Статья "Работа с голосом у детей в переходный период".
статья по музыке

Толобова Людмила Вячеславовна

Статья "Работа с голосом у детей в переходный период".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности работы с голосом у детей мутационного периода.

Голоса детей существенно отличаются от голосов взрослых. Детские голоса имеют высокое звучание. Они отличаются большей звонкостью и полетностью. Качественные отличия детских голосов связаны с анатомическими и физиологическими особенностями растущего организма. После 12 лет детский организм вступает в период полового созревания, во время которого происходит его глубокая перестройка, детский голос начинает превращаться во взрослый и требует предельной осторожности в работе.

Для педагога пения необходимо изучение процесса голосообразования, знание законов развития и охраны детского голоса.

Голосовой аппарат чрезвычайно сложен по своему устройству. В его состав входят не только гортань с голосовыми связками, но и ротовая и носовая полость с придаточными полостями, глотка, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной полости, а также в голосообразовании принимает участие нервная система.

Гортань в детском периоде развивается медленно, параллельно росту всего организма одинаково у мальчиков, так и у девочек и в это время не имеет каких-либо отличий, характерных для того или другого пола. После 12 лет детский организм вступает в период полового созревания, в связи с этим возникают изменения и в голосовом аппарате: меняется анатомия гортани. Увеличивается просвет трахеи и бронхов, глубина и высота твердого неба, развивается подвижность мягкого неба, изменяется форма ротовой и глоточной полости, увеличивается объём этих полостей. Происходит смена голоса-мутация.  
В среднем мутация длится около 2 лет, продолжительность ее подвержена значительным индивидуальным колебаниям до нескольких лет.

Все признаки мутации выявляются:

1.по изменению в звучании голоса;

2. по субъективным ощущениям поющих детей;

3. при помощи врачебного осмотра гортани

Дети мутационного возраста нуждаются в бережном отношении к и их изменяющемуся голосу, осторожности в обучении. Обязательным компонентом входит осуществление принципа индивидуального подхода.

Функциональные и органические расстройства голоса детей встречаются там, где нарушаются правила охраны голосового аппарата ребенка. К этим нарушениям относятся:

1.Чрезмерное громкое (форсированное пение)

2. Несоблюдение возрастного диапазона и сложность вокального репертуара

3. Неправильная техника пения т.е. использование таких приемов, которые лежат за пределами физиологических возможностей детей и подростков

4. Злоупотребление продолжительностью занятий (по времени)

5. Ускоренные сроки разучивания новых произведений

6. Пение в неподходящих или малоподходящих помещениях

7. Длительные сольные выступления на эстраде до 16-17 лет

Соблюдение возрастного диапазона – одно из условий правильного развития голоса.

Примерный диапазон до мутации мальчиков и девочек следующий: от 7 до 9 лет: Ре первой октавы-до до второй октавы ;от 10 до 12 лет :от си малой октавы до фа второй октавы и от 12 до 14 лет: ля малой октавы до соль второй октавы. Во время мутации значительное укорочение диапазона. У мальчиков голос понижается на октаву. У девочек формирование женского голоса происходит в среднем регистре первой октавы. Диапазоны голосов в этот период весьма индивидуальны.

При работе с голосом нужно прививать детям навыки свободного пения, учитывая возрастной диапазон в смысле тональности и силы звука и стараться добиваться легкого, нефорсированного звучания. Таким образом, должны подбираться специальные вокальные упражнения для постепенного развития голоса. Строго соблюдать по времени нормы пения и режимы отдыха при репетициях. Занятия не должны превышать 20 минут с небольшим перерывом после 5-10 минут пения.

Длительные, систематические занятия пением с соблюдением правил охранительного режима повышают тренированность голосового аппарата, улучшают его координированную деятельность и повышают качество звучания голоса. Там, где охранительный режим голоса отсутствует, развитие голоса тормозится, что отражается на его функциональных свойствах. Пение с большей громкостью, чем это допустимо для детей и подростков, голосовой аппарат которых находится в процессе роста, приводит не только к нарушениям голосовой функции, но и к изменениям в самом голосовом аппарате, иногда необратимым.

К сожалению, далеко не все педагоги пения задумываются большом вреде форсированного пения для детей и подростков. Наоборот, многие из них охотно допускают громкое пение, а также использование голоса без учета возрастного диапазона.

Список использованной литературы:

1.Воспитание и охрана детского голоса/ Ред. Багадурова В.М.,1953

2.Егоров А. Гигиена голоса и его физиологические основы.М.,1962

3.Левидов И.И. Вокальное воспитание детей.Л.,1036

4.Малинина Е.М. Воспитание и охрана детского голоса М.,1039

5.Малинина Е.М. Опыт работы по обучению школьников пению М., 1954

6.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей М.,1947


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система духовно – нравственного воспитания в переходный период современного образования»

В современном обществе происходит размывание  жизненных ориентиров молодежи, девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных уст...

«Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды»

Условия создаваемые  для детей для адаптации в начальном и среднем звеньях....

Профилактика суицида на раннем этапе переходного периода

Статья на данную тему поможет родителям быть внимательнее к своим детям...

Переходный период тренировки по плаванию

Переходный период тренировки по плаванию...