Презентация к уроку музыки в 5 классе "Из чего состоит опера"
презентация к уроку по музыке (5 класс)

Татьяна Альбертовна Рыжкова

Презентация к уроку "Из чего состоит опера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opera.docx491.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное приветствие.

Учитель обращает внимание ребят на изображение  в презентации.

Слайд № 1

Учитель (обращаясь к ребятам). Что вы видите на экране?

Ответы детей. Витязь на распутье.

Учитель. Наверное, у каждого в жизни бывает подобная ситуация. От того, какое решение примет человек, какой дорогой он пойдет, зависит его дальнейшая судьба. Давайте поможем витязю с выбором правильного пути.

Исполнение песни «Дорогою добра»

Слайд № 2

Учитель. Куда же сегодня привела нас дорога добра?

Ответы детей.  В музей, театр…

Слайд № 3

Учитель.  Дорога добра привела нас сегодня в театр. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Учитель.  Именно в театре со времен античности поднимаются вопросы добра и зла. Спектакли — и комедии, и трагедии- заставляют нас задуматься, воспитывают нас. Какие виды театров вы знаете?

Ответы детей. Драматический, театр оперы и балета, кукольный…

Учитель.  Как вы думаете, в какой театр мы попали?

Слайд № 4

(Читает строки из романа в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина):

Театр уж полон, ложи блещут,

 Партер и кресла, все кипит;

В райке нетерпеливо плещут

И, взвившись, занавес шумит.

Как вы думаете, о каком театре речь?

Ответы детей. О театре оперы и балета.

Учитель. Чем отличается оперный спектакль от драматического?

Ответы детей. В драматическом театре персонажи разговаривают, в оперном- поют.

Слайд № 5

Учитель. Какие виды искусств взаимодействуют с музыкой в опере?

Ответы детей. Литература, живопись, хореография, драматическое искусство.

Слайд № 6

Учитель. В создании оперного спектакля участвуют люди 107 профессий.

Слайд № 7

Учитель. Прочитайте тему нашего урока.

(Учащийся зачитывает тему урока на слайде).

Учитель. Сколько времени длится оперный спектакль?

Ответы детей. Долго.

Учитель. Продолжительность оперных спектаклей достигает трех часов. Как идет оперный спектакль? Три часа -  без остановки, без перерывов?

Ответы детей. С перерывами, антрактами.

Слайд № 8

Учитель. Итак, мы оказались в оперном театре. На какой оперный спектакль мы попадем сегодня? Отгадайте загадку:

Слайд № 9

Как во славном Нове-городе

Был ……, веселый молодец.

Не имел он златой казны,

А имел лишь гусельки яровчаты.

По пирам ходил-играл ……

Потешал купцов, людей посадских.

О каком сказочном персонаже идет речь?

Ответы детей. Садко.

Учитель. Садко- персонаж из реальной жизни?

Ответы детей. Нет. Садко- сказочный персонаж.

Учитель. Какую роль в нашей жизни играют сказки? 

Ответы детей.  В сказках всегда добро побеждает зло.  Сказки воспитывают нас.

Учитель. «Садко» - так называется опера Н.А. Римского-Корсакова.

Учитель спрашивает  детей, знаком ли им сюжет оперы Н.А. Римского-Корсакова или былины. При необходимости   знакомит детей с сюжетом оперы-былины. На столах у обучающихся — текст с содержанием оперы.

Слайды №№  10, 11.

Николая Андреевича Римского-Корсакова по праву называют композитором-сказочником: из 15 опер, созданных композитором, 9 написаны на сказочные сюжеты.

Слайд № 12

Но вернемся в наш виртуальный оперный театр.

Слайд № 13

В нашем театре работают следующие отделы:

  • отдел оперного либретто;
  • отдел оперных декораций;
  • отдел оперных костюмов;
  • отдел оперного оркестра;
  • отдел оперного пения;
  • отдел оперного балета.

(Ставит на учебный стол карточки каждому «отделу»).

 Итак, каждый отдел начинает свою работу.

Каждый «отдел» получает свои задания на карточках.

Слайд № 14

Задания для Отдела оперного  либретто:

  • дать определение термину «либретто»;

  • выбрать литературный источник оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова;
  • выбирать цитату, подходящую по содержанию к сюжету оперы.

После ответа учащихся учитель демонстрирует верный ответ на слайде.

Ответы детей

«Либретто»- литературная основа оперы. Слово «либретто» в переводе с итальянского означает «книжечка».

Слайд № 15

Былина «Садко»- литературный источник оперы.

Слайд № 16

Учитель. Либретто оперы создал сам Н.А. Римский-Корсаков при участии В.Стасова, Б.Бельского, Н.Финдейзена, Н.Штрупа, В. Ястребцева на основе русского народного эпоса: сказаний и былин о Садко.

Слайд № 17

Цитата:

 Появляется Сокол-корабль. Сокол-корабль останавливается середь моря

 с повисшими парусами.  Вдали проходят прочие бусы корабли и скрываются.

Слайды № 18, 19

Задания для Отдела оперных декораций:

  • Выбирать декорации к 1,  2  и  6 картинам оперы в соответствии с предложенным текстом к каждой картине.

Ответы детей.

Демонстрация картинок  в соответствии с представленным текстом

к 1, 2, 6 картинам оперы.

Слайд №  20

Задания для отдела оперных костюмов

Выбрать костюмы для

  • Садко.

  • Морского царя.

Ответы детей.

Слайд №  21

 Задания для  Отдела оперного оркестра:

  • назвать место, где в опере расположен оркестр;
  • дать определение понятию «дирижер»;
  • «навести порядок в оркестре»;
  • дать  название оркестровому вступлению к опере.

Ответы детей.

  • Оркестровая яма- так называется место, где расположен оркестр оперы.

Слайд №  22

  • Дирижер-руководитель оркестра.

Слайд №  23

  • Среди  инструментов симфонического оркестра лишней оказалась балалайка.

Слайд №  24

  • Оркестровое вступление к опере называется увертюрой.

Слайд №  25

Учитель. В классических операх оркестровое вступление называется увертюрой. В опере -былине «Садко» вступление называется  «Океан-море синее».

Слайд №  26

     Николай Андреевич Римский-Корсаков родился в семье, известной своими традициями службы в военно-морском флоте. В юности композитор окончил Морской кадетский корпус в Петербурге, по окончании которого совершил кругосветное путешествие на клипере «Алмаз». Н.А. Римский-Корсаков очень любил море. Именно поэтому картины моря, созданные композитором, особенно красочны. Первоначально композитором была написана симфоническая картина под названием «Садко». Работая над оперой,  Н.А. Римский-Корсаков использовал музыку симфонической картины в качестве вступления к опере.

Просмотр видеофрагмента: Вступление к опере «Садко» Н.А. Римского-Корсакова «Океан-море синее».

Беседа о характере музыки. Учащиеся выбирают эпитеты с помощью Словаря эмоций, расположенных на рабочих столах.

Определяем спокойную величавость грозной  картины моря. Отмечаем роль динамики., усиливающейся в среднем разделе произведения.

Слайд №  27

   Задания для Отдела оперного пения:

  • дать определение термину «ария»;
  • дать определение термину «речитатив;
  • определить, какому голосу поручена партия Садко.

Ответы детей

  • Ария- так называется сольный номер персонажа в опере.

Слайд №  28

Учитель уточняет, что в опере-былине «Садко» сольные номера персонажей называются «песнями».

Просмотр  видеофрагмента из II картины оперы: Песня Садко «Ой ты, темная дубравушка».

Беседа о характере музыки.

  • Партия Садко поручена тенору.

Слайд №  29

Слайд №   30

  • Речитатив- вид пения, близкий к речи.

Слайд №   31

Прослушивание речитатива Морского царя

Слайд №   32

 Задание для Отдела оперного балета:

  • дать название номеру из 6 картины оперы.

Просмотр  видеофрагмента из 6 картины оперы: «Шествие чуд морских».

  Просмотр  видеофрагмента.

Ответы детей

«Шествие чуд морских».

Учитель. А сейчас я приглашаю всех занять места в оркестровой яме нашего театра и попробовать себя в роли музыкантов.

Слайд №   33

Игра на шумовых инструментах на фоне  фрагмента «Пляска златоперых и сереброчешуйчатых рыбок»  из опер «Садко».

Учитель. Сегодня наше знакомство с оперой подошло к концу. Подведем итоги. Ответим на вопросы:

  • Как называется произведение, с которым мы познакомились сегодня?

Ответы детей. Опера «Садко».

Учитель. Назовите имя композитора- автора оперы.

Ответы детей. Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Слайд № 34.

Учитель.

  • Что такое ария?
  • Что такое либретто?
  • Как называется оркестровое вступление к опере?
  • Как называется высокий мужской голос в опере?
  • Что такое речитатив?

Учитель благодарит обучающихся за работу на уроке, выражает пожелание продолжить знакомство с оперой в дальнейшем.

Рефлексия. Выражение впечатления от урока на нотке-смайлике.

Песенка-прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 5 классе "Из чего состоит опера?"

Урок разработан по программе Алеева, Науменко....

"Из чего состоит опера?"

Урок разработанн по програме Алеева.Науменко....

Презентация "Из чего состоит опера?"

Презентация для 5 класса....

Конспект урока музыки (5 класс): «Из чего состоит опера».

Цели:Образовательные: познакомить учащихся с оперой и её содержанием. Раскрыть понятие из каких концертных номеров она состоит. Определить какую роль в опере играет ария и песня. Что она передаёт. Сфо...

Из чего состоит опера

Урок в 5 класе "Из чего состоит опера"....