Развитие одаренности дошкольника в процессе вокально-хоровой деятельности в ДОУ
статья по музыке

Тюнина Анна Николаевна

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. В связи с этим творите, любите, создавайте, воспитывайте…

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

          Мир детства – самый удивительный и неповторимый в жизни каждого человека, а дошкольный возраст интересен, на мой взгляд, больше всего. Работая с детьми, я пришла к выводу, что, хотя музыкальные способности нередко у ребенка проявляются рано, отсутствие раннего проявления музыкальности еще не является свидетельством того, что ребенок лишен музыкальных способностей. Но есть такое понятие «одаренность», «одаренные дети». Что это такое? Обратимся к словарю: понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Вообще под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к знаниям и более выраженные творческие проявления. Как среди  музыкантов, так и среди музыкальных психологов широко распространены различные представления о том, что следует понимать под музыкальной одаренностью. Одна точка зрения утверждает, что подлинная одаренность проявляет себя через творческое мышление и творческие способности. Иначе говоря, всякая одаренность есть, прежде всего, творческая одаренность. Феноменальные способности, ни яркая и неповторимая индивидуальность сами по себе не определяют музыкальной одаренности, если ее обладатель не заявил о себе выдающимися творческими результатами.

         Существует три критерия оценки музыкальных способностей и одаренности.

Первый из них можно назвать культурно-историческим. Суть его заключается в том, что в каждой культуре и в каждую историческую эпоху существуют определенные музыкальные предписания каждому конкретному возрасту развития ребенка, подростка и даже взрослого. Способность и одаренность выявляются именно на фоне этих условных предписаний.

Второй критерий можно назвать возрастным: если ребенок или подросток может легко и успешно делать нечто, чего не умеют делать сверстники, чаще всего его называют одаренным. Часто этот критерий называют поколенческим. Изменяются условия жизни, развиваются системы образования, совершенствуются программы обучения, и в результате средний уровень возможностей нового поколения становится выше, чем у предыдущего.

Третий критерий – абсолютный. Выдающиеся музыкальные способности обнаруживаются, как правило, до семи лет. Подавляющее большинство таких детей в возрасте 6-8 лет уже обратили на себя общественное внимание. С самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров. В два-три года они хорошо различают все мелодии, часто уже к двум годам хорошо интонируют (некоторые дети начинают раньше петь, чем говорить). Одаренные дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие. В том числе и общение с окружающими. Музыкально одаренные мальчики часто обладают некоторыми чертами, которые принято считать типично «девичьими»: тонкой чувствительностью, рефлективностью, мечтательностью, наивностью. Музыкально одаренные девочки, напротив чаще обладают чертами «мальчишескими»: они независимы, упрямы, честолюбивы, более склонны к самоутверждению. В заключение характеристики следует отметить еще одно важное обстоятельство. Здесь представлен во многом собирательный образ ребенка с выдающимися музыкальными способностями. Таким образом, я вижу, что третий критерий является ведущим в дошкольном воспитании. Но психологи, исследуя возрастные и личностные кризисы ребенка, пришли к выводу, что в основе кризиса лежит несоответствие между имеющимся возможностями личности и внешней средой, неприспособленной для их реализации. Такая ситуация складывается и вокруг одаренного ребенка. И хотя на групповых занятиях музыкально одаренным детям уделяется особое внимание, нередко они испытывают особого рода голод, который выражается в потребности творить что-то еще кроме программного содержания.

       Поэтому для детей с высоким уровнем развития музыкальности в нашем саду организована вокальная студия «Радуга». Задачи вокальной студии:

  1. Воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;
  2. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей
  3. Формирование певческих навыков
  4. Развитие исполнительского мастерства
  5. Формирование голосового аппарата  
  6. Расширение музыкального кругозора
  7. Развитие музыкальных способностей
  8. Умение свободно держаться на сцене.

Методические принципы:

 1. Системность занятий 2 раза в неделю групповые и индивидуальные занятия по 30-40 мин;  

2.  Учет индивидуальных особенностей психики ребёнка.  

 3.Разнообразие музыкального репертуара и его постепенное усложнение по сравнению с типовой программой.  

4.  Предоставление ребёнку условий для творчества и импровизации.  

5.  Креативность и эмоциональность педагога.  

6.  Наглядность (картины, костюмы, видеоматериалы и т.д.)  

7.  Преемственность в работе с другими специалистами.  

8 . Связь с семьей.      

              В состав студии входят дети старших подготовительных групп. Моя практика работы музыкальным руководителем в детском саду показывает, что музыкально-одаренные дети, не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала - с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка.  Музыкально одаренные дети, нуждаются в особом внимании со стороны родителей и педагогов. Таким образом, проблема организации работы с музыкально- одаренными детьми стала актуальной и значимой в моей работе.

Вокально-хоровая работа включает: вокальные упражнения; работу над певческой установкой; работу над певческим дыханием; работу над звукообразованием и динамикой; работу над артикуляцией и дикцией;   работу над ритмом и темпом;  работа над расширением диапазона;  работу над интонацией и выразительностью.

              Проводя индивидуальную работу, я учитываю особенности каждого ребенка, одному нужно тянуть звуки, петь повыше (дотягиваться). Другим – как придать правильное положение губам, рту. Третьим – петь погромче, посмелее или наоборот, мягче и потише. Исходя их итогов диагностической карты развития музыкальных способностей, намечаю дальнейший путь работы, в зависимости от того, какие из компонентов музыкального слуха необходимо развить тому или иному ребенку. Использую богатый опыт в области музыкальной педагогики Д.Б. Кабалевского, Н.А. Ветлугиной, Т.М. Орловой, В. Емельянова, Д. Огородного, а также передовой педагогический опыт, взятый их журналов  «Созвучие», «Музыкальный руководитель» в работе с детьми применяю:

  1. Специальные упражнения для развития всех трех компонентов музыкальности по Б.М. Теплову - упражнения на развитие ладового чувства – упражнения на развитие музыкально слуховых представлений – упражнения на развитие чувства ритма.  
  2. Технологии Г.А. Струве «Хоровое сольфеджио» и В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса» помогли мне выработать собственный стиль работы над основными певческими навыками: упражнения и задания, предложенные в них, я лично апробировала и адаптировала к дошкольному возрасту.
  3. Просматривание видеоматериалов, прослушивание аудиозаписей с исполнителями в разных видах музыкальной деятельности.
  4. Дидактические игры, направленные на развитие различных музыкальных навыков; игры, этюды и упражнения, формирующие творческий подход к музыкальной деятельности;
  5. Посещение концертов образцовых ансамблей,  хоровых коллективов г. Иркутска.

Ведется   работа с родителями   детей, посещающих вокальную студию:                

 1.   индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитания детей;   консультация по охране детского певческого голоса;

2. родительские собрания, на которых родители дают согласие на дополнительную работу с их детьми и участие детей в различных конкурсах и программах;

3. беседа с родителями с целью рекомендации детских творческих студий, коллективов, ДШИ  г. Иркутска;

4. Совместные детско-родительские музыкальные сказки, которые мы показываем для всего детского сада, такие как: «Принцесса - попрыгунья», «Принцесса на горошине».

Отбор репертуара для детей осуществляю с учетом поэтических достоинств произведений: оригинальность, доступность для понимания детей, соответствие возрастному диапазону, песня должна представлять интерес для детей и должна соответствовать вокальному росту ребят. Разученный материал выносятся на праздники, утренники, отчетные концерты студии, фестиваль «Планета талантов» и  многие другие мероприятия в нашем саду. А также вокальная студия «Радуга» принимает участие в окружных, городских и региональных фестивалях детского творчества «Звездочки Иркутска», «Поем, танцуем, играем», «Солнечные лучики», конкурс – фестиваль вокального, хореографического искусства для детей «Удивительные дети», где  стали лауреатами I  степени. А в Международном конкурсе талантов «The Best» вокальная студия «Радуга» заняла 1 место.

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. В связи с этим творите, любите, создавайте, воспитывайте…

Литература:

  1. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. Из-во: Лань. 2003. 194с.
  2. Струве Г.А. Хоровое сольфеджио. М.: Сов. Композитор. 1979. 32с.
  3. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: 1985. – Т 1.  326с.
  4. Тарасова К.В. Музыкальность и составляющие её музыкальные способности //Музыкальный руководитель.- 2009.- №5.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В методическом пособие рассматриваются формы и методы формирования исследовательских навыков обучающихся....

"Фонопедический метод развития голоса В.В.Емельянова (вокально-хоровая работа)"

Метод В.В.Емельянова включают в свою работу многии учителя музыки Белгородчины. Хотя многии моменты спорные, но автор (удивительный педагог и учёный) поражает и заряжает своей энергией. Его опыт надо ...

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей учащихся в процессе вокально-хорового воспитания"

В данном материале я раскрываю условия возникновения опыта, его теоретическую базу, новизну и актуальность а также технологический аспект реализации. Опыт предназначен для учителей музыки общеобразова...

Мастер-класс по теме «Формирование духовно-нравственной культуры у учащихся общеобразовательной школы в процессе вокально-хоровой деятельности»

    Программа предназначена для педагогических работников, учителей музыки, которые в настоящий момент ведут вокально – хоровую работу во внеурочное время (как кружковую работу)...

Музыкальное воспитание как средство для личностного роста детей школьного возраста в процессе вокально-хоровой работы.

Конкурсная работа - номинация "Из опыта работы". Всероссийикий конкурс профессионального мастерства преподавателей образовательных организаций среднего профессионального образования "Со...

Проблемы развития одаренных детей в процессе обучения математике.

Выступление на заседании МО по теме "Проблемы развития одаренных детей в прцессе обучения математики."...