Музыкальные инструменты России
материал по музыке

Кызыл-оол Дан-Хаяа Сергек-ооловна

технологическая карта урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта 27.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: музыка

Тема урока: «Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов»

Учитель: Кызыл-оол Дан-Хаяа Сергек-ооловна

Цель урока: знакомство обучающихся с русскими народными инструментами, историей их создания.

Задачи урока:

дидактические: познакомить обучающихся с русскими народными инструментами, историей их создания, показать их самобытность и место в жизни русского человека, познакомить с приёмами исполнительского развития в народной музыке, раскрывать истоки создания инструментов;

развивающие: способствовать формированию умения самостоятельного получения информации;

воспитательные: воспитывать уважение к народным традициям и культуре русского народа.

Этап урока,

продолжительность

Образовательная

задача этапа

урока

Методы и

приёмы

работы

Деятельность

Учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации

учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуаль-

ная, П – парная,

Г – групповая)

Дидакти-ческие

средства,

интер-активное

оборудо-вание

Планируемые результаты

Поэтапный анализ

Предметные

Метапредметные

(П – по-знавательные, Р – регулятивные, К – коммуника-тивные)

Личностные

1.Мотивация к учебной

деятельности, 2 мин

Создание условий для успешной работы на протяжении занятия

Словесный

Обучающиеся входят в класс под мелодию р.н.п. «Светит месяц».

– Здравствуйте, ребята! Ребята, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. 

Ребята, вы входили в класс на урок под музыку. Какая она была по характеру грустная или веселая? (Веселая)

Как вы думаете композиторская она или народная? (Народная)

– Правильно! Это русская народная музыка. А что значит народная? (Её сочинил народ)

– По каким признакам вы определили, что это народная музыка? Какие вы услышали инструменты? (Балалайка, баян, ложки, гармонь)

Музыка звучала в исполнении одного инструмента или нескольких? (Звучало много инструментов)

Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы.

Ф

Применение новых знаний в жизненных ситуациях

К: взаимодействие педагога и обучающихся, умение вступать в диалог.

Иметь навыки культурного поведения при общении

2. Актуализация знаний,

Использование раннее изученного с целью получения новой информации

Словесный

– Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а отгадав ее, вы поймете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке:

«Балалайки, гусли, домры

И баяны, и гармошки.

Есть трещотки, дудки, бубны

Даже расписные ложки.

Все играют звонко, дружно,

Слушать их не надоест

Отгадать, ребята нужно

Что это?»

Ребята, как вы думаете, о каком оркестре пойдет сегодня речь на нашем уроке? Что такое оркестр? (О народном оркестре. Оркестр – это когда играют много музыкантов)

Отгадывают загадки. Отвечают на вопросы учителя

Ф

Опираясь на предложенный материал сформулировать тему урока

П: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Умение самостоятельно формулировать и излагать свои мысли

3. Целеполагание и планирование деятельности на уроке,

Самостоятельное определение темы и цели урока

Наглядный, словесный

– Итак, тема нашего урока, «Народные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов».

А теперь, попробуем определить цель нашего урока. Поскольку наш урок начался с музыки в исполнении народного оркестра, значит, мы узнаем, какой оркестр и почему называют народным и какие группы инструментов входят в его состав. И, конечно узнаем, как звучат некоторые инструменты народного оркестра. (На слайде или доске изображение народных инструментов: балалайка, баян, ложки, гармонь)

Определяют тему и цель урока

Ф

Опираясь на предложенный материал сформулировать тему урока

П: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Умение само-самостоятельно формулировать и излагать свои мысли

4. Изучение нового материала,

Знакомство с новым материалом, усвоение его

Словесный

– Ребята, как вы думаете, каким был первый музыкальный инструмент?

– Возможно, это было дерево с дуплом. Первобытный человек ударил по нему, и дерево зазвучало. А однажды, за ужином человек дунул в кость, и раздался свист. Звук походил на птичий свист. А может человек пошел на охоту и натянул тетиву, чтобы запустить стрелу в дикого зверя, а она зазвенела, как струна.
– Неужели  полую  кость,  кусок  выдолбленной  древесины или натянутую тетиву уже  можно  считать музыкальным инструментами?  Оказывается, можно!

– Так  появилась  мелодия, а вместе  с мелодией - музыкальные  инструменты.
– И хотя с тех  пор  прошло  уже много  лет, все известные инструменты делятся на три группы: струнно-щипковые, духовые, ударные.

– Итак, начнем со струнно-щипковых инструментов. А как вы думаете, почему их называют струнно-щипковыми? (Потому что там есть струны, и чтобы извлечь звук, их перебирают, как бы щипают.)

– Правильно.

На чем в гостях, вдали от дома,

Играл Садко царю морскому?

Гусли – это один из самых древних инструментов, известных на Руси еще в 6 веке. Мы с вами знаем русские сказки, где упоминаются гусли.

Что из себя представляет инструмент? Это доска похожая на крыло с натянутыми на нее струнами – старинные крыловидные гусли.

 Народные сказания донесли до нас имя легендарного русского певца - гусляра Баяна. Такие музыканты – сказители ходили по Руси и под звучание гуслей рассказывали о походах княжеских дружин, об исторических событиях, о героях. Гусли клали на колени и перебирали струны пальцами или медиатором. Само слово произошло от древнеславянского слова «густы» – гудеть. (Слушание и имитации игры на гуслях)

Домбра – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и тремя-четырьмя струнами. Почему «щипковый»? - да потому, что звук извлекают пальцами или медиатором. На домре играют медиатором. Этот инструмент – основа народного оркестра.

 В древности оркестров не было. Ходили по городам и селам веселые балагуры и музыканты и веселили всех: и на княжеском пиру и на деревенской свадьбе. Пели, кувыркались, сценки разыгрывали, играли на народных инструментах, устраивали веселые представления.

 Кто знает, как называли таких артистов? Правильно, скоморохи. 

Играли скоморохи на домре косточкой или перышком. Нравились их выступления не всем, т. к. могли высмеять жадность, глупость, злость или изобразить кого-нибудь. Позволяли себе шутки не всегда безобидные. Это вызывало гнев властей как церковных, так и светских. Начались преследования скоморохов. Их жестоко наказывали, ссылали, а порой и казнили. Вместе с ними преследовали и домбру. Царским указом повелевалось скоморохам не выступать, инструменты у них отбирать и уничтожать. И почти не осталось тех, кто умел играть на домре, да и инструментов почти не осталось. Лишь в самом конце 19 века нашелся инструмент в российской глубинке, да остались изображения на рисунках и руководитель первого оркестра русских народных инструментов В.В.Андреев смог возродить этот инструмент. (Слушание и имитации игры на домбре)

– Существуют инструменты, которые считают музыкальным символом какого – либо народа. У русских это балалайка.

Всем известна на Руси,

Хоть кого о ней спроси!

У нее лишь три струны,

Но она - любовь страны.

Выйдет Ваня за плетень

И сыграет "трень" да "брень".

Не одну сотню лет на Руси известна балалайка. В 18 – 19 веках была она, пожалуй, самым распространенным народным инструментом. Под нее плясали, пели песни. Про нее складывали сказки. Балалайка – струнный щипковый инструмент. У нее деревянный треугольный корпус, длинный гриф, на который натянуто 3 струны. Извлекается звук щипками или ударами указательного пальца по всем струнам сразу. Балалаек целое семейство, и большие и маленькие. (Слушание и имитации игры на балалайке)

– Следующая группа инструментов оркестра: духовые.

Приложу к губам я трубку-

Полилась по лесу трель,-

Инструмент тот очень хрупкий

Называется…

– О каком музыкальном инструменте идёт речь? Правильно, о свирели.

– История возникновения инструмента.

Свирель – русский народный инструмент, представляющий собой  деревянную трубку с боковыми отверстиями. Изготавливается из орешника, клена или черёмухи.

(Слушание и имитации игры на свирели)

Мы собрали хоровод.
Пригласили весь народ,
А пастуший рожок,
Дополняет наш кружок

Рожок – представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. На нижнем конце есть небольшой раструб, на верхнем – вклеенный мундштук.

(Слушание и имитации игры на рожке)

– Это что за инструмент?

Поет гнусаво он, тоскливо,

И очень скучно, не игриво.

Будто всем нам говорит:

«У меня душа болит!»

Возьми меня и пожалей-ка,

А зовут меня… жалейка.

Жалейка – русский народный духовой инструмент: тростниковая или деревянная трубка с простым или одинарным язычком и боковыми отверстиями. Нижний конец трубки часто вставляется в коровий рог, служащим резонатором.

(Слушание и имитации игры на жалейке)

Свистульки. Есть еще один инструмент. Он тоже духовой, но больше относится к шумовому. Это глиняные свистульки. А также они еще бывают деревянные. Имеют разную форму: птичек, зверушек, дудочек.

– Также в состав народного оркестра входят: гармони, баяны.

Баян – потомок удалой гармошки, назван так в честь русского певца.

Заливается трехрядка,

И народ идет вприсядку!

А трехрядка неплоха –

Есть и кнопки, и меха.

И веселые старушки

Под нее поют частушки!

(Слушание и имитации игры на гармони)

У него рубашка в складку, 
Любит он плясать вприсядку, 
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет. 

Сорок пуговиц на нем, 
С перламутровым огнем. 
Весельчак, а не буян 
Голосистый мой…

(Слушание и имитации игры на баяне)

– Осталась ещё одна группа, группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) называется: ударные или шумовые.

За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко,
На красивых, ярких... (ложках).

Ложки – русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается четкий, звонкий звук. Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики. Иногда организуются самостоятельные ансамбли и даже целые оркестры ложкарей

Деревянные пластинки, разноцветные картинки,

Стучат, звенят – плясать велят!

Трещотки – инструмент из одних тоненьких дощечек, которые нанизаны на шнур и отделены одна от другой узкими планками. Играющий на трещотках держит шнур за концы и, по-разному встряхивая его, извлекает звонкие и сухие звуки в различных ритмах. 

Бубен, трензель – шумовые инструменты. Их просто встряхивают в ритм мелодии. 

– Итак, ребята, мы с вами познакомились с русскими народными инструментами. Каждый из них имеет свое звучание, свой голос или тембр. А что же такое тембр? (Окраска звука или голоса, по которому можно различить инструмент или голос.)

Ребята главной темой сегодняшнего занятия это «Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов», также я хочу добавить наши национальные  инструменты.

- Какие национальные инструменты вы знаете? (Игил, дошпулуур, хомус, чадаган, бызаанчы и т.д)

- молодцы ребята, давайте немножко поговорим про одну из них и это будет «Игил».

- ИГИЛ или игиль - это тувинский народный двухструнный смычковый музыкальный инструмент. Его названия разнятся в зависимости от народностей. Так, у алтайцев он называется икили, у хакасов — ыых. Корпус деревянный, дека обычно из кожи. Имеет 2 волосяные струны, настраиваемые в кварту или квинту. Общая длина игила около девятисот миллиметров. Роль игила – двоякая.

Изготовление игила – это экологическое чистое производство, та как оно практически безотходное. Не выделяются вредные вещества, не загрязняется атмосфера, нет опасности для здоровья человека.

Структура игила

1.Бажы-головка

2. Унну-гриф

3.хааржаа-корпус

4.хылдары-струны

5.текпииштери-подставки

6.арны-кожанная Дека

7.хылдар озээ

8.уду-резонатор

9.буду-ножка

10.чажы, чазаа-смычок

11.кулактары-колки.

- вот и структура ребята нашего национального инструмента Игила. Есть еще

Сказ о рождении игила о появлени инструмента

Шыян ам! Давным давно жил был Оскус-оол с отцом и матерью. Кроме три козы ничего не имели. В близости жил Караты-Хаан.

Однажды в начале марта родила жеребенка старая престарая кобылица хана. Сама померла. Злой хан приказал: «Бросьте жеребенка на безграничную степь на съедение волкам. Я не стану бедняком из-за одного жеребенка». Оскус-оол был слугой хана, сжалился над жеребенком, привез домой , выкормил молоком козы, а жеребенок подрос, стал красивым конем белой звездой на лбу.

На скачках побеждал конь Оскус-оола, прославился по всей Тыве. От зависти Хан издал приказ: «Схватить коня Оскус-оола, выбросить с высокого утеса». Слуги сделали так, как велел хан.

Оскус-оол ищет коня по белому свету, но не нашел. Устал, лег под дерево, уснул. Во сне к нему приходит конь, заговорил по – человечьи: «Мой труп найдешь под огромной скалой с утесами. Повесишь мою голову на сосне. Из этой сосны сделаешь игил, с волос хвоста сделаешь струны игила. Когда заиграешь мелодию, с небес придет к тебе такой же конь как я».

Проснулся Оскус-оол, все сделал так, как говорил конь ему во сне. Заиграл Оскус-оол на игиле, вспоминал о добром коне, каким его взял, вскормил, а грустные мелодии обошли аалы, леса, поля, казалось, инструмент тоже плакал.

Этот инструмент получил название «Игил», со слова «Эгил». Долго играл Оскус-оол, вся Тыва слушала красивую мелодию игила. Однажды среди белого дня появилась черная туча, спустилась над высокими соснами. Оскус-оол увидел белолобого коня с табуном лошадей, спустившихся на землю. С тех пор тувинец никогда не бросал голову коня, вешал на сосне.

- вам понравилось сказ об инструменте ребята?

- я дам вам на домашнее задание чтобы нарисовали данный инструмент.

- так давайте ребята мы с вами вернемся к нашей основной теме.

Отвечают на вопросы учителя

Ф

Освоение нового материала, для включения  его в систему знаний в дальнейшем

Р: высказывать свое предположение, описывать предмет на основе работы с презентацией.

П: добывали новые знания, используя презентацию с представ-ленными произведениями гжельской майолики и информацию, полученную на уроке; анализировали и классифицировали объекты, выделения признаки.

К: слушать и понимать речь других

Осваивать новые виды художественной деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе.

5. Закрепление полученных знаний,

 Проверка усвоения полученных знаний

Словесный

– Итак, ребята, что же такое оркестр?

– Какие инструменты входят в состав русского народного оркестра?

– Какие инструменты относятся к духовым, струнно-щипковым, шумовым?

Отвечают на вопросы учителя

Ф, И

Извлечение новой ин-формации из презентации и аудиозаписи

 Р: высказы-вать своё предположение, описывать предмет на основе работы с презентацией. П: добывали новые знания, используя презен-тацию с представ-ленными произведениями гжельской майолики и информацию, полученную на уроке; анализировали и классифицировали объекты, выделения признаки. К: слушать и понимать речь других

Осваи-вать новые виды художествен-ной деятельности, участвовать в творческом, созидатель-ном процессе.

6. Рефлексия. Подведение итогов,

Оценка собственного уровня полученных знаний.

Словесный

– Ребята, какую темы мы изучали на сегодняшнем уроке?

– А что было из сегодняшнего урока трудным для вас? Что было непонятным? Или понятным было всё?

– А что понравилось?

– У вас на столах лежат кружки: красный, желтый, зеленый. Если вам было всё понятно, то поднимите зелёный кружок, если что-то непонятно – желтый, если ничего не понятно – красный.

(После поднятия кружков детьми, осуществляется анализ)

Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою деятельность на уроке

И, Ф

П: умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности. Р: волевая саморегуляция – осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Само-оценка на основе критерия успешности.

Подпись методиста ________                Подпись учителя _________ Оценка___________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме « Музыкальные инструменты России»

Цель: углубить знания детей о мире русской народной  культуры с помощью народной инструментальной музыки.Задачи-воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной музыки...

Цикл лекций "Музыкальные инструменты России"

Эти лекции знакомят  учащихся с музыкальными инструментами разных  народов, населяющих просторы нашей России....

Конспект урока по музыка в 4 классе. Тема: "Музыкальные инструменты России".

Цель урока: пробудить интерес к игре на простейших музыкальных инструментах. Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной музыки, через историю своего народа. На уроке и...

Урок музыки по теме"Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов"

На уроке учащиеся знакомятся с создателем первого оркестра народных инструментов и его роли в сохранении народного творчества....

Конспект урока в 4 классе по теме - Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов.

Музыкальные  инструменты России. Оркестр народных инструментов....

Музыка моего народа. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов.

расширение музыкального кругозора учащихсязнакомство с русскими народными инструментам и историей их появления;закрепление навыков игры на народных инструментах;нравственное воспитание уч-ся,...