Методический семинар "Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках музыки"
методическая разработка по музыке (5, 6, 7, 8 класс)

Гордина Гульнара Камильевна

Целью моего семинара является стремление поделиться своим опытом решения одной из самых актуальных проблем, стоящих перед каждым учителем: как заинтересовать ребёнка предметом, как удержать этот интерес?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx24.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Тема: «Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках музыки»

Выполнила:

Гордина Г.К.

учитель музыки

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Здравствуйте, дорогие друзья! Музыку в школе я преподаю не так давно. Когда мне предложили вести уроки музыки, я растерялась…  Несмотря на то, что всю свою осознанную жизнь я пою, очень люблю слушать музыку и мои музыкальные вкусы далеки от популярной музыки, скорее предпочитаю «умную», глубокую музыку, я всерьез задумалась, как открыть ребенку мир «качественной» музыки? Воспитать человека, который любит и понимает ее? Да еще и за один час в неделю! Все это казалось мне весьма трудной задачей. Но начав заниматься этим предметом, я поняла, что задача это  интересная и захватывающая, требующая креативного подхода.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

- развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса;

- получение знаний о музыке, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности

- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Задачи музыкального образования:

 - научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать культуру мышления и речи.

       Современный Федеральный государственный образовательный стандарт  общего образования большое внимание уделяет формированию и развитию у школьников универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных

Личностные учебные действия по предмету «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

В изучении предмета «Музыка» учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества. Именно это составляет сущность регулятивных действий по музыке.

Познавательные универсальные действия включают в себя приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству – способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.

Коммуникативные учебные действия по предмету «Музыка» формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень актуально в наше время, потому что в современном мире требуется такие качества человека как мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Целью моего семинара является стремление поделиться своим опытом решения одной из самых актуальных проблем, стоящих перед каждым учителем: как заинтересовать ребёнка предметом, как удержать этот интерес?

Совершенствовать музыкальное и педагогическое мастерство в настоящее время мне помогает общение с интересными, увлеченными музыкой и педагогикой, людьми, поэтому я с большим интересом посещаю музыкальные, этнические, фольклорные фестивали, бываю в музеях и на мастер-классах. Самостоятельно изучаю психологию, в том числе детскую, благодаря чему стала лучше понимать детей. Но также осознаю, что мало находиться в пути самой. Нужно создать условия, чтобы дети пошли за мной и со мной.

Как сформировать у детей потребность в постоянном саморазвитии, желание идти дальше? С интереса всё начинается, и без него ничего не получится. Я считаю, что нужно создать для ребёнка образовательное пространство, которое окружает его везде: на уроках, внеклассных мероприятиях, дома... В моём случае это пространство музыкальное, и  моя задача как учителя – показать ученику возможные горизонты, векторы дальнейшего движения… Дальше ребёнок пойдёт сам.  

Современный ребёнок. Какой он? Что он слушает?

Под влиянием окружения подросток очень часто ограничивает круг своих пристрастий и ничего не слышит, кроме того, что звучит в его наушниках. Я предполагаю, что это не классика. Моя  задача – «снять» с него эти наушники и открыть для него огромный и разнообразный мир Музыки. Приобщить его не только к классической музыке, но и заинтересовать музыкой народной, фольклорной. Показать всю её красоту, глубину и разнообразие.

Ядром музыкального пространства является урок. Импульс любого учебного занятия – мотив. Само это слово очень музыкальное: с мотива начинается мелодия, начинается музыка, начинается каждый мой урок. Предлагаю вам познакомиться с наиболее эффективными и универсальными приемами создания учебной мотивации.

  1. Личный пример учителя

Главными компонентами урока музыки являются слушание и пение. С музыкальным произведением можно познакомиться двумя способами: прослушать аудиозапись или живое исполнение. Что предпочтительнее? Думаю, все согласны, что если учитель самостоятельно рождает музыку здесь и сейчас, это создаёт интерес, затрагивает струны души ребёнка! Особенно пение под живой аккомпанемент впечатляет и вдохновляет детей  на творчество.  

  1. Классическое в современном 

В изучении классической музыки стараюсь находить информацию о современных музыкантах, которые исполняют классические произведения в своей самобытной мастерской манере (Ванесса Мэй, Дэвид Гарред, Лола Астанова и другие) и через познание их трепетного отношения и увлеченности музыкой, тоже приобщаться к прекрасному. У детей это хорошо получается, так как они хорошие эмпаты и способны глубоко чувствовать переживания других людей.

 Изучение этнической, фольклорной музыки также возможно на примерах современных фолк-группах (Blackmore’s Night, Мельница, Ковчег). Смотрим с ребятами современные красивые клипы на фолк-композиции, разучиваем песни, поем под гитару.

3. Свободное обсуждение

На уроках музыки важно не только прослушать произведение, но и понять его. Для этого я использую метод обсуждения, в котором ребята свободно выражают свои впечатления и мнения. Уважительное отношение учителя к мнению каждого ученика, мотивирует ребят внимательно слушать произведение и тщательно подбирать слова для описания своих эмоций. С психологической точки зрения – это очень полезное занятие, в том числе и для взрослых, уметь выразить вербально свои эмоции. Случается, что ребенок не может выразить свое отношение, говорит, например, музыка – «веселая» и конкретнее описать не может, тогда мы начинаем перебирать, какие эмоции может описывать характеристика «веселая» - радость, воодушевление, восторг, ликование, удовольствие, выбирая из списка подходящие. Что нам дают такие упражнения? В первую очередь – лучшее понимание себя, своих возникающих чувств, затем чувств находящихся рядом людей. Что в свою очередь способствует установлению более доверительных отношений в классе.

4. Истина и фальшь

Многие ли смогут отличить живое исполнение от фонограммы? Опыт показывает, что нет. Только посещая концерты, где звучит живая музыка, можно ощутить ее энергию, вибрацию, магнетизм. Тогда происходит осознание музыки как искусства, рождённого здесь и сейчас. Зритель становится свидетелем и соучастником этого события. Мои ученики сами готовятся к выступлениям на концертах, репетируют, выступают, получают признание аплодисментами. Это ли не мотивация?

Продолжая тему, мы неминуемо придём к выводу, что фальшь, обман недопустимы в любой сфере жизни.

5. Скрещение судеб

Удивительно, как неожиданно порой переплетаются судьбы великих музыкантов, поэтов, художников и их произведений.  Например, великая русская балерина М. Плисецкая мечтала создать образ Кармен на балетной сцене. Она обратилась к своему супругу Р.Щедрину с просьбой написать музыку к балету.  Композитор соединил самые яркие номера бессмертной оперы «Кармен» Ж.Бизе,  создал оригинальную оркестровку. Так родилась знаменитая «Кармен-сюита». Русский композитор А. К. Лядов передал своё видение главных персонажей народного сказания с помощью музыкальных средств выразительности. Так родилась симфоническая миниатюра «Кикимора». Чем больше учитель знает и приводит таких фактов, тем интереснее и ярче становится урок.  Невозможно обойти вниманием «скрещение судеб» А.С.Пушкина и М.И.Глинки; В.А.Моцарта, А.Сальери и А.С.Пушкина; С.В.Рахманинова и Ф.И.Шаляпина; И.Ф.Стравинского и С.П.Дягилева и т.д.  

6. Пересечение множеств

Использование возможностей синтетических видов искусств: кино, балета, театра – на уроке очевидно. А как будет воспринята демонстрация записи выступлений фигуристов? Конечно, она вызовет удивление. Оказывается, их можно и нужно СЛУШАТЬ. В качестве драматургической основы программ спортсмены выбирают лучшие образцы мировой музыкальной культуры. Олимпийские чемпионы 2014 года Т.Волосожар и М.Траньков танцевали под  музыку знаменитого вальса А.И.Хачатуряна к драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад», а бронзовые призёры Е.Ильиных и Н. Кацалапов – под великую музыку  П.И.Чайковского из балета «Лебединое озеро». Поистине произведениями искусства стали программы таких мастеров, как Н.Бестемьянова – А.Букин на музыку Бородина «Половецкие пляски», Т.Навка – Р.Костомаров, Е.Плющенко на музыку Ж.Бизе «Кармен»

7. Погружение в эпоху On-line

Что общего у музыки и интернета? Отсутствие границ! Интернет позволяет мне заниматься музыкой с детьми дистанционно, вовлекать их в виртуальное общение на предложенные мной и интересующие их темы,  мотивировать к выполнению домашних заданий, основанных на возможностях интернета: филармония on-line, обратная связь и т.д. Часто для мотивации учащихся использую виртуальные экскурсии,  в места, связанные с жизнью и творчеством великих композиторов. Это увлечение путешествиями имеет профессиональную направленность: Зальцбург  Моцарта;  Вена Гайдна, Моцарта, Бетховена, Штрауса; Генуя и Ницца Паганини; Великий Новгород Рахманинова; псковская земля – родина Мусоргского; Клин – последнее пристанище Чайковского; музей-квартира Высоцкого в Москве; многогранный Петербург – колыбель и оплот русской культуры…  Впечатления, интересные, неожиданные факты, которых нет в учебнике, позволяют приблизить личность композитора, сделать его образ живым.

8. С песней по жизни

Уроки музыки заканчиваются в 8 классе, но путь ребенка в музыке продолжается во внеурочной деятельности, расширяя его образовательное пространство. Каждый ученик школы получает первоначальные навыки исполнительского мастерства, участвуя в хоре своего класса. И здесь стимулом к занятиям становятся  выступления на праздничных концертах. Например,  концерт «День Матери», «9 Мая», «Выпускные вечера», муниципальный этап «КВН», к которому наши ребята, особенно тщательно готовятся. Также дети с удовольствием участвуют в конкурсах и фестивалях вокальной направленности. Это дает им возможность не только выразить себя (приобрести опыт публичных выступлений, обрести уверенность в себе, преодолеть страхи и сомнения), но и подарить радость другим (увидеть слёзы счастья тех, кому недостаёт внимания, сопереживания и соучастия).  

Дорогие друзья! Затронутая тема вряд ли может быть исчерпана в рамках одного семинара. Предложенные мною приёмы работают на любом предмете, хотя их названия и градация условны.

  Меняется жизнь, музыка, дети, побуждая меня постоянно искать новые идеи, методы, формы, приёмы мотивации… Понимаю простую истину: «Всё, что отдал, – твоё! Всё, что сберёг – потерял!»

 Конкурс «Учитель года» – возможность поделиться наработанным и получить мотив к дальнейшему развитию. Этот конкурс стал событием в моей жизни. Я как учитель стремлюсь к тому, чтобы урок музыки для каждого ребёнка становился СОБЫТИЕМ, когда внешний мотив становится внутренним и в конечном итоге побуждает его к созданию событий собственных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская система оценивания учебных достижений учащихся на уроках музыки

Я нашла для себя метод отслеживания сформированности данных критериев при помощи  компетентностно – ориентированных заданий (КОЗ)....

Авторская система оценивания учебных достижений учащихся на уроках музыки

Я нашла для себя метод отслеживания сформированности данных критериев при помощи  компетентностно – ориентированных заданий (КОЗ)....

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки...

Методический семинар "Проблемно-диалогическое обучение как способ активизации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка"

Проблемно-диалогическое обучение как способ активизации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка...

Повышение мотивации к учебной деятельности учащихся на уроках математики с помощью учебно-познавательной задачи

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановк...

Повышение мотивации к учебной деятельности учащихся на уроках математики с помощью учебно-познавательной задачи

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановк...

Творчество как способ повышения мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках музыки

Творчество как способ повышения мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках музыки...