Педагогические и образовательные технологии по Музыке
учебно-методический материал по музыке

Педагогические и образовательные технологии по Музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii.docx33.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогические/образовательные технологии:

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной
парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности
учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности
расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении, в
том числе и по музыке.

В своей профессиональной деятельности систематически использую:

  • информационно – коммуникационную технологию
  • технологию развития критического мышления
  • проектную технологию
  • здоровье сберегающую технологию  
  • технологию проблемного обучения
  • игровые технологии
  • технологию продуктивной творческой деятельности
  • технологию интегрированного обучения
  • педагогику сотрудничества. 
  • технологии уровневой дифференциации 
  • групповые технологии. 
  • традиционные технологии.

      В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Поэтому я регулярно посещаю курсы переподготовки и повышения квалификации, научно-практические семинары, вебинары

С весны 2020 года, в условиях пандемии, стали актуальными технологии дистанционного обучения, которые поставили перед учителем массу проблем, но в то же время эти технологии открыли новые современные возможности.

В своей профессиональной деятельности систематически использую:

  • информационно – коммуникационную технологию
  • технологию развития критического мышления
  • проектную технологию
  • здоровье сберегающую технологию  
  • технологию проблемного обучения
  • игровые технологии
  • технологию продуктивной творческой деятельности
  • технологию интегрированного обучения
  • педагогику сотрудничества. 
  • технологии уровневой дифференциации 
  • групповые технологии. 
  • традиционные технологии.

В своей практике применяю элементы различных технологий, в том числе:

Информационные технологии необходимы для того, чтобы решать практические задачи: формирование прочных умений и навыков; обогащение заушательского опыта, словарного запаса; овладение особенностями музыкального языка; знанием музыкальных терминов; наконец, формирование обще учебных умений и навыков.

Также при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учеников используется тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает или не знает предмета обучающийся.

Помогают решить эти проблемы и учебные компьютерные программы по музыке, например электронное пособие- «Музыкальная энциклопедия».  А также электронные компьютерные КИМы, их в настоящее время создано достаточно много по всем предметам. Применение компьютера помогает осуществлять разноуровневое обучение: пока одни ребята (менее успевающие) выполняют задание в рабочей тетради, или учебнике, другие (сильные ученики) работают с различными в интернете, или с электронными ресурсами, решая поставленную учебную задачу (поиск информации о направлении музыки, о композиторах, слушание и анализ произведения). Таким образом, разноуровневое обучение вместе с информационными интернет-ресурсами – мощное средство индивидуализации обучения. Такие программы позволяют учителю решить ряд проблем:

  • Помогают повысить уровень своих знаний,
  • Повысить интерес учащихся к предмету,
  • Повысить успеваемость и качество знаний учащихся,
  • Сэкономить время на опрос учащихся,
  • Дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях.

Благодаря ИКТ ребята активно включаются в творческую работу, создают проекты своих будущих презентаций.

Созданные презентации позволяют объединять разностороннюю информацию: теоретический и демонстрационный материал, практические задания. Информационно-коммуникативная технология обучения используется мною на уроках при актуализации знаний учащихся по предыдущей теме, объяснении новой темы, закреплении материала. Уроки-презентации насыщены разнообразными материалами, представленными в программе Power Point (иллюстрациями, схемами), Также широко применяю в своей педагогической деятельности электронные пособия. С помощью этих пособий   проводятся уроки в 5-8 классах.

Поисковая деятеьность.

Как изложить на уроке то, что пока неизвестно учащимся, стало понятно, доступно, интересно, чтобы, уходя с урока, они самостоятельно продолжили поиски ответа на вопросы? Во время изучения нового на уроке можно предложить задания:

  • оживить материал с помощью иллюстративного ряда;
  • озвучить тему с помощью музыкальных фрагментов;
  • найти в сети Интернет материал по сходной теме, определить в каком ключе будет рассмотрена поставленная учителем проблема,

Слушание музыки на уроке и дома.

Ресурсы сети Интернет могут быть использованы и на этапе закрепления материала, что стимулирует познавательную активность учащихся, можно предложить учащимся подобрать к уже изученному материалу музыкальный и/или поэтический или визуальный фрагмент. Такие задания развивают ассоциативное мышление.

www.poezia.ru - «Поэзия.ру» - литературно-поэтический сайт.

www.smallbay.ru – Галерея шедевров живописи, скульптуры, архитектуры, мифологии (раздел «Живопись»)

Работа со справочниками, словарями и энциклопедиями.

Интернет может быть использован и в качестве справочного материала: словаря или энциклопедии. Это не занимает много времени на уроке, поэтому такую работу можно использовать не только со старшеклассниками, но и с учащимися 5-6 классов, что, в свою очередь, стимулирует познавательную способность младших школьников.  

Примеры: Урок с использованием Интернет в качестве справочного материала можно найти на сайте http://pedsovet.org/mtree/task,viewlink/link_id,4553/Itemid,118/.

Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями может быть организована с помощью игровых приемов. Одним из таких приемов является решение кроссворда

      Наряду с обычными кроссвордами я применяю свои собственные находки и находки талантливых коллег, таких как  И. Беликова, учитель Уршельской ДМШ, Владимирская область: Например, при изучении творчества Рахманинова было предложено рабочее поле:

Учащиеся дали объяснения для каждого слова кроссворда:

1. Консерваторский учитель Рахманинова.

2. Первая опера Рахманинова.

3. Коллектив, для которого было написано «Всенощное бдение».

4. Город, где учился композитор.

5. Город, где проходят курсы пианистического мастерства им. Рахманинова.

6. Один из музыкальных жанров, в котором творил Рахманинов.

7. Произведение для оркестра.

8. Одна из кантат Рахманинова.

9. Поэма Рахманинова.

10. Село, где находится дом-музей композитора.

Их решение на уроке - просто гонки! Каждый хочет как можно быстрее дать ответ на непростое задание.

При решении требуется и сообразительность, и внимание, и эрудиция, и хорошая память, чтобы найти правильный ответ.

В результате получился следующий кроссворд:

  1. зверев;  2) алеко;  3) хор;  4) Москва;  5) Тамбов;  6) концерт;  7) симфония;  8) весна;  9) колокола;  10) ивановка.

Могут быть использованы и другие способы работы с кроссвордами:

  1. как обобщение материала: составить кроссворд по теме урока;
  2. как закрепление изученного материала: составить кроссворд, по ключевым словам, урока

Групповая проектная работа с ресурсами интернета

При изучении большого объема материала, но при ограниченном количестве часов на изучение этого материала, можно использовать ресурсы сети Интернет как форму организации учебного процесса, позволяющую экономить время и развивать самостоятельную деятельность учащихся. Такая работа отвечает и   личностно-ориентированным подходом в обучении, в центре которого должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания.

Организовать такую работу можно с помощью метода обучения в сотрудничестве 

Пример. На изучение темы «Особенности музыкальной драматургии и сценической музыки» в 7 классе отведено 18 часов. Темы: «Классика и современность», «В музыкальном театр. Опера.» Класс разбивается на малые группы: «Виды опер», «Оркестр в опере», «Оперы Глинки», «Опера Бородина Князь Игорь» и т.п.. Каждой группе выдается «Информационная карта урока», содержащая инструкцию по выполнению работы, вопросы, список иллюстраций, перечень сайтов (причем, количество вопросов должно совпадать с количеством человек в группе).   Самостоятельная работа по «Информационной карте урока».

1 урок               Инструкции по выполнению работы:

Информационная карта

1. Внимательно прочитайте задания к уроку;

2. Распределите обязанности: кто и за какой участок работы отвечает;

3. Ознакомьтесь с предложенными сайтами;

4. Отберите нужную информацию и скопируйте в свою папку;

5. Структурируйте полученную информацию;

6. Подготовьтесь к оглашению результатов работы.

«В музыкальном театре. Опера» :

«Опера и ее составляющие»

«Либретто»

«Роль оркестра в опере»

«Оперы Глинки»

«Опреа   АП Бородина   «Князь Игорь»

«Эскизы костюмов к конкретной опере»

Рассматриваемые вопросы:

Основные этапы оперного творчества

Оперные декорации «Князь Игорь, Иван Сусанин» и т.п.

 Особенности трактовки сюжета, мастерство в передаче внутр. мира героев.

Сайты:

http://artclassic.edu.ru - Коллекция «Мировая художественная культура» Рос.общеобразовательного портала 

Создание ситуаций совместных переживаний способствует формированию доверительных отношений между учащимися и представляет собой совместную деятельность учащихся, которая содержит в себе элементы сильного позитивного эмоционального переживания. Наиболее сильные переживания проявляются у школьников во время выступления или ответа перед классом. Нужно использовать такие ситуации на всех этапах учебной деятельности учащихся: при подготовке к ответу; в процессе самого ответа; в ходе совместного обсуждения ответов, их оценивания и нахождения лучших вариантов.

Технология продуктивно-творческой деятельности строится на принципах общехудожественного постижения искусства:

  • принцип увлеченности и эмоциональной отзывчивости;
  • принцип культуросообразности;
  • принцип природосообразности (от игры к творчеству);
  • принцип единства воспитания и образования,
  • принцип преемственности и непрерывности различных уровней музыкального образования;
  • комплексный подход к синтезу всех видов искусств и сфер жизни;
  • одновременная работа всех анализаторов (зрение, слух, осязание).

        В технологии предусматривается новый подход к подбору содержания музыкально-художественного материала. Новое в принципе подбора музыкальных произведений заключается в технологическом подходе «от прошлого - к настоящему, от настоящего - к будущему». Такой подход позволяет рассмотреть любое музыкальное явление и произведение с точки зрения традиций и современности, а продуктивно-творческая деятельность позволяет смоделировать его существование в будущем. Так, например, анализируя жанр авторской песни в 7 классе (тема «Что значит современность в музыке»), учащиеся знакомятся с историей возникновения этого музыкального жанра, изучают музыку средневековых бардов, менестрелей, трубадуров. Разучивая песни современных авторов, например, В.Высоцкого, О. Митяева и др., учащиеся исследуют жанр авторской песни с точки зрения современной культуры, а обозначив в ходе обсуждения, волнующие современных подростков темы, создают фундамент для музыкальных сочинений будущего. И неважно, если первый опыт по созданию своей авторской песни будет не совсем удачным, главное, что он состоялся.

        Основными методами обучения продуктивно-творческой деятельности являются методы музыкальной импровизации, интеграции различных видов искусств, интерпретации собственного исполнения музыкального произведения.

        Процесс обучения музыкальному искусству включает в себя обязательный образовательный уровень (урок) и внеурочную деятельность. Навыки художественно-творческой деятельности, получаемые на уроках музыки, органично развиваются во всех последующих формах общения с искусством:

  • внеурочная развивающая деятельность (занятие в кружках по интересам: любителей бардовской песни, эстрадный вокал, Хор, коллектив народного творчества, хореографическая студия);
  • коллективное посещение концертов, музеев.
  • вокальные конкурсы, фестивали.

Здоровьесберегающие технологии. Очень важные и необходимые в наше время.

      Цель - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.

Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой.

         Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется в лечебных целях.  Музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает.

                Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение. Многие произведения школьной программы входят в список полезной классической музыки, составленный на основе данных нейрофизиологических исследований о влиянии различных музыкальных характеристик на мозг ребёнка.

         Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов. Во время слушания музыки допускается свободная посадка за партой, приём «слушание с закрытыми глазами» для лучшего восприятия музыки. При повторном прослушивании используются репродукции картин художников, фотографии, видеосюжеты, заранее подготовленные и связанные с содержанием музыкального произведения. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что такое восприятие произведений искусства положительно влияет на их психоэмоцианальное состояние.

Фольклорная арттерапия. Русский песенный фольклор — это естественная система арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок - обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок путешествие).        

 Проектная технология Технология учебного проектирования включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по сути «обучение через делание». Специфика данной формы учебной деятельности состоит в том, что она представляет собой практическую работу, ориентированную на определенный результат, (письменный отчет, статья, доклад, презентация, концерт, выставка, и.др.)

Урок-экскурсия по оперным и концертным залам

Урок-экскурсия по оперным и концертным залам России и мира, по родным местам композиторов– одна из нетрадиционных форм урока, организованная с помощью ресурсов сети Интернет, способствует развитию творческих способностей учащихся.

Класс разбивается на группы – туристические фирмы. В каждой группе есть рекламный агент, менеджер, экскурсовод, фотограф (в зависимости от количества человек в группе, могут быть и другие роли). Группа придумывает название своей туристической фирмы, разрабатывает туристический маршрут, готовит рекламный ролик и экскурсию по выбранному маршруту с использованием виртуальных театров и музеев.

В качестве исходного материала может выступать виртуальная галерея

http://www.novate.ru/blogs/220315/30520/, включающая самые выдающиеся концертные залы мира:

http://www.uznayvse.ru/interesting-facts/samyie-izvestnyie-teatryi-v-mire.html

http://www.operaworld.ru/opera-v-tsifrakh/25-krupnejshie-opernye-teatry-mira.html

Примеры: В ходе подготовки к уроку «Православные звоны» следующие сайты:

https://www.youtube.com/watch?v=CAIKetn6uQc   

http://www.bells.orthodoxy.ru/index-03.htm- Православный колокольный звон.

www.moscowkremlin.ru – Виртуальная экскурсия по Московскому Кремлю

http://e-project.redu.ru/mos/images/blds.htm - материалы для подготовки к урокам московедения, представлены фотографии некоторых архитектурных шедевров Москвы

    Телекоммуникационный проект

Является одной из перспективных информационных технологий в образовании, под которым понимается «совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной коммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместных результатов».

Характерная особенность таких проектов заключается в том, что они межпредметны, поэтому учащимся необходимо привлекать интегрированные знания, которые должны включать в себя «не только изучение собственно предмета исследуемой проблемы, но и знакомство с особенностями национальной культуры партнера, его мироощущения».

Игровые технологии
В отличие от игры вообще, педагогические игры обладают существенным признаком -четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся.  При планировании игры: дидактическая цель превращается в игровую задачу; Учебная   деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического   задания связывается с игровым результатом.  Важнейшая роль в игровых технологиях принадлежит заключительному
ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход учебно-игрового взаимодействия.

Интегрированные технологии.

Основу интегрированного обучения на предметах области «Искусство» составляет   взаимодействие педагогов разных образовательных областей по определенным темам, направлениям работы, проектам, художественным событиям и др. Интегрированное обучение направлено на развитие творческого мышления и фантазии учащихся, на

формирование умения обобщать, анализировать информацию и знания из различных источников в решении конкретной задачи (проблемы), воспитание стремления творчески   выражать себя в какой-либо деятельности.

Педагогическими условиями интегрированного обучения являются:

• выход за рамки одного искусства (одного предмета);

• перенос акцента в обучении с восприятия на творческое проявление учащихся в деятельности;

• активные организационные формы учебных занятий;

• связь с ближайшим окружением (природой, особенностями региона, его традициями, культурой, выдающимися людьми);

• взаимодействие базового и дополнительного образования;

• системность во внедрении интегрированного обучения.

    На уроках искусства наиболее распространена интеграция различных видов искусств, что вполне естественно, так как объектом данного учебного предмета является

именно искусство.   Так, вариантом такого занятия может служить подбор произведений   нескольких видов искусства (например, литературы, живописи и музыки) по теме:

- Тема стихии природы: Тютчев Ф. «Весенняя гроза», Васильев Ф. «Гроза», Лист Ф. фортепьянная «Гроза», Чайковский П. фантазия «Буря».

- Тема природы: Пришвин М. «Лесной ручей», Левитан И. «Мостик», Аренский А.  «Лесной ручей».

- Тема страха: Гете И.В. «Лесной царь», Бакст Л. «Античный ужас», Швинд М.

«Лесной царь», Шуберт Ф. песня на стихи Гёте «Лесной царь».

- Тема героизма: Гёте И.В., Байрон Дж. стихотворения «Прометей», Йорданс Я., Тициан, Рубенс П., Снейдерс Ф «Прикованный Прометей», Бетховен Л. балет «Творение Прометея», Лист Ф. симфоническая поэма «Прометей», Скрябин А. Симфоническая поэма   «Прометей», Шуберт Ф. ария на слова Гёте И.В. «Прометей».

Стихотворение-ассоциация к музыкальному фрагменту; подбор литературных или музыкальных фрагментов к произведениям живописи; «оживление» живописного полотна (что было до…, что происходит сейчас, что может случиться после…); написание

сценария по музыкальному произведению и многое другое.

 Проблемная технология.

Данная технология основывается на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными

фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности.

Цикл проблемной технологии.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

— учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти   способ его разрешения;

— сталкивает противоречия практической деятельности;

— излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

— побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог);

— ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

— определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

— формулирует проблемные задачи (например, с недостаточными или неточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, противоречивыми   данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции»).

Ассоциативно-чувственный анализ воспринимаемой музыки:

1. Какие чувства вызывает у вас музыка (картина, скульптура и.т.д.)? Выделите одно чувство, которым можно определить суть услышанного, увиденного.

2. Какие особенности музыки, являются ведущими в данном фрагменте? Выделите ту, которая, по вашему мнению, влияет на чувственное восприятие.

3. Какие звуки ассоциируются у вас с тем, что изображено на картине. Фотографии, в скульптуре?

4. Какие картины, люди, жизненные ситуации ассоциируются у вас с услышанной музыкой?

5. Какие запахи ассоциируются с музыкой, изображением на фотографии?

6. Дайте название и напишите небольшое художественное литературное   произведение, навеянное этими образами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая тема: Образовательные технологии при обучении дисциплине "Иностранный язык" (английский)

Выбор образовательных технологий для достижения целей и решения задач, поставленных в рамках учебной дисциплины «Иностранный язык» обусловлен потребностью сформировать у студентов комплекс общекультур...

Использование новых педагогических и образовательных технологий при подготовке учащихся к итоговой аттестации на уроках математики

Выступление на МО с темой: «Использование новых педагогических и образовательных технологий при подготовке учащихся к итоговой аттестации на уроках математики»....

статья "Педагогические и образовательные технологии" Масленникова А.В.

Масленникова  Анна  Валентиновна,  кандидат  педагогических наук,   лицей  №  1557,  г. Зеленоград-Москва  Полагаю, что «тяга» к испо...

статья "Педагогические и образовательные технологии" Масленникова А.В.

Педагогические и образовательные технологии: определение и классификация Масленникова  Анна  Валентиновна,  кандидат  педагогических наук,   лицей  №  1557...

Педагогические современные образовательные технологии на уроках физической культуры.

Приоритетным направлением работы каждой школы является повышение качества образования через использование современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности.Поэтому современ...

Педагогические современные образовательные технологии

Групповые технологии(И.Б. Первин)Обеспечение активности учебного процесса;- достижение высокого уровня усвоения содержания учебного материала;- развития мышленияучащихся;- создание благоприятныхуслови...

Современные образовательные технологии преподавания музыки в школе

В связи с введением обновленного федерального государственного образовательного стандарта образования необходимы новые подходы к преподаванию предмета «Музыка»....