Музыкальный язык и художественный образ в пьесе В. Гаврилина "Ямская"
методическая разработка (7 класс) по теме

Мельник Светлана Матвеевна

Методическая разработка занятия по ансамблевому музицированию: работа над художественным образом с применением интеграционных технологий (параллели литературные и художественно-изобразительные)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.gavrilin_yamskaya.docx27.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ Гимназия № 271 Красносельского района Санкт-Петербурга

Открытое занятие по ансамблевому музицированию

Тема занятия:

МУЗЫКАЛЬНЫЙ  ЯЗЫК  И  ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ  ОБРАЗ   В  ПЬЕСЕ  В. ГАВРИЛИНА  «ЯМСКАЯ»

Педагог: Мельник С.М.

Ученики: Н.Александрова и Г. Замбахидзе

Санкт-Петербург

2009 


Цели занятия:

  1. раскрытие содержания музыкального произведения;
  2. развитие аналитических навыков и ассоциативного мышления учащихся;

3) расширение музыкального и общекультурного кругозора, путем ознакомления с произведениями П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, с произведениями русских поэтов и художников.

  Задачи занятия:

  1. осмыслить музыкальный язык, средства музыкальной выразительности, используемые композитором для создания художественного образа пьесы;
  2. провести сравнительный анализ пьес «Ямская» Гаврилина, «На тройке» Чайковского и Прелюдии gis-moll Рахманинова;
  3. подобрать литературные эпиграфы, помогающие более глубоко раскрыть содержание пьесы; ознакомиться с произведениями русских художников, близкими «Ямской» по образному строю.

Педагогические методы и приемы:

  1. беседа о музыкально-выразительных средствах во всех трех сравниваемых пьесах; совместное раскрытие образного содержания музыки;
  2. слушание музыки;
  3. подбор литературных эпиграфов и произведений живописи.

План занятия

  1. Исполнение учащимися пьесы «Ямская» Гаврилина.
  2. Размышление над программой, заложенной в названии пьесы. Определение образа.
  3. Анализ главных средств выразительности.
  4. Прослушивание пьес «На тройке» Чайковского и Прелюдии gis-moll Рахманинова.
  5. Сравнительный анализ пьес с точки зрения содержания и средств музыкальной выразительности.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Исполняется пьеса В. Гаврилина «Ямская».

Вопрос учителя: Название пьесы помогает раскрыть ее содержание?

Ответ учеников: Да, возникает образ дороги и бегущей тройки лошадей с колокольчиками.

Вопрос: Источником для музыки явились какие впечатления, настроения? Ответ: Радость, удовольствие от быстрой езды, красота зимнего пейзажа. Вопрос: Как возникает программность в музыке?

Ответ: Когда название пьесы подсказывает определенный сюжет, а источником для создания музыки могут быть какие-либо явления действительности: картины природы, сказочные образы, литературные темы.

 Вопрос: Какие выразительные средства главные и почему?

Ответ: Для выражения идеи пространства важную роль играет фактура — прозрачная, легкая, с сочетанием контрастных регистров, с незаполненным средним регистром.

Для идеи движения и характера музыки важную роль играет ритм и темп. Изящная, четкая по ритму мелодия, состоящая из мелких мотивов, стремительно движется по всему пространству клавиатуры.

Впечатление приближения и удаления создается динамикой, длинными линиями нарастания и угасания звучания.

Вопрос: Какое значение приобретают изобразительные свойства музыкального языка?

Ответ: Они выявляют характер музыки — веселый, задорный, шуточный.

«Горки» — глиссандо;

«Ухабы» — короткие арпеджио с акцентами на слабых долях;      «Колокольчик» — короткие ритмические фигурки в высоком регистре.

 Вопрос: Какой эпиграф можно предпослать этой пьесе? Какие произведения живописи близки по настроению, образному строю?

Ответ: 1. Фрагмент из стихотворения И. Бунина:

Колокольчики-бубенчики звенят,

Простодушную рассказывают быль...

Тройка мчится, комья снежные летят,

Обдает лицо серебряная пыль!

  1. В. Суриков. «Взятие снежного городка». Картина празднична по настроению, в народных играх и обычаях много веселья, озорства, смелости, решительности. Душа русского человека ощущается во всей своей широте и щедрости.

Слушаем пьесу Чайковского «На тройке» (из «Времен года»).

Учитель: Обратите внимание, что в первой части композитор не прибегает ни к каким звукоподражательным эффектам, стремясь раскрыть в музыке человеческие переживания. Только в средней части композитор вводит образ тройки.

Вопрос: Какие средства музыкальной выразительности выходят на первый план в этой пьесе?

Ответ: Мелодия, ее широкое дыхание, плавность, наполненность, передают то лирическое чувство, которое возникает в душе русского человека, когда он любуется просторами родной земли, красотой русской природы.

И гармония, тоже передающая настроение, все оттенки чувства. Тональность ми мажор выявляет жизнерадостный характер мелодии.

Эпиграф к первому разделу пьесы — небольшой фрагмент из стихотворения Бунина «Листопад»:

Но дни идут. И вот уж дымы

 Встают столбами на заре,

Леса багряны, недвижимы,

Земля в морозном серебре,

И в горностаевом шугае,

Умывши бледное лицо,

Последний день в лесу встречая,

Выходит осень на крыльцо

Учитель: Послушаем Прелюдию gis-moll Рахманинова.

Рахманинов — один из величайших композиторов пейзажистов. Рахманиновские пейзажи примечательны тем, что они передают не только картины природы, но и эмоциональное состояние, переживание человека. Вслушаемся в мелодическую линию прелюдию и тот фон, на котором она разливается.

Вопрос: Какой зрительный образ возникает, когда мы слушаем эту музыку? Ответ: Возникает картина русской природы, безграничная степь, даль, мчащаяся тройка и песня, грустная русская песня. Здесь также главными выразительными средствами являются мелодия и гармония, передающие все оттенки глубокого, сильного чувства.

Эпиграф из стихотворения А. С. Пушкина:

По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

 В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска...

Заключение: Любовь русских композиторов к Родине, к русской природе, к русской жизни проявилась в их творчестве очень ярко и явилась источником создания многих произведений. Один из ярких образов-символов России — звучащий образ русской дороги. Мотив зимней дороги и бегущей тройки не потому ли так часто встречается в русском искусстве, что именно в нем выражена тайна русской земли, душа России? Композиторы, поэты, художники снова и снова обращаются к этому образу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Борисов Б. Г. Конструктивные и интонационные особенности музыкальных произведений и их роль в раскрытии художественного образа.

Выявление в работе с учениками особенностей музыкального текста и раскрытие художественного замысла композитора. На примере программных пьес из учебного репертуара учеников класса баяна.Готово-в...

Работа над раскрытием художественного образа в произведении малой формы - пьесе С.Прокофьева "Прогулка"

Активация процессов аналитико - синтетической деятельности учащегося на создание художественного образа....

ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ВЛИЯНИЕ ТехническиХ способностЕЙ студентов колледжа НА созданиЕ художественного образа музыкального произведенияг.о. Самара, ГБОУ СПО Самарский социально-педагогический колледж, Емельянов Владимир Вас...

"Работа над художественным образом музыкального произведения"

Презентация урока фортепиано с учащейся 3 кл фортепианного отделенияТема урока:«Работа над художественным образом  музыкального  произведения»...

Открытый урок с уч-ся 2-го класса фортепиано "Работа над музыкальной фразой, стилем и художественным образом в музыкальных произведениях малых форм"

Тема урока:  «Работа над фразами, стилем и художественным образом в фортепианных произведениях разных эпох».Цель урока:       1.    Раскрыть и выразить в исполн...

Открытый урок-концерт Тема: Художественные образы в пьесах из альбома современного Российского композитора Владимира Коровицына «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы»

Открытый урок-концерт Тема: Художественные образы в пьесах из альбома современного Российского композитора Владимира Коровицына «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы»...

Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е.Геллера «Сказки Андерсена» (по мотивам сказок Г.Х. Анд

Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е....