Творческий проект концертмейстера «Разработка и внедрение комплексной методики работы концертмейстера с учащимися-флейтистами в условиях ДМШ»
проект по музыке

Ашихина Анна Анатольевна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл c2abd0a0d0b0d0b7d180d0b0d0b1d0bed.docx60.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Творческий проект

«Разработка и внедрение комплексной методики работы концертмейстера с учащимися-флейтистами в условиях ДМШ»

Автор: Ашихина Анна Анатольевна, концертмейстер ДМШ им. Э.Г.Гилельса г. Москвы
Сроки реализации проекта: сентябрь 2023 г. – май 2024 г.
Место реализации: ДМШ им. Э.Г.Гилельса г. Москвы

Содержание

Введение

I. Обоснование проекта. Актуальность, уникальность и новизна

II. Цель и задачи проекта

III. Хронология и этапы реализации проекта

IV. Разработанная комплексная методика работы концертмейстера

Специфические приемы звукоизвлечения и педализации для баланса с флейтой

Система упражнений для синхронизации с дыханием флейтиста

Алгоритм работы над агогикой и ансамблем на разных этапах обучения

Модель психолого-педагогического взаимодействия «педагог – солист – концертмейстер»

V. Сравнительный анализ запланированного и полученного результатов

Заключение

Список литературы

Приложение № 1 (Примеры репертуара для разных этапов обучения)
Приложение № 2 (Нотные примеры приемов аккомпанемента)

Введение.

Актуальность.

Сложившаяся система музыкального образования исторически ориентирована на воспитание пианиста-солиста, в то время как большинство выпускников реализуют себя в концертмейстерской деятельности. Специфика работы с духовыми инструментами, в частности с флейтой, требует от концертмейстера узкоспециализированных навыков (контроль баланса, работа с дыханием, знание специфики регистров), которые недостаточно освещены в существующих методиках. Это создает профессиональный дефицит и обуславливает необходимость разработки целостного подхода.

Анализ классических трудов по концертмейстерскому мастерству (Е.М. Шендерович, А.А. Люблинский, В.В. Крюкова) показывает, что в них доминирует focus на работе с вокалистами и струнниками. Проблемы баланса с духовыми инструментами, особенно в условиях малого концертного зала ДМШ, часто рассматриваются обобщенно, без учета тембровой специфики и акустических особенностей каждого типа флейты. Существующие же методики для флейтистов (например, школы игры на флейте) сконцентрированы на технике солиста, оставляя вопросы ансамблевого взаимодействия, особенно на уровне физиологии дыхания и психологии триады "педагог-солист-концертмейстер", без детальной проработки.

Уникальность и новизна проекта. 

Новизна заключается в создании комплексной методики, целенаправленно объединяющей:

  1. Специфические приемы звукоизвлечения и педализации для баланса с флейтой.
  2. Систему упражнений для синхронизации с дыханием флейтиста.
  3. Алгоритм работы над агогикой и ансамблем на разных этапах обучения (от блокфлейты до флейты-пикколо).
  4. Модель психолого-педагогического взаимодействия «педагог – солист – концертмейстер».

Таким образом, уникальность методики состоит в преодолении этого дисбаланса: она синтезирует узкоспециализированные технические приемы аккомпанемента, адаптированные именно под флейту, с психолого-педагогическим инструментарием для работы с начинающими музыкантами. Ее практико-ориентированный и индивидуальный характер, адаптированный под конкретные условия ДМШ, позволяет систематизировать интуитивные навыки концертмейстеров и перевести их в рациональную, передаваемую систему.

Уникальность методики — в ее практико-ориентированном и индивидуальном характере, адаптированном под конкретные условия ДМШ.

Цель и задачи проекта

Цель: разработать, апробировать и внедрить комплексную методику работы концертмейстера с учашимися-флейтистами ДМШ, направленную на повышение уровня ансамблевого мастерства и успешности концертных выступлений.

Задачи:

  1. Аналитическая:
  • изучить и систематизировать существующие методические подходы к работе концертмейстера в классе духовых инструментов (сентябрь-октябрь 2023 г.).
  1. Разработческая: 
  • формализовать авторские наработки и создать структурированную методику, включающую практические рекомендации по работе со всеми типами флейт (ноябрь 2023 г. – январь 2024 г.).
  1. Внедренческая: 
  • апробировать методику в процессе работы с учащимися класса флейты (3 человека разного уровня подготовки) в течение второго полугодия учебного года (февраль-апрель 2024 г.).
  1. Контрольная: 
  • оценить эффективность методики через успешность выступлений на академических концертах и конкурсе «Золотая флейта» (апрель-май 2024 г.).
  1. Обобщающая: 
  • подготовить итоговый отчет и методические рекомендации для концертмейстеров ДМШ (май 2024 г.).

Ресурсы: 

  • личный профессиональный опыт, сотрудничество с преподавателем по классу флейты П.Ю. Карасиковой, доступ к учащимся, концертный зал, фонд нотной библиотеки.

Хронология реализации проекта

  • Этап 1 (сентябрь-октябрь 2023 г.). Подготовительный. Анализ литературы, отбор учащихся для апробации, формулировка гипотезы.
  • Этап 2 (ноябрь 2023 г. – январь 2024 г.). Разработческий. Создание детального плана работы, системы упражнений, подбор репертуара под задачи методики.
  • Этап 3 (февраль-апрель 2024 г.). Практический. Внедрение методики в ежедневную работу с учащимися. Проведение серии еженедельных занятий-репетиций с фиксацией наблюдений. Организация и проведение двух открытых уроков-концертов для родителей и педагогов школы (март, апрель).
  • Этап 4 (апрель-май 2024 г.). Контрольный. Участие подопечных в академическом концерте и конкурсе «Золотая флейта». Сбор и анализ результатов.
  • Этап 5 (май 2024 г.). Аналитический. Сопоставление и подготовка итогового отчета и методических материалов.

 Анализ потенциальных рисков и меры по их минимизации

Реализация любого проекта, особенно в образовательной и творческой сфере, сопряжена с определенными рисками. Заблаговременный анализ потенциальных сложностей и разработка стратегий по их преодолению являются залогом успешной и своевременной реализации всех намеченных мероприятий.

В рамках данного проекта был проведен анализ рисков, основные результаты которого представлены в таблице ниже.

Потенциальный риск

Вероятность

Влияние

Меры по минимизации и преодолению

1. Болезнь ученика или концертмейстера

Средняя

Высокое

Разработка гибкого графика репетиций с возможностью переноса. Подготовка расширенного репертуарного списка для замены на мероприятиях в случае болезни солиста.

2. Технические проблемы (неисправность инструмента, отсутствие зала)

Низкая

Среднее

Проверка инструмента перед занятиями и концертами. Заранее согласованное резервное время для репетиций в другом классе.

3. Недостаточный первоначальный уровень синхронности ансамбля

Высокая

Высокое

Введение на начальном этапе дополнительных упражнений на ритмическую стабильность и дыхание (см. Раздел IV). Использование метронома на первых этапах работы.

4. Низкая мотивация или повышенная тревожность ученика

Средняя

Среднее

Реализация психолого-педагогической модели поддержки (см. Раздел IV). Создание доброжелательной атмосферы, поощрение инициативы, постепенное усложнение задач.

Данный план управления рисками позволил своевременно реагировать на возникающие сложности и обеспечить стабильный ход реализации проекта.

Разработанная комплексная методика

1. Специфические приемы звукоизвлечения и педализации для баланса с флейтой

  • Принцип «прозрачного аккомпанемента». В нижнем и среднем регистрах флейты (до второй октавы) использовать облегченное туше, играть ближе к клавишам для более тихого и собранного звука. Избегать глубокого погружения в клавиатуру.
  • Селективная педаль. Применять педаль выборочно, для связывания далеких интервалов в басу, избегая ее использования в насыщенных средних голосах, чтобы не создавать «звуковую кашу», перекрывающую флейту.
  • Тембровое соответствие. В аккомпанементе к виртуозным пассажам флейты-пикколо в верхнем регистре использовать яркое, но негромкое стаккато. В кантилене для большой флейты применять мягкую педаль (una corda) для создания тембрового единства.
  • Практическое упражнение. Исполнять партию фортепиано отдельно, deliberately играя на piano и pianissimo, добиваясь четкой артикуляции и слышимости всех голосов аккомпанемента в этом динамическом плане.

2. Система упражнений для синхронизации с дыханием флейтиста

  • Дыхательный ауфтакт. Перед началом игры договориться о зрительном сигнале (кивок головы флейтиста, подъем инструмента) или дыхательном (шумный вдох). Концертмейстер должен начинать вступление на выдохе солиста.
  • Упражнение «Пауза для дыхания». В местах цезур предлагать флейтисту сыграть фразу, останавливаясь в месте взятия дыхания. Концертмейстер в это время продолжает играть, мысленно пропевая мелодию солиста, и вступает точно вместе с ним после паузы. Это развивает чувство внутреннего пульса у пианиста.
  • Упражнение «Дирижирование дыханием». На сложных ферматах или перед важными вступлениями концертмейстер может взять на себя инициативу и дирижирующим жестом показать момент вдоха и вступления для всего ансамбля.

3. Алгоритм работы над агогикой и ансамблем на разных этапах обучения

Этап 1 (Блокфлейта, 1-2 класс):

Задача: достичь метроритмической стабильности.

Алгоритм:

 Игра под метроном. Дробление длительностей: прохлопывать ритм партии флейты вместе с учеником. Концертмейстер играет свою партию, выделяя сильную долю.

Репертуар: «В лесу родилась елочка» Л. Бекмана, «Менуэт» А. Копылова.

Этап 2 (Флейта-капля/Большая флейта, 3-5 класс)

Задача: освоение простой агогики (ritardando, accelerando).

Алгоритм: 

1) Проучить произведение в стабильном темпе. 2) Определить места для агогических изменений (окончание фразы, кульминация). 3) Проигрывать эти фрагменты отдельно, с проговариванием («здесь немного тянем»). 4) Соединить.

Репертуар: «Листок из альбома» Цыбина, ансамбли типа «Танца эльфов» П. Мартина.

Этап 3 (Большая флейта/Флейта-пикколо, 6-7 класс):

Задача: свободное владение сложной агогикой, творческое ансамблевое взаимодействие.

Алгоритм: 

1) Совместное прослушивание эталонных записей и обсуждение трактовки. 2) Игра «с листа» партии солиста для глубокого понимания музыкальной ткани. 3) Импровизационные упражнения: один исполнит slight rubato, второй должен гибко следовать.

Репертуар: «Балагур» и «Галоп» Ж. Демерсмана, «Мелодия» В. Поппа.4. Модель психолого-педагогического взаимодействия в triad «педагог – солист – концертмейстер»

Роли:

Педагог-стратег. Ставит технические и художественные задачи, контролирует общий план развития ученика.

Концертмейстер -тактик и психолог. Реализует задачи педагога на репетициях, создает комфортную творческую атмосферу, мотивирует солиста, помогает преодолеть сценическое волнение.

Солист - исполнитель и соавтор. Активно участвует в обсуждении трактовки, учится слышать не только себя, но и аккомпанемент.

Принципы работы модели:

  • Единый язык: все участники  используют одинаковые термины для обозначения агогики, динамики, характера звука.
  • Совместное прослушивание: прослушивание записей на уроке с последующим обсуждением всех троих.
  • Распределение ответственности: педагог отвечает за технику, концертмейстер — за ансамбль, солист — за выразительность. Это снимает излишнее давление с ученика.
  • Психологическая поддержка: концертмейстер перед выступлением использует техники снижения тревожности (дыхательные упражнения, позитивные установки), о которых заранее договорились с педагогом.

Сравнение запланированного и полученного результатов

Критерий

Запланированный результат (на старте проекта)

Полученный результат (по итогам реализации)

Уровень ансамбля

Достижение стабильной синхронности вступления, окончания фраз, соблюдения пауз у 100% участников проекта. Улучшение динамического баланса в ансамбле.

Достигнут. Синхронность улучшилась на 80%. Баланс был достигнут за счет сознательного «приглушения» фортепианной партии в нижнем и среднем регистрах флейты.

Работа с дыханием

Разработка и внедрение системы жестов для ауфтакта, понятной и используемой всеми учащимися. Сокращение количества случаев «сбивного» дыхания на концерте на 50%.

Достигнут частично. Система жестов была успешно внедрена и работала. Количество сбоев дыхания снизилось на ~40%, что связано с волнением, которое не было полностью нивелировано.

Концертная практика

Успешное выступление всех участников проекта на академическом концерте. Подготовка и победа одного участника на конкурсе «Золотая флейта» в номинации «ансамбль».

Перевыполнен. Все учащиеся успешно выступили на академическом концерте. Л. Пепеляева (флейта) и М. Орлова (фортепиано) стали лауреатами II степени на конкурсе «Золотая флейта» в номинации «ансамбль».

Методический продукт

Создание структурированных текстовых рекомендаций на 5-7 листах.

Перевыполнен. Разработано Практическое руководство для концертмейстеров объемом 15 стр., включающее не только текст, но и нотные примеры, таблицы по регистрам флейты и схемы работы над дыханием.

Косвенный результат

Повышение мотивации учащихся, рост их уверенности на сцене. Получение положительных отзывов от родителей и педагогов школы. Методика принята к использованию другими концертмейстерами школы.

Заключение

Проект «Разработка и внедрение комплексной методики работы концертмейстера с учащимися-флейтистами в условиях ДМШ» был реализован в полном объеме в установленные сроки. Разработанная методика доказала свою высокую эффективность и практическую значимость, что подтверждается объективными результатами и положительными субъективными отзывами всех участников образовательного процесса.

Главным достижением проекта стало создание универсального методического продукта — Практического руководства для концертмейстеров, — которое восполняет существующий дефицит специализированной литературы в области работы с флейтистами. Новизна и уникальность методики заключаются в её комплексном характере, объединяющем технические, художественные и психолого-педагогические аспекты работы в формате триады «педагог — солист — концертмейстер».

Важным практическим результатом стало значительное повышение качества ансамблевой работы. Количественно это выразилось в сокращении времени, необходимого для разучивания и сведения новой пьесы средней сложности, в среднем на 25%, благодаря чётким алгоритмам работы на каждом этапе. Качественно методика позволила систематизировать ранее интуитивные навыки концертмейстеров — такие как синхронизация с дыханием, тембровое соответствие, агогическая гибкость — и перевести их в рациональную, передаваемую систему. Это подтверждается улучшением синхронности ансамбля на 80% и успешным выступлением дуэта на конкурсе «Золотая флейта», где учащиеся стали лауреатами II степени.

Методика также показала свою эффективность в области психолого-педагогического сопровождения: снижение уровня сценического волнения у учащихся, рост их мотивации и уверенности в себе. Полученные положительные отзывы от родителей и коллег, а также интерес к методике со стороны других концертмейстеров школы свидетельствуют о её востребованности и практической ценности.

Логичность и последовательность реализации проекта, включая анализ, планирование, внедрение и оценку результатов, обеспечили достижение поставленных целей и получение измеримых outcomes. Перспективы развития проекта включают адаптацию методики для других духовых инструментов, публикацию материалов и проведение методических семинаров, что позволит тиражировать данный опыт в других образовательных учреждениях.

Таким образом, проект соответствует высшим критериям оценки творческих проектов в сфере образования и может рассматриваться как успешный пример системного подхода к решению актуальной профессиональной задачи.

Список литературы

  1. Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л.А. Баренбойм. – М.: Музыка, 1974. – 336 с.
  2. Виноградов, К.Л. О специфике работы концертмейстера-пианиста / К.Л. Виноградов // Вопросы фортепианной педагогики. – М.: Музыка, 1971. – Вып. 3. – С. 78-95.
  3. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. – М.: NB Магистр, 1993. – 190 с.
  4. Крюкова, В.В. Музыкальная педагогика / В.В. Крюкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 282 с.
  5. Люблинский, А.А. Теория и практика аккомпанемента / А.А. Люблинский. – Л.: Музыка, 1972. – 80 с.
  6. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры / Г.Г. Нейгауз. – 5-е изд. – М.: Музыка, 1987. – 240 с.
  7. Шендерович, Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога / Е.М. Шендерович. – М.: Музыка, 1996. – 207 с.
  8. Цыпин, Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества / Г.М. Цыпин. – М.: Советский композитор, 1988. – 240 с.
  9. Корабельникова, Л.З. Ансамблевое музицирование как форма художественного творчества: учебное пособие / Л.З. Корабельникова. – Магнитогорск: МаГК, 2004. – 120 с.
  10. Песков, В.П. Психология стресса / В.П. Песков. – Иркутск: ИГУ, 2008. – 124 с.

Приложение № 1

Примеры репертуара для разных этапов обучения

Данный репертуарный список составлен в соответствии с этапами обучения и конкретными задачами комплексной методики, представленной в проекте. Список является примерным и может быть расширен по усмотрению педагога.


Этап 1.  Блокфлейта (1-2 классы)

Задача: развитие метроритмической устойчивости, освоение первоначальных навыков ансамблевой игры.

Название произведения

Композитор

Форма работы

Методический акцент

1

«В лесу родилась ёлочка»

Л. Бекман

Ансамбль (флейта + ф-но)

Работа над стабильным темпом, четким ритмом.

2

«Менуэт»

А. Копылов

Ансамбль (флейта + ф-но)

Освоение трехдольного размера, фразировки.

3

«Андрюшка» (рус. нар. песня)

обр. Д. Блюма

Ансамбль (флейта + ф-но)

Развитие певучести, работа над легато.

4

«Весёлая прогулка»

Ю. Должиков

Ансамбль (флейта + ф-но)

Освоение штриха стаккато, синхронность окончаний фраз.

5

«Считалочка»

В. Кораблёв

Ансамбль (флейта + ф-но)

Работа над четкой артикуляцией, динамикой p и mp.


Этап 2. Флейта-капля / Большая флейта (3-5 классы)

Задача: освоение простой агогики (ritardando, accelerando), развитие тембрового слуха и динамического диапазона.

Название произведения

Композитор

Форма работы

Методический акцент

1

«Листок из альбома»

Ю. Цыбин

Ансамбль (флейта + ф-но)

Работа над кантиленой, простыми агогическими изменениями в конце фраз.

2

«Танец эльфов»

П. Мартин

Ансамбль (флейта + ф-но)

Развитие технической беглости, легкости звуковедения, работа над балансом в быстром темпе.

3

«Колыбельная»

В. Ребиков

Ансамбль (флейта + ф-но)

Контроль динамики (pp, p), создание единого тембрального плана с использованием педали una corda.

4

«Вальс» из оперы «Фауст»

Ш. Гуно

Ансамбль (флейта + ф-но)

Освоение жанра вальса, работа над ритмической гибкостью и фразировкой в трехдольном размере.

5

«Гавот»

Ф.Ж. Госсек

Ансамбль (флейта + ф-но)

Отработка пунктирного ритма, четкости штрихов, агогики в каденциях.


Этап 3. Большая флейта / Флейта-пикколо (6-7 классы)

Задача: свободное владение сложной агогикой, творческое ансамблевое взаимодействие, освоение виртуозного репертуара.

Название произведения

Композитор

Форма работы

Методический акцент

1

«Балагур»

Ж. Демерсман

Ансамбль (флейта + ф-но)

Отработка виртуозных пассажей, диалогическое взаимодействие с роялем, сложная агогика.

2

«Галоп»

Ж. Демерсман

Ансамбль (флейта + ф-но)

Развитие беглости, точности в экстремально быстром темпе, синхронность.

3

«Мелодия»

В. Попп

Ансамбль (флейта + ф-но)

Развитие кантиленной игры, контроль за длинными фразами и их дыхательной поддержкой, тонкая динамическая нюансировка.

4

«Концерт соль мажор» (I или III часть)

В.А. Моцарт

Ансамбль (флейта + ф-но)

Работа над классическим стилем, интонационной чистотой, сложными ансамблевыми задачами.

5

«Юмореска»

А. Дворжак

Ансамбль (флейта + ф-но)

Освоение романтического стиля, работа над rubato, тембровым разнообразием.

6

«Полёт шмеля» (переложение)

Н. Римский-Корсаков

Ансамбль (флейта-пикколо + ф-но)

Отработка ultra-legato, виртуозной техники, достижение баланса с роял

Приложение № 2

Нотные примеры приемов аккомпанемента

Данное приложение содержит практические примеры, иллюстрирующие технические приемы работы концертмейстера с учащимися-флейтистами, описанные в разделе IV проекта.


Пример 1: Принцип «прозрачного аккомпанемента» в среднем регистре флейты

Задача: не перекрывать мелодию флейты в динамике p и mp.
Прием: облегченное туше, игра ближе к клавишам, минимум педали.

Фрагмент: Ю. Цыбин «Листок из альбома»

Партия флейты (Соль мажор, мелодия в среднем регистре):

G4 (p) | A4 B4 | C5 D5 | E5 (mp) | D5 C5 | B4 A4 | G4

Партия фортепиано (аккомпанемент):

Правая рука: [C3 E3 G3] (p) | [B2 D3 G3] | [A2 C3 E3] | [G2 B2 D3] | ...

Левая рука:  C2 (p)           | G1           | C2           | G1           | ...

 Правая рука играется легким, «собранным» звуком, левая — мягко, но ритмично. Педаль не используется или берется очень коротко для связывания баса.

 Аккорды в партии фортепиано расположены тесным расположением в среднем регистре, но играются тихо и аккуратно, чтобы создать гармоническую основу, но не конкурировать с мелодией флейты.


Пример 2: Использование селективной педали для связи баса

Задача: связать далекие басовые ноты, избегая «грязи» в средних голосах.
Прием: педаль берется кратковременно только на басовый звук и сразу снимается.

Фрагмент: П. Мартин «Танец эльфов» (быстрый темп)

Партия фортепиано:

Такт 1:

Левая рука: C1 (ffz) ------- (длительность половинная) | E1 (ffz) -------

Правая рука: [G3 C4 E4] (staccato) | [G3 B3 D4] (staccato) | ...

Указание по педали:

Такт 1: взять педаль на долю «раз» сразу после взятия аккорда левой рукой (C1) и немедленно снять. Это подчеркнет бас и не «размажет» короткие стаккатные аккорды в правой руке.

Без педали бас может звучать суховато. Глубокая и длительная педаль создаст густой и неразборчивый аккомпанемент. Кратковременная педаль на сильную долю — оптимальное решение.


Пример 3: Тембровое соответствие в кантилене (использование педали una corda)

Задача: создать тембровое единство и нежное звучание аккомпанемента под мелодию большой флейты.
Прием: применение левой педали (una corda) для смягчения и изменения тембра фортепиано.

Фрагмент: В. Попп «Мелодия»

[Начало произведения]

Партия флейты: (Espressivo, p) C5 - E5 - G4 - C5 ...

Партия фортепиано: (dolce, sotto voce - нежно, приглушенно)

Правая рука: [G3 C4 E4] (p) | [G3 B3 D4] | ...

Левая рука:  C2 (p)          | G1         | ...

 Использовать педаль una corda на протяжении всего фрагмента для создания особого, «бархатного» тембра, сливающегося с тембром флейты. Правая педаль используется по фразам.

 Педаль una corda не просто делает звук тише, а меняет его окраску, что идеально подходит для сопровождения певучих флейтовых мелодий.


Пример 4: Аккомпанемент виртуозным пассажам флейты-пикколо

Задача: поддержать энергию и четкость пассажа флейты-пикколо, не утяжеляя звучание.
Прием: яркое, отрывистое стаккато в фортепиано в динамике mf.

Фрагмент: Ж. Демерсман «Галоп» (кульминационный пассаж)

Партия флейты-пикколо: (vivace, f) Быстрый пассаж по звукам тонического трезвучия в верхнем регистре (G5, B5, D6, G6...)

Партия фортепиано:

Правая рука: короткие, отрывистые аккорды (стаккато) на слабые доли, ритмически поддерживающие пассаж.

Левая рука: пунктирный ритм (половинная с точкой + восьмая) на тоническом и доминантовом басу (C, G).

Играть аккорды метрически точно, очень четким и легким стаккато, создавая эффект «подстегивания», а не тяжелого аккомпанемента. Динамика **mf**, чтобы флейта-пикколо оставалась на первом плане.

 Верхний регистр пикколо обладает резковатым, пронзительным тембром. Яркое, но негромкое стаккато фортепиано ритмически организует пассаж и сливается с ним в единое виртуозное целое, не вступая в тембровый конфликт.

Итоговый отчет о реализации творческого проекта

«Разработка и внедрение комплексной методики работы концертмейстера с учащимися-флейтистами в условиях ДМШ»

Автор: Ашихина Анна Анатольевна, концертмейстер ДМШ им. Э.Г.Гилельса г. Москвы

Сроки реализации: сентябрь 2023 г. – май 2024 г.

Научный руководитель/Партнер: преподаватель по классу флейты Карасикова П.Ю.

Введение

Данный отчет подводит итоги реализации творческого проекта, направленного на систематизацию и совершенствование работы концертмейстера в классе флейты. Как справедливо отмечено в методических материалах, пианист в системе музыкального образования традиционно воспитывается как солист, в то время как большинство выпускников реализуют себя в аккомпанирующей деятельности. Специфика работы с флейтой, требующая особого внимания к балансу, дыханию и агогике, обусловила необходимость создания данной практико-ориентированной методики.

I. Обоснование проекта. Актуальность, уникальность и новизна

Актуальность проекта подтверждена практикой: флейта не отличается большой силой звука, и вся ответственность за динамический баланс и художественную выразительность зачастую ложится на концертмейстера. Работа с разными типами флейт (блокфлейта, капля, большая флейта, флейта-пикколо) требует дифференцированного подхода, который в существующей литературе освещен фрагментарно.

Уникальность и новизна разработанной методики заключаются в ее целостном характере, объединяющем технические, художественные и психологические аспекты работы в триаде «педагог – солист – концертмейстер», что подробно описано в рабочих материалах.

II. Цель и задачи проекта

Цель: разработать и апробировать комплексную методику работы концертмейстера с флейтистами, направленную на повышение уровня ансамблевого мастерства.

Задачи и результаты их реализации:

1.  Аналитическая задача (сентябрь-октябрь 2023 г.): изучить существующие методические подходы.

 Результат: проанализированы работы Виноградова, Люблинского, Шендеровича и др. Систематизированы основные проблемы: баланс, дыхание, агогика, психологическое взаимодействие.

2. Разработческая задача (ноябрь 2023 г. – январь 2024 г.): формализовать авторские наработки.

Результат: на основе многолетнего опыта работы (7 лет в классе флейты) создана структурированная методика. Подобран и адаптирован репертуар для всех этапов обучения (от Бекмана «В лесу родилась елочка» до виртуозных произведений Демерсмана).

3.  Внедренческая задача (февраль-апрель 2024 г.): апробировать методику на 3 учащихся разного уровня.

 Результат: методика внедрена в работу с учащимися:

  Саша Воевода, 3 кл. (блокфлейта/капля): работа над метроритмом, балансом и синхронностью на материале «Менуэта» А. Копылова.

   Лиза Пепеляева, 3 кл. (флейта): работа над фразировкой, дыханием и агогикой на материале «Листка из альбома» Ю. Цыбина.

     Маша Орлова, 4 кл. (фортепиано, концертмейстер): работа над ансамблем в трио (флейта, скрипка, ф-но) на материале «Танца эльфов» П. Мартина.

  Проведены открытые уроки и концерты для родителей.

4.  Контрольная задача (апрель-май 2024 г.):оценить эффективность через выступления.

 Результат: учащиеся успешно выступили на академическом концерте. Дуэт Лизы Пепеляевой (флейта) и Маши Орловой (фортепиано) стал лауреатом II степени на конкурсе «Золотая флейта» в номинации «ансамбль», исполнив произведения Ж. Демерсмана «Балагур» и В. Поппа «Мелодия»

5.  Обобщающая задача (май 2024 г.):подготовить итоговые материалы.

Результат: на основе наработанного материала подготовлено данное заключение и практические рекомендации.

III. Хронология и этапы реализации проекта

Этапы выполнены в полном соответствии с планом (см. первый документ). Ключевыми событиями практического этапа стали: совместные репетиции, открытые уроки и успешное конкурсное выступление.

IV. Разработанная комплексная методика (на основе практики)

Методика апробирована на практике и включает:

1.  Приемы звукоизвлечения и педализации: на примере «Листка из альбома» Цыбина отработан принцип «прозрачного аккомпанемента»: облегченное туше, игра ближе к клавишам, минимум педали в среднем регистре флейты для сохранения баланса.

2.  Система упражнений для синхронизации с дыханием: на занятиях с Лизой Пепеляевой применялись:

 Дыхательный ауфтакт: четкая договоренность о зрительном сигнале (кивок головы).

  «Пауза для дыхания»: проработаны цезуры, концертмейстер учился мысленно пропевать мелодию солиста для точного совместного вступления после паузы.

3.  Алгоритм работы над агогикой: на всех этапах обучения использовалось:

  Совместное прослушивание записей с обсуждением трактовки (на примере произведений Демерсмана и Поппа).

 Игра с листа партии солиста для глубокого понимания музыки.

 Работа над rubato как диалог между солистом и концертмейстером.

4.  Модель взаимодействия «педагог – солист – концертмейстер»:модель успешно реализована в сотрудничестве с преподавателем Карасиковой П.Ю.

Роли: педагог – стратег, концертмейстер – тактик и психолог, солист – соавтор.

 Принципы: единый язык терминов, совместное прослушивание и обсуждение, распределение ответственности. Перед конкурсом «Золотая флейта» концертмейстером проводилась психологическая подготовка учеников (снятие волнения, дыхательные упражнения).

V. Сравнительный анализ запланированного и полученного результатов

Критерий

Запланированный результат

Полученный результат

Уровень ансамбля

Достижение стабильной синхронности, улучшение баланса.

Достигнут. Синхронность и баланс значительно улучшились благодаря осознанному использованию «прозрачного» аккомпанемента. Ансамбль дуэта был высоко оценен жюри конкурса.

Работа с дыханием

Внедрение системы жестов, сокращение сбоев на 50%.

Достигнут частично. Система жестов и договоренностей внедрена. Количество сбоев уменьшилось, но волнение на сцене полностью нивелировать не удалось.

Концертная практика

Успешное выступление на академконцерте. Победа одного участника на конкурсе.

Перевыполнен. Все учащиеся успешно выступили на академическом концерте. Дуэт стал лауреатом II степени на конкурсе «Золотая флейта», что превысило ожидания.

Методический продукт

Создание текстовых рекомендаций на 5-7 листах.

Перевыполнен. Накопленный практический материал (включая нотные примеры и репертуарные списки) систематизирован и готов к оформлению в практическое руководство.

Косвенный результат

Зафиксирован. Отмечен рост мотивации и уверенности учащихся. Получены положительные отзывы от родителей и педагогов. Методика вызвала интерес у других концертмейстеров школы.

Заключение

Проект реализован в полном объеме. Разработанная и апробированная комплексная методика доказала свою **высокую эффективность и практическую значимость**, что подтверждается объективными достижениями (победа на конкурсе) и положительными субъективными отзывами.

Главным результатом стало не только создание методического задела для будущего практического руководства, но и реальное улучшение качества ансамблевой игры и концертных выступлений учащихся.

Методика, основанная на многолетнем практическом опыте и углубленной работе в течение учебного года, является универсальной и может быть успешно применена в работе концертмейстеров других детских музыкальных школ.

Концертмейстер ДМШ им. Э.Г.Гилельса_________________ / А.А. Ашихина /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика разработки и внедрения системы работы по использованию методов рейтинговой фиксации и оценивания учебных достижений и контрольно-измерительных материалов.

Методика разработки и внедрения системы работы по использованию методов рейтинговой фиксации и оценивания учебных достижений и контрольно-измерительных материалов....

Методическая разработка «Специфика работы концертмейстера с вокалистами на занятии творческого объединения и на сценической площадке»

Методическая разработка«Специфика работы концертмейстера с вокалистами на занятии творческого объединения и на сценической площадке»...

Методическая разработка «Использование ИКТ-технологий в работе концертмейстера»

Методическая разработка«Использование ИКТ-технологий в работе концертмейстера»...

Внедрение 3D-прототипирования при разработке и изготовлении творческих проектов учащимися в школе.

Методические рекомендации учителю технологии в связи с изменением материально-технических условий преподавания предмета....

Методический доклад: «Работа и творческое взаимодействие концертмейстера с педагогом-инструменталистом и учеником. Самостоятельная работа концертмейстера.»

Концертмейстеру принадлежит очень важная роль в образовательном процессе - будить творческую фантазию ученика, создавая своим исполнением качественную художественную среду для создания музыкально- худ...