Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музыка и движение"
рабочая программа по музыке

Программа по внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья " Музыка и движение" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_i_dvizhenievneurochnaya_2021-2022_-_kopiya.docx44.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

      «КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА -  ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Рассмотрено

на методическом совете КГОБУ

«Камчатская школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Протокол №___от _______ 2021г.

Председатель _________

«Согласовано»

    Заместитель директора по УР

КГОБУ «Камчатская школа-интернат                                                                                                                                          для обучающихся с ограниченными

 возможностями здоровья»

_______________

«____» ________2021 г.

«Утверждаю»

Директор  КГОБУ

«Камчатская школа-интернат                                                                                                                                          для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

______________

«____»________2021 г.

     Рабочая программа

по внеурочной деятельности

  «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ»

Составитель:

учитель музыки

Радченко О.А.

г. Петропавловск-Камчатский

2021 год


Пояснительная записка.

В научно-методической литературе внеурочная деятельность рассматривается как проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся, формировании сплоченного ученического коллектива.

Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с умственной отсталостью, является создание условий для их успешной социализации.

Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочной деятельности. Внеурочная работа объединяет все виды деятельности, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации обучающихся.

Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.

Актуальность программы заключается в том, что она позволяет реализовать право каждого обучающегося с ОВЗ на получение образовательных услуг, а также создает средствами музыкальной культуры предпосылки для успешной бытовой, учебной, трудовой, семейной и социальной адаптации особенных детей.

Программа внеурочной деятельности «Музыка и движение» для обучающихся с ОВЗ руководствуется следующими нормативными актами (см. Приложение к Программе).

Основные направления программы.

Внеурочная деятельность по программе «Музыка и движение», как и деятельность обучающихся на уроке, направлена на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы. Но в первую очередь – достижение личностных результатов. Это и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

Целью программы является:

–создание условий для достижения обучающимся необходимого для жизни в обществе социального опыта, формирование принимаемой обществом           системы ценностей;                                                                                  –создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с ОВЗ;                                                                                  –организация образовательной среды, обеспечивающей развитие социальных интересов обучающихся в свободное время.

Основные принципы построения программы:

-учёт возрастных особенностей;

- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

-связь теории с практикой;

-доступность и наглядность;

-включение детей в деятельное творчество;

-формирование у ребенка активной жизненной позиции, его интеграция в современное общество.

Программа курса внеурочной деятельности «Музыка и движение» реализуется через взаимосвязанные компоненты: обучение-воспитание-развитие-становление. Данная программа общекультурной направленности предназначена для обучающихся начальной и основной школы. Срок реализации не более 2-х лет.

Занятия организуются в группах, которые комплектуются по возрасту или годам обучения. Количество учащихся в группе до 8 человек. Время, отводимое на программу, составляет 1 час в неделю. Занятия проводятся в музыкальном зале или учебном кабинете, закрепленном за определенным классом(группой). Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения занятий, которые проводятся после всех уроков основного расписания, длительность занятий не более 40 мин.

Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом образовательного учреждения с учетом требований норм СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки учащихся.

Критерием оценки внеурочной деятельности обучающего с ОВЗ является не столько её продукт (он может быть минимален), сколько уровень развития ответственного отношения к делу.  

Задачи программы:

 -развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству;

- обогащение общего кругозора, формирование у обучающихся с ОВЗ целостной научно-обоснованной картины мира;  

- создание условий для сознательного применения обучающимися базовых знаний и умений в ситуациях, отличных от учебных;  

- организация условий для профессионального самоопределения особенных детей;

- формирование у обучающихся с ОВЗ умений планирования, контроля, коррекции и оценивания себя при выполнении поставленных задач;

- воспитание у особенных детей умений сотрудничества со сверстниками и в разновозрастных группах в различных социальных ситуациях, формирование доступных и полезных жизненных компетенций.

- приобщение учащихся к базовым национальным, региональным ценностям и культуре, интеграция их на этой основе в современное общество;

- развитие у обучающихся с ОВЗ навыков адаптации в социальной среде.  

В целом, внеурочная деятельность в рамках инклюзивного подхода способствует социальной интеграции особенных детей путем организации совместных мероприятий детей с нарушениями развития и интеллектуально сохранных обучающихся.

Методологической основой внеурочной деятельности являются культурно- историческая и культуротворческая школы, учение Л.С. Выготского и его последователей о роли специального обучения детей с отклонениями в развитии на различных возрастных этапах, о компенсации нарушенных функций, о принципе развивающего обучения, предполагающим учет зон актуального и ближайшего развития, а также деятельностная концепция учения и личностно-ориентированный подход к ребенку.

Формы и виды внеурочной образовательной деятельности.

Внеурочная деятельность по программе реализуется в таких формах, как массовые, индивидуальные и групповые занятия, также экскурсии, концерты, круглые столы, соревнования, конкурсы, общественно- полезные и социальные практики, другие формы.

К массовым формам работы относятся:

1) эпизодические и периодические массовые мероприятия;

 2) постоянные массовые формы работы.

Эпизодическими и периодическими массовыми мероприятиями являются вечера, викторины, конкурсы, концерты, тематические праздники и т.п. Такие формы работы определяются тематикой, целью, условиями проведения и не имеют постоянной организационной структуры.

Групповые формы внеурочной деятельности представлены работой спецкурсов и кружков. Данная программа «Музыка и движение» представлена как спецкурс внеурочной деятельности.

Кроме этого, с детьми используются индивидуальные формы работы.


Виды внеурочной деятельности в рамках основных направлений, кроме коррекционно-развивающей, не закреплены в требованиях Стандарта. Поэтому, для их реализации могут быть рекомендованы следующие виды деятельности: художественное творчество, игровая деятельность, досугово-развлекательная и др.

Планирование внеурочной деятельности для реализации программы.  

Основой для планирования внеурочной деятельности является учебный план, включающий предметные и коррекционно-развивающие области.

Учебный план определяет общие рамки при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.    

План внеурочной деятельности наряду с учебным планом является организационным механизмом реализации программы внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ и учитывает основные направления развития личности: спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное.

В процессе организации внеурочной деятельности по данной программе возможно привлечь к проведению мероприятий ресурсы образовательных организаций дополнительного образования детей. Данные учреждения также могут включать обучающихся с ОВЗ в совместную среду в рамках социокультурной интеграции.

Содержание программы.

Взаимодействие ребенка и любого вида искусства прежде всего начинается с восприятия. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия. Учитывая инертность психики у детей с ОВЗ, увеличивается как правило, в 4–6 раз время экспозиции (показа) объекта восприятия. В музыке всё преподавание нацелено на приобщение ребёнка к любви и пониманию музыки, развитие духовного богатства его личности, на формирование нравственно-эстетического характера его деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливание знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности. Программа курса внеурочной деятельности «Музыка и движение» разработана для детей начальной и основной школы. Она направлена на создание условий для развития артистичности и внутренней свободы ребенка средствами музыкальной культуры.

В связи с тем, что внеурочная деятельность имеет своей основной задачей достижение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов освоения основных образовательных программ, содержание программы внеурочной деятельности «Музыка и движение» соответствуют:


 –достижениям мировой культуры, российским традициям, культурным и национальным особенностям региона и конкретной территории;

–соответствующему уровню реализуемой АООП НОО;

–направленности на формирование у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных базовых учебных действий;

–установленным направлениям внеурочной деятельности.

В программе «Музыка и движение» соблюдается принцип усложнения материала на разных годах обучения. Темы программы (курса) могут быть одинаковыми на всех годах обучения, но содержательно усложняться.

Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части.

Структура и содержание программы внеурочной деятельности «Музыка и движение» изложено в соответствии с «Положением о программе внеурочной деятельности».

Разделы программы и виды деятельности.

Разделы программы

Виды деятельности

Музыка вокруг тебя

Беседы о музыке, краткие сведения о муз. искусстве и его особенностях. Посещение концертов, выезды в театр, видео-просмотры, аудио-прослушивания(см. учебно-тематический план).

Я красиво петь могу

Сольное и хоровое исполнение, создание оригинальных музыкальных образов(см. примерный репертуар).

Танец-это просто

Танцевальные этюды и упражнения, импровизация танцевальных движений под музыку, элементы народной хореографии, танцевальные постановки (см. примерный репертуар).

Вместе весело играть

Овладения навыками музицирования, игра в ансамбле (см. примерный репертуар)

Фольклор

Знакомство с региональными и местными традициями, праздниками русского народа, оркестровой музыкой, народными инструментами (см. учебно-тематический план).

Творческая мастерская

Музыкально-ритмические игры, танцевальные импровизации, развитие театральных способностей(см. учебно-тематический план).

Радуга талантов

Выступление (репетиции) учащихся и творческих коллективов в праздниках и концертах (см. учебно-тематический план).

Раздел программы «Я красиво петь могу»

Примерный репертуар:                                                                                 «Осень, осень к нам пришла» сл. и муз Л. Мочаловой                                         «Осень милая шурши» сл. С. Еремеева, муз.М. Еремеевой                                  «Дождик» сл. и муз. И. Бейня                                                                 «Журавушка» муз. Г.Вихаревой                                                         «Музыка» сл. И. Исаковой, муз. Г. Струве                                                         «А мы скучали» сл.и муз. Э. Калашниковой                                                 «Господа, с Днём Учителя вас» сл. В. Романов, муз. С. Ранда                                 «Светлячок» муз. Е. Зарицкой сл. М. Пляцковского                                         «Три желания» сл. И. Шевчука, муз. Е. Зарицкой                                                 «Скворушка прощается» сл. М. Ивенсен, муз Т. Попатенко                         «Откуда приходит Новый год» сл. А. Усачева, муз. А. Пинегина                         «Елочке не холодно зимой» сл. и муз. Д. Мигдал                                         «Новогодняя считалка» муз. А. Ермолова, сл. В. Борисова                                 «Медвежий сон» сл. А. Костакова, муз. А. Варламова                                         «Наша Армия» сл. И. Резника, муз. Э. Ханка                                                 «Русский парень» муз. К. Брейтбург                                                          «Песня кавалергарда» муз. Е. Шварца                                                                 «Я точно-точно знаю» нем. нар песня                                                                 «Март в окошко постучал» сл. и муз. Л. Лавренчук                                                     «У мамочки любимой, у мамочки моей» сл. Н.Осошник, муз. В. Осошник                 «На горе-то калина» РНП                                                                         «Бабушка, испеки оладушки» дет. нар. песня                                                 «Горница-узорница» сл. и муз. Т. Мельниковой                                                 «Сыны полков» сл. В.Суслова, муз.Я.Дубравина                                                 «Когда ветераны идут на парад» сл. и муз. З.Роот                                                 «Ты ждешь, Лизавета» сл. Е.Долматовского муз. Н. Богословского                          «День Победы» сл. В Харитонова, муз. Д. Тухманова                                         «Чёрный кот» сл. М. Танича, муз. Ю. Саульского                                                   «С нами друг» сл. Н. Соловьевой, муз. Г. Струве                                                  «Солнечный круг» сл. Л. Ошанина, муз. А. Островского                                 «Дорогою добра» сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова        

Раздел «Вместе весело играть»

Примерный репертуар:

Самостоятельная игра ритмических формул на музыкальных инструментах. Ритмичное проговаривание слов, имен, стихотворных текстов, придумывание на них ритмических рисунков, их исполнение. Ритмическое сопровождение популярных знакомых и народных мелодий и т.п.

Раздел «Танец-это просто»

Примерный репертуар:

Элементы танцевальных движений (шаги, подскоки, движения рук), ориентировка в пространстве, перестроение. Ритмопластика, танец-игра, марш, хоровод, полька, галоп, народные, современные и классические танцы (их элементы).                                                           

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Сроки проведения

Тема

Количество часов

Примечание

Сентябрь

1. Вводное занятие

1

2. Музыка Осени

1

3. Угадай, на чем играют

1

4. Основные жанры музыки

1

Песня, танец, марш

Октябрь

1.Я хочу увидеть музыку

1

2. Композитор, поэт, исполнитель

1

3. Осенний хоровод

1

4. Приглашение к танцу

1

Виды танцевальных жанров (хоровод, полька, вальс)

Ноябрь

1. Знакомый незнакомец

1

Музыкальные инструменты (клавишные, духовые, струнные)

2. Шаг польки, вальса, хоровода

1

3. Поем с друзьями вместе

1

Декабрь

1. Музыка Зимы

1

2.  Мы хотели танцевать

1

3. Я на елку тороплюсь

1

4. Зимние забавы

1

Январь

1. Рождественские чудеса

1

2. Театральная музыка

1

3. Балет

1

Февраль

1.Наша Армия родная

1

2. Виды маршей

1

3. Загадки музыкальных инструментов

1

Барабанная дробь, духовые инструменты

4. Ритмический оркестр

1

Март

1.Весенние заклички

1

2. Мелодии Весны

1

3. Весенние хороводы

1

Апрель

1.Народные танцы

1

Элементы народной хореографии  (ковырялочка, полочка, лесенка, ёлочка)

2. Струнные инструменты

1

3.Муз.-ритм.игры

1

4. Три оркестра

1

(народных инструментов, симфонический, духовой)

Май

1. Марш Победы

1

2. Виды шага

1

Марш, полька, галоп

3. Звуки природы

1

4.Танцевальные импровизации

1

* Темы программы могут быть одинаковыми на всех годах обучения, но содержательно усложняться.

База программы(курса): 

–научно-методическое сопровождение (ШМО, ПДС).

–необходимая оснащенность музыкального зала (оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD и др.).

–выход в сеть Интернет.

-методическая продукция: разработки игр, праздников, конкурсов и т.п.

-библиотечные ресурсы.

–сотрудничество с УДО, учреждениями культуры, родителями.        

Прогнозируемый результат.  

Личностные достижения:  

-умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни, культуры во внеурочной деятельности, участие в школьных мероприятиях (концертах, класса(группы) и т. п).

-интерес к музыкальной, игровой деятельности, искусству танца.

 -продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками, разновозрастными группами детей при решении творческих задач.

- формирование эстетических чувств и потребностей в доброжелательности, отзывчивости, понимании и сопереживании к Другому.

Познавательные достижения:

-овладения навыками музицирования, ритмических движений, хорового пения.

-использование в практической деятельности информации о музыке и ее жанрах, композиторах, танцевальном искусстве, музыкальных инструментах.

- участие в концертной, игровой деятельности (концерты для родителей, участие в праздничных мероприятиях).

Регулятивные достижения:

-формирование сознательного отношения к собственной музыкально-творческой и танцевальной деятельности.    

-умение ставить задачи при восприятии и исполнении музыкальных и танцевальных произведений.

-формирование умения оценки себя и действий партнера в групповой деятельности.

Коммуникативные достижения:

- умение сотрудничать с преподавателем, сверстниками и разновозрастными группами детей в процессе музыкальной, игровой, танцевальной деятельности.

-формирование речевого высказывания в процессе анализа музыкального, исполнительского, танцевального искусства, их оценки.                                  

Приложение

к Программе внеурочной деятельности                                                       «Музыка и движение»

–Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

 –Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

–Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) начального общего образования для всех категорий, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

–Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;

–Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам– образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 17 июля 2015 г.);

–Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;

– Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

– Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;

 –Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;  

–Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года № 81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10

-«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».

Рекомендованная литература:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», типовой программой для специальной (коррекционной) образовательного учреждения VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой образовательной программы ОУ.

2.СанПиН, 2.4.2.1178-02 Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса.

3. Бгажнокова И.М. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0–4 классы. М.: Просвещение, 2011.

4. Бабкина Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа. 2001. № 12.

5. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1–4 классы / под ред. И.С. Артюховой. М.: ВАКО, 2007.

6. Захаров А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М.: Просвещение, 1986.  

7. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Этот удивительный ритм. СПб.: Композитор, 2007.

8.Панова Ж., Жак-Далъкроз Э. Ритм. М.: Классика, 2001.

9.Петрушин В.И. Музыкальная терапия: Теория и практика. М.,1982.

10. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988.

11. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: АПН РСФСР,1947.

12.Учите детей петь / Составители Т. М. Орлова, С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987.

13. Халабузаръ П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. М.: «Музыка», 1990.         

14. Якиманская И.С. Основы личностно ориентированного образования. М.: БИНОМ,2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире звуков и движений"для 1 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире звуков и движений" для 1 класса, обучающихся по ФГОСам....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Жить в движении!»

Танец - это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи ре...

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае

Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса       «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные инспектора движения»

Общая характеристика программы: программа «Юные инспекторы движения» входит во внеурочную деятельность по направлению социализации личности учащихся в обществе. Программа составлена по трё...

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 6 «А»класса «Юные инспектора дорожного движения»

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не о...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные инспектора движения» социальное направление 6 класс На 35 часов 10.07.19

Рабочая программа «Юные инспектора движения» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе приме...