ЭСТРАДНОЕ ВОЛНЕНИЕ И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ
материал по музыке

Исполнительская деятельность – неимоверно сложный, напряженный и, вместе с тем, ответственный процесс. Готовясь к выходу на сцену, ученик затрачивает огромное количество энергии, как физической, так и эмоциональной. Волнение является основной проблемой в практике музыкального исполнительства. Оно отличается неоднородностью и может проявляться через разные эмоциональные состояния, наиболее общими из которых являются сценическая тревога и боязнь сцены.

Одними из важнейших моментов в процессе обучения для педагога должны стать: определение слабых сторон творческой индивидуальности ученика, а так же выбор наиболее полезной и продуктивной методики психофизиологической подготовки к концертному выступлению.

При этом следует помнить о том, что, несмотря на существование в методической литературе большого количества общих рекомендаций по устранению артистического волнения, не существует универсальных способов решения данной проблемы и, следовательно, педагог должен выработать для каждого ученика свой особый способ преодоления этого «недуга».

Стресс, вне всякого сомнения, является основным критерием, определяющим низкое качество выступления ученика на сцене;

Предложенная нами подготовка к концертным выступлениям дает хорошие результаты в целом - дети играют без срывов, грубых ошибок, остановок, ровно и стабильно. И за инструментом демонстрируют не только приобретённые навыки и умения, но выражают своё отношение к музыке, к исполняемому произведению, свою индивидуальность.

После концерта нужно обязательно отметить положительные стороны выступления, поддержать ученика. Подробное обсуждение концертного выступления лучше проводить не сразу после концерта, а в последующие дни, похвалить за удачи, наметить пути исправления недостатков. Отмечая положительные моменты в игре, мы способствуем более свободному поведению ученика на сцене, развитию его артистизма. Нужно научить будущего музыканта преодолевать временные неудачи.

Главное, чтобы, выходя на сцену, исполнитель верил в себя, в свое исполнение. Надо развивать радостное отношение к концертному выступлению, чтобы оно было праздником, а не «страшным судилищем».

Рассмотрев причины концертного волнения, можно сказать, что большую роль для успешного выступления играет правильный психологический настрой музыканта, который влияет как на эффективность работы, так и на стабильность выступления.

Конечно, приобретение уверенности на сцене – это длительная работа музыканта. Но часто от повышенного чувства ответственности происходят срывы на сцене. Замечательный альтист и педагог В.В. Борисовский напутствовал своих учеников перед выступлением: «Не играй лучше, чем ты можешь», – снимая тем самым излишнюю установку на максимум исполнения, приводящую к зажатости.

Полная сосредоточенность на музыкальном образе, показ прекрасного в произведении, бережность к каждой детали и желание рассказать другим то, что видишь в музыкальном произведении - вот путь преодоления сценического страха.

К сожалению, универсального рецепта (принял определенные меры - и тут же приобрел страшную уверенность в себе) - не существует. Победа над тревогой требует серьезной работы как преподавателя, так и ученика.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplomnaya.docx46.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КРЫМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И ТУРИЗМА»

Л. К. ОСМАНОВА

ЭСТРАДНОЕ ВОЛНЕНИЕ

И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

        

Выпускная аттестационная работа

по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки

«Педагогика в учреждениях дополнительного образования (музыкально-инструментальное искусство, профиль «Фортепиано»)»

Научный консультант – преподаватель

_____________________/        

                                   /

Симферополь, 2018  г

Содержание

Раздел 1

  1. Публичные выступления.
  2. Основные компоненты эстрадного волнения и причины его возникновения.

          Раздел 2

     1. Методы преодоления волнения и его негативных последствий.

     2. Здоровье-сберегающие технологии.

    Заключение.

       Список использованной литературы

Публичные выступления

как возможность творческой самореализации.

Обучение ребенка музыке включает в себя ряд важных компонентов, предполагает широкий спектр знаний, умений и навыков. Как известно, формирование мастерства юных музыкантов в наиболее концентрированной форме осуществляется в условиях публичных выступлений, которые предоставляют учащимся уникальную возможность проявлять свой художественно-творческий потенциал в музыкально-исполнительской деятельности.

Поскольку к публичным выступлениям могут быть отнесены все формы исполнения в присутствии одного или нескольких слушателей, соответственно, каждому учащемуся приходится постоянно сталкиваться с подобного рода мероприятиями во время академических концертов, экзаменов, контрольных уроков, прослушиваний или конкурсов. Именно публичные выступления являются важным элементом учебного процесса. Конечно, выступления на очередных мероприятиях учебного плана с психологической стороны приближаются к открытым концертным мероприятиям. Однако здесь, как правило, на первый план выходят строгие академические требования, усиленные страхом получить низкий балл за исполнение своей программы. Поэтому, находясь в ситуации экзамена или контрольного урока, многие учащиеся, подчас, не имеют возможности в полной мере проявить свою творческую индивидуальность. Таким образом, контрольные испытания часто оказываются стимулом с неоднозначным воздействием и не всегда способствуют внутренней положительной мотивации учащихся и поддержанию у них интереса к исполнительской деятельности.

Напротив, привлечение начинающих музыкантов к публичным выступлениям в концертных условиях, не обремененных экзаменационными требованиями, в большей степени способствует их творческому росту и пробуждает в них желание выступать. Если в первом случае работа построена исключительно на исполнении обязательных произведений, предусмотренных учебным планом, то во втором – ориентир направлен на оживленное участие в концертах со свободной программой, что является лучшим средством активизации творческой мотивации будущих музыкантов.

В истории музыкальной педагогики встречается немало примеров, демонстрирующих оживленное творческое взаимодействие педагогов с учениками в период их подготовки к публичным выступлениям. Такие выдающиеся мастера, как Т. Лешетицкий, Г.Г. Нейгауз, В.И. Сафонов, П.С. Столярский, А.Я. Ямпольский, целенаправленно и последовательно формировали у своих воспитанников любовь к сцене посредством активного привлечения их к концертному исполнительству. В творческих биографиях известных музыкантов содержатся многочисленные подтверждения этому.

Так, в классе знаменитого педагога П.С. Столярского с раннего детства юные скрипачи становились постоянными участниками ансамблевых и сольных выступлений. «Большое место в его системе занимало воспитание у будущего артиста чувства эстрадности. Недаром с первых своих шагов на педагогическом поприще он стал организовывать открытые студенческие концерты…Весь учебный процесс в классе Петра Соломоновича подчинялся конечной цели – выступлению на эстраде. Для учеников это было не мукой, а светлым и радостным праздником». (Мордкович В.З. О нашем учителе: к 100-летию профессора П.С. Столярского // Сов. музыка. 1972. №3. С. 89.).

Поэтому уже во время обучения необходимо предоставлять учащимся возможность творческой самореализации в исполнительской деятельности, создавать особые психолого-педагогические условия в процессе их подготовки к выступлениям и способствовать формированию у них определенного «багажа» знаний.

Публичные выступления, как обязательный этап

завершения работы над музыкальным произведением.

Обязательным завершением работы над музыкальными произведениями являются публичные выступления, которые проходят в форме контрольных уроков, академических концертов, зачетов, конкурсов.

Что же такое публичное выступление для преподавателей и учеников? Для преподавателя — это возможность показать свой профессионализм: насколько хорошо он сумел научить ученика навыкам владения инструментом или голосом, как развил его творческое воображение, раскрыл его природные возможности. Это момент истины - радостный и тревожный, вершина той пирамиды, которую он складывает из урока в урок, из года в год, раскрывая ребенку волшебный мир музыки.

Уже в период обучения в детской школе искусств, необходимо донести до ученика, что выступление – это серьезное дело, за которое он несет ответственность перед слушателем. Перед автором произведения, перед самим собой и перед своим преподавателем, что вместе с тем это – праздник, лучшие минуты его жизни, когда он может получить громадное художественное удовлетворение.

Несмотря на весь процесс обучения, который проходит под контролем преподавателя, концертное выступление в большей степени зависит от индивидуальных способностей ребенка. Поведение на сцене, самочувствие во время игры, реакция на отношение аудитории – все это выявляется у каждого исполнителя по-своему.

К. Станиславский с тонкой психологической наблюдательностью описывает мучительное и противоестественное состояние, переживаемое актером на сцене: « Когда человек – артист выходит на сцену перед тысячной толпой, то он от испуга, застенчивости, ответственности, трудностей теряет самообладание. В эти минуты он не может по-человечески говорить, смотреть, слушать, мыслить, хотеть, чувствовать». Волнение музыканта–исполнителя ничем не отличается от описанного самочувствия актера; сознание ответственности, непривычная обстановка, боязнь провала – все это дезорганизует творческие способности.

А что же испытывают наши дети, оставаясь один на один со зрителем? Собранность, свободу, радость? УВЫ! Прежде всего, это волнение, страх, то есть состояние стресса, и, как следствие показывают порой тусклое, неинтересное исполнение,  разные ошибки, иногда приводящие к полному провалу. Сценическому волнению подвержены все без исключения: и малыши, для которых выступление скорее занимательное, чем волнующее событие, и имеющие опыт публичных выступлений, ученики средних и старших классов.

Для того чтобы понять, чем вызвано это волнение, и какие сложные процессы происходят в организме человека, испытывающего стресс, хотелось бы обратиться к медицине, а также представить многолетние практические наблюдения и подход к решению вышеизложенной проблемы.

Основные компоненты эстрадного волнения и причины

его возникновения у учащихся детских школ искусств.

Проблема психологической подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению – одна из важнейших тем в музыкально-исполнительском искусстве. Нет артиста, который ни разу не пострадал бы от негативных форм сценического волнения. Прогрессивные исследования, трактующие музыкальное исполнительство как психофизиологический процесс, оценивают роль психологии как весомый фактор в формировании мастерства музыканта.

Ощущение тревоги и беспокойства, испытываемое некоторыми музыкантами во время выхода на сцену, сопровождается изменениями в организме, типичными для любой стрессовой ситуации. Как отмечают психологи, в подобные моменты времени процессы в коре головного мозга не могут сдерживать возбуждение; поведение становится суетливым, внимание рассредоточивается, уровень помехоустойчивости и адаптивных возможностей снижается, эмоциональное напряжение быстро возрастает и не всегда согласно ситуации.

Из чего же все-таки состоит волнение?

Выделим три основных компонента волнения:

Эмоциональный компонент. Он может складываться как из ощущений эмоционального подъема, предвкушения предстоящего выступления, так и из подавленного состояния, боязни перед публикой.

Мыслительный компонент. Заключается в скорости и ясности мышления, способности четко представлять программу выполняемых игровых движений и воплощаемых слуховых образов. Данный компонент призван регулировать и вовремя корректировать эмоциональный и физический компоненты:

это подразумевается только участие в конкурсах.

В предконцертные дни, чем меньше занимается музыкант, тем лучше; он должен, не напрягая внимания, просто просматривать программу. Опытные музыканты советуют: накануне концерта (предпочтительно утром) нужно проиграть программу только один раз, не разделяя музыку на фрагменты и не повторяя их отдельно. На этой стадии не рекомендуется разрывать единство музыкальной ткани. Если музыкант чувствует, что ему нужно позаниматься, он должен ограничить себя упражнениями или проигрыванием других произведений (желательно хорошо знакомых), не входящих в программу концерта.

Физический компонент. Может проявляться в напряжении всего тела, треморе рук и ног, быстрой речи с проглатыванием слогов и слов, резких движениях, учащенном поверхностном дыхании. Ладони становятся влажными, кожа на лице покрывается красноватыми пятнами.

Чтобы научить юного исполнителя владеть собой во время выступлений, следует начинать с тренировки его памяти, внимания и сосредоточенности вне концертно-исполнительской деятельности.

Слабая организованность ребенка в повседневной жизни негативно сказывается на его психо-эмоциональном состоянии перед, а также во время выступления.

Так, постоянно откладывая все на завтра, музыкант расстраивает функции памяти, поскольку нерешительность ослабляет характер. Музыкант-исполнитель не может, подобно писателю или художнику выжидать для работы минуты вдохновения; он вынужден играть в заранее назначенный день, независимо от настроения. Это требует гибкости, способности сосредоточения внимания на том, что важно в данный момент. Такие качества следует вырабатывать у ученика на протяжении длительного времени.

Чувство страха довольно часто возникает в результате недостаточной работы над музыкальной программой и вызывает у ребенка (особенно в подростковом возрасте) чувство неуверенности в собственных силах. Одной из самых распространенных причин волнения является внушенная извне мысль о возможном провале. Попав на благоприятную почву недостаточно бдительного детского сознания, она может развиться в опасное самовнушение. Часто и педагоги, не являясь опытными психологами, не могут представить себе всю опасность враждебного внушения. Полезная критика – это одно, а разрушающий критицизм – это совершенно иное.

Поэтому задача педагога – научить юного исполнителя защищаться от вредного внушения, так как именно детская психика особенно беззащитна против посторонних влияний. Даже случайное, пусть самое невинное, замечание друга о возможном провале может привести к катастрофе, если ребенок не подготовлен, к такого рода разговорам, и не умеет их игнорировать.

Негодовать по поводу обескураживающей критики бесполезно, а думать, что ты один являешься ее жертвой – глупо. Не только ученик, но и каждый преуспевающий артист может впасть в отчаяние; будучи только человеком, и он может забыть несколько нот или тактов во время выступления. Музыкант должен игнорировать любой промах, допущенный на эстраде, иначе, разволновавшись из-за одной фальшивой ноты, можно загубить всю программу.

Что-то может быть исполнено хорошо, что-то хуже; нужно научить ребенка слушать себя спокойно и надеяться на лучшее. В случае не совсем удачной игры не следует заострять внимание ученика на его ошибках, лучше отметить хорошо получившиеся места, подбодрить ребенка. Впоследствии необходимо еще раз тщательно проработать забытое место, дабы вселить уверенность, что больше оно не подведет ученика во время концерта.

Ошибка, которую допускают многие, состоит в попытках «бороться» с волнением. Но старание подавить страх только ухудшает положение. Только приятные эмоции постепенно вытеснят страх, поскольку внимание будет сосредоточено на другом, более значимом.

Все оборачивается к лучшему только в том случае, если прошлые неудачи рассматриваются как полезный урок. Бесконечные размышления до добра не доводят: повторения закрепляют ассоциации, тягостные воспоминания рассеиваются с трудом.

Хотя волнение может иметь физические причины (например, холодные руки) и физические следствия (опять же, включая холодные руки) – в основе волнения всегда лежат явления психологические. Даже самый опытный музыкант не застрахован от провала на сцене, если он не готов к исполнению. Уровень подготовки исполнителя зависит не только от его опыта или мастерства, но и от того, что с ним происходит до начала исполнения, как он реагирует на сценическую ситуацию, которая всегда остается повышенным стрессовым фактором. Многие исполнители нуждаются в коррекции неправильного сценического поведения. Такие симптомы, как тряска рук, дрожь коленей, «выпадение» текста, неспособность сосредоточиться на исполнении произведения, просто боязнь выходить на сцену, – являются основными проявлениями синдрома сценического волнения.

Причиной сильного беспокойства может быть также и очень высокий уровень притязаний, неадекватно высокая или низкая оценка своих способностей, повышенное чувство ответственности. Исполнителю, который с нетерпением ждёт выступления, легче обрести сценическое состояние, способствующее успеху. Чем больше исполнительский опыт, чем чаще музыкант выходит на концертную эстраду, тем реже он страдает от астенических форм сценического волнения. Однако опыт нельзя путать с привычкой. Чем шире жизненный и творческий кругозор исполнителя, чем больше у него профессиональных знаний, тем ярче и глубже он способен художественно истолковывать сочинение и, следовательно, тем легче ему направить своё волнение в русло творческих задач.

По мере того, как выступление приближается, многие исполнители в той или иной степени начинают представлять выход на сцену и игру перед аудиторией. Наличие непривычно большого количества слушателей является одной из самых распространенных причин волнения. Можно по-разному подойти к присутствию многочисленной публики в зале. Можно направить свою любовь к зрителю (и это наверняка будет взаимно), а можно, игнорировав незримую помощь публики, остаться один на один со своими страхами. Нужно ли объяснять какой из упомянутых подходов даст результат? Кто боится аудитории, тот редко находит с ней контакт. И тогда при самом хорошем исполнении обычно не достает той взаимной симпатии, которая необходима артисту, чувствующему публику так же, как он чувствует музыку.

Каждый исполнитель в такой момент имеет право рассчитывать на дополнительную поддержку. Разве природа не предусмотрела адреналин – стимулирующее средство для случаев, требующих особенной собранности и энергии? Если ученик не скован страхом, а находится в состоянии творческого возбуждения, его память и пальцы будут осуществлять его замыслы с такой четкостью и быстротой, на которые они были неспособны во время занятий.

Любая форма волнения обостряется усталостью. Поэтому нельзя, особенно в период подготовки к концерту, допускать состояния утомления – как физического, так и эмоционального. Частой причиной синдрома артистического волнения является отсутствие общей сценической культуры, четкой и ясной методики подготовки к выступлению, и вследствие этого, слабое представление исполнителем характера деятельности, что приводит в результате к растерянности. Ученику важно тренировать устойчивость к психическим помехам, которые характерны для исполнительской деятельности.

Особенности того или иного сценического состояния объясняются не столько свойствами нервной системы, сколько интеллектуально-творческими качествами личности. Нет двух людей, которые испытывают одинаковое психологическое состояние в момент выхода на концертную площадку. Один исполнитель смертельно боится ошибиться, забыть текст; другой смущён обстановкой концертного зала. Ему не по себе от сотен устремлённых на него глаз; кто-то хочет больше того, на что способен, и мучается, чувствуя свою беспомощность; кому-то всё надоело, и он мечтает поскорее уйти домой. А некоторые музыканты испытывают состояние творческого подъёма и с радостью и нетерпением ждут общения с публикой. Поэтому задача педагога выявить истинные причины артистического волнения конкретного ученика и устранить их.

Методы преодоления волнения и его негативных последствий

Существует немалое количество рекомендаций для подготовки к сценическому выступлению от многих выдающихся педагогов и исполнителей. Охватить все правила поведения на сцене невозможно. Универсальных рекомендаций для преодоления негативных форм артистического волнения не существует; каждый должен выбрать для себя свой собственный проверенный временем способ подготовки к концертному выступлению. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности психики ученика.

1.В день выступления у большинства исполнителей возникает так называемое «предконцертное волнение», основанное на беспокойстве за качество выступления. К этому явлению следует относиться как к кратковременной болезни, причины и следствия которой невозможно уложить в рамки только лишь занятий за инструментом. Правильная психологическая установка на успешное выступление, разумное сбережение нервно-психологической энергии в день концерта оказывает положительное влияние на исполнение программы на сцене.

2.В предконцертные дни, чем меньше занимается музыкант, тем лучше; он должен, не напрягая внимания, просто просматривать программу. Опытные музыканты советуют: накануне концерта (предпочтительно утром) нужно проиграть программу только один раз, не разделяя музыку на фрагменты и не повторяя их отдельно. На этой стадии не рекомендуется разрывать единство музыкальной ткани. Если музыкант чувствует, что ему нужно позаниматься, он должен ограничить себя упражнениями или проигрыванием других произведений (желательно хорошо знакомых), не входящих в программу концерта. В конце концов, если программа не готова – учить ее уже слишком поздно. (пример Майоров Илья в Санкт-Петербурге)

3.В процессе разыгрывания рук перед концертом нужно помнить о такой психологической особенности исполнителя, как темпы проигрывания: игра в быстром темпе перед самым выходом на сцену обычно ведет к усилению беспокойного состояния и ненужному растрачиванию нервной энергии. Полезнее будет играть гаммы и упражнения или медленно проигрывать небольшие фрагменты. Хотя, необходимо отметить, что разным исполнителям необходимы различные приемы самонастроя. Каждый ученик вправе выбирать то «лекарство», которое на него оказывает положительное воздействие.

4.Обуреваемый волнением исполнитель даже самому близкому другу не должен признаваться, что боится выступления; он не должен признаваться в этом и самому себе. Следует повторять своим друзьям и себе самому: «Я с нетерпением жду концерта». И если повторять это достаточно часто вслух или про себя, страх перед выступлением постепенно будет уступать место чувству уверенности. Самовнушение полезно связывать с картиной предстоящего успеха, считая ее заслуженной и справедливой наградой за хорошо сделанную работу, а не далекой, несбыточной мечтой.

5.Чтобы научиться контролировать свои эмоции, прежде всего, нужно обратить внимание на физиологические проявления волнения. Как правило, это учащенное дыхание, легкий озноб. Нормализовать ритм дыхания поможет простое упражнение: в течение нескольких минут следует дышать медленно и глубоко, считая до четырех во время вдоха и выдоха. Даже в самую жаркую погоду ребенку может понадобиться свитер или кофта, чтобы справиться с ознобом. Физический комфорт помогает даже самым боязливым ученикам почувствовать вместо паники легкую нервозность.

6.Очень часто, оказавшись за сценой, учащиеся начинают несколько утрированно проявлять свое чувство страха: «Ой, как я боюсь, как мне плохо! Я точно не сыграю, совсем нот не помню!» Тем самым они провоцируют слушателей на то, чтобы их убеждали в обратном, а также способствуют возникновению похожих эмоций у «товарищей по несчастью». Ведь бояться вместе гораздо веселее. Но на некоторых людей коллективный страх оказывает парализующее воздействие. Если ученик – из числа последних, педагогу не следует допускать его участия в сеансе коллективного мандража. Лучше отвести ребенка в сторонку, так как самый плохой способ провождения времени перед выступлением – это бессодержательный разговор за кулисами, рассеивающий внимание ученика и усиливающий его волнение. Ничем не лучше и молчаливое нервное хождение. Некоторые психологи советуют перед выходом на сцену заставлять себя спокойно сидеть в удобной позе – при несколько расслабленной мускулатуре, тренируя этим столь необходимую для выступления волевую выдержку.

7. Юному музыканту бывает трудно приспособиться к незнакомому инструменту, поэтому следует играть на своей инструменте. Весь концерт может быть загублен чрезмерно высоким или слишком низким стулом – обстоятельство, непосредственно связанное с привычками техники. Очень важно и освещение: затемненный гриф раздражает не меньше, чем свет, бьющий в глаза. Вовремя подумать о таких вещах очень важно!

8.Для девочек будут полезны следующие рекомендации. Высокие каблуки на эстраде противопоказаны (в случае если они одеваются только в дни выступлений): посадка будет непривычной, что повлияет на качество звука, а, следовательно, и на эмоциональный настрой исполнительницы. Очень важным со всех точек зрения обстоятельством является одежда, но выбирать ее следует, прежде всего, из соображений удобства, причем в идеале костюм должен быть настолько удобным, чтобы не отвлекать внимание учащегося.

9.Выходя на сцену и уходя с неё, никогда не нужно торопиться. Чтобы понять, как не следует передвигаться по сцене, достаточно проследить, как держатся другие исполнители. Большинство из них передвигаются, вынося центр тяжести тела вперед и соответственно наклоняя корпус. Фигура становится стройной, если ходить на восточный манер – легко, ступая сначала на пятки. Подбородок не следует при этом пригибать к груди. Хорошая осанка означает нечто большее, чем достойный вид: это одновременно и более глубокое дыхание и лучшее самочувствие, а, следовательно, и уверенность в себе.

По медицинскому определению стресс (от англ. Stress - напряжение) - это совокупность общих, неспецифических физиологических, биохимических психических реакций на воздействие чрезвычайно сильного раздражителя (агента) - СТРЕССОРА.

Что же мы, преподаватели, можем сделать для того, чтобы облегчить напряжение, связанное с публичным выступлением?

Начнем с подбора программы. Очень многие преподаватели боятся легкого, хотя и по классу подобранного репертуара. А ведь среди «Жизненных правил для музыканта» Роберта Шумана есть одно замечательное правило: «Старайся играть легкие пьесы красиво и хорошо. Это лучше, чем посредственно исполнять трудные.». Что можно возразить против этого? Тем не менее, бывает, что ученик исполняет с большим трудом, не справляясь с пьесой (песней) ни технически, ни музыкально. Конечно, можно научить играть или петь ребенка непосильное произведение. Но насколько эффективным будет этот труд, много ли он принесет пользы и удовольствия преподавателю, ученику, а потом и слушателям, вынужденным терпеть посредственное исполнение? Наверное, правильнее, проанализировав способности и возможности ученика, выбрать для него посильную программу. Это даст возможность ребенку почувствовать себя сильнее, увереннее, артистичнее и музыкальнее, утвердит в нем формулу «Я могу!». А это уже движение вверх.

Чтобы облегчить напряжение, связанное с публичным выступлением, нужно начинать с подбора программы

Только приятные эмоции постепенно вытеснят страх, поскольку внимание будет сосредоточено на другом, более значимом.

Подобрав программу, преподавателю хочется, чтобы ученик быстро и правильно разучил заданные ему произведения. Это желание объясняется, прежде всего, жесткими временными рамками, продиктованными учебным планом. Но всегда ли способен ребенок сделать все быстро? И, вообще, свойственна ли детям торопливость в познании и усвоении чего - то нового? Скорее нет, чем да! Медленно, маленькими шажками дети учатся ходить. В течение двух-трёх лет начинают говорить. Не спеша, по слогам учатся читать. Старательно выводя крючочки и палочки, учатся писать. И не надо их торопить.

Есть золотое правило «Тише едешь - дальше будешь» работает на все 100%, как в текущем моменте, так и в перспективе. Взяв в работу какое-либо произведение, и показав, как оно будет звучать в готовом виде, мы приступаем к сложному процессу разбора и разучивания. Но уже на этом этапе стараемся делать динамику, интонацию, настроение, выполняя при этом два условия: не спешить и не ошибаться. В зависимости от темперамента, кому - то из учеников это дается легко, кому - то трудно. Но все дети знают, что количество допускаемых ими ошибок (звуковысотных, штриховых, аппликатурных, интонационных) напрямую зависит от выбранного им темпа. На уроке мы обязательно находим для каждого произведения комфортный темп, в котором получается все без напряжения, легко и естественно. И как садовник, выращивая дерево, не тянет его за ветки вверх, чтобы росло поскорее, не расправляет лепестки цветка - он раскроется сам, когда придет время, - просто поливает, подкармливает и ждет, так и мы, не сдерживаем и не форсируем, а просто «растим» исполняемое произведение. Очень полезным является исполнение в медленном темпе, причем не только тогда, когда произведение еще разучивается, но и тогда, когда оно уже выучено и даже исполнялось на сцене. Исполнение в медленном темпе нужно для того, чтобы заложить прочный «психический фундамент», вникнуть в разучиваемое место, вслушаться в интонацию, «рассмотреть» все это, как говорит Г. Коган «в лупу» и «уложить в мозгу», надрессировать нервную систему на определенную последовательность звукодвижений, а для вокалистов – еще и тренировать и контролировать запас дыхания.

Хорошо усвоив и осознав текст, мы обязательно учимся начинать его с любого места, так, на всякий случай. Ну а то, что должно прозвучать в готовом виде - это праздник, который не бывает каждый день.

Преподавателю очень важно, определить исполнительские возможности своих учеников. За несколько дней до выступления необходимо проводить репетицию с многократным проигрыванием (пропеванием) всей программы, от трех до пяти раз, что позволяет преподавателю услышать, какое исполнение будет наиболее удачным. И уже, исходя из этого, в день выступления правильно разыграть (распеть) ученика перед выходом на сцену.

Хорошим тренингом по преодолению сценического волнения является большое количество «маленьких» публичных выступлений, где публикой могут быть мамы, папы, дедушки, бабушки, друзья, просто случайные люди. Такие концерты легко можно организовать дома, в школе, в детских дошкольных учреждениях и т. д. Эффективность таких выступлений для воспитания исполнительской воли и преодолению сценического волнения очень высока. В итоге появится тяга к самостоятельным выступлениям. Такие проигрывания-исполнения приучают ученика сразу включаться в образ произведения, вызывать в себе нужную эмоциональную настройку, достигать полной сосредоточенности в процессе выступления и т.д.

Можно посоветовать ребенку такой способ работы: когда исполняешь дома, представить себя на сцене. Для этого можно даже одеть концертный костюм. А еще лучше прорепетировать все элементы концерта, начиная с выхода на сцену и поклона.

Изменившаяся обстановка вызывает чувство дискомфорта и неуверенности. Поэтому перед концертом необходимо позаботиться о предварительных репетициях на сцене, так как каждый зал имеет свои акустические особенности.

Еще одна особенность, о которой не следует забывать. Во время работы, дома или в классе, ученик порой позволяет себе играть «не в полную душевную силу», как бы упражняясь, проучивая. Чтобы музыкальное произведение не превращалось в упражнение, требуется в конце занятия исполнять его в темпе, словно на концерте, т.е. в присутствии воображаемых слушателей. Очень полезно исполнять произведение с любой заданной точки.

Также полезно записать, возможно, и не раз, исполнение обучающегося. В процессе прослушивания, можно выявить недочеты, которые требуют последующей отдельной проработки. Сам факт того, что ученика записывают, является для него так же тренировкой и маленьким концертом.

Необходимо поговорить с учеником о волнении. Однако, нужно присматриваться к детям, и с теми, кто волнуется мало (особенно это случается с малышами 6,7,8 лет, которые просто еще не понимают серьезности момента) лучше не говорить об этом. Иначе могут возникнуть ранее не существовавшие страхи, так как нездоровый импульс иногда исходит от самого преподавателя.  Вопросы и замечания преподавателей: «Ты не волнуешься? А ты не боишься?», или «да ты не волнуйся, ничего страшного тут нет» – часто вместо ободрения приводят к болезненному возбуждению некоторых учащихся. Если преподаватель волнуется, то свое волнение он обязан искусно скрывать, чтобы не заразить им ученика.

Конечно, способы психологического воздействия на ученика непосредственно перед концертом зависят от его характера и самочувствия в данный момент. В одних случаях нужно подбодрить ученика, вселить в него уверенность в сильных сторонах его игры, опуская недостатки, в других – разрядить чрезмерное напряжение шуткой, но если ученик распустил нервы, чтобы привести его в себя, возможен даже окрик. Главная задача преподавателя  в психологическом воздействии на ученика – переключить, переориентировать «волнение-панику» на «волнение – подъем».

Полезно говорить о волнении как обязательном спутнике хорошего выступления. Многие артисты говорят о том, что если перед концертом исполнитель не волновался, впоследствии оказывалось, что концерт был не из удачных. Благодаря таким беседам волнение приобретает другой характер: уходит слепой страх, на его место приходит осознание волнения как чувства нормального, естественного в данной ситуации и даже в чем-то полезного.

Воспитывая в учащихся способность бороться с волнением осознанно, необходимо:

1.В первую очередь дать ученику понять то, что он совсем не одинок в своей фобии. По статистике, 9 из 10 выступающих испытывают так называемый страх сцены. При этом нервничают перед выступлениями практически все. Проблема сценического волнения стоит как перед начинающими музыкантами, так и перед музыкантами со стажем. Для достижения профессионализма в этой сфере деятельности следует научиться, если не справляться со сценическим волнением, то хотя бы контролировать свои эмоции.

Волнение - своего рода общение с публикой, ведь если вы равнодушны к происходящему, то "другому как понять тебя"? Нужно принять своё волнение. Позвольте себе иметь право на волнение, ведь вы же человек. Если вы примите данный факт, вам сразу станет значительно легче. Однако не стоит забывать о том, чтобы настроиться на достижение положительного результата.

Ведь концерт - это в первую очередь контакт, общение, со-общение артиста с людьми. Необходимо различать волнение - и страх. Волнение перед священнодействием, перед уникальной ситуацией превращения человека - в Артиста, - и страх перед "а вдруг не выйдет"? Первое - неизбежно и необходимо; со вторым надо бороться.

2. Объяснить, что когда выходишь на сцену - не нужно пытаться достигать мировых рекордов и не стараться быть лучше всех. Из-за этого порой и всё волнение. Просто быть самим собой и играть как дома. И вообще, мне кажется, что наши сценические фобии от неуверенности в себе, от страха оценивания нас и от простой человеческой гордости (я лучше или, хуже). 
Каждый из нас индивидум. Таких категорий нет. Мы все разные. Только одним надо чуть подучиться, а другим отшлифоваться.
3. Страх – это внимание направленное внутрь себя. То, что можно, назвать «внутренним диалогом с самим собой». Как правило, как только мы направляем свое внимание наружу, сосредотачиваясь на внешней задаче, мы прекращаем вести внутренний диалог. Если ребенок слишком погружен в собственные переживания, то надо порекомендовать подумать о деле, о содержании произведения, представляемая вами позиция важнее вашей особы!

Исследования в области успешности публичного выступления показывают, что если музыкант полностью концентрируется на исполняемом музыкальном произведении, то качество игры значительно увеличивается по сравнению с тем, когда исполнитель думает о том, какое впечатление он произведет на публику. К. Станиславский говорил об узком и широком круге внимании актера, выходящего на сцену. Под узким вниманием он имел в виду направленность актера только на то, что он делает на сцене. Под широким — мысли о том, как он выглядит перед зрителями и что они скажут о его исполнении. В целях уменьшения волнения К. Станиславский советовал начинающим находиться в узком круге внимания, и тогда актер имеет все шансы хорошо стравиться с ролью. Современные исследования подтверждают рекомендацию К. Станиславского о необходимости думать в первую очередь об исполняемом как для актеров, так и для музыкантов, а не о реакции публики.

Можно дать ученику несколько советов:

1. В ночь перед выступлением важно хорошо выспаться, чтобы днем чувствовать себя легко и бодро.
2. Перед выходом на сцену не следует принимать калорийную пищу и сильно наедаться. Незадолго до выступления можно съесть кусочек шоколада для поднятия настроения и внутренне эмоционального тонуса.

3.Весьма популярным способом, помогающим побороть напряженность, является произнесение аффирмаций с подбадривающим контекстом. Нужно выбирать положительные фразы, такие как «Я люблю аудиторию, а она любит меня», «Все ждут моего выступления», «Я умею заинтересовать слушателей» и т.п.

4.Для того, чтобы ученик расслабился можно посоветовать представить, будто в аудитории сидят не слушатели, а пушистые кролики. Также весьма эффективно бывает подумать о чем-то хорошем.

5.В момент ожидания своего выхода на сцену не нужно усердно повторять концертную программу и судорожно ходить по коридору. Лучше всего принять удобное сидячее положение и мысленно отвлечься. Например, посмотреть в окно, обращая внимание на самые мелкие детали на улице.
6.Перед выходом можно сделать три глубоких вдоха с короткими выдохами с задержкой дыхания. Это упражнение нормализует пульс и поможет собраться.

7. Ни в коем случае нельзя принимать успокоительные средства. Это вызовет вялость и торможение. 

8. Выйдя на сцену, важно получать максимальное удовольствие от царящей вокруг атмосферы, в частности, от исполняемой музыки. 

9. Не следует задумываться о присутствующих в зале. Главное – войти в образ и играть, в первую очередь, для себя.

10. Можно представить, что ученик выступил и уже уходит с выступления, и уходит очень довольным собою, довольным тем, как выступил. Пофантазируем и услышим восхищённые и одобрительные возгласы и лица тех, перед кем Вы только что выступали. В общем — попробовать задать конечные положительные параметры для подсознания.

Всё рассказанное выше – это только общие правила действия, возможные в ситуации, когда преподаватель наблюдает волнение у обучающегося. Какие же конкретно выбирать меры для устранения волнения, выбирать педагогу. И здесь необходим опыт, педагогическое чутье, внимание к ребенку, чтобы ни в коем случае не навредить, а только помочь. 

Заключение

Исполнительская деятельность – неимоверно сложный, напряженный и, вместе с тем, ответственный процесс. Готовясь к выходу на сцену, ученик затрачивает огромное количество энергии, как физической, так и эмоциональной. Волнение является основной проблемой в практике музыкального исполнительства. Оно отличается неоднородностью и может проявляться через разные эмоциональные состояния, наиболее общими из которых являются сценическая тревога и боязнь сцены.

Одними из важнейших моментов в процессе обучения для педагога должны стать: определение слабых сторон творческой индивидуальности ученика, а так же выбор наиболее полезной и продуктивной методики психофизиологической подготовки к концертному выступлению.

При этом следует помнить о том, что, несмотря на существование в методической литературе большого количества общих рекомендаций по устранению артистического волнения, не существует универсальных способов решения данной проблемы и, следовательно, педагог должен выработать для каждого ученика свой особый способ преодоления этого «недуга».

Стресс, вне всякого сомнения, является основным критерием, определяющим низкое качество выступления ученика на сцене;

Предложенная нами подготовка к концертным выступлениям дает хорошие результаты в целом - дети играют без срывов, грубых ошибок, остановок, ровно и стабильно. И за инструментом демонстрируют не только приобретённые навыки и умения, но выражают своё отношение к музыке, к исполняемому произведению, свою индивидуальность.

После концерта нужно обязательно отметить положительные стороны выступления, поддержать ученика. Подробное обсуждение концертного выступления лучше проводить не сразу после концерта, а в последующие дни, похвалить за удачи, наметить пути исправления недостатков. Отмечая положительные моменты в игре, мы способствуем более свободному поведению ученика на сцене, развитию его артистизма. Нужно научить будущего музыканта преодолевать временные неудачи.

Главное, чтобы, выходя на сцену, исполнитель верил в себя, в свое исполнение. Надо развивать радостное отношение к концертному выступлению, чтобы оно было праздником, а не «страшным судилищем».

Рассмотрев причины концертного волнения, можно сказать, что большую роль для успешного выступления играет правильный психологический настрой музыканта, который влияет как на эффективность работы, так и на стабильность выступления.

Конечно, приобретение уверенности на сцене – это длительная работа музыканта. Но часто от повышенного чувства ответственности происходят срывы на сцене. Замечательный альтист и педагог В.В. Борисовский напутствовал своих учеников перед выступлением: «Не играй лучше, чем ты можешь», – снимая тем самым излишнюю установку на максимум исполнения, приводящую к зажатости.

Полная сосредоточенность на музыкальном образе, показ прекрасного в произведении, бережность к каждой детали и желание рассказать другим то, что видишь в музыкальном произведении - вот путь преодоления сценического страха.

К сожалению, универсального рецепта (принял определенные меры - и тут же приобрел страшную уверенность в себе) - не существует. Победа над тревогой требует серьезной работы как преподавателя, так и ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический доклад на тему: Комплексная подготовка к публичному выступлению и коррекция эстрадного волнения у начинающего музыканта

В этом проекте я хочу поделиться с Вами своим опытом в решении такой важной педагогической задачи, как подготовка учащегося к публичному выступлению. Участие в концертах – важная составляющая обучения...

Методическая работа "Публичное выступление" (проблемы эстрадного волнения)

Работа о проблемах выступлений на концертных площадках. Как подготовить ученика к концерту, чтобы его выступление не пострадало от эстрадного волнения? Как настроить ученика непосредственно перед выхо...

методическое сообщение "Эстрадное волнение"

Самочувствие исполнителя на концертной эстраде – это вопрос, который касается каждого музыканта, начиная от школьника и кончая зрелым артистом. С первого класса обучения в музыкальной школе ученику на...

Эстрадное волнение

Вынос программы на сцене – конечный итог кропотливой работы в течение долгого времени. Проверить себя можно лишь на эстраде. Порой бывает так: за что больше всего боишься, играешь хо...

Профилактика эстрадного волнения музыканта

Нет такого артиста, который ни разу не пострадал от негативных форм сценического волнения. Страх сцены испытывают очень многие люди, и иногда он достигает такой силы, что под угрозой оказывается...

"Сценическое волнение и способы его преодоления"

  Овладение исполнительским искусством требует от любого исполнителя серьёзной, вдумчивой работы над множеством компонентов, составляющих в своём единстве сущность музыканта. Разного рода ...

«Сценическое волнение и способы его преодоления »

В своей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуацией, когда возникает необходимость проявить свое ораторское искусство и выступить перед аудиторией. Согласно данным психологов, опред...