Музыкальная живопись Мусоргского
методическая разработка по музыке (5 класс)

 

Музыкальная живопись М.П. Мусоргского

ТЕМА РАЗДЕЛА: МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

 

ТЕМА УРОКА: МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ МУСОРГСКОГО

 

ТИП УРОКА: КОМБИНИРОВАННЫЙ

 

ЦЕЛЬ УРОКА: ПРОСЛЕДИТЬ СВЯЗЬ МУЗЫКИ М.П. МУСОРГСКОГО С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ

 

ЗАДАЧИ:

 

  1. Познакомить с фрагментами фортепианной сюиты М.П. Мусоргского «Картинки с выставки»;
  2. Способствовать развитию творческой фантазии, умению анализировать музыкальные произведения;
  3. Средствами музыкального искусства воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к великой музыке, композиторам, к русскому искусству.
  4. Развивать вокально-хоровые навыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕМА РАЗДЕЛА: МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ТЕМА УРОКА: МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ МУСОРГСКОГО

ТИП УРОКА: КОМБИНИРОВАННЫЙ

ЦЕЛЬ УРОКА: ПРОСЛЕДИТЬ СВЯЗЬ МУЗЫКИ М.П. МУСОРГСКОГО С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ

ЗАДАЧИ:

  1. Познакомить с фрагментами фортепианной сюиты М.П. Мусоргского «Картинки с выставки»;
  2. Способствовать развитию творческой фантазии, умению анализировать музыкальные произведения;
  3. Средствами музыкального искусства воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к великой музыке, композиторам, к русскому искусству.
  4. Развивать вокально-хоровые навыки.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Предметные результаты: 

Знать: что роднит музыку, и изобразительное искусство.

Уметь: применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения.

Метапредметные:

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации

регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

коммуникативные: участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

Личностные:

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ, ПЛАН УРОКА:

1. Музыка и слова И. Грибулиной  «Прощальная» - пение.

2. М. П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» - введение в тему.

3. М. П. Мусоргский  «Прогулка» -  слушание.

4. М. П. Мусоргский  «Лиможский рынок» - слушание.

5. М. П. Мусоргский  «Балет невылупившихся птенцов»  - слушание.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

1.Метод эмоциональной драматургии

2. Словесный (рассказ, беседа, анализ, размышление)

2. Наглядный (зрительная, слуховая)

3. Художественно-практический

4. Метод художественного контекста

В ХОДЕ УРОКА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ: компьютер, проектор, презентация

 

Музыкальный материал

План урока

Задачи

Методы и приемы работы

Ход урока

Организационный момент

  • Настроить учащихся на урок.
  • Словесный (беседа)

Послушайте мелодию и скажите, знакома ли она вам?

- Да.

А кто знает, как она называется?

- «Прощальная»

Правильно, эта песня, которую мы с вами начали разучивать на прошлом уроке, давайте вспомним ее.

Пение

И. Грибулина «Прощальная»

  • Вспомнить песню
  • Разучить второй куплет
  • Работать над выразительностью исполнения.
  • Добиваться движения во фразе.
  • Словесный (объяснение)
  • Наглядный (слуховая)
  • Художественно- практический (пение)
  • Художественного контекста

Исполнение первого куплета.

Послушайте слова второго куплета (читаю слова).

Обратите внимание, что музыка остается неизменной, однако в конце меняется одна нота, послушайте и скажите, как она меняется?

- Последняя, она идет наверх.

Давайте исполним (поем второй куплет с подигрыванием мелодии).

Молодцы, слова вы запомнили, однако вы совсем не ведете фразу. Спойте еще раз, с начала. Пойте более связно, не по слогам. С ощущением движения, легкости, нежности (отработка нескольких фрагментов песни).

Исполнение песни с сопровождением.

А кто был очень внимательным и при исполнении песни обратил внимание на аккомпанемент?

Послушайте еще раз (исполнение фрагмента).

Что изображает аккомпанемент? Что вы представляете, когда слушаете его?

- Он изображает волны, в песне мы видим морской пейзаж.

Итак, мы продолжаем с вами связь музыки и изобразительного искусства.

Введение в тему

Мусоргский

«Рассвет на Москве-реке» фрагмент.

  • Подвести учащихся к теме урока.
  • Учить высказываться о прослушанной музыке, аргументировать свою точку зрения.
  • Словесный (рассказ, беседа, анализ)
  • Наглядный (зрительная, слуховая)

Сейчас вы услышите знакомое произведение. Кто его автор и как оно называется?

- Это  вступление к опере «Хованщина» великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского.

Что изобразил в своём произведении композитор, что вы увидели?

 Это пейзаж древней Москвы.

Образы музыки Мусоргского выполнены в разных жанрах: музыкальный пейзаж, бытовая картинка, сказочный портрет.

И сегодня мы продолжаем тему связи музыки и изобразительного искусства.

Тема урока: «Музыкальная живопись Мусоргского».

Однако, перед тем как мы перейдем к теме урока, я попрошу вас ответить каждого в своих тетрадях на несколько вопросов. Все они будут начинаться с выражения «Верите ли вы, что…», вам нужно ответить да или нет.

- Индивидуальная работа в тетрадях

Верите ли вы, что:

  • Мусоргский был дворянином, а по воспитанию гвардейским офицером.
  • Мусоргский создал музыкальное произведение в память художника В.А. Гартмана.
  • В Фортепианной сюите «Картинки с выставки» 8 пьес, которые объединены общей музыкальной темой, которую композитор назвал «Прогулка».
  • Прототипом пьесы «Балет невылупившихся птенцов» послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета «Трильби».

В конце урока мы с вами вернемся к вопросам и проверим, правильно ли вы ответили на эти утверждения.

Основная часть урока

Беседа

  • Познакомить с композитором М.П. Мусоргским, дать краткую биографическую характеристику.
  • Дать определение: сюита.
  • Словесный (рассказ, объяснение, беседа)
  • Наглядный (зрительная)

Модест Петрович Мусоргский является одним из наиболее известных композиторов. По рождению Мусоргский был дворянином, а по воспитанию гвардейским офицером. В 13 лет его определяют в школу гвардейский прапорщиков. Вот какой словесный портрет Мусоргского рисует композитор Бородин: «Мусоргский тогда был очень изящным, точно нарисованный офицерский мундирчик с иголочки, в обтяжку, ножки вывороченные, волосы тщательно приглаженные, ногти точно выточенные, руки выхоженные, совсем барские…»

Но пройдёт всего двадцать с небольшим лет и совсем другой предстаёт Мусоргский. Он, смертельно больной будет лежать на койке военного госпиталя.

Его положит туда товарищ – офицер под видом своего денщика (Мусоргскому и умереть-то было негде!).

И Илья Ефимович Репин и оставит для нас совсем другой портрет.

Между этими портретами вся творческая жизнь композитора.

Репин своим портретом отдал своеобразную дань памяти великому музыканту, как сам Мусоргский сделал тоже самое, создав музыкальное произведение в память художника В.А. Гартмана.

Художник Гартман был одним из немногих друзей Мусоргского.

Был человеком веселым, живым, быстрым на выдумки.

Совершенно неожиданно он умер в возрасте 39 лет.

И его друзья, чтобы почтить память художника, организовали выставку работ талантливого художника.

Мусоргский был потрясён и взволнован. Буквально за три недели он создал сюиту для фортепиано под названием «Картинки с выставки».

Сюита – это многочастное музыкальное произведение, которое состоит из нескольких разнохарактерных пьес разного жанра, объединенных одной темой.

Всего в фортепианной сюите 10 пьеc, но мы остановимся лишь на некоторых. Мы попробуем доказать, что Мусоргский написал не просто музыкальное оформление к каждому рисунку, но создал свои «картинки», порой совершенно не похожие на зарисовки Гартмана.

Сейчас мы послушаем одну из пьес, которая вам уже знакома.

Послушайте.

Слушание

М.П.Мусоргский «Картинки с выставки»:

«Прогулка»

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»:

«Лиможский рынок»

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»:

«Балет невылупившихся птенцов»

  • Познакомить учащихся с некоторыми пьесами из цикла «Картинки с выставки».
  • Учить высказываться о прослушанной музыке, анализировать ее.

  • Способствовать развитию творческой фантазии учащихся.
  • Развивать умение высказывать о прослушанной музыке

  • Развивать умение высказывать о прослушанной музыке, о средствах музыкальной выразительности.
  • Наглядный (слуховая,  двигательная)
  • Словесный (анализ, беседа, рассуждение)

  • Словесный (анализ, беседа)
  • Наглядный (слуховая)

  • Наглядный (зрительная, слуховая).
  • Словесный (анализ, беседа, рассказ).

 «Прогулка» - пьеса, которая скрепляет цикл в единое целое. Она звучит несколько раз и как бы ведёт нас от картины к картине. Здесь Мусоргский изобразил себя, переходящего от картины к картине. Представьте, что это вы идёте от картины к картине.

Меняется ли ваше настроение от содержания картины?

Меняется

Именно поэтому «Прогулка» звучит несколько раз,   изменяясь, т.е. варьируется.

Предлагаю детям пошагать пальчиками по ладошке, определяя маршевость произведения.

Одной из отличительных особенностей музыки Мусоргского явилось умение рисовать в звуке жизненные сценки, портреты людей.

«Лиможский рынок»

Послушайте и скажите:

- сколько людей на картине?

- мужчины или женщины?

- на картине много людей, это женщины.

- В каком регистре звучит музыка?

- В высоком

- Что женщины делают? В каком темпе звучит музыка?

-  Быстрый темп, женщины разговаривают.

Картина с большим количеством женщин – где такое может быть?

- На базаре, рынке.

Лиможский рынок – так называется картина.

Послушайте и скажите, какими средствами музыкальной выразительности пользуется композитор для того, чтобы создать образ Лиможского рынка.

- быстрый темп, динамика, акценты.

Предлагаю послушать ещё раз.

Итак, мы переходим к последней пьесе на сегодня, которая называется: «Балет невылупившихся птенцов».

Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета «Трильби». В «Трильби» был эпизод, в котором выступала группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища. Всего Гартман создал для балета 17 эскизов костюмов, из которых 4 сохранились до наших дней.

Давайте послушаем, как Мусоргский сумел изобразить эту сценку.

(Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов».)

- Какие средства выразительности использовал композитор?

-  Высокий регистр, быстрый темп, причудливый ритм, много украшений.

Обощение

  • Закрепить полученные знания
  • Словесный (беседа, анализ)

Итак, расскажите, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

С каким композитором мы познакомились?

Какие произведения слушали?

- Ответы детей.

Запишите домашнее задание. Вам нужно будет составиться синквейн (объясняю, что такое синквейн, если кто-то не знает) Синквейн – это творческая работа, которая имеет краткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк, написанное по следующим правилам:

1 строка – 1 сущ., выражающее главную тему

2 строка – 2 прилагательных первой строки

3 строка – 3 глагола, описывающие действия в рамках темы

4 строка – фраза, несущая смысл урока, синквейна

5 строка – заключение, 1 сущ., ассоциирующееся с первым словом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Музыкальная живопись и живописная музыка. Импрессионизм»

Урок №5 по теме 4 четверти «МОЖЕМ ЛИ МЫ УСЛЫШАТЬ ЖИВОПИСЬ?»...

Презентация "Музыкальная живопись М.П. Мусоргского"

Презентация выполнена к уроку "Музыкальная живопись М.П. Мусоргского" для учащихся 5 класса...

Урок музыки по теме: "Музыкальная живопись М.П.Мусоргского "Картинки с выставки"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3616259","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...

Конспект урока "Музыкальная живопись М.П. Мусоргского"

Урок разработан для учащихся 5 класса по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой...

Тест по теме "Музыкальная живопись М.П.Мусоргского. "Картинки с выставки"

Тест позволяет проверить, насколько пятиклассники усвоили тему "Музыкальная живопись М.П.Мусоргского. "Картинки с выставки". В тесте есть как закрытые, так и открытые вопросы. Материал для опреде...

открытый урок в 5 классе "Музыкальная живопись Мусоргского. "Картинки с выставки"

презентация к уроку "Музыкальная живопись Мусоргского. "Картинки с выставки"...

Фрагмент урока " Музыкальная живопись М.П.Мусоргского"

В материале представлен фрагмент урока " Музыкальная живопись М.П.Мусоргского"- слушание и разбор пьесы " Баба-Яга" из сюиты " Картинки с выставки"...