Статья "Балеты П. Чайковского"
статья по музыке

Петр Ильич Чайковский — гениальный русский композитор, великий лирик, великий мелодист и великий симфонист.

В его балетах музыка впервые заговорила языком больших чувств и страстей. После «Лебединого озера», «Спящей красавицы» и «Щелкунчика» возвращение к старому стилю балетной музыки было уже невозможно.

Мелодии, одна прекраснее другой, щедро звучат во всех его балетах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл balety_chaykovskogo_2.docx44.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ансамбль танца «Невская акварель»

Балеты П.И. Чайковского

«Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»

Пожарская Татьяна Владленовна

07.04.2020


Балеты Чайковского

Пётр Ильич Чайковский — русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист; доктор музыки. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Пётр Чайковский родился 7 мая (25 апреля) 1840 года в городе Воткинске, находившемся тогда в составе Вятской губернии в многодетной семье инженера. В доме Чайковского часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе. Первоначальное образование Чайковским было получено дома. Затем Петр два года занимался в пансионе. В 1852-1859 годах Пётр Чайковский обучался в Императорском училище правоведения, по окончании которого получил чин титулярного советника и стал работать в Министерстве юстиции. В 1862 году он становится одним из первых студентов консерватории в Санкт-Петербурге, а в 1865 году оканчивает её с серебряной медалью и сразу же переезжает в Москву, где получает профессорскую должность в консерватории. С 1872 по 1876 годы П. И. Чайковский трудится музыкальным критиком в газете «Русские ведомости». Всемирную славу Чайковскому принесли балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Орлеанская дева» и другие. В 1885 году он становится директором отделения российского музыкального общества в Москве. В 1893 году Чайковский удостоен звания Почётного доктора Кембриджского университета. 16 октября 1893 года состоялось последнее выступление великого композитора, он дирижировал своей Шестой симфонией. (25 октября) 6 ноября 1893 года в Санкт-Петербурге Чайковский скончался от холеры. Похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств. Величайший русский композитор, дирижёр, педагог оставил после себя 10 опер, 76 опусов, три балета, 7 симфоний, 4 сюиты.

Знаменитый музыкант И. Стравинский почитал П.И. Чайковского, прежде всего, как балетного композитора.

Все три балета Чайковского («Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик») были созданы на сказочные сюжеты.


Балет «Лебединое озеро»

Предположительно, литературной основой для либретто к балету «Лебединое озеро» могла послужить романтическая сказка немецкого писателя Музеуса «Лебединый пруд», а также «Ундина» Ламотт-Фуке — Жуковского. Оба эти произведения отражают темы и образы романтического искусства — стремление к идеалу и невозможность его обрести. Автор либретто "Лебединого озера" не известен (но предполагают, что им вполне мог оказаться и сам композитор).

Над этим балетом Чайковский с перерывами работал один год — начал в мае 1975 г., а закончил в апреле 1876 г. Премьера состоялась на сцене московского «Большого театра» 20 февраля 1877 г., а 15 января 1895 г. состоялась премьера балета в «Мариинском театре» в Петербурге.

Для новой постановки 1894 г., уже после смерти композитора, М.И. Чайковский написал новое либретто, которое и стало основным для постановок «Лебединого озера» в XX в. театрами всего мира.

«Белый лебедь» Чайковского до сих пор остается символом русского балета, символом его чистоты, величия, его благородной красоты.

В основу сюжета балета «Лебединое озеро» положена простая и непритязательная немецкая сказка о девушке-лебеде. Эта сказка была превращена композитором в волнующую поэму о верной любви. Написан балет был по заказу дирекции Московского Большого театра. Богатый опыт сочинительства наложил отпечаток на понимание композитором роли музыки в балетном спектакле. Премьера балета состоялась в 1877 году на сцене Московского Большого театра. Говоря о стиле балетной музыки Чайковского следует подчеркнуть её мелодизм, лиризм, фантастические образы явились отражением образов реального мира, они наделены живыми человеческими чувствами.

Юный принц Зигфрид достиг совершеннолетия. К нему собрались друзья. В светлой музыке этой картины особенно запоминается певучая, задушевная музыка «Вальса».

Белые лебеди — это прекрасные девушки, заколдованные злым Гением — Ротбартом. Только по ночам превращаются они в людей.

Лебеди приводят Зигфрида в глухую лесную чащу, к берегу темного озера, около которого высятся развалины мрачного замка. Стая белых лебедей плывет по озеру. Впереди лебедь, увенчанный короной. Выйдя на берег, лебеди кружатся в медленном хороводе. Зигфрид видит, как королева лебедей внезапно превращается в девушку. Ее красота очаровывает принца, и он клянется девушке-лебедю Одетте в вечной любви. Только искреннее чувство может спасти Одетту и ее подруг от злых чар Ротбарта. Возникает большая танцевальная сцена, состоящая как из отдельных, так и групповых танцев.

Слышится лирического характера вальс, а затем легкий, грациозный «Танец маленьких лебедей».

Музыка танца маленьких лебедей очень проста и вместе с тем привлекательна. Чайковский великолепно использовал здесь звучания деревянных духовых инструментов. Отрывистые, легкие звуки двух гобоев и аккомпанирующих им фаготов воспроизводят «топчущиеся» изящные и слаженные движения танцующих маленьких лебедей. «Танец Одетты» (так называемое «Адажио») — это искреннее поэтическое признание в любви. Солирующие звуки скрипки и прозрачные аккорды арфы передают лирическое чувство Одетты и Зигфрида.

Торжественный бал в замке владетельной принцессы. На праздник собираются приглашенные гости. Они входят под музыку, написанную композитором в характере быстрого марша. Появляются шесть девушек, из них Зигфрид должен выбрать себе невесту. В этом действии особенно красочно представлены танцы различных национальностей. «Польская мазурка» — трехдольная, с характерными притопываниями в крайних частях имеет острый ритмический пунктирный рисунок, в средней — напевного характера грациозную, мягкую, женственную тему.

«Венгерский танец» написан в характере венгерского национального чардаша. Начинается он со спокойной, сдержанной мелодии, которую исполняют скрипки. Как и во всяком чардаше, следующая часть венгерского танца — быстрая, стремительная, вихревая пляска.

«Испанский танец» выдержан в характерном национальном ритме болеро. Композитор вводит в музыку этого танца испанский народный ударный инструмент — кастаньеты.

В «Неаполитанском танце» (в первой части) Чайковский использовал подлинную народную мелодию. Ее исполняет медный духовой инструмент — труба. Вторая часть более танцевальная, праздничная, в духе итальянской тарантеллы — быстрого, стремительного танца, исполняющегося одной или несколькими парами.

«Русский танец» Начинается он со спокойной, сдержанной мелодии, которую исполняют скрипки.

Но где же сам Зигфрид? Гости смущены. Тогда шут начинает веселые пляски. Все гости танцуют.

Наконец появляется Зигфрид. Он холодно отворачивается от девушек, ждущих, чтобы он признал среди них избранницу, Зигфрид полон воспоминаний о прекрасной Одетте. Вдруг появляется незнакомый гость. Это Злой Гений. Он привел на бал свою дочь Одиллию, поразительно похожую на Одетту. Злой Гений приказывает ей очаровать Зигфрида и вырвать у него признание в любви.

Принц, не узнав Злого Гения, принимает Одиллию за свою возлюбленную — Одетту. Он объявляет матери о своем решении жениться на ней.

Колдун торжествует. Клятва нарушена, теперь Одетта и ее подруги погибнут. В это время в окне появляется Одетта. Зигфрид в отчаянии. Но поздно. Со злобным смехом колдун исчезает вместе с Одиллией. Зигфрид понимает, что он обманут, и спешит к лебединому озеру.

Мрачная, тревожная ночь. Подруги ждут Одетту, ее все нет. Девушки-лебеди волнуются. Появляется потрясенная горем Одетта. Она рассказывает подругам об измене принца. Последняя надежда на освобождение лебедей от злых чар потеряна. Появляется Злой Гений. Лебеди просят освободить от злых чар хотя бы одну Одетту, но все напрасно. Заметив приближение принца, Злой Гений в бешенстве разгоняет лебедей.

Вбегает принц Зигфрид. Он ищет свою Одетту. Но вновь появившиеся лебеди закрывают Одетту от принца, не пускают его к ней. Наконец, принцу удается найти Одетту и уверить ее, что он не нарушил свою клятву и что в замке его признание было обращено только к ней, ведь Одиллию он принял за Одетту.

Злой Гений, видя, что замысел его рушится, в ярости вызывает грозные силы природы. Начинается буря, сверкает молния, но ничто не может сломить юную чистую любовь и разъединить Одетту и Зигфрида. Вступивший в единоборство с принцем Злой Гений погибает. Его чары рушатся.

Третье действие начинается музыкальным вступлением, в котором Чайковский изобразил картину яростно бушующей природы. Она одновременно символизирует и силу чувств Одетты и Зигфрида. Затем эта взволнованная картина природы сменяется темой лебедя, переходящей в светлый, торжественный, победный финал.

«Лебединое озеро» — альбом задушевных песен без слов. Оно напевнее и простодушнее других балетов.


Балет «Щелкунчик»

Балет был написан в 1892 г., премьера состоялась 6 (18) декабря 1892 г. в «Мариинском театре» в Петербурге.

Балет «Щелкунчик» — самое волшебное и новогоднее произведение, известное по всему миру.

В 1892 году была издана сюита из балета «Щелкунчик» в переложении для фортепиано в четыре руки А. С. Аренского, два года спустя вышло его же переложение всей партитуры балета.

«Щелкунчик» занимает особое место среди поздних произведений П. И. Чайковского: стоит обособленно от традиции балетного жанра, в нём новаторски применены музыкальные образы. В «Щелкунчике» впервые прозвучала челеста — музыкальный инструмент, выписанный из Парижа по просьбе Чайковского.

В разных редакциях есть разночтения в имени главной героини: Клара и Мари. В оригинальной книге Гофмана главную героиню зовут Мари, а Клара — это её любимая кукла.

В России с началом Первой мировой войны (1914 год) и ростом патриотических настроений сюжет балета изменился, и главная героиня стала зваться Машей. При этом Фриц остался непереименованным, поскольку он — отрицательный персонаж. Примечательно, что эта традиция действует до сих пор.

В канун Рождества, в красивом доме доктора Штальбаума начинают собираться гости. За взрослыми на цыпочках следуют девочки с куклами и маршируют мальчики с саблями.

Дети доктора Штальбаума, Мари и Фриц, как и другие дети, с нетерпением ждут подарков. Последний из гостей — Дроссельмейер. Его способность оживлять игрушки не только забавляет детей, но и пугает их. Дроссельмейер снимает маску. Мари и Фриц узнают своего любимого крёстного. Мари хочет поиграть с куклами, но с огорчением узнаёт, что они все убраны.

Чтобы успокоить девочку, крёстный дарит ей Щелкунчика. Странное выражение лица куклы забавляет её. Фриц нечаянно ломает куклу, и Мари расстроена. Она укладывает полюбившуюся ей куклу спать. Фриц вместе с друзьями надевают маски мышей и начинают дразнить Мари. Праздник заканчивается, и гости танцуют традиционный танец «Гроссфатер», после чего все расходятся по домам. Наступает ночь, и комната, в которой находится ёлка, наполняется лунным светом.

Мари возвращается и обнимает Щелкунчика. И тут появляется Дроссельмейер, но сейчас он уже не крёстный, а добрый волшебник. Он взмахивает рукой, и в комнате всё начинает меняться: стены раздвигаются, ёлка начинает расти, а ёлочные игрушки оживают и становятся солдатиками. Внезапно появляются мыши под предводительством Мышиного Короля. Отважный Щелкунчик ведёт солдатиков в бой.

Щелкунчик и Мышиный Король встречаются в смертельной схватке. Мари видит, что армия мышей превосходит армию солдатиков. В отчаянии она снимает с себя туфельку и со всей силой бросает её в Мышиного Короля. Он напуган и убегает вместе со своим войском. Армия солдатиков победила. Они триумфально несут Мари на плечах к Щелкунчику. Внезапно лицо последнего начинает меняться. Он перестаёт быть Щелкунчиком и превращается в прекрасного Принца. Мари и оставшиеся в живых куклы оказываются под звёздным небом и фантастически красивой ёлкой. Вокруг кружатся снежинки.

Мари и Принц любуются красотой звёздного неба, но внезапно их атакуют мыши, и вновь Принц наносит им поражение. Все танцуют, веселятся и празднуют победу над мышиным войском. Испанская, Арабская, Китайская и Русская куклы благодарят Мари за то, что она спасла им жизнь. Вокруг танцуют прекрасные феи и пажи. Появляется Дроссельмейер и опять меняет всё вокруг. Все готовятся к свадьбе Мари и Принца. Мари просыпается, а Щелкунчик всё ещё у неё в руках. Она сидит в знакомой комнате. Увы, это был всего лишь сказочный сон…

Существует также так называемый фрейдистский вариант балета, разработанный Рудольфом Нуреевым. Согласно ему, после танца с Принцем Мари просыпается, и Щелкунчиком оказывается помолодевший Дроссельмейер.

Петр Ильич воплощает уже известную ему тематику в балете  преодоление враждебных сил благодаря силе любви. Музыка насыщается новыми выразительными образами. Интересно наблюдать за тем, как совмещается здесь выразительность с изобразительностью, яркая театральность.

Музыкальная ткань балета очень яркая и насыщена сильными, запоминающимися номерами. Так, перед сценой роста елки из первого акта звучит необычайная по выразительности музыка. Начинается она призрачно, передавая мышиную суету. Постепенно она приобретает более широкий размах, трансформируясь в разворачивающуюся мелодию.

П.И. Чайковский постарался, чтобы музыка очень тонко передавала всё содержание сказки, происходящее на сцене: барабанный бой, фанфары или писк мышей. Особенно любим у публики Дивертисмент II акта, который заключает в себе череду танцев на балу в сказочной стране. Это и яркий испанский танец — Шоколад, волнующий восточный — Кофе, характерный китайский — Чай, а также необычайно яркий и живой — Трепак. Далее идет изящный танец пастушков, Матушка Жигонь и жемчужина Дивертисмента — Вальс цветов с его завораживающей мелодией. Танец Феи Драже привлекает своей изысканностью, а настоящей лирической и драматической кульминацией смело можно назвать адажио.

Музыка балета удивительно прекрасная, завораживающая слушателей буквально с первых волшебных звуков.


Балет «Спящая красавица»

 «Спящая красавица» — балет по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро. Был написан в 1889 г. Премьера состоялась 3 января 1890 г. в «Мариинском театре» в Петербурге.

За открывшимся занавесом зрителя ожидает роскошное празднество, устроенное королем Флорестаном в своем дворце по случаю крестин новорожденной принцессы Авроры. Среди гостей присутствуют шесть добрых фей, прибывших, чтобы наградить маленькую дочь короля волшебными дарами. Однако всеобщее веселье внезапно сменяется ужасом, когда в бальный зал врывается злобная и могущественная фея Карабос, разъяренная тем, что ее забыли пригласить на королевское торжество. Она желает отомстить и накладывает на крошку Аврору страшное заклятие, согласно которому принцесса в день своего совершеннолетия на веки вечные заснет, уколов палец обычным ткацким веретеном. После ухода Карабос крестная Авроры, фея Сирени старается смягчить мрачное заклятие, рассказав опечаленной королевской чете, что надежда на благоприятный исход дела есть и их дочь заснет не навсегда, а на 100 лет, а разбудить ее сможет поцелуй прекрасного принца.

В день совершеннолетия Авроры король Флорестан вновь устраивает пышное торжество в саду своего дворца. Дворецкий Каталабют зачитывает указ правителя, гласящий, что каждый, кто пронесет в замок веретено или другие острые предметы, отправится в темницу. Сурового наказания едва успевают избежать придворные ткачихи, которые оказались во дворце со своими рабочими инструментами.

В ходе праздника к красавице принцессе сватаются многочисленные знатные и богатые женихи, которые хороши собой, происходят из королевских семей, галантны и достойны. Но никто из них не способен пленить сердце молодой девушки. Внезапно Аврора замечает в углу сада старуху, в руках у которой веретено. Девушка подбегает к ней, берет веретено в руки и начинает кружиться с ним в танце, воображая, будто она танцует с возлюбленным. Неосторожно касаясь острого конца веретена, Аврора падает, потеряв сознание, и впадает в глубокий сон. Созванные на бал принцы бросаются, чтобы схватить виновницу несчастья, но старуха, которой обернулась, как оказывается, злая фея Карабос, громко хохочет и исчезает, довольная свершившимся злодеянием. Крестная фея Сирени решает помочь королевской семье в этом невообразимом горе и погружает весь двор в сон вместе с Авророй на целых 100 лет, чтобы все смогли стать свидетелями обещанного чудесного пробуждения принцессы.

Минул век, и вот, пробираясь сквозь густые заросли во время охоты, прекрасный принц Дезире попадает вместе со своей свитой в заброшенный сад. Охотники и сопровождающие начинают танцевать и веселиться здесь. Вдруг на величественной ладье по реке выплывает уже знакомая зрителю фея Сирени. Явившись принцу, она указывает ему путь к замку, где застыли на столетие король и королева, слуги и придворные, где мирно покоится все такая же юная Аврора. Принц в изумлении рассматривает открывшуюся перед ним картину — замершие без движения люди. Он окликает короля, дворецкого, но не получает ответа, а затем замечает и спящую красавицу Аврору. Принц настолько поражен удивительной красотой девушки, что тут же склоняется, чтобы поцеловать ее. От нежного поцелуя принцесса просыпается, а замок и все его обитатели оживают в тот же миг. Принц Дезире просит руки Авроры у ее царственного отца. Сказка завершается торжественной свадебной церемонией молодых.

Несмотря на то, что балет был создан на основе старинной французской сказки, музыка, написанная Чайковским, в своей лирической составляющей и эмоциональной насыщенности — абсолютно русская. В этом балете каждая музыкальная часть является ярким шедевром, развиваясь от сцены к сцене и завершаясь апофеозом торжества любви в форме большого адажио в финале спектакля.

Своим творчеством Чайковский не просто описывает сюжет, он отражает противоречия внутреннего мира человека, ту вечную борьбу света и тьмы, которая идет в душе каждого вне зависимости от эпохи и страны. Музыкальное сопровождение становится завершающим штрихом повествования, его неотъемлемой частью.

Музыка постановок «Спящей красавицы» подвергалась различным изменениям. Точную хронологию этих изменений во время существования балета в императорском театре можно было восстановить только из афиш. Так, почти сразу после начала показа третий акт лишился медленной Сарабанды, а чуть позже — вариаций феи Сирени, а из сюиты танца крестьян был исключен менуэт. В 20-е годы XX века в прологе сократили сцену появления феи Карабос и сцены танцев охотников.

Каждый постановщик балета «Спящая красавица» изменяет оригинальную партитуру тем или иным образом в соответствии с собственными представлениями.

Несмотря на то, что «Спящая красавица» — французская сказка, музыка ее, по стихийной эмоциональности и проникновенной лиричности, глубоко русская. Ее отличает одухотворенность, светлая романтика, ясность и праздничность. По своему характеру она близка одной из оперных жемчужин Чайковского — «Иоланте». В основу музыки легло противопоставление и симфоническое развитие тем Сирени и Карабос как антитезы Добра и Зла.

Большой вальс I акта — один из ярчайших номеров балета. Знаменитая музыкальная Панорама II акта иллюстрирует путь волшебной ладьи. Музыкальный антракт, соединяющий первую и вторую картины II акта, — соло скрипки, интонирующей прекрасные мелодии любви и грез. Нежному звучанию скрипки отвечают гобой и английский рожок. В III акте Pas de deux Авроры и принца — большое Адажио, звучащее как апофеоз любви.

Заключение

Петр Ильич Чайковский — гениальный русский композитор, великий лирик, великий мелодист и великий симфонист.

В его балетах музыка впервые заговорила языком больших чувств и страстей. После «Лебединого озера», «Спящей красавицы» и «Щелкунчика» возвращение к старому стилю балетной музыки было уже невозможно.

Мелодии, одна прекраснее другой, щедро звучат во всех его балетах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и творчество П.И.Чайковского

Презентация рассказывает о главных этапах жизни П.И.Чайковского....

Уроки в музее для начальной школы по теме "П.И. Чайковский и русский балет"

Два урока под общим названием "П.И. Чайковский и русский балет" были созданы к юбилею композитора. Они представляют собой интерактивные экскурсии в школьном музее для учащихся начальной школы. Урокам ...

Знакомство с «Детским Альбомом» П. И. Чайковского

Статья будет интересна педагогам,учащимся,всем,интересующимся творчеством П. И. Чайковского. На материале статьи можно более детально познакомиться с историей создания,содержанием цикла фортепианных п...

Проект по музыке «П.И.Чайковский – душа русской музыки».

В хаотичном потоке бескрайних возможностей получить любую информацию можно утонуть. Трудно в течение всего одного урока в неделю получить полное представление не то что о музыкальных направлениях в оп...

Особенности работы над произведениями П.И.Чайковского

Анализ методов фортепианного изложения произведений П.И.Чайковского на примере  пьес из  Детского альбома....

Либретто на балеты П.И. Чайковского

Материал для знакомство детей с балетом...