ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПИАНИСТА-КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА
методическая разработка по музыке

Черненко Елена Васильевна

Профессия «концертмейстер» среди музыкантов является самой необходимой и востребованной. В профессиональной помощи пианиста-концертмейстера нуждаются представители почти всех музыкальных специализаций – это и академический хор, и класс вокала, струнные, народные, духовые инструменты, класс хореографии…Деятельность концертмейстера очень многогранна, каждое направление вносит свою специфику в работу; аккомпанировать балалаечнику, скрипачу, вокалисту, импровизировать на уроках классического танца – все это требует особых навыков и мобильности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_5.doc50 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В РАБОТЕ ПИАНИСТА-КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

Профессия «концертмейстер» среди музыкантов является самой необходимой и востребованной. В профессиональной помощи пианиста-концертмейстера нуждаются представители почти всех музыкальных специализаций – это и академический хор, и класс вокала, струнные, народные, духовые инструменты, класс хореографии…Деятельность концертмейстера очень многогранна, каждое направление вносит свою специфику в работу; аккомпанировать балалаечнику, скрипачу, вокалисту, импровизировать на уроках классического танца – все это требует особых навыков и мобильности от пианиста-концертмейстера, умения быстро реагировать на тонкости звучания, чутко слушать и помогать своей игрой инструменталистам, вокалистам или танцорам. Кроме того, что концертмейстер должен виртуозно владеть инструментом, читать с листа и транспонировать, он должен обладать ансамблевой техникой, иметь представление о певческом искусстве и особенностях солирующих инструментов.

Профессиональными задачами концертмейстера являются:

- умение читать с листа фортепианную партию любой сложности, с пониманием смысла и формы произведения;

- при игре аккомпанемента ясно представлять себе партию солиста, улавливать особенности трактовки и содействовать воплощению творческого замысла;

- владение навыками игры в ансамбле;

- умение транспонировать в пределах любой трудности, ориентация в ладо-гармоническом строении произведения;

- наличие тембрового слуха, особенно при игре оркестровых переложений (в партиях инструментальных концертов);

- умение сделать переложение неудобных эпизодов в фортепианной фактуре, не нарушая исполнительского замысла;

- знание основных дирижерских жестов и приемов (при работе с хором);

- знание основ музыкальной культуры для верного отражения стилистических особенностей и образного строя произведения.

В условиях периферийных школ искусств, где недостаточно кадрового потенциала, зачастую вся концертмейстерская работа находится в руках одного специалиста. Помимо занятий с учениками, концертмейстеру приходится много работать самостоятельно – подбирать музыкальный материал для классического танца, проучивать технические трудности аккомпанементов, искать нужное звучание фактуры (особенно в период подготовки солистов к конкурсам). Кроме концертмейстерского репертуара пианисту желательно иметь в работе сольную программу для поддержания собственной исполнительской формы и развития мастерства. Вся эта нагрузка не может не сказываться на физическом и психологическом состоянии пианиста, и здесь особо необходимым становится применение здоровьесберегающих технологий. Обычно этот термин применяется по отношению к ученикам, но не менее значимо использовать данные технологии как преподавателям, так и концертмейстерам. Последним особенно, так как сама специфика работы – пребывание долгое время в статичной позе при минимальной двигательной активности – требует особого отношения концертмейстера к своему здоровью и рабочему состоянию. Длительное время концертмейстер пребывает в сидячем положении, при этом значительно усиливается нагрузка на руки (в зависимости от фактуры произведения) и остро напряжены органы зрения (необходимость смотреть в трехстрочную партитуру) и слуха (чутко идти за солистом в каждом шаге). Эта обстановка, на первый взгляд обычная рабочая, вызывает определенное нервно-психическое напряжение и может привести к переутомлению.

На успешную и комфортную работу концертмейстера влияют множество факторов – от внешних условий до жизненных и рабочих стереотипов. Если говорить о внешних факторах, то немаловажным условием для концертмейстера является само рабочее место и его окружение. Это прежде всего игровые качества инструмента, его отрегулированность по механике и строю, комфортная высота педали, не вызывающая напряжения в ноге. Немаловажным является расположение пюпитра, поскольку на роялях он расположен дальше, а на пианино ближе, что может вызвать дополнительные трудности для глаз. Поэтому концертмейстеру, испытывающему проблемы со зрением, нужно обязательно корректировать себя очками для удобного чтения нотного текста. В добавление к вышесказанному необходимо, чтобы пюпитр был правильно освещен, чтобы не испытывать лишнюю нагрузку на глаза. Кроме того, для комфортной работы концертмейстера  имеет значение качество стула или банкетки, прочность и устойчивость, отрегулированность по высоте и расстоянию. У каждого пианиста своя удобная высота за инструментом, это зависит от индивидуальных особенностей аппарата. Если проводить урок в неудобной позе (например, излишне низко или близко), неизбежны ранее утомление и боли в спине. Поэтому концертмейстер должен обязательно позаботиться о своем удобстве в плане посадки за инструментом. Также одним из оптимальных внешних условий является комфортная температура в помещении, где проводится урок. Излишне жаркая или холодная температура могут вызвать быструю усталость и дискомфорт.

Помимо внешних условий, на плодотворную работу концертмейстера влияет общая организация деятельности, жизненные и рабочие установки и привычки. Чтобы избавить себя от чрезмерных перегрузок, нужно ответственно подойти к составлению расписания занятий, в котором разумно чередовались бы различные формы работы. Как правило, в детской школе искусств концертмейстерская нагрузка сочетается с педагогической, и здесь есть рациональный смысл чередования преподавательских и концертмейстерских часов, что дает организму возможность переключиться с одного вида деятельности на другой. Для поддержания активности и творческого состояния важно быть благоприятно настроенным на свое дело, заинтересованным в результатах своей работы, верить в ее успешность, обладать позитивным мышлением, не допускать психо-эмоциональных перегрузок, владеть приемами саморегуляции. Во время длительных занятий обязательны перерывы в работе, во время которых нужна по возможности двигательная активность, несложные физические упражнения (см. ниже). Так, через каждые 40-50 минут необходим перерыв на 5-10 минут, после 3-4 часов занятий отдых должен быть более длительным. К своему режиму отдыха также нужно отнестись со всей ответственностью; самое оптимальное – прогулки на свежем воздухе, не менее 7-8 часов сна, рациональные занятия спортом (в зависимости от состояния здоровья). Наиболее благоприятным видом спортивного отдыха для музыкантов считается плавание, очень благотворно влияющее на работу практически всех групп мышц, способствующее естественному расслаблению и тонусу.

Очень важным компонентом, регулирующим успешную и долговременную деятельность концертмейстера, является разумное отношение к своему пианистическому аппарату. При высоких нагрузках на руки (например, в период интенсивных репетиций со сложным репертуаром) велик риск переутомления рук и даже профессиональных заболеваний. Чтобы этого избежать, пианист-концертмейстер должен постоянно стремиться к правильным мышечным ощущениям, чувствовать свой организм как единое целое. Это прежде всего тонус мышц позвоночника, осанка, упругий мышечный каркас; активные мышцы плечевого пояса, обеспечивающие точную работу пальцев; свобода рук, «воздух» в подмышках; запястье как проводник между пальцами и крупными частями руки; контактирующие, «говорящие» кончики пальцев. Для музыканта-исполнителя чрезвычайно важно чувствовать свои мышцы. Именно внутренне мышечное ощущение, связанное со слуховым представлением, и дает исполнителю возможность активно управлять своим аппаратом, не допускать излишнего перенапряжения в кистях и плечах, чаще расслабляться, не прерывая игры. Путем постоянной практики организм привыкает к нагрузкам и спокойно их переносит, при условии разумного подхода пианиста к своему аппарату. При самостоятельных занятиях необходимо чередовать приемы и методы работы; отработку технически сложных мест, требующих значительных мышечных усилий (октавы, аккорды) чередовать со спокойной работой, например, над качеством звука в кантилене.

Большинство специалистов-музыкантов, занимающихся исследованием вопроса о профессиональных заболеваниях, отмечают необходимость и большую значимость физических упражнений, как в области совершенствования исполнительской техники, так и в области профилактики и терапии профессиональных заболеваний. И в последнем случае речь идет не об упражнениях за инструментом, а об общем физическом развитии, об утренней гимнастике, водных процедурах, массаже и специальной гимнастике до игры на инструменте.

Если говорить о физическом состоянии концертмейстера, то самым уязвимым органом является воротниковая зона и мышцы спины. От длительного неподвижного пребывания в одной позе нередки болевые ощущения в области плеч и шеи. Самые лучшие способы избавления от боли – массаж и гимнастика. Упражнения для воротниковой зоны должны стать ежедневным ритуалом для пианиста. Небольшой комплекс, приведенный ниже, можно использовать как в качестве утренней гимнастики, так и в перерывах между занятиями для снятия болевых ощущений и восстановления мышц шеи и плечевого пояса.

Упражнение 1. Встать, широко развести руки в стороны на уровне плеч. Резкими движениями отводить выпрямленные руки назад, пытаясь свести лопатки вместе.

Упражнение 2. Из положения предыдущего упражнения (руки в стороны) поднять руки вверх и соединить ладони вместе, держа руки на уровне шеи. Голова наклоняется вперед, руки сводятся за ней.

Упражнение 3. Выполнять правой рукой. На «раз» - рука выкидывается в сторону, на «два» коснуться пальцами плеча, на «три» завести руку за голову и коснуться противоположного плеча, на «четыре» вернуться к правому плечу. То же самое с другой рукой.

Упражнение 4. Усложненное упражнение 3 – выполняется двумя руками одновременно – руки скрещиваются за головой.

Упражнение 5. Резкие рывки выпрямленными руками назад.

        Работа концертмейстера – это в своем роде симбиоз творческой и педагогической деятельности. Для педагога по специальному классу концертмейстер – это правая рука, главный помощник, музыкальный единомышленник. Для ученика-солиста концертмейстер – помощник, друг, наставник, педагог, психолог. Профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличия у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.

        Если пианист-концертмейстер будет с должным вниманием относиться к своему физическому состоянию, беречь свое здоровье и разумно регулировать свою деятельность, он сохранит свои рабочие навыки на многие годы и будет с полным вдохновением отдаваться творчеству, оттачивать свое мастерство в работе с учащимися и получать радость от совместного музицирования.

Список литературы

  1. Бирмак А. Условия, обеспечивающие эффективность труда пианиста / Путь к совершенству. Диалоги, статьи и материалы о фортепианной технике. – Спб, 2007.
  2. Гутерман В. Возвращение к творческой жизни. Профессиональные заболевания рук. – Екатеринбург, 1994.
  3. Потеряев Б. К вопросу о предупреждении и преодолении профессиональных заболеваний рук музыкантов / Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2010/3
  4. Савшинский С. Режим и гигиена пианиста. – Ленинград, 1963


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя»

Воспитание культуры здоровья – одно из главных условий национального возрождения. «Не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Т...

методическая работа "Об особенностях концертмейстерской деятельности" (из опыта работы пианиста-концертмейстера в инструментальных классах ДШИ, хоровых и вокальных коллективах)

методическая работа об особенностях концертмейстерской деятельности в инструментальных классах ДШИ, хоровых и вокальных коллективах....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Значительная часть современных проблем, отражающих сложность ситуации в системе общего образования, и требующих скорейшего разрешения, так или иначе, связаны со здоровьем школьников, с уровнем развити...

«Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в работе учителей технологии»

Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, это ещё и особый мир, в котором он проживает значительную часть своей жизни. Традиционно считаетс...

Методическое сообщение "Творческая работа пианиста-концертмейстера с авторским текстом"

В работе раскрываются интересные аспекты работы пианиста-концертмейстера, исторические предпосылки отношения к авторскому тексту....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа пианиста-концертмейстера»

laquo;Работа пианиста-концертмейстера» РОЛЬ ЗВУКАИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ В АНСАМБЛЕСОВМЕСТНАЯ РАБОТА СОЛИСТА И КОНЦЕРТМЕЙСТЕРАНАВЫКИ ЧТЕНИЯ С ЛИСТА И ТРАНСПОНИРОВАНИЯЗВУКОВОЙ БАЛАНСВЫС...

Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы музыкального руководителя)

Здоровьесберегающие технологии на музыкальном занятии в детском саду....