МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по музыке

Формирование музыкальной культуры личности, наряду с высокой социальной значимостью классической функции музыкально-эстетического воспитания, выходит на уровень общих духовно-нравственных ценностей и гуманистических убеждений.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методы и приемы воспитания музыкальной культуры у школьников

Как быть, если занятие музыкой - занятие непосредственного общения с музыкой - бывает раз в неделю? А знания и впечатления, полученные детьми на уроке, должны остаться на всю жизнь, должны принести пользу и удовольствие.

Ведь задача занятия музыкой - средствами музыкального искусства воспитывать и развивать у ребят эстетические чувства, правильное представление о прекрасном, расширять их знания, воспитывать высокий художественный вкус. Занятие музыкой - импульс для достижения этих целей. Но творческим лидером должен стать музыкальный руководитель. Он должен стремиться к творчеству, стремиться к движению вперед.

Занятие музыкой нацеливает педагога на воспитание у школьников музыкальной культуры как части их общей духовной культуры. При такой постановке цели музыкального воспитания особенно важно владеть искусством своей профессии. "Есть искусство и есть творчество", - говорил В. Немирович-Данченко. Это противопоставление не случайно. Оно закономерно возникает тогда, когда речь идет не о внешних, а о глубинных творческих процессах в искусстве.

В формировании осознанного восприятия музыки у школьников, выделяют три этапа и их цели:

I этап - формирование адекватного эмоционального отклика на музыкальное произведение;

II - формирование навыка дифференциации (определения, различения) средств выразительности музыкального искусства;

III - формирование целостного восприятия, обогащенного знаниями.

На первом этапе, используются игры, направленные на формирование эмоционально-образного типа мышления (первая группа игр). Основным звеном здесь является понимание эмоционально-образной сферы произведения (например, игры, направленные на дифференциацию образов, эмоций, выражению их в словесной форме, в цветовой гамме, подбор иллюстраций, стихотворений к музыкальному произведению и т.п.). В этой группе игр происходит выход через конкретные образы на обобщенные, абстрактные, что свойственно специфике музыкального искусства (нет реальной наглядности, осязаемости). Следовательно, у детей школьного возраста появляется возможность обозначить чувства и эмоции, которые они испытывают при восприятии музыки, выбрать подходящие образы и их назвать или передать через систему ассоциативных связей, образов-символов.

Во вторую группу включены игры, выдвигающие на первый план освоение средств музыкальной выразительности и формирование способности логически мыслить, понимать зависимость музыкальных образов от этих средств. Так, к этой группе можно отнести игры, предназначенные для развития музыкально-сенсорных способностей, которые основаны на различении тембровой окраски. Особое место среди них занимают музыкально-дидактические игры и пособия, моделирующие звуковысотные и ритмические отношения.

Понимание ритма - способности активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить - предполагает использование музыкально-дидактических игр, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены метроритмической организации музыки с помощью движений. Для развития представлений о продолжительности звуков, возможно использование пособий, моделирующих эти отношения звуков с одновременным воспроизведением мелодии (короткие и длинные палочки или маленькие и большие предметы могут соответствовать коротким или долгим звукам). Следует отметить, что в играх этого типа одновременно с теоретическими представлениями о средстве выразительности на конкретном примере складывается представление о возможных вариантах использования этого средства в различных образах. (Например, при сопоставлении верхнего и нижнего регистров, и определении их конкретной образности формируется представление о том, что верхний регистр характерен для хрупких, прозрачных, маленьких, светлых образов, тогда как нижний регистр соответствует образам тяжеловесным, мрачным, суровым, напряженным, мощным).

На третьем этапе необходимо включать в учебную деятельность игры, предполагающие формы контроля усвоенности знаний и уровня сформированности умения применять их в практической деятельности. Безусловно, во всех этих играх несомненную роль играет музыка. Она усиливает, эмоционально окрашивает переживания детей, связанные с игрой, а потому, одним из главных требований к музыкально-дидактической игре является отбор высокохудожественного музыкального материала, его доступность детскому мышлению. Кроме этого, музыкальный руководитель должен "обеспечить" игру зрительной наглядностью; уметь преподнести игру детям таким образом, чтобы они чувствовали себя естественно, сами были инициаторами последующих действий.

Игра всегда должна сохранять увлекательность, присущую именно этой форме деятельности; давать возможность проявления творческой инициативы, выдумки, находчивости, эмоциональной отзывчивости. В этом ценность игры как средства формирования осознанного восприятия музыки, так как в процессе обучения ребенок ставится в такие условия, которые способствуют эмоциональному обогащению, развитию волевых сторон личности и ее познавательных способностей.

Для того, чтобы школьник лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставить музыкальные образы, в работе используются музыкально-дидактические игры:

Игра "Определи по ритму".

Игровой материал: карточки, на одной половине которых изображены ритмический рисунок, а другая половина пустая, карточки, иллюстрирующие содержание песен, детские музыкальные инструменты (ложки, бубен, колокольчик, барабан, музыкальный молоточек).

Играющим раздается 2-3 карточки.

Ход: Педагог или ребенок исполняет ритмический рисунок песни или пляски (с помощью хлопков или просто стучит музыкальным молоточком по столу, используются деревянные ложки, барабан), например: "Ах вы сени", "Во поле береза стояла" русские народные песни, "Сегодня мамин праздник", Парцхаладзе, "Солнечная капель" Соснин, "Разноцветная игра", "Воробушки" М. Красева.

Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки.

Применения музыкально-дидактических игр и пособий на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно.

Музыкальные занятия строились с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания школьников. При этом принимается во внимание то, что содержание и структура уроков должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты.

В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера.

С целью развития музыкальной культуры необходимо применять:

1. Специальные упражнения для развития всех трёх компоненты музыкальности по Б.М. Теплову.

упражнения на развитие ладового чувства

упражнения на развитие музыкально слуховых представлений

упражнения на развитие чувства ритма

2. Музыко-терапевтические распевки на формулу повышения самооценки, профилактику и развитие правильного дыхания.

3. Систему работы, построенную на интегрировании разных видов искусств:

упражнения для развития музыкальных способностей с использованием ИЗО, (рисование под музыку);

музыкально-хореографические упражнения для развития чувства ритма эмоциональной отзывчивости на музыку;

художественное слово;

Большое значение в формировании музыкальной культуры играет обучение пению. Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях по вокалу, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.

Выбрав песню, педагог должен использовать методы и приёмы, создающие желание исполнять её, при этом перед показом песни, тщательно выучить её, усвоив мелодию и текст. Продумать все динамические оттенки (где быстрее, где заменить темп, динамику, какие фразы и слова выделить, где брать дыхание), а также тщательно выучить аккомпанемент.

Для того, чтобы детям песня непременно понравилась, необходим яркий художественный показ. Можно прослушать песню в исполнении хора в аудиозаписи или на музыкальном диске.

Перед разучиванием нужно сначала выявить наиболее трудные места в мелодии, отработать их отдельно. Выявить и отработать незнакомые и труднопроизносимые слова. Обратить внимание на чистое интонирование, выравнивание унисона, естественное звучание, без форсирования звука, артикуляцию и эмоциональное исполнение.

При разучивании песен необходимо придерживаться следующего плана:

  1. Беседа
  2. Знакомство с песней, название, авторы музыки и текста
  3. Обсуждение характера и содержания песни. Остановка на непонятных местах.
  4. Если есть трудные мелодические обороты, ритмический рисунок, пауза, пунктирный ритм, пропеть отдельно. Для этого сыграть 1, 2 раза трудную часть. Затем дети повторяют вместе с педагогом, затем одни (можно без музыкального сопровождения). На начальном этапе несколько утрировать желаемое качество пения. В процессе разучивания дети запоминают.
  5. Дать указание на исправление ошибок. Пропеть по несколько человек или отдельно девочек, мальчиков. Использовать показ чисто интонирующих детей.
  6. Пропевание мелодии на определённый слог (без слов) или с закрытым ртом.
  7. Работа над дикцией, паузами, динамическими оттенками.
  8. Выразительное исполнение песни со всеми музыкальными штрихами.

В работе над развитием музыкальных способностей детей большое внимание уделяется распеванию и разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, ладотонального слуха, чувство тяготения к тонике, чувство ритма, дикции, артикуляции и мимике, тембрового слуха дыхания.

Учитывая, то дети школьного возраста все ещё любят игровые моменты, необходимо подбирать упражнения таким образом, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или элемент игры, могло заинтересовать детей, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности пения. Эти упражнения готовят школьников к преодолению различных певческих трудностей, помогают развивать музыкальный слух и голос. В процессе работы дети учатся различать оттенки музыки, лад, развивают чувство тяготения к тонике в песенном творчестве.

Например, упражнение "Мальчик и пальчик".

Плачет мальчик, ушиб свой пальчик. (Придумать мелодию в миноре) А-А-А-А…

Завязали пальчик, засмеялся мальчик. (Придумать мелодию в мажоре) Ха - Ха - Ха - Ха…

Эмоциональное исполнение песни - залог того, что дети полюбят её, будут петь охотно и выразительно. Кроме того, без эмоционального компонента музыкального слуха невозможно развить музыкальные способности детей. С этой целью можно предложить детям упражнение “Испорченный телевизор”, которое целесообразно проводить со всей группой одновременно. Перед выполнением упражнения, настраивая школьников на выразительное пение, предложить детям представить что они выступают по телевизору, но по техническим причинам телевизор испортился (не стало звука). Зрители смотрят детей по телевизору и должны без звука, по артикуляции, мимике и настроению детей узнать, о чём песня, понять слова.

Занятия пением должны приносить не только радость и положительные эмоции, но и производить психопрофилактический характер, создавать возможность для самовыражения. Специальные распевки по музыкотерапии В. Н Петрушина повышают жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, умение раскрепощаться. Эти упражнения на формулу повышения самооценки помогают неуверенным и стеснительным детям.

“Только смеяться”

Только смеяться и улыбаться!

Крепко держаться и снова смеяться!

“Я хороший”

Я, я, я хороший! Ты, ты, ты хороший!

Я, я, я с тобой! Ты, ты, ты со мной!

“Да и нет”

Нашему здоровью - да, да, да!

А всему плохому - нет, нет, нет!

Так постепенно школьники приучаются к музыкальному искусству, учатся красиво петь, а это очень важно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания и интересы. Становится богаче и разнообразнее их духовный мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Становление проблемы воспитания музыкальной культуры школьников.

Возможное применение музыкально-рациональной психотерапии для детей с психофизиологическими отклонениями....

"Развитие восприятия музыки как основы воспитания музыкальной культуры школьников"

Статья "Развитие восприятия музыки как основы воспитания музыкальной культуры школьников"Одна из основных задач уроков музыки в общеобразовательной школе – учить основам слухового восприятия музыки.Во...

Развитие восприятия музыки – основа воспитания музыкальной культуры школьников

«Музыка — одно из сильнейших орудий воспитания каждого человека», — писал Д.Д. Шостакович. Музыкальное искусство в обществе содействует его гуманизации и участвует в эстетическом наполнении общественн...

Методы и приемы детского музыкального образования

Каждый ребенок - индивидуальность, и, поэтому, к каждому ученику нужен особенный подход. В этой статье рассказывается о трех основных методах, применяемых при обучении детей музыке....

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Музыкальная память представляет собой сложный комплекс различных видов памяти, но два из них – слуховой и моторный – являются для нее самыми важными....

Статья Якутина Здоровьесберегающие методы и приемы в музыкально-образовательной деятельности в ДОУ

Применение здоровьесберегающих методов и приемов в музыкально-образовательной деятельности ....