Конспект урока по музыка в 4 классе. Тема: "Музыкальные инструменты России".
материал для подготовки к егэ (гиа) по музыке по теме

Макарова Нина Алексеевна

Цель урока: пробудить интерес к игре на простейших музыкальных инструментах. Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной музыки, через историю своего народа. На уроке использую презентацию с изображением русских народных инструментов, рассказ об истории возникновения и совершенствования инструментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnye_instrumenty_rossii.doc47.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                        4 класс

                Тема "Музыкальные инструменты России"

Цель: Познакомит с русскими народными инструментами.

Задачи

Образовательные: 

формирование практических умений и навыков;

пробудить интерес к игре на простейших музыкальных инструментах,
Развивающие:

развивать тембровый  слух у учащихся; 

развивать чувство метроритма в системе ритмической работы,

Воспитательные:

воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной музыки, через историю своего народа.

Оборудование:  набор музыкальных инструментов, мультимедийный проектор, компьютер, музыкальный центр.

                                Ход урока.

1. Организационный момент.
Звучит русская народная музыка “Камаринская ”. Дети входят в класс.


Учитель: Какая музыка вас встретила? Танец или песня? Сочинили давно или недавно?

На чём играли музыканты?

(Ответы учеников).


Учитель: С глубокой древности до наших дней живут рядом с человеком музыкальные инструменты. Русский народ очень любил исполнять песни под аккомпанемент музыкальных инструментов, которые сам же и создавал. Сегодня на уроке вы познакомимся с русскими народными инструментами, и узнаете, как они появились. Тема урока «Музыкальные инструменты России».

Слайд № 1.

2. Повторение пройденного материала.

Учитель:  Как вы думайте, когда стали появляться первые музыкальные инструменты на земле? (Очень давно). Человек прислушивался к протяжному пению натянутой тетивы лука, ударам дубинок по сухим стволам деревьев, свисту срезанной камышинки. История не сохранила имена народных умельцев, смастеривших первые музыкальные инструменты. Процесс создания музыкальных инструментов любого народа связан с жизнью. Любой материал (глина, береста, тростник, кожа и даже дерево) мог звучать, если к нему прикасались умелые руки. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Удивительно насколько изобретателен и талантлив русский народ, который создал такие прекрасные инструменты.  Широкое использование музыкальных инструментов на народных праздниках и в обрядах подтверждают многочисленные упоминания в устном народном творчестве.

А какой первый ударный инструмент был на Руси? ( Деревянные ложки.)

Слайд № 2.

Учитель: Какие ещё русские народные ударные инструменты вы знаете? (Бубны, трещотки).

Слайд № 3.

Учитель: Одновременно с ударными инструментами стали появляться духовые, например: дудочки. А самый древний в мире музыкальный инструмент был найден на территории России - это свирель, которой около 34 тысяч лет.
Слайд № 4.

Учитель: Игрой, на каком щипковом инструменте сопровождали своё пение сказители былин? (Гусли).
Слайд № 5.  

Учитель: Сегодня более подробно остановимся на тех инструментах, которые называют музыкальными символами России - это балалайка и гармонь.
Слайд № 6.

3. Изучение нового материала.

Учитель:   Первые упоминания о балалайке относятся к 17 веку. Дело в том, что именно тогда искусство скоморохов было под строжайшим запретом. А все музыкальные инструменты скоморохов приказано было сжигать. Одним из музыкальных  инструментов скоморохов была домра. Причиной такого отношения послужило то, что в своих выступлениях скоморохи высмеивали несправедливых господ, а служители церкви видели в них пережитки язычества. Сгорели совершенствовавшиеся веками, быть может, уникальные музыкальные инструменты. Русская музыка понесла значительный урон. Но тягу народа к музыке уничтожить невозможно.

Пусть домра надолго исчезла,  зато вместо неё появилась балалайка. Уже в конце 17 века возник очень напоминающий домру инструмент, только треугольной формы. Возможно, треугольной балалайку придумали как раз для того, чтобы она на домру не походила, чтобы игрой на балалайке Царёв Указ не нарушить. В Указе ничего не сказано про балалайку. Балалайка очень скоро стала самым распространённым русским народным инструментом. На деле получается, что балалайка – это переродившаяся домра.

Слайд № 7.

Послушайте инструментальный наигрыш, вариации на тему русской народной песни «Светит месяц».

Слайд № 8.

Учитель: Благодаря Василию Васильевичу Андрееву   балалайка и домра получили "вторую жизнь". Прошёл не один десяток лет до того момента, как русский помещик, талантливый музыкант Василий Васильевич Андреев, тихим летним вечером вышел на крыльцо своего дома. Его тонкий слух уловил необыкновенно красивое звучание музыкального инструмента - балалайки. Андреев был очарован доносившейся до него мелодией и пошёл на звук. Оказалось, что его крепостной крестьянин Антип играл на древней балалайке. Василий Васильевич Андреев учился у Антипа на этом инструменте, а затем вместе с мастером С.И.Налимовым реконструировал её.
Играют на балалайке сидя. Извлекая звук при помощи большого и указательного пальца левой руки. Правая рука, в это время, зажимает нужные струны.

Среди друзей и знакомых В.В. Андреева были люди, которым тоже понравилась балалайка. Они стали играть на этом инструменте и даже организовали ансамбль балалаечников. Но для ансамбля звучания одного вида инструментов показалось недостаточным, и он создаёт несколько разновидностей балалайки. Все они отличаются по размеру и тембру. Всего их пять: балалайка прима, альт, секунда, бас и контрабас. Названия этих инструментов совпадают с названиями человеческих голосов во время пения. Инструменты поют мелодию подобно человеческому голосу.

На экране - видеофрагмент выступления музыканта-балалаечника.

Учитель:  После очередных гастролей ансамбля балалаечников один из учеников Андреева поехал в гости к родственникам в сибирскую деревушку и там, на чердаке отыскал древнюю домру. Форма инструмента была похожа на тыкву, струн было только 2. Когда молодой человек привёз инструмент своему учителю, Андреев вместе с мастером реконструирует и домру. Василий Васильевич вместе с мастерами создаёт несколько видов домр. Сейчас перед вами инструмент в том виде, в каком его создали мастера.

Слайд № 9.

Учитель: Что сохранилось в современной домре от её предшественницы? (Форма тыквы, струны, гриф). Что изменилось? (Корпус деревянный, но в отличие от балалайки он округлый). Сколько было струн у древней домры? (Их было 2, а стало 3.  Это роднит их с балалайкой).

Играют на балалайке сидя, извлекая звук при помощи большого и указательного пальца левой руки, правая рука, в это время, зажимает нужные струны. На домре, положив ногу на ногу, а звук извлекает с помощью специальной пластинки из панциря черепахи или кусочки пластмассы. Эта пластинка служит «продолжением» указательного пальца и называется  медиатором.

Учитель:  Существует ещё один известный инструмент, который также можно назвать музыкальным символом русского народа. Это гармонь, гармоника, гармошка.

Слайд № 10.

Учитель: Гармоника пришла в Россию из Западной Европы в 19 веке. Первым мастером, который изготовил гармонику, принято называть Кирилла Демианова, предположительно, болгарина по национальности. Эта гармоника была очень примитивна по своей конструкции. И вот такой инструмент появился в России на знаменитой Нижегородской ярмарке. И купил её за огромную цену тульский оружейник Сизов и привёз в Тулу. Именно в этом городе русских умельцев были произведены гармоники, сильно отличавшиеся от предшественниц. Появилась даже первая фабрика по производству гармоник.

Слайд № 11.

Учитель: С этого времени началось массовое распространение этих инструментов в России. Необычайная популярность гармоники объяснялась тем, что её можно легко переносить с места на место, и на ней можно одновременно исполнять мелодию и аккомпанемент. Почему же принято называть гармонь русским народным инструментом?
(Развивали, совершенствовали, обновляли гармонь именно в России).

Звучит гармоника.

Учитель: К сожалению, сейчас гармонь можно услышать всё реже. В России стараются возродить интерес к этому инструменту , и свидетельством этого стала передача «Играй, гармонь!», автором и создателем которой стал всем известный Геннадий Заволокин.

Слайд № 12.

Учитель: Широко известный сегодня инструмент баян- это тоже усовершенствованная гармоника. Откуда произошло название инструмента?  (По имени древнего певца – сказителя Баяна). Баян - один из популярных инструментов России и русские исполнители на баяне показывают своё мастерство на различных конкурсах мира.

Слайд № 13.

Звучит аудиозапись баяна.

4. Закрепление нового материала.

Учитель: Какое же знакомство с музыкальными инструментами без игры на них?
Бубенцы, трещотки, ложки,
Кто хочет поиграть немножко?
Становитесь в ряд, выбирай подряд!
Красиво, приятно, для всех занятно!
( Приглашаются несколько учащихся, им раздаются несколько пар деревянных ложек, трещоток, бубен)

Учитель: Я попрошу вас запомнить несложный ритмический рисунок и повторить его вместе со мной.
( Дети отрабатывают совместное исполнение заданного ритма).

Учитель: А сейчас мы попросим наших музыкантов украсить песню своей игрой во время припева.
(Дети исполняют песню, учитель помогает вовремя вступить музыкантам и удерживать правильно ритм).

Учитель: Вы все заметили, что песня стала более яркой, интересной, выразительней.

Скажите, какие события стали причиной появления балалайки? (Запрет искусства скоморохов и тяга русского народа к музыке).


5. Заключение.
Мы сегодня говорили с вами об инструментах с древности и до сегодняшнего дня, но ведь история на этом не останавливается. В качестве домашнего задания предлагаю подумать, пофантазировать на тему «Музыкальные инструменты конца XXI века».


 

 






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыке - 5 класс

Конспект урока - 5 ласс. Героические образы в музыке....

Урок музыки 3 класс, тема"Музыкальная азбука"

Описание методической разработки урока музыки в 3 классе "Музыкальная азбука". Цель урока:познакомить учащихся с нотной грамотой и закрепить знания музыкальной азбуки. На данном уроке осуществляется д...

Конспект урока по музыке. 3 класс. День, полный событий. Портрет в музыке.

Урок изучения нового материала с использованием межпредметных связей.  Расширение представления детей о театре и балете на примере "Золушки" С.С.Прокофьева....

План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...

конспект урока по музыке 5 класс: Может ли музыка выразить характер человека

5 клас: Может ли музыка выразить характер человека...

План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством?"

План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством ?" с технологической картой....

Методическая разработка урока. План-конспект урока по музыке 6 класс "Вечные темы искусства и жизни"

Методическая разработка урока. План-конспект урока по музыке 6 класс."Вечные темы искусства и жизни"....