давайте подведём итоги и ответим в тетрадях на вопросы.

  • .сегодня я узнал (а)...

  • я понял(а), что…

  • было интересно узнать, что…

  • мне захотелось… и т.д.

6.Домашнее задание:

Слайд№14

Сделать музыкальный анализ «Вечерней песни» из симфонии-действо «Перезвоны».

7.Ресурсы:

Гаврилин В. Услышать музыку в душе…: Монолог с отступлениями //

 Литературная газета, 1985 г.  24 апреля  – Шиверская Ирина Александровна Исследовательская работа на тему: В. Гаврилин. Хоровая симфония-действо «Перезвоны». Некоторые вопросы своеобразия жанра и стиля https://narkom-pros.ru/publikacii/124-v-gavrilin-horovaja-simfonija-dejstvo-perezvony-nekotorye-voprosy-

Статья «Творец,мыслитель, человек Гаврилин о музыке и не только…»voeobrazija-zhanra-i-stilja.https://resh.edu.ru/subject/lesson/7423/conspect/255278/

Мисбахова Р.Р. https://open-lesson.net/4455/

http://music-fantasy.ru/materials/valeriy-gavrilin-perezvony

https://cyberleninka.ru/article/n/tvorets-myslitel-chelovek-valeriy-gavrilin-o-muzyke-i-ne-tolko/viewer ЩербаковаА.И.статья.

https://cofemuzik.pro/search/физкультминутки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий концерта музыки В.Гаврилина "Все в жизни - музыка"

Сценарий концерта отражает довольно полную информацию про жизнь и творчество композитора. К данному концерту к каждому номеру были подготовлены презентации, к номерам из балета "Анюта" - видеоотрывки ...

Музыкальный язык и художественный образ в пьесе В. Гаврилина "Ямская"

Методическая разработка занятия по ансамблевому музицированию: работа над художественным образом с применением интеграционных технологий (параллели литературные и художественно-изобразительные)...

099. Тема 25 Гаврилин Перезвоны Уроки 36-37

Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....

Валерий Гаврилин. Фортепианная музыка для детей

Валерий Гаврилин - наш современник, удивительный композитор, автор многочисленных произведений. Его музыка имеет глубокие национальные корни, основывается на фольклоре. В то же время В.Гаврилин в свои...

Валерий Гаврилин

Размышления о судьбе человека...

Валерий Гаврилин

Размышления о судьбе композитора...

Фортепианная музыка для детей Валерия Гаврилина

quot;Живая, современная музыка глубоко народного склада и - самое главное - современного мироощущения" - таковы слова известного композитора Георгия Свиридова о музыке его современника  Вал...