природа и музыка
материал по музыке

Кызыл-оол Дан-Хаяа Сергек-ооловна

открытый урок "Природа и музыка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл открытый урок "Природа и Музыка"24.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Тыва Республиканың Улуг-Хем кожууннуӊ муниципалдыг бюджеттиг албан чериниӊ

Чаатынын ортумак ниити билиг школазы.

                                 

Тема урока

«Природа и музыка».

Тема четверти

 «День, полный событий».

Учитель музыки

МБОУ СОШ с.Чаатинский

                                                                                                                                                                                  Кызыл-оол Дан-Хаяа Сергек-ооловна

2020 - 2021 учебный год.

Технологическая карта урока.

Дата ____

Класс: 2

Тема четверти (полугодия): «День, полный событий».

Тема урока: «Природа и музыка».

Цель: Выявить взаимосвязь между музыкой и природой на примерах музыкальных произведений и окружающего мира, воспринимая музыку, как интонационно-образную речь.

Задачи:

Личностные:

•        познание разнообразных явлений окружающей действительности – отношения человека к Родине, природе;

•        эмоциональное и осознанное усвоение учащимися жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы.

Познавательные:

•        расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной  музыки;

•        овладение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений;

•        формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству и музыкальным занятиям, позитивного эмоционального отклика на слушаемую и исполняемую музыку.

Регулятивные:

•        постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия и музицирования;

•        музицирование на основе разработанного исполнительского плана с учетом особенностей развития образов;

•        оценивание собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников.

Коммуникативные:

•        расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке;

•        осуществление контроля, оценки действий партнера в процессе анализа музыки, в коллективном, ансамблевом музицировании;

•        воспитание любви к своей культуре, своему народу.

      Материально-техническое оснащение (оборудование):

  • программы по музыке,
  • аудиозаписи,
  • фонохрестоматии по музыке,
  • медиапроектор,
  •  презентация,
  •  иллюстрации с изображением: солнышко, река, береза, ромашка, облака, трава, цветы,
  • персональный компьютер,
  • фортепиано,
  • дидактический раздаточный материал,
  • карточки.

Ход урока:

Этап урока,

музыкальный материал

Организация художественно-педагогического процесса

(формы и методы работы, задания и виды деятельности)

Планируемые результаты

Образовательные ресурсы

1. Организационный этап

(2 мин.)

2. Мотивация, постановка цели урока.

 (3 мин.)

3. Актуализация знаний (3 мин.)

 

4. Первичное усвоение новых знаний (17 мин.)

5. Первичное закрепление          (6 мин.)

6. Первичная

проверка понимания (7 мин.)

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 (2 мин.)                          

8. Рефлексия

(5 мин.)                    

Музыкальное приветствие. «Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, учитель».

Мобилизация на работу.

Беседа, объявление темы урока

Послушайте стихотворение.

Природа и музыка рядом живут
Снежинки – танцуют, сосульки – поют.
Ветер играет на листьях слегка.
И в такт этим звукам плывут облака

То дождь запоет, забасит вдруг пурга.
То звонкая песня несет нас в луга.
А мы будем слушать и подпевать,
А может быть просто стоять и молчать.

– О чем оно?

 Правильно о природе и музыке.

Тема урока так и называется «Природа и музыка» (Слайд 1).

Что такое природа?

Какие музыкальные произведения о природе вы помните?

Почему они вам запомнились?  

Мы подведем итог ваших знаний о природе, а помогать нам в этом будут музыкальные произведения.

– Прослушайте произведение.

(Звучит «Песня о России». Муз. В.Локтева сл. О.Высотской )

– В каком жанре написано произведение?
– Что помогло вам определить?
– Выберите и назовите слова, которые характеризуют темп этой песни, динамику, ритм, характер.

(Слова написаны на слайде 2)

– А если бы это произведение прозвучало громко, быстро, ярко, резко соответствовало бы это данному тексту?
– Давайте мы с вами все, о чем слышали в песне, отобразим картинками на доске.

(Дети выбирают картинки соответствующие тексту песни и прикрепляют их к ватману, расположенному на доске: солнце, ромашку, дерево, реку, облака, детей и т. д.)

– Какое название к этой картине мы можем придумать?
– Какой бывает природа?
– Чем живая природа отличается от неживой?
– Что на нашей картине относится к живой природе, а что к неживой?


– Ребята, а хотели бы вы побывать на лужайке, которая у нас получилась?
– Давайте отправимся на прогулку прямо сейчас, но не по-настоящему – виртуально.
– Мы с вами знаем два произведения под названием «Прогулка». Кто назовет их авторов?
– Эти произведения вокальные или инструментальные?
– Для какого инструмента они написаны?
– Пьеса какого автора нам поможет ярче ощутить красоту природы? Почему?
– Давайте внимательно прослушаем пьесу С.С.Прокофьева. Подумайте, какое настроение передает музыка?
– Как музыка передает веселое, радостное, настроение?


– Ребята, мы с вами знаем и вокальное произведение, которое помогает шагать дружно с веселым настроением. Но сначала мы распоемся.

(Распевание на словах солнышко, бабочка, дерево, травушка)

– Давайте споем песню «Вместе весело шагать» и покажем, как умеем шагать.

(Исполнение песни с движением)

Ну-ка, друзья, вокруг посмотрите,
Что еще рассказать вы хотите?
Вот река, вот лес, вот луг,
Что про них ты знаешь, друг?

Какие водоемы бывают?
Кто в реке обитает?
В чем особенность рыб?
В водоёме растёт гриб?

– Смотрите, бабочка (Слайд 3)
– Где можно встретить бабочек?
– Каких других насекомых можно встретить на лугу? (
Слайд 4)


– Назовите особенности насекомых?
– Ребята, а можно музыкой изобразить кузнечика, его движения?
– Каким будет ритм, движение мелодии, характер?
– Мы сегодня слушали пьесу «Прогулка» С.С.Прокофьева, а сейчас послушаем пьесу «Шествие кузнечиков». Интересно, как изобразит кузнечиков автор? Совпадут ли ваши предположения с представлением композитора?

(Слушание «Шествие кузнечиков»)

– Понравилась пьеса? Какие были кузнечики в пьесе? Получилось ли у вас правильно догадаться о характере пьесы «Шествие кузнечиков»?

– Теперь для вас у меня есть загадка, отгадайте ее, ребятки.

Город этот не простой,
Он дремучий и густой.
В нём найдут приют и птицы,
Зайки, волки и лисицы.

– Догадались что это за город?
– Про какие особенности леса вы услышали в загадке?
– Какие отличия птиц и зверей можете назвать?
– Почему лес густой и дремучий?
– Какие знаете деревья?
– Мелодия какой песни звучит?
(Учитель наигрывает мелодию)
– О каком дереве поется в этой песне?
– С давних времен береза считается символом России. Разве можно представить себе русское поле без одиноко стоящей белой березы? Русский народ всегда с любовью относился к березе. О ней сочиняли стихи, песни и водили хороводы. Давайте и мы с вами сейчас исполним элементы хоровода под всеми любимую и известную песню «Во поле береза стояла»

(Танцевальные движения под исполнение песни)

– Ребята, послушайте стихотворение. В каких словах заключена главная мысль?

В. Степанов 

Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы...
Что такое луг?
Ковёр травы вокруг.
Цветов нарядных венчики,
Звонкие кузнечики.
Что такое река?
На воде облака.
Окуни, ерши.
Кувшинки, камыши.
Все, что есть вокруг нас,
Все, что радует глаз,
Что не создал человек
Зовут природой из века в век

– Ребята, что надо делать, чтобы природа сохранилась на многие годы?
– Давайте познакомимся с песней, которая называется «Давайте сохраним» и разучим 1 куплет.

Быстро пролетел урок
Подведем теперь итог
Чем сегодня занимались
В чем с охотой упражнялись
Что узнали и познали
Почему умней вы стали!?

Привести пример музыкального произведения о природе или нарисовать иллюстрацию к песням, прозвучавшим на уроке.

Оценка работы класса.

Самооценка.

Как работали в целом.

С каким настроением уходите с урока.

– Чтобы выразить свое настроение к уроку, прикрепите цветочки на нашей картине. Если понравился – цветочек с улыбкой, а если нет, то грустный цветочек.

Концентрация основных психических процессов на образовательный процесс.

Проявлять интерес к объектам окружающего мира

Обучающиеся выявляют уровень знаний по данной теме

Воспроизведение знаний, полученных ранее на уроке и адаптирование их на
художественный язык искусства.

Опираясь на свой слушательский опыт, ориентируются в музыкальных жанрах,

обучающиеся выявляют уровень знаний по музыкально-выразительным средствам.

Обучающиеся учатся

 понимать музыкальные произведения, откликаться

на них эмоционально и интеллектуально.

Выполняют оздоровительные упражнения для подготовки к пению и снятию эмоционального и физического напряжения.

Владение вокально-хоровыми навыками.

Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы.

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Развитие артикуляционного, речевого, опорно-двигательного аппарата, снятие эмоциональной разрядки, утомляемости.

Снятие умственной перегрузки .

Закрепление пройденного материала,

темы урока.

Адекватно оценивать свои достижения.

Обосновать трудности,

Искать их причины и пути преодоления.

Учебно-практическое оборудование (фортепиано).

Печатные средства обучения (учебники; учебные плакаты; справочник; карточки заданий; учебные презентации).

Цифровые образовательные ресурсы.

Звуковые средства обучения: записи музыки на СD.

Цифровые образовательные ресурсы.

Печатные средства обучения

Учебно-практическое оборудование (фортепиано).

Цифровые образовательные ресурсы.

Звуковые средства обучения: записи музыки на СD.

Учебно-практическое оборудование (фортепиано).

Учебно-практическое оборудование (фортепиано).

Учебно-практическое оборудование (фортепиано).

Список литературы:

  1. «Музыка». Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 4-е издание. Москва. «Просвещение», 2013.
  2. «Музыка.2 класс». Учебник. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Москва. «Просвещение», 2012.
  3. «Музыка. Рабочая тетрадь. 2 класс».  Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Москва. «Просвещение», 2012.
  4. « Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 2 класс». Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Москва. «Просвещение», 2012.
  5. Музыка:1-4 кл. Методическое пособие. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - 4-е изд.- М.: Просвещение, 2012.
  6. Дробинина Лариса Васильевна, статья «Преподавание музыки».
  7. Поговорки для Егорки. В. Волина. «Олма-Пресс».- Москва, 1999
  8. «Фабрика загадок» №1. ООО «Издательство «Мир новостей» - Москва, 2006.
  9. «Здравствуй, лес!» (Стихи С. Погореловского).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 3-ем классе на тему "Образы природы в музыке".

Урок проводится в 3-ем классе в блоге: "День,полный событий",по программе Сергеевой,Критской.Программа урока знакомит учащихся с новыми терминами,понятиями,с образами норвежской природы и композитором...

Образы природы в музыке. Изображение в музыке животных, голосов птиц. КАМИЛЬ СЕН-САНС СЮИТА «КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ».

Данная разработка помогает познакомить учащихся младших классов ДШИ и ДМШ на уроках слушания музыки с творчеством французского композитора К.Сен-Санса на примере сюиты "Карнавал животных". Формировани...

Урок музыки в 6 классе «Тема природы в музыке, литературе, изобразительном искусстве».

Показать, раскрыть  тему  природы   у  поэтов, художников, композиторов. На  музыкальных примерах,  стихах, картинах  убедиться что  природа  разнообр...

Разработка урока музыки в 5 классе по теме: "Картины природы в музыке"

Интегрированный урок с мультимедийным приложением для 5 класса....

Разработка урока музыки для 5 класса по программе В.В.Алеева и Т.И.Науменко ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ

Понятие «пейзаж». Взаимопроникновение музыки и изобразительного искусства в высказываниях классиков. Образы природы в произведениях классиков-музыкантов. Музыкальный образ родного края в современной п...

Проект урока по теме "Можем ли мы увидеть музыку?": "Картины природы в музыке"

Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор. При внимательном слушании музыки могут возникнуть не только зрительные пред...

Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"

Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"...