Прграмма по музыке 5 класс
учебно-методический материал по музыке (5 класс)

Прграмма по музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа63.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

I Содержание учебного предмета.

Содержание предмета «Музыка» в 5 классе представлено модулями:

«Музыка моего края»;

«Народное музыкальное творчество России»;

«Русская классическая музыка»;

«Европейская классическая музыка»;

«Связь музыки с другими видами искусства».

В рамках освоения содержания предмета «Музыка» в  5 классах представлена вариативная компоновка тематических блоков.  Изучение  модуля «Музыка  моего края» соотнесено с изучением модуля «Народное музыкальное творчество России», установлены смысловые арки, сопоставлен музыкальный материал данных разделов программы между собой.

модуль «Народное музыкальное творчество России»

Музыка как вид искусства. Интонационно-образная, жанровая, стилевая основа музыки. Интонация как носитель смысла в музыке. Народное музыкальное творчество. Устное народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Богатство  и разнообразие фольклорных традиций нашей страны, особенности восприятия музыкального фольклора своего народа.

Фольклор — народная мудрость. Разнообразие жанров русского фольклора (историческая песня, частушки, календарно – обрядовые песни). Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов - музыкантов (Лель), народные традиции и обряды.

модуль «Музыка моего края»

Народная песня - летопись жизни народа. Жанры народных песен:  плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др. Их интонационно – образные особенности. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность.

Разнообразие детского фольклора: колыбельные песни, потешки, заклички. Разыгрывание народных песен: песня-игра, песня-диалог, песня-хоровод. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек. Выразительное, интонационное осмысленное исполнение русских народных песен.

Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица). Встреча весны. Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш.

модуль «Русская классическая музыка»

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы. Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, знакомство с вокальной баркаролой.

Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс. Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс.

Влияние русской поэзии на развитие романса.  Внимание и любовь к окружающему миру – главная идея в русском музыкальном искусстве. Мир человеческих чувств. Проявление в романсах русских композиторов внутреннего мира человека, его счастья, мечты, одиночества.

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование. Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: “Создает музыку народ, а мы, художники только ее аранжируем”. Раскрытие терминов и осмысление понятий: интерпретация, обработка, трактовка.

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы. Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины.

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы. Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины.

модуль «Европейская классическая музыка»

Музыка связана с окружающей жизнью. Истоки всех искусств едины. Искусство открывает мир – не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в простых словах и понятиях. Искусства различны – тема едина. Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства.

Разнообразие камерно-инструментальной, музыки: каприс. Может ли музыка выразить характер человека? Внутреннее состояние духа, сила творческой энергии, неповторимый внутренний мир великих музыкантов. Характер звучания отдельных инструментов: скрипки.  Выразительные возможности скрипки. Постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения.

Романтизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Расширение представлений о творчестве западно - европейских композиторов – Ф.Шопен. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и выявляет внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.

Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками.(В.Моцарт–Ф.Шопен) Осознание учащимися значимости музыкального искусства, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – В.А. Моцарт и Ф.Шопен. «Реквием». Произведения В.Моцарта открывают бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров.

Классицизм в западноевропейской музыке. Общая характеристика венской классической школы (Л. В. Бетховен).  Восприятие музыки Л.Бетховена, её могучей силы воздействия на человека, побуждая его к преодолению препятствий. Стилистические особенности музыкального языка Л.Бетховена. Воплощение жизненного девиза  Л.Бетховена «От тьмы – к свету, через борьбу – к победе!» в его героической музыке. Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора.

Знакомство с творчеством И.С. Баха на примере жанров прелюдии, фуги, мессы. Стилистические особенности музыкального языка. Жанровое многообразие его произведений. Великая жизненная сила музыки И.С. Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Характер звучания отдельных инструментов. Выразительные возможности органа. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха. Понятие «фуга», «многоголосие».

модуль «Связь музыки с другими видами искусства»

Связь музыки с другими видами искусства. Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Значение слов в песне. Вокализ.

Опера. Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору. Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы - (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).

Балет. Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы. На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты, кордебалет  массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации).

Что роднит музыку с изобразительным искусством. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические). Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи.

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико - эпические) и особенности их драматургического развития. Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Осмысление темы о героических образах в искусстве.

Народные истоки русской профессиональной музыки. Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.

Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГ

ПРЕДМЕТА « МУЗЫКА»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:

Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.

Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий.

Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.

Эстетического воспитания:

восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объёма специальной терминологии.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудового воспитания:

установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

Экологического воспитания:

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства;

смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психо-эмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Познавательные

Базовые логические действия:

устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;

сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;

обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;

выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;

самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого слухового наблюдения-исследования.

Базовые исследовательские действия:

следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.

Работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;

использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.

Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления.

2Коммуникативные

Невербальная коммуникация:

воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;

передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;

эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;

распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.

Вербальное общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;

публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.

Совместная деятельность (сотрудничество):

развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;

понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.

3. Регулятивные

Самоорганизация:

ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;

планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

делать выбор и брать за него ответственность на себя.

Самоконтроль (рефлексия):

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту;

использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и т. д.

Эмоциональный интеллект:

чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.

Принятие себя и других:

уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;

признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни.

Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:

—  осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;

—  воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;

—  сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);

— понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.

Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка» в 5 классе, сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.

Модуль «Музыка моего края»:

знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;

характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края;

исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины.

Модуль «Народное музыкальное творчество России»:

определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к музыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не  менее трёх региональных фольклорных традиций на выбор учителя);

различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;

определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно шумовых инструментов;

объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны.

Модуль «Европейская классическая музыка»:

различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;

определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);

исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;

характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;

характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.

Модуль «Русская классическая музыка»:

различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;

характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;

исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов;

характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.

Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»:

определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;

различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;

импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора;

высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения.

III. Календарно – тематическое планирование с использованием электронных учебно – методических материалов.

5 класс

Дата

План.

Дата факт.

Тема

Количество  часов по теме

Электронные учебно – методические материалы

I четверть  модуль «Музыка моего края» модуль «Народное музыкальное творчество России»

1

 Россия наш общий дом.

1

 Интерактивный урок инфоурок  

https://iu.ru/video-lessons/1385cd48-275c-499c-8869-03ee0650a03b 

2

Богатство и разнообразие фольклорных традиций нашей страны.

1

3

 Фольклорные жанры

1

Интерактивный урок РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7421/start/314768/ 

4

Былины

1

5

 Мир русской песни.

1

Интерактивный урок РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5953/start/226607/ 

6

Музыкальное богатство родного края.

1

7

 Жанры детского фольклора

1

Интерактивный урок РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7370/start/245746/ 

8

 Музыкальные традиции родного края

1

Интерактивный урок РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3994/start/226649/ 

II четверть модуль «Русская классическая музыка»

9

 Жанровое многообразие музыки

1

Интерактивный урок РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7422/start/255312/ 

10

 Вокальная музыка русских композиторов.

1

Интерактивный урок РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7422/start/255312/ 

11

Романса трепетные звуки.

1

12

 Мир человеческих чувств

1

Интерактивный урок РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5271/start/228395/ 

13

 Вторая жизнь песни

1

Интерактивный урок РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7422/start/255312/ 

14

 «Всю жизнь мою несу Родину в душе…»

1

Интерактивный урок РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7423/start/255279/ 

15

 Образы природы в творчестве композиторов

1

Интерактивный урок РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5229/start/226935/ 

III четверть модуль «Европейская классическая музыка»

16

Истоки классической музыки.

1

Интерактивный урок РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4476/start/228196/ 

17

 Мир камерной инструментальной музыки.

1

Интерактивный урок РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7427/start/305962/ 

18

 Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

1

Интерактивный урок РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7419/start/255183/ 

19

Творчество западно – европейских композиторов. Ф. Шопен.

1

20

 «Ты, Моцарт, Бог»

1

Интерактивный урок РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7419/start/255183/ 

21

Мир композитора.

1

22

 Образы борьбы и победы в искусстве.

1

Интерактивный урок РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4475/start/228222/ 

23

Л. В. Бетховен симфония № 5

1

24

 Музыка И. С. Баха, как вечно живое искусство, возвышающее душу человека.

1

Интерактивный урок РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7169/start/308396/ 

25

Мир композитора

1

IV четверть модуль «Связь музыки с другими видами искусства»

26

 Музыка и литература

1

Интерактивный урок РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7420/start/298442/ 

27

 Путешествие в музыкальный театр.

1

Интерактивный урок РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7418/start/255119/ 

28

Опера.

1

29

 Единство музыки и танца.

1

Интерактивный урок РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7418/start/255119/ 

30

Балет.

1

31

 Музыкальная живопись и живописная музыка.

1

Интерактивный урок РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7428/start/254927/ 

32

 «Через прошлое к настоящему» Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование.

1

Интерактивный урок РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7430/start/255247/ 

33

 Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

1

Интерактивный урок РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7431/start/291880/ 

34

 Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

1

Интерактивный урок РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7166/start/254667/ 

Приложение

Воспитательный потенциал урока

5 класс

I четверть

модуль «Народное музыкальное творчество России»

установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

формирование российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

изучение истории отечественной музыкальной культуры на примерах различных  жанров русской фольклорной музыки; 

формирование интереса к освоению музыкальной культуры России;

Модуль «Музыка моего края»

установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;

формирование  интереса к освоению музыкальных традиций своего края,  к особенностям творчества народных,  профессиональных музыкантов и  творческих коллективов Смоленской области;

стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны и родного края;

привлечение  обучающихся к активному участию в музыкально-культурной жизни Смоленского края, в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций.

II четверть

модуль «Русская классическая музыка»

установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям.

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;

воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения  шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

III четверть

модуль «Европейская классическая музыка»

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

понимание ценностей мирового искусства на примере  творчества  великих западно – европейских композиторов.

 развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений западно – европейской  музыкальной культуры,  художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм)

IV четверть

модуль «Связь музыки с другими видами искусства»

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения

развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

формирование восприимчивости к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая прграмма. Алгебра. 8 класс. заочная форма обучения

Рабочая прграмма. Алгебра. 8 класс. заочная форма обучения...

рабочая прграмма для 9 класса в соответствии с ФГОС.

Данная прграмма для 9 класса разработана в соответсвии с федеральным государственным образовательным стандартом....

Рабочая прграмма по музыке 1 класс ФГОС

Рабочая  программа по  музыке для  1-го  класса разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколен...

Рабочая прграмма 10-11 класс

Рабочая программа по английскому языку 10-11 класс ( В.П. Кузовлев)...

Рабочая прграмма 9 -10 класс

Рабочая программа  по английскому языку по курсу "Подготовка в ГИА и ЕГЭ" 9-10 класс....

Рабочая прграмма 2 а класс

Рабочая программа 2 класс  для школ с углубленным изучением английского языка УМК И.Н.Верещагина К.А.Притыкина...

рабочая прграмма для 8 класса

Программа для второго иностранного языка ( второй год обучения)...