Творческий проект на тему: «Сценическое волнение концертмейстера и способы его преодоления»
проект по музыке

Ашихина Анна Анатольевна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл c2abd0a1d186d0b5d0bdd0b8d187d0b5d.docx40.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Творческий проект на тему:

«Сценическое волнение концертмейстера и способы его преодоления»

Концертмейстер ДМШ им. Э.Г.Гилельса г. Москвы

Ашихина Анна Анатольевна

г. Москва

2025 год

Содержание

Введение

I. Специфика сценического волнения концертмейстера

II. Причины сценического волнения в концертмейстерской практике

III. Предконцертное состояние и работа с солистом

IV. Методы, снижающие сценическое волнение концертмейстера

V. Типологические свойства личности и их влияние на ансамблевую работу

VI. Развитие профессиональной воли и концентрации

Заключение

Приложение №1 (Практические упражнения для концертмейстера)

Приложение №2 (Методы работы с солистом для снижения его тревожности)

Приложение №3 (Методика самовнушения и адаптации)

Приложение №4 (Сценарии поведения в нештатных ситуациях на сцене)

Список литературы

Введение

Проблема психологической подготовки к публичному выступлению является одной из ключевых в музыкально-исполнительском искусстве. Однако для концертмейстера она имеет свою уникальную специфику. Его волнение многократно умножается ответственностью не только за собственное исполнение, но и за успех солиста, за целостность художественного образа, рождающегося в совместном творчестве.

Концертмейстер находится в особом положении: он – и опора, и чуткий партнер, и психолог, и лидер ансамбля, остающийся при этом «в тени». Его волнение может проявляться не только в личных промахах, но и в неспособности вовремя подхватить солиста, спасти ситуацию при его ошибке, задать нужный темп и настроение. Паническое состояние концертмейстера моментально передается солисту и способно привести к общему провалу.

Данный проект направлен на анализ психологических и профессиональных причин сценического волнения именно в концертмейстерской практике и предлагает комплекс методов его преодоления, адаптированный для ансамблевого музыканта.

Цель: разработать практическое руководство по преодолению сценического волнения для концертмейстеров, учитывающее специфику их деятельности и индивидуальные особенности личности.

Задачи:

1.  Проанализировать особенности и причины сценического волнения концертмейстера в отличие от сольного исполнителя.

2.  Исследовать взаимовлияние психологических состояний концертмейстера и солиста в предконцертный и концертный периоды.

3.  Систематизировать методы и приемы саморегуляции, направленные на снижение тревожности и повышение концентрации.

4.  Разработать практические рекомендации по созданию психологически комфортной творческой атмосферы в дуэте «солист-концертмейстер».

5.  Создать комплекс упражнений и техник для «тренировки» профессиональной выдержки и адаптации к нештатным ситуациям на сцене.

I. Специфика сценического волнения концертмейстера

Сценическое волнение концертмейстера – это комплексное состояние, включающее:

  • Ответственность за дуэт - страх подвести солиста, не услышать его, не суметь исправить возможную ошибку.
  • Чувство «вторичности»

Осознание того, что внимание аудитории в первую очередь приковано к солисту, что может порождать как чувство комфорта (можно «спрятаться»), так и внутренний протест или ощущение несправедливости.

  • Гиперконтроль

Необходимость одновременно контролировать свою партию, партию солиста, следить за дирижером (в случае с оркестром), слышать общее звучание и вести форму произведения.

  • Непредсказуемость партнера

В отличие от сольного исполнителя, концертмейстер должен быть готов к любому развитию событий на сцене, что требует колоссальной психической гибкости и готовности.

Условно можно выделить два типа волнения:

«Волнение-опора» - состояние собранности, обостренного слухового внимания, творческой эмпатии к партнеру. Это волнение мобилизует, превращая концертмейстера в чуткого и надежного соратника.

«Волнение-паника» - cостояние суженного сознания, когда внимание зацикливается на собственных технических сложностях или страхе. Слух перестает воспринимать солиста адекватно, реакция замедляется, ансамбль распадается.

II. Причины сценического волнения в концертмейстерской практике

Помимо общих причин (недоученность текста, техническая непроработанность, непривычная обстановка), для концертмейстера критически важны следующие:

1.  Недостаточное знание партии солиста. Концертмейстер должен знать партию солиста так же хорошо, как и свою собственную. Незнание «чужой» партии – главный источник неуверенности.

2.  Отсутствие «запасных вариантов». Непроработанные варианты действий на случай сбоя у солиста (забыл текст, сбился с темпа, пропустил такт).

3.  Слабая ансамблевая подготовка. Малое количество совместных репетиций, невыстроенное взаимопонимание, неумение «дышать» вместе.

4.  Несовместимость с солистом. Психологическая или творческая несовместимость, которая мешает достичь состояния «ансамблевого единства».

5.  Ответственность перед педагогом. Особенно остро проявляется в учебном процессе, когда концертмейстер чувствует ответственность не только за себя и ученика, но и перед его педагогом.

III. Предконцертное состояние и работа с солистом

Предконцертное состояние концертмейстера неразрывно связано с состоянием солиста. Задача концертмейстера – стать психологической опорой.

Создание доверительной атмосферы. Настрой на совместное творчество, а не на экзамен. Фразы: «Мы прекрасно подготовились», «Давай получим удовольствие от музыки», «Я тебя слышу и поддержу».

«Разведка» сцены. Совместное посещение зала, адаптация к акустике, инструменту. Концертмейстер должен продумать, как он будет сидеть, чтобы видеть и слышать солиста.

Совместный ритуал. Краткая психологическая настройка непосредственно перед выходом: обмен взглядом, ободряющей улыбкой, совместное глубокое дыхание. Важно транслировать спокойствие и уверенность, даже если внутри есть волнение.

Никаких последних указаний. Перед выходом на сцену категорически запрещается делать критические замечания как себе, так и солисту. Только позитивный настрой.

IV. Методы, снижающие сценическое волнение концертмейстера

1.  Игра с «воображаемым солистом».

 На этапе самостоятельной работы представить себе не только аудиторию, но и партнера, мысленно проигрывая его партию и свою реакцию на нее.

  1.  Максимальное обыгрывание.

 Выступать в любых условиях: в классе с разными солистами, на школьных концертах, в непривычных помещениях. Цель – наработать опыт действий в нестандартных ситуациях.

  1.  Тренировка «аварийных» сценариев.

 Специальные репетиции, на которых солист (по договоренности) намеренно делает ошибки, а концертмейстер тренируется мягко и незаметно исправлять их.

  1.  Аутотренинг и самовнушение.

 Адаптированные формулы: «Я – надежная опора для своего партнера», «Мой слух обострен, я слышу всё», «Я спокоен и собран, я готов к любым неожиданностям и знаю, как на них реагировать».

  1.  Дыхательные упражнения.Умение управлять дыханием – ключ к управлению эмоциями. Глубокое брюшное дыхание перед выходом и в паузах помогает снять мышечные зажимы и нормализовать пульс.

V. Типологические свойства личности и их влияние на ансамблевую работу

Темперамент концертмейстера напрямую влияет на его стиль работы и склонность к определенному типу волнения.

  • Флегматик - методичен, надежен, мало подвержен панике. Риск – излишняя отстраненность, недостаток эмоциональной отдачи.
  • Холерик - эмоционален, артистичен, легко увлекает за собой. Риск – из-за излишнего возбуждения может перетянуть внимание на себя или не услышать солиста в кульминационный момент.
  • Сангвиник - адаптивен, легко находит контакт. Риск – поверхностное отношение к репетиционному процессу.
  • Меланхолик - чуток, тонко прорабатывает детали. Наиболее уязвим для «волнения-паники». Требует особенно тщательной психологической подготовки и поддержки.

Идеальный концертмейстер – это гармоничный синтез лучших качеств: надежности флегматика, артистизма холерика, адаптивности сангвиника и чуткости меланхолика.

VI. Развитие профессиональной воли и концентрации

Воля концертмейстера – это способность сохранять максимальную концентрацию внимания на протяжении всего произведения, несмотря на усталость, внешние помехи или внутренний страх. Это умение подчинить все свои ресурсы одной цели – единству ансамбля.

Тренировка выносливости. Проигрывание всей программы несколько раз подряд без остановки с полной концентрацией на партнере.

Игра с помехами. Репетиции с намеренно созданными отвлекающими элементами (тихая музыка фоном, разговоры в зале) для тренировки умения не отвлекаться.

Установка на слушание. Главный девиз концертмейстера на сцене: «Я не играю – я слушаю». Слушание солиста, оркестра, самого себя выводит из плена собственного волнения и включает в состояние активного творческого соучастия.

Заключение

Работа концертмейстера – это искусство служения, требующее не только высокого профессионального мастерства, но и выдающихся психологических качеств. Преодоление сценического волнения заключается не в его полном устранении, а в трансформации панику в нужную энергию, в умении направить адреналин в русло обостренного внимания и творческой эмпатии.

Главный секрет успешного и бесстрашного концертмейстера – в абсолютной погруженности в музыку и в партнера. Когда сознание полностью занято задачей сотворчества, ему просто не остается ресурсов для переживания собственных страхов. Выстраивая доверительные, уважительные отношения с солистами, тщательно готовясь не только технически, но и психологически, концертмейстер превращается в ту самую надежную опору, которая позволяет искусству парить над сценой.

Приложение №1

Упражнения для снятия мышечных зажимов и дыхательная гимнастика для концертмейстера

Цель: снять напряжение в ключевых для пианиста зонах (плечи, спина, шея, руки) и нормализовать дыхание перед выходом на сцену.

1. Комплекс для плечевого пояса и спины (выполняется сидя или стоя):

«Падающие плечи»: Сделайте глубокий вдох, поднимите плечи максимально высоко к ушам. Задержите дыхание на 2-3 секунды. На резком выдохе через рот («ха!») бросьте плечи вниз, представляя, что они тяжелые и расслабленные. Повторить 5-6 раз.

«Восьмерки плечами»: Медленно и плавно рисуйте плечами восьмерки: вперед-вверх-назад-вниз. Сначала вместе, затем поочередно. 5-6 раз в каждую сторону. Снимает скованность в лопатках.

«Скручивание»: Сидя на стуле, положите руки на колени. На вдохе медленно поверните корпус и голову вправо, на выдохе вернитесь в исходное положение. На вдохе – влево, на выдохе – обратно. 4-5 раз в каждую сторону. Растягивает мышцы спины и груди.

2. Дыхательная гимнастика для регуляции состояния:

«Квадратное дыхание» (для экстренного успокоения):

Вдох на 4 счета (мысленно рисуем первую сторону квадрата).

Задержка дыхания на 4 счета (вторая сторона).

Выдох на 4 счета (третья сторона).

Задержка дыхания после выдоха на 4 счета (четвертая сторона).
Повторить цикл 3-5 раз. Замедляет сердечный ритм и освобождает голову от панических мыслей.

«Дыхание дирижера» (перед началом игры): Сделайте глубокий, но спокойный вдох носом, чуть приподнимая руку (как дирижер перед вступлением). Медленно и плавно выдохните ртом, опуская руку. Этот жест синхронизирует ваше дыхание с дыханием солиста и задает момент начала.

Приложение №2

Сценарии и фразы для психологической поддержки солиста

Цель: создать атмосферу доверия и уверенности, снизив тревожность партнера.

Для детей младшего школьного возраста:

Перед выходом: «Какой сегодня интересный зал! Давай выйдем и расскажем им нашу красивую историю? Ты – главный рассказчик, а я буду тебе помогать волшебными звуками».

При сильном волнении: «Помнишь, как здорово у нас получилось на репетиции? Просто сыграй так же, а я буду рядом. Если что, я тебя обязательно поддержу, мы команда!»

После выступления (вне зависимости от результата): «Я так горжусь, что мы выступили вместе! Ты был таким смелым. А помнишь тот момент, где мы так здорово сыграли?»

Для подростков:

Перед выходом: «Мы отлично подготовились. Давай не будем ничего бояться и просто получим кайф от музыки. Сосредоточься на образах, а я обеспечу тебе надежный фундамент».

Для солиста-перфекциониста: «Не стремись к идеалу, стремись к выразительности. Несколько фальшивых нот никто не заметит, если будет искренняя эмоция. Моя задача – сделать так, чтобы ты звучал выигрышно».

Для неуверенного солиста: «Я тебя слышу на 200%. Я буду дышать с тобой и чувствовать каждое твое движение. Доверься мне, я тебя не подведу. Ты готов? Поехали».

Для взрослых музыкантов (профессионалов или любителей):

Перед выходом: «Это наш с тобой диалог. Давай насладимся этим моментом и пообщаемся с залом через музыку. Я полностью с тобой».

Краткий вариант (с ободряющей улыбкой): «Удачи нам!» (вместо «Ни пуха!»).

Приложение №3

Тексты самовнушения для концертмейстера

Цель: настроить психику на успешное и собранное выступление, сместить фокус с тревоги на профессиональные задачи.

Утренняя настройка (в день концерта):

«Сегодня важный и радостный день – день музыки. Я спокоен/спокойна и уверен/а в себе. Мой слух острый и чуткий. Я легко и быстро реагирую на любое изменение в игре партнера. Я – надежная опора для своего солиста. Мы создадим прекрасный ансамбль».

Настройка за 30 минут до выхода:

«Мои руки легкие, теплые и послушные. Плечи свободны. Дыхание ровное и глубокое. Я полностью контролирую ситуацию. Я наслаждаюсь ответственностью своей роли. Мое внимание полностью направлено на музыку и партнера. Я готов/а к творческому диалогу и к любым неожиданностям, я знаю, что делать».

Краткая формула-якорь (перед самым выходом на сцену, на вздохе):

«Слушаю. Доверяю. Веду.»

Приложение №4

Алгоритмы действий в нештатных ситуациях на сцене

Цель: предоставить концертмейстеру четкий план действий для основных критических ситуаций, чтобы паника не парализовала профессиональные навыки.

Ситуация 1: Солист сбился с темпа (замедлил или ускорил).

Алгоритм: Не прекращайте играть! Крайне важно сохранить ритмический пульс. Слегка акцентируйте сильные доли или басовую линию, чтобы обозначить опорные точки. Слуховым периферийным вниманием ловите солиста. Постепенно, очень плавно и незаметно, либо подтягивайте его к нужному темпу (если он замедлил), либо следуйте за ним, если ускорение не критично и является художественным приемом. Если солист остановился – см. Ситуацию 2.

Ситуация 2: Солист остановился/забыл текст.

Алгоритм:

Не прекращайте играть! Ваша непрерывная игра – спасательный круг.

Сыграйте мелодию его партии в своей правой руке (если это возможно и уместно в данном месте), громче и выразительнее.

Тихо и четко назовите номер такта, с которого можно продолжить, или сыграйте яркий гармонический оборот, который является явным сигналом к вступлению.

Установите зрительный контакт и кивните, давая уверенный сигнал к вступлению.

Ситуация 3: Солист пропустил большой раздел (например, сыграл сразу коду).

Алгоритм: Немедленно следуйте за ним. Не пытайтесь вернуться назад или показать жестом, что он ошибся. Ваша задача – сделать так, чтобы эта ошибка выглядела как осмысленная редакция или импровизация. Резко обрывать музыкальную ткань гораздо страшнее, чем сыграть пьесу короче. Согласуйте финал (кивком головы или взглядом) и завершите произведение уверенно.

Ситуация 4: Солист неверно вошел (вступил не в ту тональность, на другой высоте).

Алгоритм: Подхватите его тональность. Если ошибка не gross, можно продолжить в ней. Если это явный диссонанс, найдите ближайший логичный гармонический переход (например, через доминантовый аккорд) и вернитесь в нужную тональность, как будто так и было задумано. Главное – не сделать испуганное лицо и не акцентировать внимание публики на ошибке.

Общее правило для всех нештатных ситуаций: Ваше спокойствие и непрерывность звучания – 90% успешного спасения выступления. После концерта никогда не анализируйте ошибки сразу при солисте, если он расстроен. Только поддержка. Разбор полетов можно провести на следующей репетиции.

Список литературы

  1. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство, Музыка, 1974 г.
  2. Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве. Ленинград, Музыка, 1985 г.
  3. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. Москва–Магнитогорск, 1998 г.
  4. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология, Москва, 1993 г.
  5. Гофман И. Музыкальная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре, Москва, 1961 г.
  6. Майкапар С.М. Музыкальное исполнительство и педагогика, Челябинск, 2006 г.
  7. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Москва, Музыка, 1987 г.
  8. Песков В.П. Психология стресса, Иркутск, 2008 г.
  9. Пономаренко В. Практическая характерология с элементами прогнозирования и управления поведением, Ростов н/Д, 2006 г.
  10. Родионов А.В. Психология. Темперамент и типы высшей нервной системы, Москва, 1976 г.
  11. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство, Москва, 1969 г.
  12. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества, Советский композитор, 1988 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему сценического волнения.

Методический доклад на тему:“Сценическое волнение и методы его преодоления”....

«Сценическое волнение и способы его преодоления »

В своей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуацией, когда возникает необходимость проявить свое ораторское искусство и выступить перед аудиторией. Согласно данным психологов, опред...

проблемы сценического волнения и практические формы его преодоления.

Музыкально-педагогическое образование должно быть  переориентировано с традиционной триады «знание – умение - навыки»,в которой именно знания являлись доминантой, на совре...

ЭСТРАДНОЕ ВОЛНЕНИЕ И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

Исполнительская деятельность – неимоверно сложный, напряженный и, вместе с тем, ответственный процесс. Готовясь к выходу на сцену, ученик затрачивает огромное количество энергии, как физической,...

2022 г. Методическая статья. Тема: «Сценическое волнение исполнительской деятельности и как его преодолеть»

Материал статьи рассказывает и подсказывает педагогу-практику: как добиться максимального развития своих природных способностей. Как достигнуть того, на что в принципе способен человек от природы...