Творческий проект на тему: «Сценическое волнение концертмейстера и способы его преодоления»
проект по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Творческий проект на тему:
«Сценическое волнение концертмейстера и способы его преодоления»
Концертмейстер ДМШ им. Э.Г.Гилельса г. Москвы
Ашихина Анна Анатольевна
г. Москва
2025 год
Содержание
Введение
I. Специфика сценического волнения концертмейстера
II. Причины сценического волнения в концертмейстерской практике
III. Предконцертное состояние и работа с солистом
IV. Методы, снижающие сценическое волнение концертмейстера
V. Типологические свойства личности и их влияние на ансамблевую работу
VI. Развитие профессиональной воли и концентрации
Заключение
Приложение №1 (Практические упражнения для концертмейстера)
Приложение №2 (Методы работы с солистом для снижения его тревожности)
Приложение №3 (Методика самовнушения и адаптации)
Приложение №4 (Сценарии поведения в нештатных ситуациях на сцене)
Список литературы
Введение
Проблема психологической подготовки к публичному выступлению является одной из ключевых в музыкально-исполнительском искусстве. Однако для концертмейстера она имеет свою уникальную специфику. Его волнение многократно умножается ответственностью не только за собственное исполнение, но и за успех солиста, за целостность художественного образа, рождающегося в совместном творчестве.
Концертмейстер находится в особом положении: он – и опора, и чуткий партнер, и психолог, и лидер ансамбля, остающийся при этом «в тени». Его волнение может проявляться не только в личных промахах, но и в неспособности вовремя подхватить солиста, спасти ситуацию при его ошибке, задать нужный темп и настроение. Паническое состояние концертмейстера моментально передается солисту и способно привести к общему провалу.
Данный проект направлен на анализ психологических и профессиональных причин сценического волнения именно в концертмейстерской практике и предлагает комплекс методов его преодоления, адаптированный для ансамблевого музыканта.
Цель: разработать практическое руководство по преодолению сценического волнения для концертмейстеров, учитывающее специфику их деятельности и индивидуальные особенности личности.
Задачи:
1. Проанализировать особенности и причины сценического волнения концертмейстера в отличие от сольного исполнителя.
2. Исследовать взаимовлияние психологических состояний концертмейстера и солиста в предконцертный и концертный периоды.
3. Систематизировать методы и приемы саморегуляции, направленные на снижение тревожности и повышение концентрации.
4. Разработать практические рекомендации по созданию психологически комфортной творческой атмосферы в дуэте «солист-концертмейстер».
5. Создать комплекс упражнений и техник для «тренировки» профессиональной выдержки и адаптации к нештатным ситуациям на сцене.
I. Специфика сценического волнения концертмейстера
Сценическое волнение концертмейстера – это комплексное состояние, включающее:
- Ответственность за дуэт - страх подвести солиста, не услышать его, не суметь исправить возможную ошибку.
- Чувство «вторичности»
Осознание того, что внимание аудитории в первую очередь приковано к солисту, что может порождать как чувство комфорта (можно «спрятаться»), так и внутренний протест или ощущение несправедливости.
- Гиперконтроль
Необходимость одновременно контролировать свою партию, партию солиста, следить за дирижером (в случае с оркестром), слышать общее звучание и вести форму произведения.
- Непредсказуемость партнера
В отличие от сольного исполнителя, концертмейстер должен быть готов к любому развитию событий на сцене, что требует колоссальной психической гибкости и готовности.
Условно можно выделить два типа волнения:
«Волнение-опора» - состояние собранности, обостренного слухового внимания, творческой эмпатии к партнеру. Это волнение мобилизует, превращая концертмейстера в чуткого и надежного соратника.
«Волнение-паника» - cостояние суженного сознания, когда внимание зацикливается на собственных технических сложностях или страхе. Слух перестает воспринимать солиста адекватно, реакция замедляется, ансамбль распадается.
II. Причины сценического волнения в концертмейстерской практике
Помимо общих причин (недоученность текста, техническая непроработанность, непривычная обстановка), для концертмейстера критически важны следующие:
1. Недостаточное знание партии солиста. Концертмейстер должен знать партию солиста так же хорошо, как и свою собственную. Незнание «чужой» партии – главный источник неуверенности.
2. Отсутствие «запасных вариантов». Непроработанные варианты действий на случай сбоя у солиста (забыл текст, сбился с темпа, пропустил такт).
3. Слабая ансамблевая подготовка. Малое количество совместных репетиций, невыстроенное взаимопонимание, неумение «дышать» вместе.
4. Несовместимость с солистом. Психологическая или творческая несовместимость, которая мешает достичь состояния «ансамблевого единства».
5. Ответственность перед педагогом. Особенно остро проявляется в учебном процессе, когда концертмейстер чувствует ответственность не только за себя и ученика, но и перед его педагогом.
III. Предконцертное состояние и работа с солистом
Предконцертное состояние концертмейстера неразрывно связано с состоянием солиста. Задача концертмейстера – стать психологической опорой.
Создание доверительной атмосферы. Настрой на совместное творчество, а не на экзамен. Фразы: «Мы прекрасно подготовились», «Давай получим удовольствие от музыки», «Я тебя слышу и поддержу».
«Разведка» сцены. Совместное посещение зала, адаптация к акустике, инструменту. Концертмейстер должен продумать, как он будет сидеть, чтобы видеть и слышать солиста.
Совместный ритуал. Краткая психологическая настройка непосредственно перед выходом: обмен взглядом, ободряющей улыбкой, совместное глубокое дыхание. Важно транслировать спокойствие и уверенность, даже если внутри есть волнение.
Никаких последних указаний. Перед выходом на сцену категорически запрещается делать критические замечания как себе, так и солисту. Только позитивный настрой.
IV. Методы, снижающие сценическое волнение концертмейстера
1. Игра с «воображаемым солистом».
На этапе самостоятельной работы представить себе не только аудиторию, но и партнера, мысленно проигрывая его партию и свою реакцию на нее.
- Максимальное обыгрывание.
Выступать в любых условиях: в классе с разными солистами, на школьных концертах, в непривычных помещениях. Цель – наработать опыт действий в нестандартных ситуациях.
- Тренировка «аварийных» сценариев.
Специальные репетиции, на которых солист (по договоренности) намеренно делает ошибки, а концертмейстер тренируется мягко и незаметно исправлять их.
- Аутотренинг и самовнушение.
Адаптированные формулы: «Я – надежная опора для своего партнера», «Мой слух обострен, я слышу всё», «Я спокоен и собран, я готов к любым неожиданностям и знаю, как на них реагировать».
- Дыхательные упражнения.Умение управлять дыханием – ключ к управлению эмоциями. Глубокое брюшное дыхание перед выходом и в паузах помогает снять мышечные зажимы и нормализовать пульс.
V. Типологические свойства личности и их влияние на ансамблевую работу
Темперамент концертмейстера напрямую влияет на его стиль работы и склонность к определенному типу волнения.
- Флегматик - методичен, надежен, мало подвержен панике. Риск – излишняя отстраненность, недостаток эмоциональной отдачи.
- Холерик - эмоционален, артистичен, легко увлекает за собой. Риск – из-за излишнего возбуждения может перетянуть внимание на себя или не услышать солиста в кульминационный момент.
- Сангвиник - адаптивен, легко находит контакт. Риск – поверхностное отношение к репетиционному процессу.
- Меланхолик - чуток, тонко прорабатывает детали. Наиболее уязвим для «волнения-паники». Требует особенно тщательной психологической подготовки и поддержки.
Идеальный концертмейстер – это гармоничный синтез лучших качеств: надежности флегматика, артистизма холерика, адаптивности сангвиника и чуткости меланхолика.
VI. Развитие профессиональной воли и концентрации
Воля концертмейстера – это способность сохранять максимальную концентрацию внимания на протяжении всего произведения, несмотря на усталость, внешние помехи или внутренний страх. Это умение подчинить все свои ресурсы одной цели – единству ансамбля.
Тренировка выносливости. Проигрывание всей программы несколько раз подряд без остановки с полной концентрацией на партнере.
Игра с помехами. Репетиции с намеренно созданными отвлекающими элементами (тихая музыка фоном, разговоры в зале) для тренировки умения не отвлекаться.
Установка на слушание. Главный девиз концертмейстера на сцене: «Я не играю – я слушаю». Слушание солиста, оркестра, самого себя выводит из плена собственного волнения и включает в состояние активного творческого соучастия.
Заключение
Работа концертмейстера – это искусство служения, требующее не только высокого профессионального мастерства, но и выдающихся психологических качеств. Преодоление сценического волнения заключается не в его полном устранении, а в трансформации панику в нужную энергию, в умении направить адреналин в русло обостренного внимания и творческой эмпатии.
Главный секрет успешного и бесстрашного концертмейстера – в абсолютной погруженности в музыку и в партнера. Когда сознание полностью занято задачей сотворчества, ему просто не остается ресурсов для переживания собственных страхов. Выстраивая доверительные, уважительные отношения с солистами, тщательно готовясь не только технически, но и психологически, концертмейстер превращается в ту самую надежную опору, которая позволяет искусству парить над сценой.
Приложение №1
Упражнения для снятия мышечных зажимов и дыхательная гимнастика для концертмейстера
Цель: снять напряжение в ключевых для пианиста зонах (плечи, спина, шея, руки) и нормализовать дыхание перед выходом на сцену.
1. Комплекс для плечевого пояса и спины (выполняется сидя или стоя):
«Падающие плечи»: Сделайте глубокий вдох, поднимите плечи максимально высоко к ушам. Задержите дыхание на 2-3 секунды. На резком выдохе через рот («ха!») бросьте плечи вниз, представляя, что они тяжелые и расслабленные. Повторить 5-6 раз.
«Восьмерки плечами»: Медленно и плавно рисуйте плечами восьмерки: вперед-вверх-назад-вниз. Сначала вместе, затем поочередно. 5-6 раз в каждую сторону. Снимает скованность в лопатках.
«Скручивание»: Сидя на стуле, положите руки на колени. На вдохе медленно поверните корпус и голову вправо, на выдохе вернитесь в исходное положение. На вдохе – влево, на выдохе – обратно. 4-5 раз в каждую сторону. Растягивает мышцы спины и груди.
2. Дыхательная гимнастика для регуляции состояния:
«Квадратное дыхание» (для экстренного успокоения):
Вдох на 4 счета (мысленно рисуем первую сторону квадрата).
Задержка дыхания на 4 счета (вторая сторона).
Выдох на 4 счета (третья сторона).
Задержка дыхания после выдоха на 4 счета (четвертая сторона).
Повторить цикл 3-5 раз. Замедляет сердечный ритм и освобождает голову от панических мыслей.
«Дыхание дирижера» (перед началом игры): Сделайте глубокий, но спокойный вдох носом, чуть приподнимая руку (как дирижер перед вступлением). Медленно и плавно выдохните ртом, опуская руку. Этот жест синхронизирует ваше дыхание с дыханием солиста и задает момент начала.
Приложение №2
Сценарии и фразы для психологической поддержки солиста
Цель: создать атмосферу доверия и уверенности, снизив тревожность партнера.
Для детей младшего школьного возраста:
Перед выходом: «Какой сегодня интересный зал! Давай выйдем и расскажем им нашу красивую историю? Ты – главный рассказчик, а я буду тебе помогать волшебными звуками».
При сильном волнении: «Помнишь, как здорово у нас получилось на репетиции? Просто сыграй так же, а я буду рядом. Если что, я тебя обязательно поддержу, мы команда!»
После выступления (вне зависимости от результата): «Я так горжусь, что мы выступили вместе! Ты был таким смелым. А помнишь тот момент, где мы так здорово сыграли?»
Для подростков:
Перед выходом: «Мы отлично подготовились. Давай не будем ничего бояться и просто получим кайф от музыки. Сосредоточься на образах, а я обеспечу тебе надежный фундамент».
Для солиста-перфекциониста: «Не стремись к идеалу, стремись к выразительности. Несколько фальшивых нот никто не заметит, если будет искренняя эмоция. Моя задача – сделать так, чтобы ты звучал выигрышно».
Для неуверенного солиста: «Я тебя слышу на 200%. Я буду дышать с тобой и чувствовать каждое твое движение. Доверься мне, я тебя не подведу. Ты готов? Поехали».
Для взрослых музыкантов (профессионалов или любителей):
Перед выходом: «Это наш с тобой диалог. Давай насладимся этим моментом и пообщаемся с залом через музыку. Я полностью с тобой».
Краткий вариант (с ободряющей улыбкой): «Удачи нам!» (вместо «Ни пуха!»).
Приложение №3
Тексты самовнушения для концертмейстера
Цель: настроить психику на успешное и собранное выступление, сместить фокус с тревоги на профессиональные задачи.
Утренняя настройка (в день концерта):
«Сегодня важный и радостный день – день музыки. Я спокоен/спокойна и уверен/а в себе. Мой слух острый и чуткий. Я легко и быстро реагирую на любое изменение в игре партнера. Я – надежная опора для своего солиста. Мы создадим прекрасный ансамбль».
Настройка за 30 минут до выхода:
«Мои руки легкие, теплые и послушные. Плечи свободны. Дыхание ровное и глубокое. Я полностью контролирую ситуацию. Я наслаждаюсь ответственностью своей роли. Мое внимание полностью направлено на музыку и партнера. Я готов/а к творческому диалогу и к любым неожиданностям, я знаю, что делать».
Краткая формула-якорь (перед самым выходом на сцену, на вздохе):
«Слушаю. Доверяю. Веду.»
Приложение №4
Алгоритмы действий в нештатных ситуациях на сцене
Цель: предоставить концертмейстеру четкий план действий для основных критических ситуаций, чтобы паника не парализовала профессиональные навыки.
Ситуация 1: Солист сбился с темпа (замедлил или ускорил).
Алгоритм: Не прекращайте играть! Крайне важно сохранить ритмический пульс. Слегка акцентируйте сильные доли или басовую линию, чтобы обозначить опорные точки. Слуховым периферийным вниманием ловите солиста. Постепенно, очень плавно и незаметно, либо подтягивайте его к нужному темпу (если он замедлил), либо следуйте за ним, если ускорение не критично и является художественным приемом. Если солист остановился – см. Ситуацию 2.
Ситуация 2: Солист остановился/забыл текст.
Алгоритм:
Не прекращайте играть! Ваша непрерывная игра – спасательный круг.
Сыграйте мелодию его партии в своей правой руке (если это возможно и уместно в данном месте), громче и выразительнее.
Тихо и четко назовите номер такта, с которого можно продолжить, или сыграйте яркий гармонический оборот, который является явным сигналом к вступлению.
Установите зрительный контакт и кивните, давая уверенный сигнал к вступлению.
Ситуация 3: Солист пропустил большой раздел (например, сыграл сразу коду).
Алгоритм: Немедленно следуйте за ним. Не пытайтесь вернуться назад или показать жестом, что он ошибся. Ваша задача – сделать так, чтобы эта ошибка выглядела как осмысленная редакция или импровизация. Резко обрывать музыкальную ткань гораздо страшнее, чем сыграть пьесу короче. Согласуйте финал (кивком головы или взглядом) и завершите произведение уверенно.
Ситуация 4: Солист неверно вошел (вступил не в ту тональность, на другой высоте).
Алгоритм: Подхватите его тональность. Если ошибка не gross, можно продолжить в ней. Если это явный диссонанс, найдите ближайший логичный гармонический переход (например, через доминантовый аккорд) и вернитесь в нужную тональность, как будто так и было задумано. Главное – не сделать испуганное лицо и не акцентировать внимание публики на ошибке.
Общее правило для всех нештатных ситуаций: Ваше спокойствие и непрерывность звучания – 90% успешного спасения выступления. После концерта никогда не анализируйте ошибки сразу при солисте, если он расстроен. Только поддержка. Разбор полетов можно провести на следующей репетиции.
Список литературы
- Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство, Музыка, 1974 г.
- Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве. Ленинград, Музыка, 1985 г.
- Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. Москва–Магнитогорск, 1998 г.
- Готсдинер А.Л. Музыкальная психология, Москва, 1993 г.
- Гофман И. Музыкальная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре, Москва, 1961 г.
- Майкапар С.М. Музыкальное исполнительство и педагогика, Челябинск, 2006 г.
- Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Москва, Музыка, 1987 г.
- Песков В.П. Психология стресса, Иркутск, 2008 г.
- Пономаренко В. Практическая характерология с элементами прогнозирования и управления поведением, Ростов н/Д, 2006 г.
- Родионов А.В. Психология. Темперамент и типы высшей нервной системы, Москва, 1976 г.
- Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство, Москва, 1969 г.
- Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества, Советский композитор, 1988 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему сценического волнения.
Методический доклад на тему:“Сценическое волнение и методы его преодоления”....

«Сценическое волнение и способы его преодоления »
В своей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуацией, когда возникает необходимость проявить свое ораторское искусство и выступить перед аудиторией. Согласно данным психологов, опред...
проблемы сценического волнения и практические формы его преодоления.
Музыкально-педагогическое образование должно быть переориентировано с традиционной триады «знание – умение - навыки»,в которой именно знания являлись доминантой, на совре...
ЭСТРАДНОЕ ВОЛНЕНИЕ И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ
Исполнительская деятельность – неимоверно сложный, напряженный и, вместе с тем, ответственный процесс. Готовясь к выходу на сцену, ученик затрачивает огромное количество энергии, как физической,...

2022 г. Методическая статья. Тема: «Сценическое волнение исполнительской деятельности и как его преодолеть»
Материал статьи рассказывает и подсказывает педагогу-практику: как добиться максимального развития своих природных способностей. Как достигнуть того, на что в принципе способен человек от природы...


