«Одноголосная мелодия в начальном обучении»
учебно-методический материал по музыке

Содержание:

1. Мелодия как средство музыкальной выразительности.

2. Подбирание и игра одноголосных мелодий по слуху.

3. Игра одноголосных мелодий по нотам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_soobshchenie.doc32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическое сообщение преподавателя фортепиано Ивановой Е.В. на тему:

«Одноголосная мелодия в начальном обучении».

Содержание:

1. Мелодия как средство музыкальной выразительности.

2. Подбирание и игра одноголосных мелодий по слуху.

3. Игра одноголосных мелодий по нотам.

Мелодия как средство музыкальной выразительности.

       На первом этапе обучения главной задачей является введение ученика в мир мелодических образов, развитие у него элементарных навыков выразительного исполнения одноголосных мелодий, владения простейшими игровыми приёмами чередования рук в одноголосном позиционном изложении.

       Необходимо научить ребёнка в инструментальном звучании  мелодии слышать и чувствовать её вокальные свойства – линию развития, яркие интонации, мелодическое дыхание. Мелодическая линия должна передаваться не разрозненными звуками, а в виде оформленных музыкальных мотивов – фраз, в которых имеются свои яркие интонации. При исполнении отдельного построения выделяются наиболее напряжённые звуки (чаще всего – мелодические вершины), к которым направляется мелодия.

       Вспомогательным приёмом, помогающим объяснить членение мелодии, служит аналогия со словесной речью. При декламации текста песни педагогу следует обратить внимание ученика на остановки большого и меньшего протяжения, которые естественно приходится делать при выразительном чтении. Затем спеть или сыграть мелодию песни и установить соответствие текстового и музыкального членения.

       

       Подобно тому, как проставленные в словесном тексте знаки препинания

помогают понять его смысловую расчленённость, так и проставленные в нотном

тексте фразировочные лиги должны помочь ребёнку услышать естественное

членение музыки на фразы и мотивы в исполняемой песне или пьесе.

       Уже при исполнении одноголосных мелодий у ребёнка зарождаются первые представления о характере мелодий, фразе, цезуре, дыхании, сходстве и контрастности мелодических построений, вырабатывается слуховое различие простейших длительностей.

Подбирание и игра одноголосных мелодий по слуху.

       В процессе подбирания одноголосных мелодий воспитывается умение вслушиваться в мелодию, ощущать её ритм, запоминать несложные мелодические попевки. На этой ранней стадии музыкального развития у ребёнка начинают формироваться элементарные игровые навыки – свободные, пластичные и ритмичные движения рук, простейшие аппликатурные приёмы.

       Формы подбирания могут быть различны и зависят от музыкального слуха ребёнка. Однако при любой слуховой восприимчивости, особенно при слабо проявляющихся слуховых данных, необходимо систематически отводить этой работе должное место.

       Обязательным условием подбирания является предварительное запоминание мелодии. Легче дети подбирают знакомые мелодии или их отдельные попевки. Началом подготовки слуха ребёнка к подбиранию на фортепиано является напевание педагогом мелодии и полное или частичное её воспроизведение учеником. Это может производиться по – разному: напевание со словами или на слоги ля, та; напевание с одновременным проигрыванием на инструменте; напевание отдельных звуков или мелодических оборотов песни. После усвоения

   мелодии либо отдельных попевок ученик «ищет» звуки мелодии на клавиатуре.

       При замедленной или слабой слуховой ориентации ученика как временный приём рекомендуется подбирание «с рук»: педагог проигрывает небольшую мелодическую попевку; ученик, глядя на руки педагога, старается подобрать услышанное. При этом, зрительные восприятия не обособляются от слуховых, постепенно всё активнее способствуя их формированию.  

        Различные формы подбирания дополняются  элементами транспонирования: спеть или сыграть выученную песню «от другой ноты».  

       При первых попытках подбирания педагог корректирует, направляет процесс вслушивания ученика в вокальное и инструментальное звучание мелодии. Ведь нередко неудачи в подбирании объясняется не плохой памятью или недостаточным музыкальным слухом, а лишь неумением.

Игра одноголосных мелодий по нотам.

       К изучению нотной записи можно приступить лишь после того, как ребёнок научится различать звуки по их высоте и запомнит названия клавиш. С первых шагов следует вырабатывать в сознании ребёнка связь между звуком, взятым на клавиатуре, и его графическим изображением. Этому должно предшествовать наглядное знакомство ученика с записью нот.

        Знакомство ребёнка с записью нот следует проводить на близких ему мелодических попевках. Уже здесь закладывается основа развития слухо – зрительной связи: услышанную мелодию ученик видит в нотной записи.

        Чтению с листа нотной записи знакомых, а далее и незнакомых мелодий необходимо отводить время на каждом уроке. Примерная схема подготовки  к прочтению нот такова: сначала ученик, всматриваясь в нотный рисунок, улавливает зрением направление движения мелодии, потом называет ноты,

пропевает их и лишь после этого может приступить к игре одним пальцем, а затем организованной аппликатурой.

        Развивая навык чтения с листа, нужно воспитывать у ученика умение охватывать зрением всё большие группы нот и подготавливать соответственно требуемую аппликатуру. Последовательное овладение аппликатурными приёмами способствует выработке навыков свободных, непринуждённых, организованных игровых движений и естественному звучанию инструмента.            После закрепления навыка элементарного чтения нот при игре по нотам использовать счёт как средство организации ритма.

       Наряду с точным воспроизведением ритмического рисунка необходимо воспитать у ученика слуховое представление о размере и такте. Тут помогает словесный текст песни, способствующий выявлению акцентированных, сильных долей тактов. Ученику можно  порекомендовать отмечать хлопками сильные доли напеваемой им песни и мысленно проводить перед ними тактовую черту. При этом он ощутит не только ритмическую пульсацию, но и одинаковую временную протяжённость каждого такта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование подвижных игр при начальном обучении волейболу в среднем звене

подвижные игры, как  средство обучения в волейболе...

Творческая работа "Начальное обучение баскетболу"

В  творческой работе описан мой личный профессиональный опыт. Работа содержит материал по практическому освоению игры баскетбол детьми начальной школы. В ней даны комплексы специальных уп...

ШКОЛА ПРЫЖКА НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ПРЫЖКА В ВЫСОТУ СПОСОБОМ «ФОСБЕРИ-ФЛОП»

Вопросы  начального обучения в научно-методической литературе раскрыты достаточно полно, однако практика показывает, что даже у спортсменов в технике прыжка в высоту встречаются значительны...

Методы освоения основных штрихов начального обучения игре на скрипке.

Методы освоения основных штрихов начального обучения игре на скрипке....

Реферат "Некоторые вопросы начального обучения домристов"

Реферат рекомендован для молодых, начинающих педагогов ДШИ по классу домры....

План конспект занятия по начальному обучению накату слева в группе НП 1 года обучения

План-кончпект одного занятия в группе начальной подготовки первого года обучения....