Учебное пособие "Развитие речи и чувства ритма".
учебно-методическое пособие по музыке

Бондаренко Ольга Викторовна

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

«Развитие речи и чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Артикуляция и дикция.

Артикуляционный аппарат – это органы, которые участвуют в образовании звуков речи. Это – губы, язык, нижняя челюсть и мягкое небо. Язык должен быть подвижен, губы активны, нижняя челюсть свободная, мягкое небо имело положение приподнято вытянутое.

 

Для тренировки губ, языка, нижней челюсти и мягкого нёба существуют специальные упражнения, которые нужно выполнять регулярно.

 

Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

 

 

Ритм – это залог эффективного развития нервной системы, профилактика, например, заикания. Развитие чувства ритма чрезвычайно важно для развития нервной системы в целом и речи в частности. Правильный ритм важен для нервной системы, он регулирует важные жизненные процессы – активации и торможения. Ритм – это то, чем во многом занимается мозжечок, что в свою очередь может стимулировать его и улучшать его работу и функциональное состояние.

Весь наш организм просто настроен на равномерное деление времени - удары сердца, дыхание, шаги... Правда, это правильнее назвать метром - чередованием сильных и слабых долей. А ритм - это то, что «накладывается» на метр, как бусинки одеваются на ниточку.

Речевые упражнения.

Речевые упражнения направлены на развитие дыхания, голоса и артикуляции у детей. Их выполнение развивает чувство ритма, способность ощущать в движении и речи ритмическую выразительность, личностные качества, чувство коллективизма, умение соблюдать правила игры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3._uch_posrbie_razvitie_rechi_i_chuvstva_ritma.doc86.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

«Развитие речи и чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Артикуляция и дикция.

Артикуляционный аппарат – это органы, которые участвуют в образовании звуков речи. Это – губы, язык, нижняя челюсть и мягкое небо. Язык должен быть подвижен, губы активны, нижняя челюсть свободная, мягкое небо имело положение приподнято вытянутое.

Для тренировки губ, языка, нижней челюсти и мягкого нёба существуют специальные упражнения, которые нужно выполнять регулярно.

Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

Артикуляционная гимнастика.

Цель – тренировка мышц речевого аппарата.

Задачи:

  • Формирование артикуляции различных звуков.
  • Совершенствование дикции.
  • Развитие памяти.
  •  Снять/уменьшить произвольный контроль ребенка за своей речью (пение, особенно групповое, настолько увлекает ребенка, что он перестает следить за тем, как он говорит);
  • Увеличить общую активность детей, в том числе поднять эмоциональный и мышечный тонус;
  • Вовлечь неговорящего ребенка в процесс говорения посредством подражания  своим сверстникам, учителю.

Артикуляционные упражнения бывают беззвучные и с участием голоса.

Беззвучные артикуляционные упражнения.

Пример комплекса артикуляционной гимнастики

Упражнение для языка.

  1. Жевание языка на одной стороне, на другой – ¾ раза.
  2. Прокалывание щёк языком.
  3. Прокалывание губ языком.
  4. Чистим верхние и нижние зубы.
  5. Выполнение круговых движений в каждую сторону.
  6. Поочерёдное щелканье языком на «А»/ «О» и их чередование.

Упражнение для губ.

  1. «Покусывание и расчёсывание губ» - верхняя/нижняя.
  2. Вытянуть губы в «пяточок», затем широко улыбнуться.
  3. Вытянуть губы вперёд – «Дудочка», сделать губы пошире – «Уточка», улыбнуться – «Крокодильчик», открыть рот широко – «Сердитый крокодил».

Чтобы рот открывался широко, нижняя челюсть должна быть свободной.

«Упражнение для мягкого нёба»

Вверху у нас твёрдое нёбо, язык упирается. Сзади оно переходит в мягкое нёбо. Если посмотреть в зеркало, мы увидим свисающий сверху маленький язычок. Это и есть мягкое нёбо. Мягкое нёбо подвижное, оно может менять форму.

  1.  «Горячая картошка» - губы сомкнуты, «стараемся не обжечься.
  2. «Зевок» - рот не открываем. Важно почувствовать положение зевка.
  3. «Звуки». Мысленно проговариваем звуки «А», «Э», «О» - почувствовать, как открывается внутри зёв.
  4. Медленно наклоняем голову вправо/влево. При сомкнутых губах повторяем «А», «Э», «О».

«Котик Рыжик»

Раз-два-три-четыре-пять, - широко раскрываем рот, держим открытым несколько секунд.

Будем с Рыжиком гулять!

Раз-два-три-четыре,

Открываем рот пошире. – Открываем рот.

Пожевали, - Жуём.

Постучали – Стучим зубами.

И с котёнком побежали. – Движение языком вперёд-назад.

Поиграем с ним мы в прятки.

Рыжик прятаться устал, - Выгибаем спинку языка вверх.

Рыжик – ух! – сердитым стал. – Кончик языка прижимаем к нижним зубам.

Котик, котик, не сердись,

Лучше детям улыбнись.- Растянутая улыбка.

Артикуляционные упражнения с участием голоса.

«Дикция»

Для тренировки дикции необходимо разучивать скороговорки. Важно не просто пробалтывать их текст, необходимо проговаривать в определённом настроении, с определённой эмоцией.

  • От топота копыт пыль по полю летит.

 «Жаба Квакса»

Жаба Квакса с солнцем встала,

Сладко-сладко позевала, - зеваем

Травку сочную сжевала – имитируем жевательные движения.

Да водички поглотала – «глотаем»

На кувшинку села, песенку запела:

Ква-а-а-а! – произносим звуки отрывисто и громко.

Ква-а-а-а!

Жизнь у Кваки хороша!

 «Капризка»

Я не буду убирать!

Я не буду кушать!

Целый день я буду ныть,

Никого не слушать!

Сначала дети кричат: «А-а-а!», затем воют: «У-у-у!», потом визжат: «И-и-и!»

«Сказка» - произнесение гласных без видимых движений губ и челюстей.

Темнота спустилась в дом – произносим тихим шёпотом.

Тихо ходим старый гном: топ-топ, топ-топ.

Песню он поёт свою, а какую не пойму:

У-у-у! У-у-о-о! У-у-а-а! У-у-а-и! – говорим/поём тихо.

У-а-и-э! У-а-и-э-ы!

Вслед за гномом кот идёт: туп-туп, туп-туп. – Произносим шёпотом.

Кот не хочет ночью спать,

Хочет ночью кот кричать:

Мя-а-а-у-у—у! Ы-ы-ы! Ы-ы-э-и! – Кричим громко, завываем.

Ы-э-и-а, Ы-э-и-а-о!

Дыхание.

Вдох короткий, активный, бесшумный, глубокий, выдох продолжительный, чтобы хватило воздуха на всю фразу.

1 упражнение: Медленный вдох.

Вдох:1,2,3. Выдох:4

Вдох: 1,2,3,4,5. Выдох: 6

Вдох: 1,2,3,4,5,6. Выдох: 7

Вдох: 1,2,3,4,5,6,7,8,9. Выдох: 10

2 упражнение: быстрый, бесшумный вдох, медленный плавный выдох с усилением.

Вдох, выдох «ШШШШ» до 4-ёх на крещендо. До 6, 10, 15.

3 упражнение «Порционный вдох»

Вдох: быстро, активно. Вдох: через плотно сжатые губы.

До 4-ёх – Пф, пФ,пФДо 7,10

4 упражнение «Сочетание работы диафрагмы с поворотами головы»

При повороте головы производится вдох, при движении головы прямо – выдох. При вдохе стенка живота выдвигается, при выдохе – втягивается.

Ритм – это залог эффективного развития нервной системы, профилактика, например, заикания. Развитие чувства ритма чрезвычайно важно для развития нервной системы в целом и речи в частности. Правильный ритм важен для нервной системы, он регулирует важные жизненные процессы – активации и торможения. Ритм – это то, чем во многом занимается мозжечок, что в свою очередь может стимулировать его и улучшать его работу и функциональное состояние.

Весь наш организм просто настроен на равномерное деление времени - удары сердца, дыхание, шаги... Правда, это правильнее назвать метром - чередованием сильных и слабых долей. А ритм - это то, что «накладывается» на метр, как бусинки одеваются на ниточку.

  Развитие чувства ритма.

1. Музыка моего тела (звучащие жесты).

2. Игры звуками (шумовые инструменты, артикуляционные упражнения).

3. Речевые упражнения.

  1. Звучащие жесты – это самый эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей; это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхности:
  • хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
  • шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
  • притопы (всей стопой, пяткой, носком);
  • щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

Когда дети будут достаточно свободно ориентироваться в звучащих жестах, эта игра переносится на шумовые инструменты/предметы.

Шумовой оркестр.

Для шумового оркестра можно сделать разнообразные шумелки (шуршащие пакеты, крышки от кастрюль, алюминиевые банки от напитков, наполненные монетками, горохом, рисом, да, собственно, чем угодно ну и многое другое, что подскажет ваша фантазия). Шумелки используют в качестве сопровождения  сказок, декламации поэтических текстов, для проведения творческих игр  и упражнений.

Правило: чем меньше ребёнок, тем проще ему нужен инструмент. Чем беднее музыкальный опыт ребёнка, тем с более простых инструментов нужно начинать обучение.

Игра на шумовых инструментах способствует развитию метроритмического чувства, и постепенно происходит развитие тембрового, а затем и интонационного слуха, образно-ассоциативного мышления, когда происходит перенос природных (дождь, буря) и бытовых звучаний (часы) на инструмент, т.е. дети знакомятся со звуковыми свойствами материалов, из которых изготовлены изучаемые предметы (стеклянные, металлические, деревянные и бумажные звуки).

Самодельные музыкальные инструменты.

Материал для изготовления самодельных инструментов:

  • Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.)
  • Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки.
  • Коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки).
  • Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань.
  • Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них, различная крупа, камешки, ракушки.
  • Кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и пр.)
  • Металлические банки разных размеров (от томатной пасты, газированной воды).
  • Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады.

Включение в работу шумовых инструментов доставляет детям радость, удовлетворение, развивает ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную, волевую сферу, такие личностные качества ребёнка, как общительность, подражательность, самостоятельность, дисциплинированность.

Что такое ритм? Размышляем, вспоминаем.

Что такое слово Ритм?

Где в нашей жизни есть ритм?

У часов – тик-так, тик-так.

У человека – вдох/выдох. Устал-отдохнул.

У природы много разных ритмов:

  • утро-день-вечер-ночь;
  • Зима-весна-лето-осень;

Дверь – закрываем-открываем.

У цветка – распуститься-цвести-завянуть.

У ботинка – правый-левый.

Игра «Времена года»

«Рисуем»/выкладываем времена года. На каждого ребёнка должно быть по два квадрата белого, голубого, жёлтого цвета и один зелёный квадрат.

Выясняем, какой цвет подойдёт для изображения Зимы, Осени, Лета и Весны. После обсуждения делаем вывод, что лето лучше рисовать зелёной краской, весну голубой и т.д.

  1. Дети выкладывают квадраты в следующем порядке: белый, голубой, зелёный, жёлтый, белы        й, голубой, ?????, жёлтый

Проблемная ситуация: почему нельзя выполнить задание до конца.

Не хватает зелёного квадрата (лето). После весны должно быть лето, а не осень.

  1. Дети получают недостающий квадрат зелёного цвета, заканчивают  задание.
  2. Дети рассказывают, что они «рисовали», затем проговаривают ритмическую цепочку «Времена года».
  3. Вывод: времена года идут по порядку и повторяются, т.е. в чередовании времён года есть РИТМ.

Игра «Ровное дыхание»

Учитель предлагает восстановить дыхание.

- Вдохните, вдохните, вдохните.

- Почему мы не можем выполнить задание? Потому что после вдоха должен быть выдох.

- Проговорим ритм дыхания человека: вдох, выдох, вдох, выдох.

Ритмоформулы в словах, именах.

Слова делятся на слоги, среди них есть ударные – те, которые мы произносим чуть громче, протяжнее, и безударные (они проговариваются немного тише).

Для того, чтобы определить, какой слог ударный, нужно подложить руку тыльной стороной ладони под подбородок, произнести любое слово (например, совё имя) и почувствовать, при произнесении какого звука подбородок коснётся руки.

Задание. Назвать ласковые имена, соответствующие ритмоформуле.

                                                                         

Задание: Назвать другие имена/слова, соответствующие этой ритмоформуле.

                       -                     -              

Вопросы и задание:  

  1. Правильно ли подписаны портреты сказочных героев?
  2. Кому подарим цветок? (на 2/3 лепестках записана ритмоформула).
  3. Проговори имена сказочных героев, прохлопывая ритм.
  4. Переложи портреты (предметные картинки) по ритмоформулам.

Игра «Цветочные ритмы»

   

Выкладываем последовательность цветов:

мак-роза-василёк; мак-роза-ландыш.

Под цветами дети рисуют короткие и длинные полосочки (большие/маленькие кружочки), соответствующие ритму слов.

Дети декламируют ритм цепочки слов с хлопками.

Игра «Цветочные узоры»

Выкладываем картинки с цветами. Дети делятся на две подгруппы, каждая из которых играет на шумовых инструментах по половине узора, несколько раз чередуя их.

  1. мак-роза-василёк;
  2. мак-роза-ландыш.

Вначале дети делают это с речевой поддержкой, затем проговаривают шёпотом, про себя.

Игра «Найди пару»

Учитель раздаёт детям карточки с изображением вертикальных отрезков разной высоты. (Карточки парные)

- Что изображено на карточках? (Отрезки)

- Чем отличаются отрезки? (Длиной)

По предложению учителя, дети того, у кого на карточке изображен такой же ритм.

Продолжение:

  1. Проговаривание ритмических рисунков.
  2. Составление узоров, с последующим проговариванием.
  3. Дети могут издавать звуки голосом, игрой на шумовых инструментах, хлопать, стучать  с разными динамическими оттенками.

Длинный отрезок – громкий;

Короткий отрезок – тихий.

Игра «Угадайка»

Учитель проигрывает на инструментах по очереди ритмоформулы, которые записаны на карточках. Дети смотрят на свои карточки, стараются отгадать, чью карточку озвучивают. Таким образом, они учатся смотреть на свою карточку и сравнивать её с тем, что звучит.

Рекомендации.

В работе используется следующий алгоритм: сначала ощущаем, потом смотрим и осознаём. Это значит, что географические карты появляются для того, чтобы осознать и обобщить полученный опыт.

Речевые упражнения.

Речевые упражнения направлены на развитие дыхания, голоса и артикуляции у детей. Их выполнение развивает чувство ритма, способность ощущать в движении и речи ритмическую выразительность, личностные качества, чувство коллективизма, умение соблюдать правила игры.

Идея широко использовать речь в развитии речевого/музыкального слуха принадлежит Карлу Орфу. В основе его концепции лежит общность выразительных средств речи и музыки, прежде всего РИТМА.

В процессе работы с ритмизованными текстами дети учатся пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки.

К ним относятся: темп, ритм, тембр, регистр, звуковысотный рисунок, артикуляция, штрихи, динамика, фразировка, акцентуация, форма.

Основой для речевых упражнений служит детский фольклор: считалки, дразнилки, потешки, прибаутки, имена, рифмы. Кроме этого, широко используются звуковые бессмыслицы: чепуховые/тарабарские рифмы.

Эне-бене-раба;

Мисли-масли-кумпа-тели;

Хоккери-докери;

Синти- бринти;

Фок-трок;

Кап-кап, трак-бак, дали-док.

Для детей также интересны цепные рифмы (ритмоформул/ритмические цепочки), составленные в соответствии имеющие с изучаемой темой:

 

Лимон-апельсин, банан-мандарин, киви-персик-ананас.

Лиса-петушок; козёл-огород; звезда-небеса.

Таким образом, можно составить разнообразные тематические ритмоформулы: фруктовые, овощные, сказочные, звёздные, звери, птицы и т.д.

Ритм, заключённый в словах, фразах прохлопывается, затем переносится на шумовые инструменты. Для детей лёгкость работы с речевыми ритмами кроется в поддержке  ритма артикуляционным и активным движением. Поддерживающую функцию в речевых упражнениях выполняет и сам ТЕКСТ, так как помогает детям запомнить и удержать правильный ритм.

Ритмодекламация развивает свободу и непосредственность общения, способствует развитию речевого голоса в непринуждённой обстановке.

С помощью ритмизованных текстов детям намного легче понять, прочувствовать и воспроизвести общие для речи и пения средства выразительности. Поэтому прежде чем легко и выразительно петь, ребёнок должен научиться легко и выразительно говорить.

Так как не все дети чисто проговаривают звуки, темп речевых упражнений, на начальном этапе, должен быть замедленным. Если от них требовать ускоренного темпа, у некоторых это может вызвать непроизвольные движения, испуг, нежелание выполнять данные задания.

Ритмизованную речь называют логоритмикой, а жест, сопровождающий или заменяющий слово, – логопластикой. Жест превращает речевое упражнение в театрализованную игру.

Схема работы над речевыми упражнениями для детей с особыми нуждами.

  1. Заучивание.
  2. Отхлопывание с проговариванием, выделяя сильную долю (слова, слоги).
  3. Отстукивание на шумовых инструментах совместно с проговариванием.
  4. Выделение слова (слогов сильной доли совместно с передачей мяча из одной руки в другую или сжимание мяча одной рукой, затем другой).
  5. Проговаривание текста и одновременно перебор маленьких колечек, крышек, камушков и т.д.
  6. Озвучивание текста с помощью шумовых инструментов.

Второй вариант работы над речевыми упражнениями.

  1. Метричное декламирование текста в сопровождении звучащих текстов.
  2. Разучивание, исполнение детьми.
  3. Создание звуковых иллюстраций к тексту, используя звукоподражания  и имеющиеся пособия и предметы.

Дети находят способ озвучивания самостоятельно. Звуковые иллюстрации к тексту могут быть разнообразными: правильно и неправильно не бывает.

Речевая игра «Живые часики»

Громко тикают часы на лугу,

Тррррр

Но найти их я никак не могу.

Тррррр

Не лежат в траве на месте они

Прыг-скок

Удирают только   руку протяни

Прыг-скок

Завтра снова мы часы поищем тут..

Тррррр

Пусть кузнечики немного отдохнут

Тррррр

«Игра с буквами и звуками»

Эти игры работают в трёх направлениях:

  • произнесение звука, т.е. распознавание его в речи;
  • движение, а значит моторика звука;
  • инсценирование, то есть образное представление всего звучащего.

Озвучиваем сказки «Лиса и рыба».

Вёз как-то дед на санях рыбы целый мешок. –
Бубенцы/коробочка.

Лошадка бежит, копытами стучит, бубенчиком звенит.

Видит дед – на дороге лиса лежит, обрадовался: «Вот будет моей старухе воротник на шубу!» - Бросил он лису в сани, -
Барабан. 
А сам пошёл впереди. –
Целлофан.

Лошадка бежит, колокольчиком звенит–
Бубенцы/коробочка.


А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке –
Ксилофон/глиссандо.

Выбросила всю рыбку и сама убежала –
Пальчиковый барабан.

Игры с именами (из книги «Игры звуками» Т. Рокитянской)

  1. «Кто ты?»
  • дети передают игрушку, учитель называет имя ребёнка, затем все повторяют.
  • При передаче игрушки называть  не своё имя, а имя того, кому передаёшь.

  1. «Я тебя знаю!»

Дети сидят в кругу. Устанавливаем ритм похлопыванием по коленям. По очереди произносится имя, повторяемое всей группой. Задание может быть различным: на ударную долю, в паузу между ударами, растягивая на два удара. В дальнейшем это упражнение можно перенести на инструменты.

  1. «Давай играть!»

Учитель выбирает одно имя и произносит его на разные лады, отбивая ритм шага на коленях. Дети повторяют, как эхо.

Произносить надо выразительно, театрально:

  • Торжественно;
  • Ласково;
  • Вопросительно;
  • Укоризненно;
  • Жалея;
  • Жалобно;
  • Призывая;
  • Игриво;
  • Окликая;
  • Строго;
  • Заигрывая;
  • Сердито;
  • Восхищённо;
  • Удивлённо.

  1. Игра «Это я!»

Дети подбирают к своему имени и фамилии ритмоформулу и проговаривают её. Учитель подыгрывает на инструментах. В дальнейшем дети пытаются отгадать, чья песенка звучит.

«Наш дом»

  1. Над нашей квартирой собака живёт,

Лает собачка, спасть не даёт.

(Тяф, тяф, рррррр-гав, ррррр-гав!)

  1. А над собакою кошка живёт,

Мяукает кошка и спать не даёт.

(Мяу, мяу, всех мышей поймаю)

  1. Ну, а над кошкою мышка живёт,

Мышка вздыхает и спать не даёт.

(Пи-пи-пи, пи-пи-пи! Крепче, котик, ты поспи!)

  1. Ночью по крыше дождик стучит –

Вот потому-то и мышка не спит.

(Кап-кап-кап, кап-кап-кап, песенку пою я так)

  1. В небе печальные тучи плывут,

Тучки рыдают – слёзы текут.

(Потечём, потечём, станем речкой, не ручьём)

  1. А тучки обидел маленький гром,

Который по тучам стучал кулаком.

(Тр-рах-бах, та-ра=бах, та-ра-рах, бах.бах!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование чувства ритма как составная часть развития музыкальности учащихся

Музыкально-ритмическая способность, то есть  музыкальный  ритм,  ощущение его человеком – это  основа  музыкальности. Формирование чувства ритма у  учащегося – одна из на...

«Влияние музыкально-дидактических игр на развитие у детей чувства ритма»

В наше время важное место в работе каждого педагога работающего с дошкольниками, занимает дидактическая игра. Она помогает обобщать знания у детей, учит применять полученные знания в новой обста...

Дидактический материал для развития чувства ритма у начинающих музыкантов

Игра в паровозик, где колёса каждого вагончика стучат свой ритм. Ребёнок сам расставляет вагончики в разной последовательности и стучит пульс, поёт ритмослоги.Предназначен для детей младшего школьного...

Методические рекомендации по воспитанию чувства ритма у обучающихся

Цель данных методических рекомендаций  - помочь разобраться в причинах отрицательных явлений у обучающихся , найти методы развития верного метро-ритмического чувства и в дальнейшем сознате...

Развитие чувства ритма у младших школьников на уроках музыки

В реферате рассмотрен очень важный  аспект музыкального  развития ребенка-  ритмическая сторона. Многие годы педагоги "бьются" над этой проблемой и не секрет, что неритмичных детей...

Развитие чувства ритма через взаимосвязь музыки, речи и движения с элементами концепции Карала Орфа

Развитие чувства ритма через взаимосвязь музыки, речи и движения с элементами концепции Карала Орфа Одной из самых известных концепций музыкального воспитания детей, распространенных более ...

Примерные задания для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма

Примерные задания для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритмаДля установления уровня развития ладового чувства: ...