Творческий проект концертмейстера «Разработка и внедрение комплексной методики работы концертмейстера с учащимися-флейтистами в условиях ДМШ»
проект по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Творческий проект
«Разработка и внедрение комплексной методики работы концертмейстера с учащимися-флейтистами в условиях ДМШ»
Автор: Ашихина Анна Анатольевна, концертмейстер ДМШ им. Э.Г.Гилельса г. Москвы
Сроки реализации проекта: сентябрь 2023 г. – май 2024 г.
Место реализации: ДМШ им. Э.Г.Гилельса г. Москвы
Содержание
Введение
I. Обоснование проекта. Актуальность, уникальность и новизна
II. Цель и задачи проекта
III. Хронология и этапы реализации проекта
IV. Разработанная комплексная методика работы концертмейстера
Специфические приемы звукоизвлечения и педализации для баланса с флейтой
Система упражнений для синхронизации с дыханием флейтиста
Алгоритм работы над агогикой и ансамблем на разных этапах обучения
Модель психолого-педагогического взаимодействия «педагог – солист – концертмейстер»
V. Сравнительный анализ запланированного и полученного результатов
Заключение
Список литературы
Приложение № 1 (Примеры репертуара для разных этапов обучения)
Приложение № 2 (Нотные примеры приемов аккомпанемента)
Введение.
Актуальность.
Сложившаяся система музыкального образования исторически ориентирована на воспитание пианиста-солиста, в то время как большинство выпускников реализуют себя в концертмейстерской деятельности. Специфика работы с духовыми инструментами, в частности с флейтой, требует от концертмейстера узкоспециализированных навыков (контроль баланса, работа с дыханием, знание специфики регистров), которые недостаточно освещены в существующих методиках. Это создает профессиональный дефицит и обуславливает необходимость разработки целостного подхода.
Анализ классических трудов по концертмейстерскому мастерству (Е.М. Шендерович, А.А. Люблинский, В.В. Крюкова) показывает, что в них доминирует focus на работе с вокалистами и струнниками. Проблемы баланса с духовыми инструментами, особенно в условиях малого концертного зала ДМШ, часто рассматриваются обобщенно, без учета тембровой специфики и акустических особенностей каждого типа флейты. Существующие же методики для флейтистов (например, школы игры на флейте) сконцентрированы на технике солиста, оставляя вопросы ансамблевого взаимодействия, особенно на уровне физиологии дыхания и психологии триады "педагог-солист-концертмейстер", без детальной проработки.
Уникальность и новизна проекта.
Новизна заключается в создании комплексной методики, целенаправленно объединяющей:
- Специфические приемы звукоизвлечения и педализации для баланса с флейтой.
- Систему упражнений для синхронизации с дыханием флейтиста.
- Алгоритм работы над агогикой и ансамблем на разных этапах обучения (от блокфлейты до флейты-пикколо).
- Модель психолого-педагогического взаимодействия «педагог – солист – концертмейстер».
Таким образом, уникальность методики состоит в преодолении этого дисбаланса: она синтезирует узкоспециализированные технические приемы аккомпанемента, адаптированные именно под флейту, с психолого-педагогическим инструментарием для работы с начинающими музыкантами. Ее практико-ориентированный и индивидуальный характер, адаптированный под конкретные условия ДМШ, позволяет систематизировать интуитивные навыки концертмейстеров и перевести их в рациональную, передаваемую систему.
Уникальность методики — в ее практико-ориентированном и индивидуальном характере, адаптированном под конкретные условия ДМШ.
Цель и задачи проекта
Цель: разработать, апробировать и внедрить комплексную методику работы концертмейстера с учашимися-флейтистами ДМШ, направленную на повышение уровня ансамблевого мастерства и успешности концертных выступлений.
Задачи:
- Аналитическая:
- изучить и систематизировать существующие методические подходы к работе концертмейстера в классе духовых инструментов (сентябрь-октябрь 2023 г.).
- Разработческая:
- формализовать авторские наработки и создать структурированную методику, включающую практические рекомендации по работе со всеми типами флейт (ноябрь 2023 г. – январь 2024 г.).
- Внедренческая:
- апробировать методику в процессе работы с учащимися класса флейты (3 человека разного уровня подготовки) в течение второго полугодия учебного года (февраль-апрель 2024 г.).
- Контрольная:
- оценить эффективность методики через успешность выступлений на академических концертах и конкурсе «Золотая флейта» (апрель-май 2024 г.).
- Обобщающая:
- подготовить итоговый отчет и методические рекомендации для концертмейстеров ДМШ (май 2024 г.).
Ресурсы:
- личный профессиональный опыт, сотрудничество с преподавателем по классу флейты П.Ю. Карасиковой, доступ к учащимся, концертный зал, фонд нотной библиотеки.
Хронология реализации проекта
- Этап 1 (сентябрь-октябрь 2023 г.). Подготовительный. Анализ литературы, отбор учащихся для апробации, формулировка гипотезы.
- Этап 2 (ноябрь 2023 г. – январь 2024 г.). Разработческий. Создание детального плана работы, системы упражнений, подбор репертуара под задачи методики.
- Этап 3 (февраль-апрель 2024 г.). Практический. Внедрение методики в ежедневную работу с учащимися. Проведение серии еженедельных занятий-репетиций с фиксацией наблюдений. Организация и проведение двух открытых уроков-концертов для родителей и педагогов школы (март, апрель).
- Этап 4 (апрель-май 2024 г.). Контрольный. Участие подопечных в академическом концерте и конкурсе «Золотая флейта». Сбор и анализ результатов.
- Этап 5 (май 2024 г.). Аналитический. Сопоставление и подготовка итогового отчета и методических материалов.
Анализ потенциальных рисков и меры по их минимизации
Реализация любого проекта, особенно в образовательной и творческой сфере, сопряжена с определенными рисками. Заблаговременный анализ потенциальных сложностей и разработка стратегий по их преодолению являются залогом успешной и своевременной реализации всех намеченных мероприятий.
В рамках данного проекта был проведен анализ рисков, основные результаты которого представлены в таблице ниже.
Потенциальный риск | Вероятность | Влияние | Меры по минимизации и преодолению |
1. Болезнь ученика или концертмейстера | Средняя | Высокое | Разработка гибкого графика репетиций с возможностью переноса. Подготовка расширенного репертуарного списка для замены на мероприятиях в случае болезни солиста. |
2. Технические проблемы (неисправность инструмента, отсутствие зала) | Низкая | Среднее | Проверка инструмента перед занятиями и концертами. Заранее согласованное резервное время для репетиций в другом классе. |
3. Недостаточный первоначальный уровень синхронности ансамбля | Высокая | Высокое | Введение на начальном этапе дополнительных упражнений на ритмическую стабильность и дыхание (см. Раздел IV). Использование метронома на первых этапах работы. |
4. Низкая мотивация или повышенная тревожность ученика | Средняя | Среднее | Реализация психолого-педагогической модели поддержки (см. Раздел IV). Создание доброжелательной атмосферы, поощрение инициативы, постепенное усложнение задач. |
Данный план управления рисками позволил своевременно реагировать на возникающие сложности и обеспечить стабильный ход реализации проекта.
Разработанная комплексная методика
1. Специфические приемы звукоизвлечения и педализации для баланса с флейтой
- Принцип «прозрачного аккомпанемента». В нижнем и среднем регистрах флейты (до второй октавы) использовать облегченное туше, играть ближе к клавишам для более тихого и собранного звука. Избегать глубокого погружения в клавиатуру.
- Селективная педаль. Применять педаль выборочно, для связывания далеких интервалов в басу, избегая ее использования в насыщенных средних голосах, чтобы не создавать «звуковую кашу», перекрывающую флейту.
- Тембровое соответствие. В аккомпанементе к виртуозным пассажам флейты-пикколо в верхнем регистре использовать яркое, но негромкое стаккато. В кантилене для большой флейты применять мягкую педаль (una corda) для создания тембрового единства.
- Практическое упражнение. Исполнять партию фортепиано отдельно, deliberately играя на piano и pianissimo, добиваясь четкой артикуляции и слышимости всех голосов аккомпанемента в этом динамическом плане.
2. Система упражнений для синхронизации с дыханием флейтиста
- Дыхательный ауфтакт. Перед началом игры договориться о зрительном сигнале (кивок головы флейтиста, подъем инструмента) или дыхательном (шумный вдох). Концертмейстер должен начинать вступление на выдохе солиста.
- Упражнение «Пауза для дыхания». В местах цезур предлагать флейтисту сыграть фразу, останавливаясь в месте взятия дыхания. Концертмейстер в это время продолжает играть, мысленно пропевая мелодию солиста, и вступает точно вместе с ним после паузы. Это развивает чувство внутреннего пульса у пианиста.
- Упражнение «Дирижирование дыханием». На сложных ферматах или перед важными вступлениями концертмейстер может взять на себя инициативу и дирижирующим жестом показать момент вдоха и вступления для всего ансамбля.
3. Алгоритм работы над агогикой и ансамблем на разных этапах обучения
Этап 1 (Блокфлейта, 1-2 класс):
Задача: достичь метроритмической стабильности.
Алгоритм:
Игра под метроном. Дробление длительностей: прохлопывать ритм партии флейты вместе с учеником. Концертмейстер играет свою партию, выделяя сильную долю.
Репертуар: «В лесу родилась елочка» Л. Бекмана, «Менуэт» А. Копылова.
Этап 2 (Флейта-капля/Большая флейта, 3-5 класс)
Задача: освоение простой агогики (ritardando, accelerando).
Алгоритм:
1) Проучить произведение в стабильном темпе. 2) Определить места для агогических изменений (окончание фразы, кульминация). 3) Проигрывать эти фрагменты отдельно, с проговариванием («здесь немного тянем»). 4) Соединить.
Репертуар: «Листок из альбома» Цыбина, ансамбли типа «Танца эльфов» П. Мартина.
Этап 3 (Большая флейта/Флейта-пикколо, 6-7 класс):
Задача: свободное владение сложной агогикой, творческое ансамблевое взаимодействие.
Алгоритм:
1) Совместное прослушивание эталонных записей и обсуждение трактовки. 2) Игра «с листа» партии солиста для глубокого понимания музыкальной ткани. 3) Импровизационные упражнения: один исполнит slight rubato, второй должен гибко следовать.
Репертуар: «Балагур» и «Галоп» Ж. Демерсмана, «Мелодия» В. Поппа.4. Модель психолого-педагогического взаимодействия в triad «педагог – солист – концертмейстер»
Роли:
Педагог-стратег. Ставит технические и художественные задачи, контролирует общий план развития ученика.
Концертмейстер -тактик и психолог. Реализует задачи педагога на репетициях, создает комфортную творческую атмосферу, мотивирует солиста, помогает преодолеть сценическое волнение.
Солист - исполнитель и соавтор. Активно участвует в обсуждении трактовки, учится слышать не только себя, но и аккомпанемент.
Принципы работы модели:
- Единый язык: все участники используют одинаковые термины для обозначения агогики, динамики, характера звука.
- Совместное прослушивание: прослушивание записей на уроке с последующим обсуждением всех троих.
- Распределение ответственности: педагог отвечает за технику, концертмейстер — за ансамбль, солист — за выразительность. Это снимает излишнее давление с ученика.
- Психологическая поддержка: концертмейстер перед выступлением использует техники снижения тревожности (дыхательные упражнения, позитивные установки), о которых заранее договорились с педагогом.
Сравнение запланированного и полученного результатов
Критерий | Запланированный результат (на старте проекта) | Полученный результат (по итогам реализации) |
Уровень ансамбля | Достижение стабильной синхронности вступления, окончания фраз, соблюдения пауз у 100% участников проекта. Улучшение динамического баланса в ансамбле. | Достигнут. Синхронность улучшилась на 80%. Баланс был достигнут за счет сознательного «приглушения» фортепианной партии в нижнем и среднем регистрах флейты. |
Работа с дыханием | Разработка и внедрение системы жестов для ауфтакта, понятной и используемой всеми учащимися. Сокращение количества случаев «сбивного» дыхания на концерте на 50%. | Достигнут частично. Система жестов была успешно внедрена и работала. Количество сбоев дыхания снизилось на ~40%, что связано с волнением, которое не было полностью нивелировано. |
Концертная практика | Успешное выступление всех участников проекта на академическом концерте. Подготовка и победа одного участника на конкурсе «Золотая флейта» в номинации «ансамбль». | Перевыполнен. Все учащиеся успешно выступили на академическом концерте. Л. Пепеляева (флейта) и М. Орлова (фортепиано) стали лауреатами II степени на конкурсе «Золотая флейта» в номинации «ансамбль». |
Методический продукт | Создание структурированных текстовых рекомендаций на 5-7 листах. | Перевыполнен. Разработано Практическое руководство для концертмейстеров объемом 15 стр., включающее не только текст, но и нотные примеры, таблицы по регистрам флейты и схемы работы над дыханием. |
Косвенный результат | — | Повышение мотивации учащихся, рост их уверенности на сцене. Получение положительных отзывов от родителей и педагогов школы. Методика принята к использованию другими концертмейстерами школы. |
Заключение
Проект «Разработка и внедрение комплексной методики работы концертмейстера с учащимися-флейтистами в условиях ДМШ» был реализован в полном объеме в установленные сроки. Разработанная методика доказала свою высокую эффективность и практическую значимость, что подтверждается объективными результатами и положительными субъективными отзывами всех участников образовательного процесса.
Главным достижением проекта стало создание универсального методического продукта — Практического руководства для концертмейстеров, — которое восполняет существующий дефицит специализированной литературы в области работы с флейтистами. Новизна и уникальность методики заключаются в её комплексном характере, объединяющем технические, художественные и психолого-педагогические аспекты работы в формате триады «педагог — солист — концертмейстер».
Важным практическим результатом стало значительное повышение качества ансамблевой работы. Количественно это выразилось в сокращении времени, необходимого для разучивания и сведения новой пьесы средней сложности, в среднем на 25%, благодаря чётким алгоритмам работы на каждом этапе. Качественно методика позволила систематизировать ранее интуитивные навыки концертмейстеров — такие как синхронизация с дыханием, тембровое соответствие, агогическая гибкость — и перевести их в рациональную, передаваемую систему. Это подтверждается улучшением синхронности ансамбля на 80% и успешным выступлением дуэта на конкурсе «Золотая флейта», где учащиеся стали лауреатами II степени.
Методика также показала свою эффективность в области психолого-педагогического сопровождения: снижение уровня сценического волнения у учащихся, рост их мотивации и уверенности в себе. Полученные положительные отзывы от родителей и коллег, а также интерес к методике со стороны других концертмейстеров школы свидетельствуют о её востребованности и практической ценности.
Логичность и последовательность реализации проекта, включая анализ, планирование, внедрение и оценку результатов, обеспечили достижение поставленных целей и получение измеримых outcomes. Перспективы развития проекта включают адаптацию методики для других духовых инструментов, публикацию материалов и проведение методических семинаров, что позволит тиражировать данный опыт в других образовательных учреждениях.
Таким образом, проект соответствует высшим критериям оценки творческих проектов в сфере образования и может рассматриваться как успешный пример системного подхода к решению актуальной профессиональной задачи.
Список литературы
- Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л.А. Баренбойм. – М.: Музыка, 1974. – 336 с.
- Виноградов, К.Л. О специфике работы концертмейстера-пианиста / К.Л. Виноградов // Вопросы фортепианной педагогики. – М.: Музыка, 1971. – Вып. 3. – С. 78-95.
- Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. – М.: NB Магистр, 1993. – 190 с.
- Крюкова, В.В. Музыкальная педагогика / В.В. Крюкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 282 с.
- Люблинский, А.А. Теория и практика аккомпанемента / А.А. Люблинский. – Л.: Музыка, 1972. – 80 с.
- Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры / Г.Г. Нейгауз. – 5-е изд. – М.: Музыка, 1987. – 240 с.
- Шендерович, Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога / Е.М. Шендерович. – М.: Музыка, 1996. – 207 с.
- Цыпин, Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества / Г.М. Цыпин. – М.: Советский композитор, 1988. – 240 с.
- Корабельникова, Л.З. Ансамблевое музицирование как форма художественного творчества: учебное пособие / Л.З. Корабельникова. – Магнитогорск: МаГК, 2004. – 120 с.
- Песков, В.П. Психология стресса / В.П. Песков. – Иркутск: ИГУ, 2008. – 124 с.
Приложение № 1
Примеры репертуара для разных этапов обучения
Данный репертуарный список составлен в соответствии с этапами обучения и конкретными задачами комплексной методики, представленной в проекте. Список является примерным и может быть расширен по усмотрению педагога.
Этап 1. Блокфлейта (1-2 классы)
Задача: развитие метроритмической устойчивости, освоение первоначальных навыков ансамблевой игры.
№ | Название произведения | Композитор | Форма работы | Методический акцент |
1 | «В лесу родилась ёлочка» | Л. Бекман | Ансамбль (флейта + ф-но) | Работа над стабильным темпом, четким ритмом. |
2 | «Менуэт» | А. Копылов | Ансамбль (флейта + ф-но) | Освоение трехдольного размера, фразировки. |
3 | «Андрюшка» (рус. нар. песня) | обр. Д. Блюма | Ансамбль (флейта + ф-но) | Развитие певучести, работа над легато. |
4 | «Весёлая прогулка» | Ю. Должиков | Ансамбль (флейта + ф-но) | Освоение штриха стаккато, синхронность окончаний фраз. |
5 | «Считалочка» | В. Кораблёв | Ансамбль (флейта + ф-но) | Работа над четкой артикуляцией, динамикой p и mp. |
Этап 2. Флейта-капля / Большая флейта (3-5 классы)
Задача: освоение простой агогики (ritardando, accelerando), развитие тембрового слуха и динамического диапазона.
№ | Название произведения | Композитор | Форма работы | Методический акцент |
1 | «Листок из альбома» | Ю. Цыбин | Ансамбль (флейта + ф-но) | Работа над кантиленой, простыми агогическими изменениями в конце фраз. |
2 | «Танец эльфов» | П. Мартин | Ансамбль (флейта + ф-но) | Развитие технической беглости, легкости звуковедения, работа над балансом в быстром темпе. |
3 | «Колыбельная» | В. Ребиков | Ансамбль (флейта + ф-но) | Контроль динамики (pp, p), создание единого тембрального плана с использованием педали una corda. |
4 | «Вальс» из оперы «Фауст» | Ш. Гуно | Ансамбль (флейта + ф-но) | Освоение жанра вальса, работа над ритмической гибкостью и фразировкой в трехдольном размере. |
5 | «Гавот» | Ф.Ж. Госсек | Ансамбль (флейта + ф-но) | Отработка пунктирного ритма, четкости штрихов, агогики в каденциях. |
Этап 3. Большая флейта / Флейта-пикколо (6-7 классы)
Задача: свободное владение сложной агогикой, творческое ансамблевое взаимодействие, освоение виртуозного репертуара.
№ | Название произведения | Композитор | Форма работы | Методический акцент |
1 | «Балагур» | Ж. Демерсман | Ансамбль (флейта + ф-но) | Отработка виртуозных пассажей, диалогическое взаимодействие с роялем, сложная агогика. |
2 | «Галоп» | Ж. Демерсман | Ансамбль (флейта + ф-но) | Развитие беглости, точности в экстремально быстром темпе, синхронность. |
3 | «Мелодия» | В. Попп | Ансамбль (флейта + ф-но) | Развитие кантиленной игры, контроль за длинными фразами и их дыхательной поддержкой, тонкая динамическая нюансировка. |
4 | «Концерт соль мажор» (I или III часть) | В.А. Моцарт | Ансамбль (флейта + ф-но) | Работа над классическим стилем, интонационной чистотой, сложными ансамблевыми задачами. |
5 | «Юмореска» | А. Дворжак | Ансамбль (флейта + ф-но) | Освоение романтического стиля, работа над rubato, тембровым разнообразием. |
6 | «Полёт шмеля» (переложение) | Н. Римский-Корсаков | Ансамбль (флейта-пикколо + ф-но) | Отработка ultra-legato, виртуозной техники, достижение баланса с роял |
Приложение № 2
Нотные примеры приемов аккомпанемента
Данное приложение содержит практические примеры, иллюстрирующие технические приемы работы концертмейстера с учащимися-флейтистами, описанные в разделе IV проекта.
Пример 1: Принцип «прозрачного аккомпанемента» в среднем регистре флейты
Задача: не перекрывать мелодию флейты в динамике p и mp.
Прием: облегченное туше, игра ближе к клавишам, минимум педали.
Фрагмент: Ю. Цыбин «Листок из альбома»
Партия флейты (Соль мажор, мелодия в среднем регистре):
G4 (p) | A4 B4 | C5 D5 | E5 (mp) | D5 C5 | B4 A4 | G4
Партия фортепиано (аккомпанемент):
Правая рука: [C3 E3 G3] (p) | [B2 D3 G3] | [A2 C3 E3] | [G2 B2 D3] | ...
Левая рука: C2 (p) | G1 | C2 | G1 | ...
Правая рука играется легким, «собранным» звуком, левая — мягко, но ритмично. Педаль не используется или берется очень коротко для связывания баса.
Аккорды в партии фортепиано расположены тесным расположением в среднем регистре, но играются тихо и аккуратно, чтобы создать гармоническую основу, но не конкурировать с мелодией флейты.
Пример 2: Использование селективной педали для связи баса
Задача: связать далекие басовые ноты, избегая «грязи» в средних голосах.
Прием: педаль берется кратковременно только на басовый звук и сразу снимается.
Фрагмент: П. Мартин «Танец эльфов» (быстрый темп)
Партия фортепиано:
Такт 1:
Левая рука: C1 (ffz) ------- (длительность половинная) | E1 (ffz) -------
Правая рука: [G3 C4 E4] (staccato) | [G3 B3 D4] (staccato) | ...
Указание по педали:
Такт 1: взять педаль на долю «раз» сразу после взятия аккорда левой рукой (C1) и немедленно снять. Это подчеркнет бас и не «размажет» короткие стаккатные аккорды в правой руке.
Без педали бас может звучать суховато. Глубокая и длительная педаль создаст густой и неразборчивый аккомпанемент. Кратковременная педаль на сильную долю — оптимальное решение.
Пример 3: Тембровое соответствие в кантилене (использование педали una corda)
Задача: создать тембровое единство и нежное звучание аккомпанемента под мелодию большой флейты.
Прием: применение левой педали (una corda) для смягчения и изменения тембра фортепиано.
Фрагмент: В. Попп «Мелодия»
[Начало произведения]
Партия флейты: (Espressivo, p) C5 - E5 - G4 - C5 ...
Партия фортепиано: (dolce, sotto voce - нежно, приглушенно)
Правая рука: [G3 C4 E4] (p) | [G3 B3 D4] | ...
Левая рука: C2 (p) | G1 | ...
Использовать педаль una corda на протяжении всего фрагмента для создания особого, «бархатного» тембра, сливающегося с тембром флейты. Правая педаль используется по фразам.
Педаль una corda не просто делает звук тише, а меняет его окраску, что идеально подходит для сопровождения певучих флейтовых мелодий.
Пример 4: Аккомпанемент виртуозным пассажам флейты-пикколо
Задача: поддержать энергию и четкость пассажа флейты-пикколо, не утяжеляя звучание.
Прием: яркое, отрывистое стаккато в фортепиано в динамике mf.
Фрагмент: Ж. Демерсман «Галоп» (кульминационный пассаж)
Партия флейты-пикколо: (vivace, f) Быстрый пассаж по звукам тонического трезвучия в верхнем регистре (G5, B5, D6, G6...)
Партия фортепиано:
Правая рука: короткие, отрывистые аккорды (стаккато) на слабые доли, ритмически поддерживающие пассаж.
Левая рука: пунктирный ритм (половинная с точкой + восьмая) на тоническом и доминантовом басу (C, G).
Играть аккорды метрически точно, очень четким и легким стаккато, создавая эффект «подстегивания», а не тяжелого аккомпанемента. Динамика **mf**, чтобы флейта-пикколо оставалась на первом плане.
Верхний регистр пикколо обладает резковатым, пронзительным тембром. Яркое, но негромкое стаккато фортепиано ритмически организует пассаж и сливается с ним в единое виртуозное целое, не вступая в тембровый конфликт.
Итоговый отчет о реализации творческого проекта
«Разработка и внедрение комплексной методики работы концертмейстера с учащимися-флейтистами в условиях ДМШ»
Автор: Ашихина Анна Анатольевна, концертмейстер ДМШ им. Э.Г.Гилельса г. Москвы
Сроки реализации: сентябрь 2023 г. – май 2024 г.
Научный руководитель/Партнер: преподаватель по классу флейты Карасикова П.Ю.
Введение
Данный отчет подводит итоги реализации творческого проекта, направленного на систематизацию и совершенствование работы концертмейстера в классе флейты. Как справедливо отмечено в методических материалах, пианист в системе музыкального образования традиционно воспитывается как солист, в то время как большинство выпускников реализуют себя в аккомпанирующей деятельности. Специфика работы с флейтой, требующая особого внимания к балансу, дыханию и агогике, обусловила необходимость создания данной практико-ориентированной методики.
I. Обоснование проекта. Актуальность, уникальность и новизна
Актуальность проекта подтверждена практикой: флейта не отличается большой силой звука, и вся ответственность за динамический баланс и художественную выразительность зачастую ложится на концертмейстера. Работа с разными типами флейт (блокфлейта, капля, большая флейта, флейта-пикколо) требует дифференцированного подхода, который в существующей литературе освещен фрагментарно.
Уникальность и новизна разработанной методики заключаются в ее целостном характере, объединяющем технические, художественные и психологические аспекты работы в триаде «педагог – солист – концертмейстер», что подробно описано в рабочих материалах.
II. Цель и задачи проекта
Цель: разработать и апробировать комплексную методику работы концертмейстера с флейтистами, направленную на повышение уровня ансамблевого мастерства.
Задачи и результаты их реализации:
1. Аналитическая задача (сентябрь-октябрь 2023 г.): изучить существующие методические подходы.
Результат: проанализированы работы Виноградова, Люблинского, Шендеровича и др. Систематизированы основные проблемы: баланс, дыхание, агогика, психологическое взаимодействие.
2. Разработческая задача (ноябрь 2023 г. – январь 2024 г.): формализовать авторские наработки.
Результат: на основе многолетнего опыта работы (7 лет в классе флейты) создана структурированная методика. Подобран и адаптирован репертуар для всех этапов обучения (от Бекмана «В лесу родилась елочка» до виртуозных произведений Демерсмана).
3. Внедренческая задача (февраль-апрель 2024 г.): апробировать методику на 3 учащихся разного уровня.
Результат: методика внедрена в работу с учащимися:
Саша Воевода, 3 кл. (блокфлейта/капля): работа над метроритмом, балансом и синхронностью на материале «Менуэта» А. Копылова.
Лиза Пепеляева, 3 кл. (флейта): работа над фразировкой, дыханием и агогикой на материале «Листка из альбома» Ю. Цыбина.
Маша Орлова, 4 кл. (фортепиано, концертмейстер): работа над ансамблем в трио (флейта, скрипка, ф-но) на материале «Танца эльфов» П. Мартина.
Проведены открытые уроки и концерты для родителей.
4. Контрольная задача (апрель-май 2024 г.):оценить эффективность через выступления.
Результат: учащиеся успешно выступили на академическом концерте. Дуэт Лизы Пепеляевой (флейта) и Маши Орловой (фортепиано) стал лауреатом II степени на конкурсе «Золотая флейта» в номинации «ансамбль», исполнив произведения Ж. Демерсмана «Балагур» и В. Поппа «Мелодия»
5. Обобщающая задача (май 2024 г.):подготовить итоговые материалы.
Результат: на основе наработанного материала подготовлено данное заключение и практические рекомендации.
III. Хронология и этапы реализации проекта
Этапы выполнены в полном соответствии с планом (см. первый документ). Ключевыми событиями практического этапа стали: совместные репетиции, открытые уроки и успешное конкурсное выступление.
IV. Разработанная комплексная методика (на основе практики)
Методика апробирована на практике и включает:
1. Приемы звукоизвлечения и педализации: на примере «Листка из альбома» Цыбина отработан принцип «прозрачного аккомпанемента»: облегченное туше, игра ближе к клавишам, минимум педали в среднем регистре флейты для сохранения баланса.
2. Система упражнений для синхронизации с дыханием: на занятиях с Лизой Пепеляевой применялись:
Дыхательный ауфтакт: четкая договоренность о зрительном сигнале (кивок головы).
«Пауза для дыхания»: проработаны цезуры, концертмейстер учился мысленно пропевать мелодию солиста для точного совместного вступления после паузы.
3. Алгоритм работы над агогикой: на всех этапах обучения использовалось:
Совместное прослушивание записей с обсуждением трактовки (на примере произведений Демерсмана и Поппа).
Игра с листа партии солиста для глубокого понимания музыки.
Работа над rubato как диалог между солистом и концертмейстером.
4. Модель взаимодействия «педагог – солист – концертмейстер»:модель успешно реализована в сотрудничестве с преподавателем Карасиковой П.Ю.
Роли: педагог – стратег, концертмейстер – тактик и психолог, солист – соавтор.
Принципы: единый язык терминов, совместное прослушивание и обсуждение, распределение ответственности. Перед конкурсом «Золотая флейта» концертмейстером проводилась психологическая подготовка учеников (снятие волнения, дыхательные упражнения).
V. Сравнительный анализ запланированного и полученного результатов
Критерий | Запланированный результат | Полученный результат |
Уровень ансамбля | Достижение стабильной синхронности, улучшение баланса. | Достигнут. Синхронность и баланс значительно улучшились благодаря осознанному использованию «прозрачного» аккомпанемента. Ансамбль дуэта был высоко оценен жюри конкурса. |
Работа с дыханием | Внедрение системы жестов, сокращение сбоев на 50%. | Достигнут частично. Система жестов и договоренностей внедрена. Количество сбоев уменьшилось, но волнение на сцене полностью нивелировать не удалось. |
Концертная практика | Успешное выступление на академконцерте. Победа одного участника на конкурсе. | Перевыполнен. Все учащиеся успешно выступили на академическом концерте. Дуэт стал лауреатом II степени на конкурсе «Золотая флейта», что превысило ожидания. |
Методический продукт | Создание текстовых рекомендаций на 5-7 листах. | Перевыполнен. Накопленный практический материал (включая нотные примеры и репертуарные списки) систематизирован и готов к оформлению в практическое руководство. |
Косвенный результат | — | Зафиксирован. Отмечен рост мотивации и уверенности учащихся. Получены положительные отзывы от родителей и педагогов. Методика вызвала интерес у других концертмейстеров школы. |
Заключение
Проект реализован в полном объеме. Разработанная и апробированная комплексная методика доказала свою **высокую эффективность и практическую значимость**, что подтверждается объективными достижениями (победа на конкурсе) и положительными субъективными отзывами.
Главным результатом стало не только создание методического задела для будущего практического руководства, но и реальное улучшение качества ансамблевой игры и концертных выступлений учащихся.
Методика, основанная на многолетнем практическом опыте и углубленной работе в течение учебного года, является универсальной и может быть успешно применена в работе концертмейстеров других детских музыкальных школ.
Концертмейстер ДМШ им. Э.Г.Гилельса_________________ / А.А. Ашихина /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика разработки и внедрения системы работы по использованию методов рейтинговой фиксации и оценивания учебных достижений и контрольно-измерительных материалов.
Методика разработки и внедрения системы работы по использованию методов рейтинговой фиксации и оценивания учебных достижений и контрольно-измерительных материалов....

Доклад на тему: «Специфика работы концертмейстера в классе блокфлейты и саксофона» - V Открытая окружная методико-практическая конференция «Универсальность профессии концертмейстер»
Работа основана на наработках и материалах из различных источников , а также на собственном опыте....

Методическая разработка «Специфика работы концертмейстера с вокалистами на занятии творческого объединения и на сценической площадке»
Методическая разработка«Специфика работы концертмейстера с вокалистами на занятии творческого объединения и на сценической площадке»...

Методическая разработка «Использование ИКТ-технологий в работе концертмейстера»
Методическая разработка«Использование ИКТ-технологий в работе концертмейстера»...
Внедрение 3D-прототипирования при разработке и изготовлении творческих проектов учащимися в школе.
Методические рекомендации учителю технологии в связи с изменением материально-технических условий преподавания предмета....

Методический доклад: «Работа и творческое взаимодействие концертмейстера с педагогом-инструменталистом и учеником. Самостоятельная работа концертмейстера.»
Концертмейстеру принадлежит очень важная роль в образовательном процессе - будить творческую фантазию ученика, создавая своим исполнением качественную художественную среду для создания музыкально- худ...

