Применение новых методов и приемов обучения на уроках музыки, согласно реализации ФГОС.
статья по музыке

Малявина Лариса Федоровна

В связи с введение в область образования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) перед учителем ставятся новые цели образования — воспитание ученика нового поколения —  думающего, действующего, способного ставить и достигать цели. Отсюда  возникает необходимость изменить формы, методы и принципы обучения учащихся. Уроки музыки так же необходимо вести в новом ключе. Поэтому, целью этой работы является анализ методов обучения учащихся и применение новых различных приемов обучения, возможных в использовании на уроках музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Применение новых методов и приемов обучения на уроках музыки, согласно реализации ФГОС.

В связи с введение в область образования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) перед учителем ставятся новые цели образования — воспитание ученика нового поколения —  думающего, действующего, способного ставить и достигать цели. Отсюда  возникает необходимость изменить формы, методы и принципы обучения учащихся. Уроки музыки так же необходимо вести в новом ключе. Поэтому, целью этой работы является анализ методов обучения учащихся и применение новых различных приемов обучения, возможных в использовании на уроках музыки.

В педагогической практике существует множество методов и их классификаций по самым разным признакам, широко применяемые в педагогической практике, в том числе и на уроках музыки в школе. Начиная от беседы, лекции, рассказа, письменного задания или упражнения, работы с учебником, до проблемных методов обучения, требующих доказательств из справочной литературы или книги и исследовательской деятельности, к которой относят наблюдение, эксперимент, проектная деятельность.

Выдающиеся музыкальные деятели, исследователи музыкальной педагогики такие как, Д.Б. Кабалевский, Л. В. Горюнова, Э. Б. Абдуллин и Е. В. Николаева создали и разработали методы музыкального образования.

На уроках музыки могут широко использоваться методы активного слушания, позволяющие:

-выявить сходство и различия музыкальных произведений;

-сопоставить музыку с другими видами искусства, такими как живопись, литература, скульптура;

-сопоставить музыку с жизненными явлениями и событиями человека;

-перевести содержание музыки в словесную форму, размышления, рассуждения о музыке;

-перевести содержание музыки в рисунок;

-отразить звучание музыки в пластике и движении (музыкально - пластическое интонирование);

-анализировать музыкальные произведения;

-вокализация инструментальных произведений;

-драматизация музыки (инсценировка).

Для этого используются следующие методы:

-Метод « Музыкальный театр»

-Метод «Пластическое интонирование»

-Метод погружения

-Метод проектов

-Метод жизненных ассоциаций и др.

Согласно ФГОС главный принцип обучения — системно - деятельностный подход, при котором ученик сам добывает знания и готов к саморазвитию и непрерывному образованию. Учитель должен так построить свою деятельность, чтобы создать условия для инициирующих действия учащихся. Это становится возможным, если этапы урока отражают структурные элементы «деятельности»: мотив, цель, действия для их достижения.

-Как уйти от привычных рамок урока и добиться заинтересованности детей к предмету?

Существуют методы стимулирования и мотивации:

-мотив познавательного интереса, возникающий при использовании познавательных игр, учебных дискуссий, при создании ситуаций эмоционально - нравственных переживаний, ситуаций успеха, опоры на полученный ранее жизненный опыт и познавательную новизну;

-мотив долга в учении, который строится на убеждении учеников в значимости учения, предъявления требований и приучение к их выполнению, поощрения или порицания и т.д.

Прием в педагогике – практический механизм применения воспитательно - образовательных методик и технологий в процессе формирования сознательной, всесторонне развитой личности. Ведущими современными педагогами были разработаны приёмы и техники, способствующие внедрению технологий деятельностного подхода на уроке.

1. Прием «Необъявленная тема»

Ученики сами определяют тему урока, учитель лишь помогает и наводит на мысли. Данный приём позволяет создать мотивацию для изучения темы урока, используется для привлечения интереса учащихся к изучению новой темы, в которой есть непонятные термины.

Пример 1. Учитель: Мы начинаем изучать новую тему, но я не буду её объявлять. Она будет моей загадкой. В течении урока вы сами попытаетесь её разгадать. (Учитель ставит вместо темы — вопросительный знак) Прослушанная музыка, подсказки учителя наводят учеников на определение темы урока. (Тема урока: «Музыкальные инструменты» 2 кл.)

Пример 2. Дети входят по звучание музыки (р.н.п. «Светит месяц» в исполнении оркестра р.н.и.)

Учитель: Вы сейчас зашли под музыку, определив состав ее исполнителей, вы можете назвать тему урока. (тема урока: «Оркестр русских народных инструментов» 4 кл.)

2. «Угадай пропущенное в теме урока», (альтернатива приему «Необъявленная тема»)

Пример 1. (Тема урока: «Мелодия - душа музыки» 3 кл.)

На доске запись: « _____ - душа музыки», в течении урок попытайтесь ответить, что является душой музыки.

Пример 2. (Тема урока: «Композитор — имя ему народ» 4 кл.)

На доске запись: «Композитор - имя ему ___________», в течении урока вы должны догадаться, какое слово пропущено.

3. «Нестандартный вход в урок»

Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

Пример 1. (Тема урока: «Музыка на мольберте»5 кл.)

Учитель: Что такое мольберт? Может ли музыка звучать с мольберта? Оказывается может! Наш урок будет на тему «Музыка на мольберте».

4. «Ассоциативный ряд»

К теме урока дети называют слова — ассоциации. (Тема урок: "Балет")

балерина

оркестр

танец

театр

музыка

Учитель: давайте дадим определение понятию балет.

5. «Ассоциативный ряд» (наоборот).

Учитель выписывает ассоциативный ряд к теме или понятию урока, дети угадывают загаданное понятие или тему.

Пример 1. Учитель выписывает на доске слова:

спектакль

декорации

хор

оркестр

солист

Учитель: Посмотрите на слова, выписанные на доске, все они связаны с темой сегодняшнего урока назовите её. (Тема урока: "Опера".)

Учитель: дополните ассоциативный ряд.

Дети: дирижер, костюмы, и т.д.

Учитель: давайте дадим определение понятию опера. Опера — музыкальный спектакль в котором действующие лица поют хором или сольно, в сопровождении оркестр, управляемого дирижером.

6. «Цепочка» Ученики класса стоят у своих мест. Учитель просит по цепочке каждого ученика назвать по одному музыкальному инструменту (композиторов, музыкальные жанры, и т.д) Тот, кто назвал верно - стоит, кто ошибся, повторился или не смог ответить — садится.

Прием можно использовать в начале урока, как разминку.

7. «Похлопай — потопай» или «Да — нет»

Учитель произносит утверждение — если ученики согласны с ним — хлопают, не согласны — топают.

Например:

«Снегурочка» Римского — Корсакова — это балет;

Черномор — герой оперы «Садко» Римского-Корсакова;

Оперу «Орфей и Эвридика» написал Виллибальд Глюк;

Барабан — духовой музыкальный инструмент и т. д.

8. «Встать — сеть - похлопать»

Учитель договаривается с учениками, что:

Пример 1. если они услышат от учителя инструменты симфонического оркестра — дети встают, если народного — садятся, если в двух оркестрах - хлопают.

Слова: скрипка, виолончель, барабан, гусли, арфа и т.д.

Пример 2. если учитель назовет группу струнных инструментов - дети встают, если ударных — хлопают, духовых — садятся.

Пример 3: если учитель называет русских, зарубежных, татарских композиторов - дети встают, садятся или хлопают.

9. «Покажи»

Учитель или 2 ученика произносят названия музыкальных инструментов, дети из класса показывают как на них играют.

10. «Выбери ответ»

В разных концах класса вывешивается 2 или более пройденных понятия.

Детям в классе индивидуально или группе учащихся раздаются карточки с вопросами. За определенное время дети должны подойти к нужной надписи на стене, с правильным ответом.

Пример 1: надписи на стенах: опера, балет, мюзикл.

Карточки у детей:

П.И. Чайковский «Щелкунчик»;

М. Коваль «Волк и семеро козлят»;

Н. А. Римский-Корсаков «Руслан и Людмила»; и т. д.

Пример 2: Надписи на стенах: вокальная, инструментальная музыка.

Карточки у детей: песня, танец, симфония, ария, балет, опера, и т. д.

11. «Найди пару»

Детям раздаются карточки на одной вопрос, на другой — ответ. В течении определенного времени дети должны найти друг друга.

Вопросы могут быть на знание пройденных жанров, композиторов и их произведений, и т.д.

Например: 1 карточка «Александр Невский», 2 карточка — С.С. Прокофьев,

3 -Ж.Бизе, 4 - «Кармен», и т. д.

Можно усложнить задание «Найди тройку» - к данным авторам и их произведениям добавить жанры — кантата, балет.

12. «Светофор» или «Смайлик»

Для этого приема дети самостоятельно дома изготавливают карточки, с одной стороны красного цвета с грустным лицом, а с другой — зеленого и веселым лицом.

Используются для определения лада музыки — мажор, минор.

13. «Создай паспорт»

При изучении какой либо темы, можно попросить детей создать паспорт. Это может быть паспорт композитора, жанра музыки или музыкального инструмента.

14. «Синквейн»

Синквейн - прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии (от французского слова «пять») - это стихотворение, состоящее из 5 строк, используемое для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.

Правила составления синквейна:

Первая строка - одно слово - существительное, название стихотворения, тема;

Вторая - два прилагательных, подбираемых в 1 строчке;

Третья - три глагола, подбираемых к 1 строчке;

Четвертая - фраза, выражающая свое отношение к теме, цитата, крылатое выражение, афоризм;

Пятая – слово - резюме, ассоциация к первой строчке, дающее новую интерпретацию темы.

Методические рекомендации

Выбор методов и приемов обучения зависит от целей, задач и этапов урока, их можно использовать в индивидуальной работе, но эффективнее их использование в парной и групповой работе.

Приемы «Необъявленная тема», «Нестандартный вход в урок», «Угадай тему урока», «Ассоциативный ряд» рекомендуется применять в начале урока для заинтересованности учащихся, вовлечения их в деятельность и создания позитивной мотивации к учению.

Для актуализации знаний учащихся подойдут такие приемы, как «Похлопай — потопай» или «Да — нет», «Найди пару», «Цепочка», «Выбери ответ».

Помогут решению учебных задач приемы «Создай паспорт», таблица ЗХУ.

«Светофор» поможет учителю оценить знания учащихся,если они при ответах других детей будут показать зеленый свет светофора, если ученик согласен с утверждением или красный — если не согласен.

На этапе рефлексии дети с удовольствие используют творческий прием «Синквейн», РАФТ.

Важно помнить, что все приемы и методы должны способствовать созданию активной позиции учащихся на уроке, на котором ученик - не пассивный слушатель, а главное действующее лицо урока. Благодаря новым приема и методам, ученики думают, рассуждают, делятся своими мнениями.

Одно из главных условий обучения — это доброжелательная, комфортная среда на уроке, где учитель поддерживает учеников и в классе присутствуют партнерские отношения между учителем и учеником, учеником и учеником, учеником и группой. Заинтересованность учителя, его стремление к усовершенствованию учебной деятельности — залог успеха!

Список использованной литературы:

Методика музыкального воспитания в школе, Дмитривева Л.Г., Черноиваненко Н.М., Москва 1998

Оптимизация процесса обучения, Бабанский Ю.К., 1977

Синквейны http://baganova22.rusedu.net/post/4126/56076

Таблица - конструктор https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/wi-fi


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и общество-знания».

Анализ и практическая иллюстрация методов интерактивного обучения, активно используемые на уроках истории и обществознания. “мозговой штурм”, дискуссия, ролевая и деловая игра, метод “Синквейна”,...

Использование активных методов и приемов обучения на уроках русского языка и литературы

Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подач...

Использование занимательно-игровых методов и приемов обучения на уроках русского языка и литературы

Игра как метод обучения используется с древности. Особенно актуально использование игровых элементов в 5-06 классах. В зависимости от классификации игр на уроке используют необходимые элементы....

Уроки музыки согласно реализации ФГОС. Новые методы и приемы обучения, и их применение.

Данный материал можно использовать на уроках музыки начиная с 3х по 8 классы. Ребята с удовольствием осваивают и закрепляют пройденные темы в игровой форме. Приемы показанные в данно статье полностью ...

Современные методы и приемы обучения на уроках музыки.

Главная задача современной системы образования – создание условий качественного обучения. Педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик. Однако проблемы стабильност...

Современный урок с позиции стандартов нового поколения: изучение инновационного педагогического опыта, новых методов и приемов обучения.

Инновационное образование модель образования, ориентированная преимущественно на максимальное развитие творческих способностей и создание сильной мотивации к саморазвитию индивида на основе добровольн...

Методы и приёмы обучения на уроках музыки, согласно ФГОС

Методы и приёмы обучения на уроках музыки, согласно ФГОС...