“Музыка – искусство интонируемого смысла”
план-конспект урока по музыке

Гареева Алина Ирековна

“Музыка – искусство интонируемого смысла”

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: “Музыка – искусство интонируемого смысла”

Тип урока: урок-изучение нового материала

Цель урока: дать представление о том, что такое интонация, зачем она нужна, какое имеет значение.

Задачи урока:

образовательные: познакомить с музыкальным произведением – песней С.С. Прокофьева на слова А. Барто «Болтунья», осмысление понятий “речевая интонация” и “музыкальная интонация”.

развивающие: развивать умение анализировать услышанную музыку, говорить о её характере, о средствах музыкальной выразительности, развитие творческой деятельности учащихся, развитие навыка выразительного пения;

воспитательные: эмоциональное восприятие у детей, воспитание интонационно-образного мышления; умения слушать и слышать музыку. воспитывать культуру исполнения музыкальных произведений.

Музыкальный материал: С.Прокофьев “Болтунья”, “Разноцветная игра” – сл.Л.Рубальской, муз. Б.Савельева.

Этапы урока

Ход урока

Методы, приемы

1.Организационный момент

2.Изучение новой темы

3.Физ.минутка

4.Вокально-хоровая работа

5.Закрепление темы

Муз.приветствие: - Здравствуйте ребята, - Здравствуйте учитель, - Вы пришли сегодня в класс, - Очень рады видеть Вас!

У: Сегодня мы продолжим раскрывать тайны музыки, которые делают её выразительной. Будем размышлять о том, почему музыка заставляет нас радоваться или грустить, удивляться или восхищаться. Сегодня нам предстоит ответить на вопрос “Как почувствовать музыку?”.

Прежде чем мы это сделаем, я расскажу вам обычный случай из жизни обычного школьника, может быть и из вашей жизни тоже.

Представьте себе, что вы приходите домой, бросаете портфель в один угол, одежду – в другой. Начинаете играть с игрушками, бросаете и их. Неожиданно приходит с работы мама. Она останавливается в дверях и, глядя на всё это безобразие, говорит: “Так, мне это нравится!”. (Появляется изображение мамы и её слова “Мне это нравится!”). Однако вам, несмотря на слова мамы, сразу становится понятно, что всё это ей совсем не нравится. Как же вы догадались, что маме не нравится созданный вами беспорядок?

Д: У нее голос строгий.

У: Да, весь секрет строгого голоса мамы – в интонации. Слово называет что-либо, интонация заставляет почувствовать это. Иногда одни и те же слова, произнесённые с разной интонацией, полностью меняют смысл сказанного. Интонация – это выразительность.

У: А сейчас попробуйте сами с разной интонацией произнести предложение “Солнышко встало”. Сначала просто сообщите нам об этом.

Д: (Произносят предложение, понижая интонацию в конце.)

У: Хорошо. А теперь произнесите это предложение с вопросительной интонацией.

Д: (Произносят предложение, повышая интонацию в конце.)

У: Молодцы. А теперь радостно, с восхищением!

Д: (Произносят предложение, делая ударение на слове “солнышко”.)

У: Итак, по интонации можно “узнать о том:

  • кто говорит: ребёнок, взрослый, девушка, старик;
  • как они друг к другу относятся;
  • о характере участников разговора;
  • о том, как они себя чувствуют - устали или полны сил;
  • какое у них настроение - сердятся они или печалятся;
  • о тоне говорящего: просит он или же рассказывает о своих тайнах”.

У: Музыкальная интонация вырастает из речевой. Чем же они отличаются? (её можно спеть или сыграть на музыкальном инструменте)

Все мы разные. Одни – молчуны, а другие бывают очень болтливые. Русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев написал музыку на стихи Агнии Барто “Болтунья”. Талант С.С.Прокофьева проявился очень рано, музыку он сочинял с детства. А когда ему исполнилось 13 лет, он пришел на экзамен в Санкт-Петербургскую консерваторию.

Юный Сережа Прокофьев был принят в консерваторию, которую он отлично закончил по двум отделениям – как пианист и как композитор. Прошли годы, и его творчество приобрело широчайшую известность. В театрах всего мира ставят его оперы и балеты, оркестры исполняют его симфонии, пианисты и скрипачи играют его концерты и пьесы. Юные пианисты играют маленькие произведения из его сборника “Детская музыка”.

В песне “Болтунья” рассказывается о девочке Лиде. Она обижается на Вову, что он обзывает её болтуньей. Действительно она такая, или нет?

(Звучит музыка. Текст стихотворения А. Барто выведен на экран и сопровождён иллюстрациями. Это способствует пониманию детьми смысла интонируемого текста и позволяет сделать академическую манеру исполнения доступной для восприятия учащимися 2 класса.)

Д: Лида говорит быстро, непонятно, без остановки, часто повторяет одно и то же, тараторит

 У: какие интонации создают образ Болтуньи.

Д:. Быстрые, болтливые.

У: А когда она говорит о Вовке?

Д: Медленные. Как будто Лида хочет сказать ему, что она совсем не болтунья.

У: В словах девочки Лиды много путаницы: Япония – пони, китайский мандарин – китайский апельсин, стратостат – старосты летят. Лида всячески старается показаться рассудительной и степенной девочкой, но быстрая речь выдает ее неудержимую болтливость.

У: Слушая произведение С. Прокофьева “Болтунья”, мы наблюдали за тем, как с помощью болтливых, суетливых интонаций композитор Прокофьев создаёт образ девочки Лиды, которая записалась во все кружки и которая постоянно куда-то торопится.

У: Интонация помогает нам почувствовать не только музыку, но и друг друга. Слушая собеседника, мы всегда понимаем: хочет он нас утешить или обидеть. Даже если слова нас обманывают, интонация – никогда. Зная это, старайтесь при разговоре с людьми не вкладывать в свои слова неприятных для собеседника интонаций.

У: Итак, о чем мы говорили сегодня на уроке? (об интонации)

Что такое интонация? (Выразительность)

Какая бывает интонация (речевая и музыкальная)

”Дыра на дне морском”.

Работа над песней “Разноцветная игра”.

Итог урока, опрос по теме интонация.

У: Сегодня мы продолжим раскрывать тайны музыки, которые делают её выразительной. Будем размышлять о том, почему музыка заставляет нас радоваться или грустить, удивляться или восхищаться. Сегодня нам предстоит ответить на вопрос “Как почувствовать музыку?”.

Прежде чем мы это сделаем, я расскажу вам обычный случай из жизни обычного школьника, может быть и из вашей жизни тоже.

Представьте себе, что вы приходите домой, бросаете портфель в один угол, одежду – в другой. Начинаете играть с игрушками, бросаете и их. Неожиданно приходит с работы мама. Она останавливается в дверях и, глядя на всё это безобразие, говорит: “Так, мне это нравится!”. Однако вам, несмотря на слова мамы, сразу становится понятно, что всё это ей совсем не нравится. Как же вы догадались, что маме не нравится созданный вами беспорядок?

Д: У нее голос строгий.

У: Да, весь секрет строгого голоса мамы – в интонации. Слово называет что-либо, интонация заставляет почувствовать это. Иногда одни и те же слова, произнесённые с разной интонацией, полностью меняют смысл сказанного. Интонация – это выразительность.

У: А сейчас попробуйте сами с разной интонацией произнести предложение “Солнышко встало”. Сначала просто сообщите нам об этом.

У: А теперь произнесите это предложение с вопросительной интонацией.

У: Молодцы. А теперь радостно, с восхищением!

У: Итак, по интонации можно “узнать о том:

  • кто говорит: ребёнок, взрослый, девушка, старик;
  • как они друг к другу относятся;
  • о характере участников разговора;
  • о том, как они себя чувствуют - устали или полны сил;
  • какое у них настроение - сердятся они или печалятся;
  • о тоне говорящего: просит он или же рассказывает о своих тайнах”.

У: Музыкальная интонация вырастает из речевой. Чем же они отличаются? (её можно спеть или сыграть на музыкальном инструменте)

Все мы разные. Одни – молчуны, а другие бывают очень болтливые. Русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев написал музыку на стихи Агнии Барто “Болтунья”. Талант С.С.Прокофьева проявился очень рано, музыку он сочинял с детства. А когда ему исполнилось 13 лет, он пришел на экзамен в Санкт-Петербургскую консерваторию. Юный Сережа Прокофьев был принят в консерваторию, которую он отлично закончил по двум отделениям – как пианист и как композитор. Прошли годы, и его творчество приобрело широчайшую известность. В театрах всего мира ставят его оперы и балеты, оркестры исполняют его симфонии, пианисты и скрипачи играют его концерты и пьесы. Юные пианисты играют маленькие произведения из его сборника “Детская музыка”.

В песне “Болтунья” рассказывается о девочке Лиде. Она обижается на Вову, что он обзывает её болтуньей. Действительно она такая, или нет?

Д: Лида говорит быстро, непонятно, без остановки, часто повторяет одно и то же, тараторит

 У: какие интонации создают образ Болтуньи.

Д: Быстрые, болтливые.

У: А когда она говорит о Вовке?

Д: Медленные. Как будто Лида хочет сказать ему, что она совсем не болтунья.

У: В словах девочки Лиды много путаницы: Япония – пони, китайский мандарин – китайский апельсин, стратостат – старосты летят. Лида всячески старается показаться рассудительной и степенной девочкой, но быстрая речь выдает ее неудержимую болтливость.

У: Слушая произведение С. Прокофьева “Болтунья”, мы наблюдали за тем, как с помощью болтливых, суетливых интонаций композитор Прокофьев создаёт образ девочки Лиды, которая записалась во все кружки и которая постоянно куда-то торопится.

У: Интонация помогает нам почувствовать не только музыку, но и друг друга. Слушая собеседника, мы всегда понимаем: хочет он нас утешить или обидеть. Даже если слова нас обманывают, интонация – никогда. Зная это, старайтесь при разговоре с людьми не вкладывать в свои слова неприятных для собеседника интонаций.

У: Итак, о чем мы говорили сегодня на уроке? (об интонации)

Что такое интонация? (Выразительность)

Какая бывает интонация (речевая и музыкальная)

Музыкальная интонация – это небольшой мелодический оборот, который создаёт музыкальный образ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки "Искусство передавать мысли". 4 класс

Конспект урока музыки "Искусство передавать мысли". 4 класс. Программа "Музыка" Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.,  Шмагиной Т.С.. Цель урока: с  помощью системы проектных заданий  выявить...

Урок музыки «Искусство вокруг нас»

8 класс. 1 четвертьУрок сделан на основе программы «Искусство. Музыка» Сергеевой Г.П., Кашековой И.Э., Критской Г.П.Характеристика класса: средний уровень развития.Вид урока: закрепление ранее изученн...

Программы музыка Искусство и МХК

Программа музыка  - Науменко, Алеев....

Урок музыки "Искусство предвосхищает будущее"

Характерной чертой организации учебно-исследовательской познавательной деятельности является ориентация на специальное обучение поисковым процедурам, формирование культуры рефлексивного мышления. Эта ...

Итоговый проект "Интерактивные методы обучения на уроках музыки, искусства, МХК"

Итоговый проект "Интерактивные методы обучения на уроках музыки, искусства, МХК"...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Конспект урока по музыке "Музыка - искусство звуков"

Конспект урока музыки по теме: «Музыка – искусство звуков» в 3  классе для обучающихся с умственной отсталостью вариант I...